КОНФИСКАЦИЯ -
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО СУДА
Кто-то из древних сказал, что тяжело жить в эпоху перемен. В России перемены также идут с тяжелыми последствиями для ее граждан.
Целью настоящей публикации является оказание помощи простым гражданам-рыбакам в защите их прав,
которые не редко умышленно или неосторожно нарушаются различными государственными органами и должностными лицами.
|
Изменение практически всех Российских законов (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Законы о шельфе и исключительной экономической зоне, значительные перемены в Кодексе об административных правонарушениях и т.д.), появление новых контролирующих органов, таких как морские инспекции Федеральной пограничной службы и Комитета по охране природы, которые наряду с органами рыбоохраны занялись контролем промысловой деятельности - всё это не могло не сказаться на правовом статусе рыбака. Всем вышеперечисленным органам представлено такое громадное количество прав, что кажется и спорить-то с ними невозможно, однако это далеко не так. На стороне граждан стоит основной закон страны - Конституция Российской Федерации. В статье 46 Конституции прямо говорится о том, что вашим правам и свободам гарантированна судебная защита, а в пункте 2 этой статьи непосредственно указано: "Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд."
Бытует заблуждение, что обращение в суд - пустая трата времени. Действительно суды в настоящее время чрезвычайно загружены, но решение суда не зависит от сроков рассмотрения дела и в случае действительного нарушения ваших прав, безусловно, будет в вашу пользу. Кроме этого незаконные действия должностных лиц вы можете обжаловать и в прокуратуру. Прокурор опротестует незаконное решение, более того может возбудить уголовное дело, если в действиях лиц, нарушивших ваши права, есть состав преступления.
О чем необходимо помнить при возникновении ситуации, когда какое-либо должностное лицо пытается привлечь вас к административной ответственности. Главное это то, что вы не обязаны доказывать свою невиновность, наоборот, должностное лицо должно четко и убедительно изложить доказательства вашей вины. Для начала хотелось бы поговорить о наиболее часто нарушаемом праве рыбаков - праве на собственность. Для примера приведем две ситуации. Что-то подобное, возможно, происходило или могло произойти с вами.
Ситуация первая. Вас останавливают на дороге сотрудники одной из природоохранных организаций, официально представляются и показывают свои надлежащеоформленные удостоверения. Представители власти опрятно одеты, чисто выбриты, трезвы, рядом в кустах может стоять милицейская машина, возле которой несколько человек частенько даже в милицейской форме, а не в "камуфляже" лениво перевешивают с плеча на плечо "Калашникова". В общем все официально, волноваться нечего - вы натолкнулись не на бандитов, а на "государевых людей", которые и от бандитов защитят и в беде помогут. Но вот беда: у вас в рюкзаке лежит рыболовная сеть (пусть она новая, сухая, ни разу не использованная, но это сеть) - запрещенное орудие лова. Или, предположим, в багажнике вашей машины оказывается мешок с только что купленной в рыболовецкой бригаде рыбой или полиэтиленовый пакет икры килограмма этак на три. Результат этой встречи в большинстве случаев одинаков. У вас заберут и рыбу, и икру, и сеть. Мало того, составят протокол об административном правонарушении с перспективой получить штраф до 800 рублей. На ваши просьбы не составлять протокол кто-то может и согласится и отпустит вас "с миром", но без рыбы, икры и сети.
Ситуация вторая. Вы капитан судна, допустим транспортного, (хотя оно может быть и промысловым и обрабатывающим) перевозите продукты промысла судов вашей компании или собственные из района лова в порт. На переходе ваше судно останавливает пограничный корабль, с него к вам на борт прибывает высадочная группа, которая, осмотрев все судно, находит ряд несущественных, не связанных напрямую с ловом рыбы, но реальных нарушений, таких как неправильное ведение судовой документации, затертое во время швартовок название суда, несвоевременное представление каких-либо никому не нужных данных, неправильная маркировка тары (допустим на ящике написано "вес нетто 10 кг", а на самом деле в ящике окажется 10,1 кг) и т.д. и т.п. Результат этой встречи будет похож на результат предыдущей: у вас заберут вашу или перевозимую вами продукцию и оштрафуют, но в отличие от первой ситуации сумма штрафа будет на порядок больше. Опять же вы можете уговорить инспектора не составлять протокол или ограничиться на первый случай вместо штрафа предупреждением, это возможно, но продукцию у вас изымут в любом случае. И как бы вы не доказывали, что при заполнении промысловой документации без какого-либо злого умысла была допущена простая описка, в результате которой судно по документам оказалось не в море, а у подножья Ключевского вулкана. Или что вы только несколько часов назад стояли ошвартованы с другим судном, и его кранец стер за время стоянки несколько букв в названии на борту вашего судна. А вы не успели обнаружить эту неприятность, или, обнаружив, не смогли дописать эти две буквы ввиду штормовой погоды и ночного времени суток. Или что вы честно выловили разрешенное количество рыбы (что, в принципе, и не оспаривается), но в связи с тем, что тушки рыбы и конечности краба имеют различный вес, их просто физически нельзя разложить по ящикам с одинаковым весом. Да это и нет необходимости делать, поскольку эта продукция является вашей законной собственностью, и кому какое дело до того, куда и в каких количествах вы ее складываете. Все вышеперечисленное может повлиять только на сумму штрафа, продукция же будет изъята несмотря ни на что.
Что общего в этих ситуациях и что можно сделать, чтобы защитить свои права?
Общее здесь одно: и в том и в другом случае должностными лицами грубо нарушены ваши конституционные права, гарантированные статьей 35 Конституции Российской Федерации. В ней говориться следующее:
Статья 35
1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
4. Право наследования гарантируется.
(выделено редакцией "Т.В.")
Т. е., как вы понимаете, вас лишили собственности должностные лица, а не суд, а значит эти действия были незаконны. В том, что лишение собственности является исключительно прерогативой суда, можно также убедиться, прочитав ряд статей КоАП (Кодекса об Административных Правонарушениях), где четко определены права должностных лиц природоохранных органов. Вот эти статьи:
Статья 224.9. Органы пограничной службы Российской Федерации.
Органы пограничной службы Российской Федерации рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 56.2, 56.3, 57.1, 84.5 и 84.6, 165.8 (в части наложения штрафа), 183, 183.1 (в части наложения штрафа и административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства), 183.2 (в части наложения штрафа) и 183.3 настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации вправе:
1) за нарушение действующих стандартов (норм, правил) или условий лицензии, регламентирующих разрешенную деятельность на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований, предусмотренных разрешением или международными договорами Российской Федерации, самовольное изменение программы морских научных исследований на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, незаконную передачу минеральных или живых ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны Российской Федерации физическим или юридическим лицам иностранных государств, а равно иностранным государствам, нарушение правил захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации - директор Федеральной пограничной службы Российской Федерации и его заместители, начальники региональных управлений Федеральной пограничной службы Российской Федерации и их заместители - штраф в размере до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда; начальники пограничных отрядов, командиры воинских частей пограничного контроля, морских соединений и воинских частей, старшие государственные инспектора органов морской охраны - штраф в размере до пятисот минимальных размеров оплаты труда; командиры пограничных кораблей (катеров), государственные и участковые инспектора органов морской охраны - штраф в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда;
2) за невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Российской Федерации или должностных лиц органов охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации об остановке судна или воспрепятствование осуществлению этими должностными лицами возложенных на них полномочий, в том числе на осмотр судна,- директор Федеральной пограничной службы Российской Федерации и его заместители, начальники региональных управлений Федеральной пограничной службы Российской Федерации и их заместители - штраф в размере до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда; начальники пограничных отрядов, командиры воинских частей пограничного контроля, морских соединений и воинских частей, старшие государственные инспектора органов морской охраны - штраф в размере до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда; командиры пограничных кораблей (катеров), государственные и участковые инспектора органов морской охраны - штраф в размере до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
В статье 219.2. КоАП указаны права должностных лиц по охране окружающей среды, а в статье 220 КоАП - права должностных лиц органов рыбоохраны, и те и другие ничем не отличаются от прав пограничников. За одно и то же нарушение одинаковые санкции.
Как видите, никто, начиная с главного пограничного начальника в темных очках и с кучей генеральских звезд на погонах и кончая за-штатным инспектором, не имеет права конфисковать вашу собственность. И даже если вы занимались отъявленным браконьерством, это право принадлежит исключительно суду, а все перечисленные в вышеуказанных статьях лица могут вас только оштрафовать.
Возникает вопрос, что же делать в подобных ситуациях?
Ну, во-первых, после встречи с "государевыми людьми" у вас взамен вашей собственности должны остаться определенные документы, иначе эта встреча будет считаться обыкновенным "гоп-стопом" (как выражается определенный контингент). Этими документами могут быть акт, справка, опись-оценка и другие документы, подтверждающие, что на вас составлен протокол об административном правонарушении и у вас на время производства по делу об административном нарушении изъято определенное имущество, ну и, безусловно, вам обязаны вручить копию составленного протокола.
О месте и времени рассмотрения вас обязаны известить, если это касается рек и внутренних водоемов. Когда протокол оформляется в море за нарушение правил работы на шельфе или в экономической зоне, постановление выносится на месте, так как и протокол и постановление находятся на одном бланке. Как только будет рассмотрено ваше дело и по делу будет вынесено определенное постановление должностного лица, ваше имущество должно быть вам возвращено. Поскольку лицо, выносящее постановление по вашему делу, обязано, согласно ст. 261 того же КоАП, "...решить вопрос об изъятых вещах и документах". А это лицо может вынести только три решения:
1. Подвергнуть вас административному взысканию в виде штрафа и вернуть изъятые у вас вещи.
1.2. Не подвергать вас административному взысканию в виде штрафа и вернуть изъятые у вас вещи.
1.3. Передать дело на рассмотрение в суд.
В любом случае, кроме третьего, вы имеете право получить свое имущество.
Что касается передачи дела в суд, то практика показывает, что в большинстве случаев суд отказывает природоохранным органам и выносит постановления в пользу мнимых или действительных нарушителей. В пользу первых вследствие их невиновности, а в пользу вторых обычно из-за некачественного составления первичных документов, главным образом протоколов. Поэтому, зная собственные недостатки, природоохранные организации стараются не доводить дела до суда. Так что, если ваше дело попало в суд и оно подобно приведенным выше ситуациям, то считайте, что на 99 % оно уже выиграно.
Если вы отъявленный неудачник и попали в этот 1 %, знайте, что решение суда - это не окончательное решение по делу, его может опротестовать прокурор.
Говорить о втором решении не имеет смысла, поскольку все возвращено и никаких претензий к вам никто не имеет.
Что касается первого случая, когда имущество возвращено, но вы оштрафованы, то здесь вы можете обжаловать в суд или прокуратуру действия должностного лица, подверг-шего вас штрафу.
Если же вас подвергли штрафу и не возвратили имущество, знайте, что эти действия незаконны. Смело пишите заявление в суд или прокуратуру, а лучше в обе инстанции сразу. И та и другая инстация обязаны принять меры к отмене незаконных решений и восстановить ваши права относительно вашего имущества.
Если у вас возникли вопросы по данной публикации, либо связанные с данной темой, обращайтесь в редакцию газеты "Тихоокеанский вестник" по адресу: 683024, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Королева, д. 58, офис 202. Справки по телефонам 11-90-45, 11-90-47, 11-90-55, в будние дни с 9 до 18 часов. Мы постараемся ответить на ваши вопросы самостоятельно, либо обратимся с просьбой ответить на них к адвокатам, в прокуратуру, к специалистам в области охраны природы.