ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОР КАМЧАТКИ СЕРГЕЙ ТИМОШЕНКО:

ОДИН КАМЧАТСКИЙ РЫБАК ДАЕТ РАБОТУ ОДИННАДЦАТИ ЖИТЕЛЯМ ПОЛУОСТРОВА

- Сергей Васильевич, в приморской печати, особенно той, которая выражает интересы губернатора Приморья Е.И. Наздратенко и холдинговой компании "Дальморепродукт", все резче звучит тема сепаратизма ряда рыбацких регионов Дальнего Востока, и в первую очередь Камчатки. Как вы к этому относитесь?
- К тому, что пишут? Весьма отрицательно. Потому что мы не за разрыв региональных связей, и не за противопоставление собственных интересов интересам другой территории, являющейся, как и мы, частью России. Мы за усиление дальневосточных регионов: как всех вместе, так и по отдельности каждого.
А усиление Камчатки мы видели и видим в развитии рыбопромышленного комплекса области. Изначально и по сей день администрация Камчатки в своем отношении к рыбным биоресурсам исходит из такого понятия, как "приоритет", и добивается, чтобы это понятие было закреплено на основе самых разных Законов Российской Федерации.
Мы исходим из того, что рыбные ресурсы морских акваторий, прилегающих к побережью Камчатки, являются ОСНОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО НА ЭТИХ ПОБЕРЕЖЬЯХ.
И коренного населения, и населения пришлого.
Кто бы и какие бы концепции и планы развития Камчатки - и радужные, и самые пессимистичные - не рисовал, все специалисты, да и неспециалисты тоже, не видят для Камчатки никакого иного реального пути развития, кроме развития рыбной промышленности.
Стоит только вдуматься - в структуре промышленного производства Камчатки рыбная промышленность занимает около 60 процентов. И в то же время - через инфраструктуру - один рыбак Камчатки обеспечивает занятость (а это значит и доход!) одиннадцати жителям Камчатки. Один к одиннадцати.
В каком регионе еще существует подобная зависимость населения от рыбы?
Вот под рукой у меня данные за прошлый год: 23,1 тысячи рыбаков (14,2 % от общей численности работающих на Камчатке) за счет налоговых и других обязательных платежей обеспечивает работой 14,8 тысяч работников в организациях бюджетной сферы, а также в учреждениях образования и здравоохранения, находящихся на внебюджетном и смешанном финансировании. Более 81 тысячи человек в отраслях экономики, включая отрасли инфраструктуры, обеспечивают работу рыбацких предприятий, а также проживание непосредственно связанного с рыбной промышленностью населения (энергетика, транспорт, связь, торговля, сельское хозяйство и другие направления в структуре потребительских расходов).
За счет начислений ( без учета фактических платежей) в пенсионный фонд Российской Федерации с предприятий рыбной отрасли в области можно обеспечить выплату пенсий 18 из 72 тысяч пенсионеров. За пределами области централизуемая часть рыбацких платежей может обеспечить выплату пенсий еще 11 тысячам пенсионеров. С учетом финансируемой рыбаками инфраструктуры рыбная промышленность формирует пенсионное обеспечение не менее чем 50 тысячам человек в области (69 % проживающих здесь пенсионеров) и 30 тысячам пенсионеров за пределами Камчатки.
С учетом сложившегося в области коэффициента семейственности и структуры занятости в домашних хозяйствах, рыбная промышленность Камчатки прямо и косвенно обеспечивает доходами по меньшей мере 59 процентов проживающего населения. С поправкой на дислокацию подразделений силовых структур этот показатель может составить порядка 66 процентов. Это результаты прямого расчета. В целом рыбная промышленность сегодня формирует экономическую основу проживания на полуострове практически всего (не менее 80 процентов) населения. В такой степени зависимого от рыбной промышленности региона в Российской Федерации больше нет.
Поэтому стабильность в развитии рыбопромышленного комплекса области - это вопрос не только достойной жизни, но и достойной смерти (когда мы говорим о наших ветеранах труда, о пенсионерах).
Ведь кинули же в свое время благожелатели клич: "Перевести Камчатку на вахтовый метод!"
Было дело. И концепции писались, и пояснительные записки в Правительство, опережая реальную действительность, сыпались, как из рога изобилия. Народ сорвался с мест, особенно на побережье, и помчался сломя голову на материк.
Но прошло несколько лет и этот же самый народ начал потихоньку возвращаться назад, потому что его никто и нигде не ждал. Если у кого и было жилье, то не было работы. И наоборот.
Мы сделали в свое время расчеты и подсчитали - чтобы перевести Камчатку на вахтовый метод и выселить "лишнюю" - непроизводственную, непродуктивную, с точки зрения рыночной экономики, - часть населения, потребуется ни много, ни мало, а 150 тысяч долларов на каждую из этих душ, чтобы создать где-то на материке благоприятные условия для жизни и работы каждого из переселенцев.
150 тысяч долларов на человека. И тогда мы сможем успешно реализовать программу переселения той части населения Камчатки, которая не просто хочет уехать и жить на материке, но которая и нуждается в этом, которой необходимо уехать по состоянию здоровья, в связи с преклонным возрастом и т.д.
И при всем при этом, как показывают наши расчеты, количество населения полуострова не уменьшится, а останется постоянным - в пределах 300-350 тысяч человек.
Это и коренное население, и та часть некоренного, для кого Камчатка - родина, и другая его часть, для кого лучше Камчатки нет места на всей планете:
И вот эти люди должны на Камчатке каким-то образом ВЫЖИВАТЬ. А лучше, конечно, жить в нормальных социальных и экономических условиях.
Что нужно для этого - только стабильные рыбные квоты в соответствии с потребностями области. Постоянные, с перспективой роста. На худой конец, просто постоянные.
И нет у Камчатки иной какой-либо альтернативы. У Камчатки и Корякии. Они сегодня на Дальнем Востоке наиболее зависимы от рыбы. И это было всегда. До рождения рыбной промышленности. И после ее рождения тоже. Всегда и на долгие, реально проглядываемые годы и десятилетия вперед.
У Приморья, Хабаровского края, Магаданской области, даже Чукотки и Сахалина есть альтернатива. У Камчатки ее, я подчеркиваю это, в реально осознаваемое время, НЕТ.
Отсюда и наши подходы к таким понятиям, как приоритет при распределении сырьевых ресурсов для приморских территорий. Отсюда и наши расчеты: как обеспечить нормальную жизнедеятельность для 300-350 тысяч реального населения Камчатки.
Мы уже говорили, что один работающий в море камчатский рыбак обеспечивает одиннадцать рабочих мест на берегу. На его долю в общекамчатской квоте приходится примерно 40 тонн рыбы и морепродуктов.
Для обеспечения занятости всего населения Камчатки нам необходимо создать еще 5 тысяч рабочих мест в рыбной промышленности. Но для этого в течение пяти лет мы должны быть гарантированы в получении дополнительных 200 тысяч тонн рыбы и морепродуктов, которые и обеспечат работой рыбаков и, соответственно, ту часть населения полуострова, которая в этом нуждается.
Но это еще не все. Залатав главную дыру, мы (а этот процесс уже идет и достаточно активно) все больший и больший производственный акцент в рыбной промышленности полуострова делаем на прибрежное рыболовство - создаем мощнейшую береговую рыбоперерабатывающую базу.
Что это нам дает?
Во-первых, глубокую переработку, то есть извлечение из одного и того же традиционного сырца все более и более качественного и дорогостоящего товара для мирового рыбного рынка.
Во-вторых, мы вкладываем в цену этого товара и энергетические затраты. И это очень важно. Сегодня мы переживаем различного рода топливно-энергетические кризисы, потому что полученная энергия на полуострове безумно дорога, а главное неокупаема (в структуре промышленного производства энергетика стоит на втором месте и занимает 26 процентов). Вложенная в товар эта энергия становится покупаемой, и мы начинаем ею торговать. И это очень важно.
И я не строю сейчас воздушных замков. Это реальность нормального рынка. На Камчатке уже действуют семь крупных рыбоконсервных заводов, а различных рыбоперерабатывающих заводов расплодилось столько, что мы уже и со счета сбились.
То есть сама жизнь диктует нам свои законы, и мы должны их только грамотно и правильно применять.
- Сергей Васильевич, был период в начале 90-х годов, когда каждый рыбацкий регион Дальнего Востока мог ловить рыбы, сколько хотел. Было совсем как с ельцинской демократией: "Бери, сколько хочешь!".
Но так же плачевно все и закончилось: началась межрегиональная свара.
Как сегодня выйти из этого положения? И возможно ли вообще из него выйти, ведь количество рыбопромыслового флота стремительно растет (да еще сколько планируют построить), а количество рыбы резко уменьшается?
- Пока вообще не произошел экологический взрыв в Охотском и Беринговом (минтаевых и крабовых) морях, мы просто обязаны уменьшить возможности нашего добывающего флота.
Да, на прикол. Да, на гвозди. Да, в открытый океан, в экономические зоны других государств:
НО: В этом должна быть государственная воля, государственное видение перспектив развития рыбопромышленного комплекса Дальнего Востока, в частности и рыбной отрасли страны в целом. То есть это должна быть долгосрочная федеральная политика.
Давайте начнем с самого начала.
У нас мощности рыбодобывающего флота выше, чем реальные ресурсные возможности исключительной экономической зоны России на Тихом океане.
Что мы должны сделать, заботясь и о рыбаках, и о рыбе?
Мы должны привести все в СООТВЕТСТВИЕ, т.е. рыбодобывающие мощности должны соответствовать РЕАЛЬНОМУ состоянию рыбных ресурсов.
Прежде так оно и было: мы делали расчеты и на основе этих расчетов (прогнозирования) определяли стратегию и тактику развития отрасли (освоение новых промысловых районов, строительство рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих судов:), то есть принцип соответствия был основополагающим.
В девяностые годы мы заменили "соответствие" (или "баланс") на "анархию", перейдя из планового социализма в дикий (или дичайший) капитализм. И теперь пожинаем плоды.
В диком капитализме у нас произошел и дикий же перекос - диспропорция - между фактическим состояние ресурсов и состоянием рыбодобывающего флота.
У нас КОЛОССАЛЬНЫЙ ПЕРЕИЗБЫТОК флота. Исходя из этого у нас и КОЛОССАЛЬНЫЙ ПЕРЕЛОВ рыбы и морепродуктов, о чем неустанно сообщают средства массовой информации. А потому мы просто обязаны сегодня ликвидировать эту диспропорцию и привести все в соответствие. Обязаны, ибо наша лодка (то бишь отрасль) имеет уже такой крен, что тут и перевернуться недолго.
Если же подходить разумно (как и должно), то мы можем предотвратить общую для всех нас беду (аукнется-то очень громко во всех регионах, да и по всей России!). Можем еще успеть. Но одних желаний здесь мало - не тот случай. Интересы слишком многих здесь переплелись так крепко, что узел, может быть, и не развязать - рубить нужно.
Поэтому и требуется государственная воля, выраженная в желании сохранить для России рыбацкие регионы Дальнего Востока.
А что делать, мы знаем.
Первое - вывести иностранный флот, от деятельности которого пользы России на медный пятак против золотого нашего червонца, который бы нам и в собственном кошельке не был бы помехой.Что же касается деятельности тех иностранных судов, что работают по межправительственным соглашениям, то, прежде всего, нужно пересмотреть сами эти соглашения: и если российские рыбаки не заявляют своего горячего желания ловить в экономзоне тех иностранных государств, с которыми имеются соглашения, ту рыбу, которая нам предлагается взамен российского минтая, палтуса, трески, то такие соглашения нужно разрывать - они не в пользу России. Думаете рыбаки БАМРа от хорошей жизни пошли ловить лемонему? Они, я уверен, тоже не прочь в своих водах минтай ловить, а не отдавать его кому-то:
Второе: крупнотоннажный флот должен иметь государственную экономическую поддержку на добычу рыбы и морепродуктов в экономических зонах других государств - сами они не смогут осилить эту программу, а из Охотского моря уйти им придется, иначе среднему и малому флоту вообще негде будет работать.
Наши соседи - японцы, корейцы, китайцы - активно занимают наши же ниши в рыбопромысловых районах Мирового океана, которые мы когда-то и начинали осваивать. Мы сдаем позицию за позицией и у берегов Южной Америки, и у берегов Африки:
Это же относится и к супертраулерам испанской постройки. Лучший вариант разделить "испанцев" по регионам взамен устаревшего флота, коли государство уже понесло из-за них такие колоссальные расходы. И - в любом случае, при любом раскладе - направить их за пределы исключительной экономической зоны России. Чем сейчас занимаются эти "голубые" - утюжат карагинские свалы Берингова моря, то есть забираются в традиционные промысловые районы малого флота, подрывая экономику береговых предприятий, национальных рыбопромысловых артелей Корякии, таких, например, как колхоз имени Бекерева, которому в этом году исполняется 70 лет. А вот до 100-летия колхоз может и не дожить.
И третье. Оставшееся количество добывающего флота должно быть сокращено в соответствии с возможностями сырьевой базы. Но при этом рыбодобывающая компания должна иметь квоты не на одну путину, как сейчас, а минимум на пять, лучше на десять лет вперед. Это, конечно, не могут быть абсолютные цифры (общие квоты сейчас ежегодно снижаются), но это могут быть конкретные проценты от регионального (краевого, областного, окружного) ОДУ. Тогда и только тогда у рыбопромышленной компании будет реальная перспектива (даже и при дальнейшем общем сокращении традиционной сырьевой базы) - компания будет заранее определять свои возможности, выстраивать стратегию, отрабатывать тактику, завоевывать рыбный рынок, усовершенствовать производство, строить флот, расширять районы промысла или видовое разнообразие добываемого сырца:
Это касается всех дальневосточных регионов. А ликвидируя диспропорцию между возможностями рыбодобывающего флота и сырьевой базы, мы сможем восстановить и относительный порядок, уравновесив, сбалансировав реальные возможности каждого из регионов, исходя из конкретных экономических возможностей и конкретных государственных задач каждого из них, которые, безусловно, будут разные.
- Сергей Васильевич, вроде бы мы все, я имею в виду и дальневосточников, и россиян в целом, за разумное, доброе, вечное, но, как правило, судя по фактам, по результату экономических реформ, судя по самой нашей жизни, что-то ни разумного, ни доброго, ни вечного не предвидится на ближайшую перспективу. Не видится ли вам такая вот картина завтрашнего дня: экологическая катастрофа, после которой все хватаются за голову и приводят все "в соответствие"?..
- Но ведь можно и избежать этого. Мы предложили, например, регионам и правительству наше - камчатское - видение порядка установления правил и норм рационального использования, сохранения и воспроизводства живых водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в зонах иностранных государств и в районах действия международных конвенций по рыболовству. Проект был опубликован в прошлом номере вашей газеты, вынесен для обсуждения и распространен по всему Дальнему Востоку.
Это уже конкретика.
Без единых принципов, которые мы должны выработать сообща, всем рыбацким миром, мы обречены потерять ресурсы.
Но я вижу, что в регионах тоже обеспокоены тем, что может скоро случиться. Свой проект Закона "О рыболовстве" предложили сахалинцы. Приморские рыбаки заговорили об объединении дальневосточников.
То есть идет консолидация здоровых рыбацких сил, по крайней мере между Ассоциациями рыбопромышленников. Только очень уж медленно идет этот процесс. Тут, действительно, как бы не опоздать:

Вел интервью
Сергей ВАХРИН