Недавно на комитете по природным ресурсам Камчатского областного Совета народных депутатов был рассмотрен любопытный документ (ниже мы его публикуем) о том, что, пользуясь своим влиянием на первое лицо государства, некое третье государственное лицо решило заняться вместо зеленой нивы нивой голубой. Камчатские депутаты были озадачены: с одной стороны, если президент примет положительное решение, то где взять столько квот - разве что отобрать у дальневосточников, а с другой стороны - существует ведь Конституция и Законы Российской Федерации, которые должны распространяться не только на абстрактных россиян, но и россиян конкретных - "номерных".
Мнение камчатских депутатов разделили и рыбаки Дальнего Востока - ниже мы публикуем отклики приморских и сахалинских рыбаков.
АССОЦИАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЛАСТЕЙ ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ЧЕРНОЗЕМЬЕ"

394000. г. Воронеж, ул. Ф.Энгельса, 18, тел.(0732) 55-14-16, факс 55-08-67,
Президенту Российской Федерации,
Председателю Правительства
Российской Федерации
Путину В.В.

О принятии правительственного решения
"О реализации комплексной программы по обеспечению населения Центрально-Черноземного региона РФ океанической рыбной продукцией и морепродуктами, восстановлению и строительству, развитию судостроения для прибрежного и океанического лова рыбы"
Уважаемый Владимир Владимирович!
В соответствии с решением Ассоциации экономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного региона Российской Федерации "Черноземье" общество с ограниченной ответственностью "Орловская транспортная экспедиторская компания" проводит целенаправленную работу по решению вопросов межрегиональной интеграции, восстановлению связей между субъектами Российской Федерации, укреплению международных отношений, в частности, по выходу на страны Азиатско-тихоокеанского региона и Тихоокеанского побережья США. ООО "ОТЭК" занималось поставками угля, нефтепродуктов, продовольствия и материально-технических средств в Дальневосточный регион как для нужд населения, так и по заявкам Министерства обороны РФ.
ООО "ОТЭК" имеет глубоководные морские торговые порты, способные к принятию судов водоизмещением до 50 тыс. тонн в следующих пунктах:
  • - Приморский край, г. Владивосток, бухт Большой, Улисс - три причала;
  • - Хабаровский край, г. Советская Гавань;
  • - Камчатская область, г. Петропавловск-Камчатский - пирсы в бухтах Раковой и Ильичевка;
  • - Сахалинская область, г. Корсаков - пирс Северный с тремя причалами.
    Наличие глубоководных портов позволяет Ассоциации "Черноземье", прежде всего, реализовать весь спектр возможностей владельцев таких портов:
  • - добывать и перерабатывать рыбу и морепродукты;
  • - строить и эксплуатировать суда для океанического и прибрежного лова; перерабатывать и хранить грузы;
  • - производить таможенные и иные операции.
    Кроме того, это позволяет решать ряд экономических, финансовых и социальных проблем.
    Главным стал вопрос по добыче рыбы и морепродуктов и поставке их к столу россиян в регионы Черноземья по умеренным ценам.
    ООО "ОТЭК" проделало определенную работу в этом направлении. Созданы центры в городах Орле, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском, Южно-Сахалинске, связанные единой компьютерной сетью для динамичного обмена информацией.
    На собственные средства приобретены два судна прибрежного рыболовства и подписаны договоры с фирмами на аренду десяти судов для океанического лова. Безусловно, поставка рыбопродуктов начнется в ближайшее время.
    Для реализации комплексной программы по обеспечению населения Центрально-Черноземного региона дешевыми морепродуктами просим Вас принять Постановление Правительства РФ, согласно которому:
    1. ООО "Орловской транспортной экспедиторской компании" будет выделена квота на добычу морских биологических ресурсов в следующих объемах:
  • а) в 2000 году в объеме - 30 тыс. тонн
  • б) в 2001 году и последующие годы - 100 тыс. тонн.
    2. Государственным унитарным рыбодобывающим предприятиям Министерства обороны РФ будет выделена квота для освоения судами ООО "ОТЭК" с дальнейшей поставкой продукции в гарнизоны ТОФ и ДВО в следующих объемах:
  • а) в 2000 году - 23 тыс. тонн;
  • б) в 2001 и последующие годы - 50 тыс. тонн.
    3. О передаче ОАО "Владивостокская база рефрижераторного и тралового флота", находящегося в процессе банкротства, ООО "ОТЭК".
    4. О передаче конфискованных в Петропавловске-Камчатском судов за незаконный промысел в территориальных водах РФ. Впоследствии конфискованные суда передавать для пополнения флота рыбодобывающей компании Ассоциации "Черноземье".

    Президент Ассоциации "Черноземье"
    Е.С. Строев

    АО "ДАЛЬРЫБА"

    В настоящее время в рыбной промышленности Дальневосточного бассейна сложилось весьма непростое положение:
  • с одной стороны, она практически не выполняет свою основную функцию - обеспечение продуктами питания водного происхождения населения Российской Федерации, т.е. не обеспечивает продовольственную безопасность страны в этом направлении;
  • с другой стороны, сосредоточение почти всего промыслового флота, имеющегося на бассейне в 200-мильной экономической зоне России, а также работа иностранных флотилий на традиционных объектах промысла привели к исключительно большому прессу на биологические ресурсы нашей зоны;
  • с третьей стороны, созданная экономическая ситуация в стране (высокие цены на топливо, снабжение, а также высокие тарифы на все виды услуг в процессе эксплуатации флота) вынуждает рыбаков большую часть рыбопродукции реализовывать на экспорт, чтобы покрыть затраты на эксплуатацию флота и содержать промышленный персонал.
  • В целях выполнения главной задачи рыбаков - поставки рыбной продукции на внутренний рынок нужно не раздавать (или разбазаривать) квоты и лимиты на вылов рыб, как это имеет место сегодня и продолжает расти в геометрической прогрессии, а создать необходимые экономические условия для решения этой важнейшей задачи. Для этого необходимо:
    1) снизить железнодорожные тарифы на поставку рыбопродукции в центральную часть страны;
    2) выделить целевые кредиты под проведение рыбопромысловых экспедиций;
    3) снизить НДС при поставках продукции с 20 % до 5 %;
    4) снизить тарифные ставки на обслуживание рыбопромыслового флота в портах РФ;
    5) не взимать таможенные пошлины при поставках импортного технологического оборудования для предприятий рыбной промышленности;
    6) снять дорожный налог с потребляемого на судах топлива.
    Положительное решение вышеперечисленных факторов позволит решить вопросы обеспечения дешевой рыбной продукцией все регионы РФ.
    Предложения о передаче ОАО "Владивостокская база рефрижераторного и тралового флота" и конфискованных судов означает наделение активными основными фондами коммерческой структуры за счет государства в ущерб другим рыболовным компаниям Дальнего Востока.
    Если ООО "ОТЭК" проделало определенную работу по развитию рыбопромысловой деятельности общества, то оно имеет возможности и дальше его развивать на общих условиях экономического регулирования. Есть объекты промысла, которые не регулируются ограничениями по добыче: мойва, песчанка, сайра, макрорус, кальмар. Но в любом случае ООО "ОТЭК" столкнется с экономическими вопросами, изложенными в первой части письма. Розничные цены на морепродукты определяются целым рядом факторов, и резко снизить цену OОO "ОТЭК" не сможет без определенных льгот государства.
    При решении вышеуказанных вопросов снабжать Черноземье рыбой в условиях рынка можно и без создания еще одной рыболовной компании, которая будет иметь привилегированное положение перед прочими компаниями.

    АССОЦИАЦИЯ "СОЮЗ РЫБОЛОВЕЦКИХ КОЛХОЗОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

    1. Исполнители данного письма, по нашему мнению, оказали "медвежью услугу" уважаемому всеми господину Е.С. Строеву, заставив подписать документ, т. к. приведенные в письме факты не соответствуют действительности. В частности, фирма ООО "ОТЭК" никогда не имела в своей собственности пирс Северный, г.Корсаков, Сахалинской области. Всем известно, что данное гидротехническое сооружение находится в собственности государства.
    2. Время "передач", тем более обанкротившихся компаний и конфискованного имущества, как нам кажется, давно закончилось. Если компания желает что-то приобрести, она должна вложить финансовые средства и решить свои проблемы на основании действующего законодательства.
    В заключенне нашего сообщения считаем необходимым привести слова из хорошо известной песни В. Высоцкого: "...А коли что не ладится, ну там не тот эффект, мы мигом к Вам заявимся с лопатами и вилами, немного покумекаем - и выправим дефект..."

    ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СОЮЗ РЫБОЛОВЕЦКИХ КОЛХОЗОВ

    Это письмо вызвало у нас возмущение: вместо того, чтобы развиватъ сельское хозяйство, другие отрасли производства, присущие Центральному Черноземью, ассоциация под руководством г-на Строева решила заняться добычей рыбы на Дальнем Востоке. У ассоциации НЕТ опыта в организации промысла рыбы, НЕТ промысловых cyдов, нeт специалистов. Очевидно, они рассчитывают на привлечение местных рыбаков - это не государственный подход. В настоящее время далъневосточным рыбакам не хватает квот на добычу рыбы и морепродуктов. На 2001 год, согласно прогнозу науки, квоты будут уменьшаться и выделение их ассоциации "Черноземье" поставит нас в очень тяжелое положение. Мы просим Вас не давать согласие на выделение квот этой ассоциации. Обеспечить рыбной продукцией районы Центрального Черноземья дальневосточные рыбаки могут сами, если Правительство РФ создаст определенные условия для этой поставки.

    КОММЕНТАРИЙ "ТВ"

    Увы, это не первый случай посягательства центра и европейских республик, краев и областей, который стал нам известен. Во втором номере журнала "Северная Пацифика" за 1996 год на странице 81 мы опубликовали интересный документ: к председателю Правительства России В.С. Черномырдину обратился председатель Правительства Республики Ингушетия М.И. Дидигов. Для пополнения бюджета республики, помощи беженцам и вынужденным переселенцам из Чечни и Северной Осетии он просил только одной креветки 100 тысяч тонн.
    В этом году в "Российской газете" прошло сообщение о Мосрыбхозе, которому потребовалось 20 тысяч тонн тихоокеанского минтая в год; в "Московском комсомольце" была опубликована статья о деятельности в Охотском и Беринговом морях краболовного флота Московской патриархии; на совещании в Москве при дележке квот калининградцы заявили, что они должны иметь свою долю во всех, в том числе и дальневосточных, морях России. А сколько еще таких, тайных и явных, кому правительство щедро раздает дальневосточные квоты, то под выборы, то под голые "прожекты", то еще подо что...
    А чем Строев-то хуже. Строев лучше.
    И кто сказал, что у него нет кадров? Кадры у него - ого-го! Злые языки говорят, что в его команде даже Игорь Петрович Лебединец. Тот самый, который начал крушение Владивостокской базы тралового и рефрижераторного флота, доведенной нынче до ручки, бывшая правая рука нынешнего губернатора Приморья, с которым они позже не поделили власть.
    ИЗ СТОЛИЦЫ ЧЕРЕПКОВ ПОЛИВАЕТ РЫБАКОВ
    Виктор Черепков нашел себе нового врага - коллектив "Дальморепродукта".
    Депутат Госдумы Виктор Черепков подверг жесткой критике коллектив холдинговой компании "Дальморепродукт". Выступая на заседании Высшей квалификационной коллегии судей России, он обвинил рыбаков в неуплате в бюджет города Владивостока в 1997-98 годах и уводе в кипрский оффшор нескольких судов этой компании. Как стало известно агентству "Мнение", такие обвинения он выдвинул также персонально в адрес президента ОАО ХК "Дальморепродукт" Юрия Диденко.
    Таким образом, господин Черепков продемонстрировал либо полное беспамятство, либо злостное намерение ввести в заблуждение членов судебной коллегии и присутствующих журналистов. В Приморье хорошо известно, что увод в оффшорные зоны морских судов практиковал вовсе не президент "Дальморепродукта" Диденко, а начальник Приморского морского пароходства Кириличев. Именно с его подачи под опеку оффшорных компаний были переданы 25 нефтеналивных танкеров, доход от работы которых федеральный бюджет не получает вот уже несколько лет. По оценкам экспертов, нанесенный таким образом ущерб государственной казне ежегодно составляет по меньшей мере 80 миллионов рублей. Все эти факты не может не знать Виктор Черепков, объявивший недавно господина Кириличева своим ближайшим сподвижником и соратником.
    Подвергнув несправедливой критике компанию "Дальморепродукт", политик Черепков обнажил еще одну некрасивую черту своего характера: пренебрежение интересами избирателей. Весьма вероятно, что некоторые сотрудники этого рыболовецкого предприятия голосовали на последних выборах за его кандидатуру, надеясь при этом, что он будет заниматься не политическими интригами, а решать проблемы, стоящие перед их отраслью. Прежде всего - это выделение квот на вылов морепродуктов. От того, будет ли компания обеспечена разрешениями на вылов рыбы, зависят будущее "Дальморепродукта", занятость коллектива и зарплата работников всех его звеньев. Но избранник Черепков в стенах Госкомрыболовства РФ замечен не был и, видимо, полностью игнорирует проблемы и интересы своих избирателей, и слезы, и нужды.

    Агентство "Мнение".
    "Рыбак Приморья"

    РЫБАКИ РАССТАВЛЯЮТ ЛОВУШКИ В МОРЕ, НО ИЗБЕГАЮТ НА БЕРЕГУ
    Ровно 70 лет назад Советский Союз закупил в США пароход водоизмещением 7400 тонн для создания на его основе китобойной базы. Судно переоборудовали в Ленинграде на местной верфи, и 26 июня 1932 года, получив название "Алеут", оно отправилось в свой первый промысловый рейс. Одновременно в Норвегии по специальному заказу было построено три быстроходных китобойца - "Авангард", "Трудфронт" и "Энтузиаст". Именно эта флотилия положила начало "Дальморепродукту".
    Компания прошла славный путь от краболовного треста до открытого акционерного общества и холдинга - единственного в России не финансового, а промышленного. Однако любое предприятие живет не историей, какой бы знаменательной она ни была. Проблемы и достижения сегодняшнего дня, перспективы развития волнуют 16-тысячный трудовой коллектив, да и город, с которым неразрывно связан ДМП, гораздо больше. О них рассказывает президент "Дальморепродукта" Юрий ДИДЕНКО.

    Еще в 1998 году компания находилась на грани банкротства. ДМП имело долги перед различными фондами и бюджетами всех уровней - многомиллионные (деноминированные) долги в рублях и валюте, экипажи судов и береговой состав по несколько месяцев не получали заработную плату, кредиты и проценты по ним висели дамокловым мечом. За спинами отечественных доброхотов стояли зарубежные рыболовецкие и торгово-посреднические фирмы. Им не терпелось развалить "Дальморепродукт", захватить суда и поделить рынок сбыта.
    Вся вина за тот кризис полностью лежит на одном человеке. Под его пустые обещания компания выделила консервированной продукции на 40 с лишним миллионов рублей для закупки топлива для Владивостока - город был спасен от замерзания, потом дала дополнительные деньги на строительство дорожных развязок и спасение от банкротства местных предприятий (общая сумма перевалила за сотню миллионов). Взамен этот известный деятель не только не вернул долг, но даже отказался произвести взаимозачет. Лишь при нынешних руководителях удалось разрешить эту проблему, но та подлость еще долго будет отражаться на работниках, членах их семей, на акционерах компании.
    Чтобы не пустить с молотка ДМП, были приняты кардинальные меры. Для начала создали "русское товарищество" без образования юридического лица. Новые инвесторы выделили деньги для пополнения оборотных средств. Пришлось отказаться от кредитов в российских банках с их немыслимыми процентами и обратиться за помощью к японским банкам, в которых кредитная ставка не превышает трех процентов. В 15 (!) раз сократились убытки от хозяйственной деятельности (выделено нами. - "ТВ").
    Численный состав компании вместе с дочерними предприятиями сократился с 16 тысяч человек до 12 тысяч. Большинство уволившихся людей было вынуждено вернуться к себе на родину - в Казахстан и Белоруссию, на Украину после обнародования там угроз о неначислении пенсий. Зато в 2 раза возросли тарифы на железнодорожные грузы для перевозки рыбы и морепродуктов в центральные регионы страны, очень сильно подорожало топливо для судов, теперь в море одна тонна стоит до 315 американских долларов.
    Лишь стоимость готовых изделий остается без изменения. Наши люди помнят, что при советской власти стоимость рыбной продукции была в 5-6 раз дешевле мясной. Но ведь тогда государство дотировало отрасль в объеме 6 миллиардов долларов. Сейчас помощи нет, одни препоны и налоги, однако покупатели хотят видеть на прилавках соответствующие прежним величинам ценники.
    Тем не менее ДМП, имея лицензии на все виды промысловой и перерабатывающей деятельности, остается крупнейшим в России не только производителем морепродукции, но и поставщиком ее на внешний и внутренний рынки сбыта. Его доля в выпуске рыбных изделий в стране составляет 9 процентов и почти четверть в крае.
    Ассортимент продуктов питания лишь увеличивается и уже насчитывает сотни наименований. Это всевозможные консервы из сельди, краба, сайры, лососевых пород, минтая, печени тресковых рыб, мороженая и охлажденная продукция, филе, фарш, весь цвет рыбной кулинарии, мука кормовая, жир рыбный и многое другое. Не проходит недели, чтобы технологи плавучих или береговых лабораторий не разработали новый и необычный рецепт. Как правило, очередной деликатес тут же находит своих покупателей. Причем внутри России и за рубежом. В нашей стране наибольшим спросом консервы с фирменным знаком - крабиком с флагом в клешнях - пользуются в Москве, Красноярском крае, Челябинской области и на всем пространстве Дальнего Востока. Большая часть экспорта - его доля 54 процента об общей массы - направляется в США, Японию, Францию, Республику Корея и, как ни странно, страны африканского континента.
    Основу ДМП составляет флот из 103 судов. В море постоянно (за исключением докования и работ по капитальному ремонту) задействованы восемь плавбаз, четыре процессора, 35 траулеров, четыре транспортных рефрижератора, два танкера, 10 краболовных судов, восемь рейдовых катеров и другие специализированные суда. Экспедиционные флотилии разбросаны на огромных просторах от Охотоморья до берегов Юго-Западной Африки. В водах Атлантического океана в экономической зоне Анголы работает плавбаза "Пищевая индустрия" с четырьмя добытчиками и одним транспортником. У них отсутствует квотовая норма на лов ставриды и сардинеллы, надо лишь отдавать 15 процентов готовой продукции правительству одного из беднейших государств. Кстати, опыт "Дальморепродукта" с промыслом за тысячи миль от Владивостока могут активно использовать и другие российские рыболовные компании, задавленные лимитами квот из Москвы.
    Чтобы на такие огромные расстояния перевозить готовую продукцию, компания построила под кредиты Королевского фонда в Дании серию современных транспортных рефрижераторов. Они достаточно уникальны, поскольку могут перевозить в трюмах продукцию любого уровня заморозки в разных температурных режимах с полным отсутствием воздуха внутри. После финансового кризиса августа-98 были определенные трудности в переводе судов в оперативное управление ДМП. Тем не менее на теплоходах уже красуется российский флаг, и они приносят ощутимую прибыль предприятию, дают высокий заработок экипажам.
    Благодаря стабильной работе "Дальморепродукт" только в прошлом году перечислил в бюджеты всех уровней 384 миллиона рублей. Около 30 миллионов рублей потрачено на содержание жилого фонда во Владивостоке и объекты социально-бытового назначения - это содержание трех сельскохозяйственных подразделений, гостиничное и медицинское обслуживание, подготовка специалистов морских профессий. Среднемесячная зарплата составляет для берегового состава 2500 рублей и рыбаков в море - 8799 рублей (поэтому устроиться на работу в ДМП крайне трудно).
    Тем не менее ситуация с рыбодобывающей отраслью в крае остается крайне сложной. Рыбаков давят лимиты на квоты и промысловые участки, постоянная череда штормов, высокие цены на топливо и железнодорожные тарифы, таможенные пошлины и налоговое бремя, составляющее 83 копейки с 1 рубля дохода. Плюс к этому разобщенность рыбаков: после приватизации вместо стабильных и крупных предприятий появилось множество мелких артелей, которые умирают в одиночку. Юрий Диденко считает, что пришло время вновь всем объединяться. Только вместе рыбаки смогут противостоять произволу чиновников из Москвы и разграблению сырьевых ресурсов со стороны иностранных коллег. "Дальморепродукт" выступил с предложением ко всем рыбакам региона сесть за стол переговоров под руководством генерального директора "Дальрыбы" Юрия Москальцова.

    Николай КУТЕНКИХ.
    "Владивосток"