НАВАРИСТА УХА ПО-ОХОТОМОРСКИ

ЧТО-ТО НЕВЕРОЯТНОЕ ТВОРИТСЯ НЫНЧЕ В РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. РАЗОРИТЕЛИ ЭТОЙ ОТРАСЛИ ХОДЯТ ДРУГ ЗА ДРУГОМ КОСЯКАМИ. СНАЧАЛА ПРИВАТИЗАТОРЫ ПОДЛОЖИЛИ ПОД НЕЕ МИНУ ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ. ЗАТЕМ МОРСКИЕ ПРОСТОРЫ ЗАПОЛОНИЛИ ВЕЗДЕСУЩИЕ МАФИОЗИ. ПОД ФЛАГОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ "СПАСИТЕЛЬНИЦЫ" ЗАБРОСИЛА УДОЧКУ НА ЗОЛОТУЮ РЫБКУ АРБИТРАЖНАЯ ФЕМИДА. И НАКОНЕЦ ДОШЛА ОЧЕРЕДЬ ДО ГОСКОМРЫБОЛОВСТВА, КОТОРОМУ, КАК ПОСЛЕ ВСЕМИРНОГО ПОТОПА, НИЧЕГО НЕ ОСТАВАЛОСЬ ДЕЛАТЬ, КАК ПРИНЯТЬ НА ВООРУЖЕНИЕ СТАРУЮ ИСТИНУ: СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ - ДЕЛО РУК САМИХ УТОПАЮЩИХ. ТОЛЬКО В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ЕГО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЮРИЯ СИНЕЛЬНИКА РЕЧЬ О ЯСНЫХ ГОРИЗОНТАХ ОТРАСЛИ И СПАСИТЕЛЬНОМ ДЛЯ НЕЕ КРУГЕ НЕ ПОШЛА. КАК ОПЫТНЫЙ И ГРАМОТНЫЙ "ФЛОТОВОДЕЦ", УМЕЮЩИЙ СПЛАВЛЯТЬ СУДА ЗА РУБЕЖ, ОН ОТЛИЧНО ЗНАЛ, ГДЕ И КАК НУЖНО В РЫБОЛОВЕЦКОМ КОРАБЛЕ ОТКРЫТЬ КИНГСТОНЫ, ЧТОБЫ СРАЗУ ЖЕ ЕГО НАКРЕНИТЬ В ТАКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ К ВОЛНЕ, КОТОРОЕ НЕ ВЫПРАВИТ УЖЕ НИ ОДИН МОРЕХОД.
Помните: единым росчерком пера он подмахнул в чертов день, то бишь 13 января 2000 года, приказ N°6, вносящий дичайшие изменения в "Правила рыболовства:", которые поставили, по крайней мере, всех тихоокеанских рыбаков на грань экономической катастрофы? На недавнем рыбохозяйственном совете Приморья, итожившем минтаевую путину-2000, отмечалось: за три месяца только в Охотском море потери рыбопромыслового флота составили 200 судосуток. В пересчете "недовыпуск" рыбной продукции составил астрономическую цифру в полтора миллиарда рублей! Бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды России недополучили около 200 миллионов рублей. И это, еще раз заметим, только по Приморью.
А взять всех дальневосточников? Они, кстати, не оставались глухими и немыми исполнителями, говоря мягким языком рыбосовета, "непродуманной административной политики руководства отраслью" - шторма возмущения бушевали не только на море, шквал радиограмм и петиций со всех краев и областей Дальнего Востока носился в правительственных кабинетах Москвы, в Госдуме. И начальствующий стратег вынужден был сдаться, как бы признать свою вину - 24 мая Юрий Павлович разослал 14 адресатам юродствующее указание: "В целях сохранения рационального использования водных биоресурсов, на основании анализа промысловой обстановки, в соответствии с обоснованиями рыбохозяйственной науки, учета рекомендаций Дальневосточного научно-промыслового совета с получением настоящей радиограммы приостанавливается действие пунктов 2 и 3 приказа N°6 от 13 января 2000 года Госкомрыболовства России в части, касающейся промысла минтая в Беринговом море. Информируйте судовладельцев". Вот так! А раньше все это сделать он догадаться не мог!
Однако куда опасней неприкрытой экономической диверсии явились его глубинные бомбардировки, исподволь разрушающие прочные региональные связи краев и областей, нетронутые до сих пор ни мафиозными разборками, ни приватизаторами. Прикрываясь вуалью биоресурсного истощения Охотского моря, Синельник спустил, как цепных собак, местную и региональную прессу на Приморье, как главного виновника нищеты шельфа; это у него, мол, самый мощный флот, которому нечего делать у камчатских и сахалинских берегов - пусть, коли хочет рыбачить, идет, как в прежние времена, в открытый океан, там и осваивает беспошлинно и бесквотно голубые просторы.
При этом наш "министр без портфеля" никак не хочет замечать иностранные армады, опустошающие российские моря. Он вонзает отравленные стрелы в грудь "Дальморепродукта" - в главную цель, сердце приморского рыбного промысла. Дальновидно угадывает политику столичного интригана президент холдинга Юрий Диденко: То ему мешает жить СП "Американ Монарх", ныне заарендованный нами под государственный флаг Российской Федерации, то голубые испанские суда, которые Госкомрыболовства же, только при другом председателе, нам и передал в пользование от владивостокской компании "Супер". Вот и опять, полагаю, Юрию Павловичу не спится спокойно: на мой запрос о правомерности работы "Монарха" (приказом Минсельхозпрома N°388 от 24 июня 1998 года за подписью первого замминистра В.Н.Щербака этому кораблю представлена такая возможность на 10 лет), Синельник, снимая как бы с себя ответственность за действия предшественников, запрашивает в регионах: "Учитывая особое внимание рыболовной общественности, прошу Вас в кратчайший срок информировать о Вашем мнении по данному вопросу". Я, понимая смысл провокации, вынужден тоже по тем же адресам разослать письма и объясниться с коллегами: ну, встаньте ж и вы на мое место, холдингом заплачены огромные деньги за аренду судна - 11 398 029 долларов США. Их ведь не вернут, а потребуют штраф. Кто заплатит? И зачем? "Монарх" два года работает предельно эффективно. Он выловил на нынешней минтаевой путине 13 980 тонн рыбы - не больше среднетоннажного СТР-503. Зато себестоимостью продукции, выпущенной из одной тонны минтая, в два раза оказывается ниже, чем у судов типа МРКТ. Это выгодно государству, но, к сожалению, не Синельнику, который откровенно заявил: "Я разорю "Дальморепродукт":
И разорит! Если правительство не остановит начинающего стратега, который, по мнению дальневосточных рыбаков, должен бы был, если уж заботиться о сохранности отечественных ресурсов, отрабатывать для незагруженного флота тактику зарубежного промысла. В советское время Минрыбхоз держал в руках нити взаимовыгодного сотрудничества с 18 странами мира. У берегов Анголы, Чили, Перу и в иных чужих водах добывалось 5,5 млн. тонн морепродуктов. Нынче все перевернулось наоборот. Устраивая грызню регионов за дальневосточный рыбный пирог, Госкомитет не желает обратить внимание нового правительства и Госдумы на то, что половину его уже сожрал в Охотоморье вездесущий зарубежный промысловик. Завтра дойдет очередь до Беринговоморья, южнокурильского промрайона. И куда тогда нищему россиянину податься?
Ответа на сей стратегический вопрос от Госкомрыболовства, занятого междоусобной травлей да распределением квот, сокращающихся год от года, ждать бесполезно. Тут, видимо, интересы чиновников с Садового кольца превыше не только отраслевых, но и государственных. Даже у дальневосточных рыболовецких фирм притчей во языцех стала деятельность ФГУП "Национальные рыбные ресурсы": "Дуй на Рождественский бульвар, там дадут большой навар!" А недавно - анекдот да и только - по многим рыбацким предприятиям Дальнего Востока распространялось некое коммерческое предложение N° 39/2 унитарного предприятия на приобретение платных квот по вылову крабов, минтая и трески в 2000 году. Цены просто аховые: краб - по 3,8-3,2 доллара за килограмм, тонна минтая - 210, а трески - 260. Вице-губернатор Приморья Владимир Сидоров догадался сделать официальный запрос: "В целях разъяснения рыбакам края законности и правомерности данного коммерческого предложения:" Слава Богу, ФГУП открестилась: мол, "Нацрыбресурсы" никакого к фальшивке отношения не имеют - "она направлена на дискредитацию нашего предприятия перед рыбаками". И попросила впредь администрации дальневосточного региона руководствоваться только документами, подготовленными на официальных бланках.
Однако сам факт "липового посредничества" наводит на мысль о необходимости законного урегулирования распоряжением квотами на правительственном уровне. Ибо каналов, по которым квоты растекаются, немало, как немало и желающих "непрофессионалов" закинуть тралы, особенно в дальневосточные моря. Не далее как в апреле на стол Президента России Владимира Путина и 10 министерств и ведомств России, в том числе и Госкомрыболовства, легло ходатайство Ассоциации экономического взаимодействия областей центрально-черноземного региона Российской Федерации "Черноземье", подписанное ее президентом Е.С.Строевым. Думский фаворит предлагает не иначе как принять правительственное решение - о предоставлении возможности некоей ООО "Орловская транспортная экспедиционная компания" немножко порыбачить в морях Тихого океана и выделить ей квот ни много ни мало - на 100 000 тонн. Представлено заманчивое обоснование к тому: у ОТЭК, мол, есть на Дальнем Востоке вполне оборудованные причалы, а посему, научится добывать и перерабатывать рыбу, свои суда может построить, либо купить конфискованные за незаконный промысел, а то и принять от Владивостокской базы рефрижераторного и тралового флота, которую обанкротил арбитражный суд. Вот так! И надо это для того, чтобы накормить население Центрально-Черноземного региона дешевыми морепродуктами.
Встревоженные дальневосточники, на сей раз даже не дожидаясь команды Синельника, сплотили свои ряды: "В условиях резкого сокращения биоресурсов и постоянных урезаний квот предоставление таковых любой вновь появившейся фирме, будь то ООО "ОТЭК" из Черноземья, либо любая другая, фактически означает, что эти квоты должны быть отняты у профессиональных рыбаков".
Озадаченный приморский вице-губернатор Владимир Сидоров пишет челобитную вышестоящим "отцам" отрасли - зам. председателя Правительства В.Н.Щербаку и председателю Госкомрыболовства Ю.П. Синельнику, умоляя не допускать поспешного решения, ибо "автоматически останутся без работы десятки тысяч профессиональных рыбаков Дальнего Востока и лишатся средств к существованию десятки тысяч членов их семей, а местные бюджеты и внебюджетные фонды лишатся значительной части финансовых поступлений".
Осмелится ли, а главное - захочет ли Юрий Синельник из-за дальневосточников портить отношения со Строевым, будоражить Президента рыбацкой головной болью? Не лучше ли?.. Но тогда возникает прецедент: а почему только "орловские рысаки", где голодающий Урал или средняя Сибирь, а может быть, все страны Содружества - не только из экономических, но и политических соображений, ринутся с ходатайством к Президенту, желая расхлебывать уху по-охотоморски. Она ведь необычайная - из разнорыбицы, с икрой и крабами. Наваристая!

Н. БРАТЧИКОВ,
главный редактор "Рыбака
Приморья".

 

ВЕСТИ С РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО СОВЕТА

"О письме Е. С. Строева по вопросу реализации комплексной программы обеспечения населения Центрально-Черноземного региона дешевыми морепродуктами"
Выступали:
Аяшев В.И., Горшечников В.П., Тарасюк С.Н., Кудрявцев В.Ф.
В соответствии с решением Ассоциации экономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного региона Российской Федерации "Черноземье" общество с ограниченной ответственностью "Орловская транспортно-экспедиторская компания" намеревается проводить работу по организации добычи рыбы и морепродуктов и поставке ее в регионы Черноземья. ООО "ОТЭК" имеет глубоководные морские порты, способные к принятию судов водоизмещением до 50 тыс.т.
Для реализации этой программы ООО "ОТЭК" планируется наделить квотами на добычу морских биоресурсов на 2000 год в объеме 30 тыс.тонн, в 2001 году и последующие годы по 100 тыс.т.
Кроме того. Государственным унитарным рыбодобывающим предприятиям Министерства обороны РФ планируется выделение квоты для освоения судами ООО "ОТЭК - с дальнейшей поставкой продукции в гарнизоны ТОФ и ДВО в следующих объемах: в 2000 году - 23 тыс.т, в 2001 году и последующие годы - 50 тыс.т.
Президиум рыбохозяйственного совета отмечает, что в связи с ежегодным сокращением ОДУ в Дальневосточном регионе сложился дисбаланс между квотами, выделяемыми для промышленного изъятия, и наличием промыслового флота. В частности, в Сахалинской области на 2000 год возможности добывающего флота обеспечены квотами на вылов водных биологических ресурсов на 60%. Передача части квот ООО "ОТЭК" еще более обострит ситуацию с обеспечением ресурсами предприятий рыбной отрасли Дальнего Востока.

Президиум Сахалинского рыбохозяйственного совета

ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1.В связи с ограниченностью квот на вылов водных биологических ресурсов, выделяемых в установленном порядке для Сахалинской области, отказать ООО "Орловская транспортно-экспедиторская компания" в выделении квот на вылов водных биологических ресурсов. Предложить ООО "ОТЭК" для обеспечения населения регионов Черноземья рыбой и рыбопродуктами заключить соответствующие договоры с предприятиями Сахалинской области.
2. Департамент по рыболовству о принятом решении проинформировать Правительство РФ и Государственный комитет РФ по рыболовству.

 

 

ОБРАЩЕНИЕ
Совета АРДВ и Центрального Совета ОПД "Рыбаки России" к Ассоциациям, союзам, объединениям рыбопромышленников России
Уважаемые коллеги!
30 мая т.г. Комитетом по аграрным вопросам Государственной думы РФ был рассмотрен вопрос о вынесении проекта ФЗ "О рыболовстве и охране водных биологических ресурсов" на пленарное заседание Думы во втором чтении.
Решение Комитета - рекомендовать пленарному заседанию Госдумы рассмотреть указанный законопроект во втором чтении. Планируемая дата заседания - 20-25 июня 2000 г.
Общеизвестно и признано рыбацкой общественностью, независимыми юристами и экспертами то, что основная идея законопроекта не только устарела, но и с самого начала мало отвечала чаяниям и устремлениям рыбаков, современным условиям и обстоятельствам развития рыбной отрасли страны.
Принципиальные недостатки и несуразности законопроекта:
1) Несовершенный, противоречивый понятийный аппарат, используемый как собственно в названии Закона, так и в тексте.
2) Установление единых правовых норм для биоресурсов морей и внутренних водоемов, что приводит к неразберихе как в нормах, так и в механизмах по их реализации.
3) Большинство положений Законопроекта, касающиеся практической деятельности в области рыболовства, передаются на регулирование исполнительной власти.
4) Введение аукционов, конкурсов на право пользования водными биоресурсами для российских физических и юридических лиц даже при осуществлении ими промысловой деятельности в российской 200-мильной зоне и на континентальном шельфе.
5) В законопроекте отсутствуют положения, касающиеся роли общественных, некоммерческих неправительственных организаций на всех стадиях управления рыболовством и сохранением рыбных ресурсов.
6) Законопроект направлен не на устойчивое развитие отечественного рыбного хозяйства, но носит фискальный характер.
Учитывая серьезные концептуальные недостатки законопроекта, администрация Сахалинской области, областная дума, рыбопромышленники Дальнего Востока предложили в порядке законодательной инициативы внести в Государственную думу РФ альтернативный законопроект.
Предложением реализовано - Сахалинская областная дума с участием ведущих юристов-международников РФ подготовила концепцию и собственно законопроект (альтернативный), в котором были учтены ошибки предыдущего законопроекта.
Альтернативный законопроект уходит от предлагаемого ранее экономического механизма аукционов и конкурсов за право пользования ВБР для российских физических и юридических лиц даже при осуществлении ими промысла в российской 200-мильной экономической зоне и на континентальном шельфе, который конечной целью ставит не производство ценнейшего белкового продукта для россиян, а получение возможно большего количества бюджетных и иных платежей от отрасли, по определению рентабельной не являющейся.
Предлагаемое новым законопроектом правовое поле и структура управленческой вертикали должны привести:
  • - к созданию более эффективного экономического механизма,
  • - возрождению системы госзаказов для бюджетных предприятий,
  • - организации оптовых рыбных рынков,
  • - экономических мер воздействия - прямое дотирование убыточных видов промысла и переработки в отдаленных районах.
  • Большое внимание в проекте уделяется механизму распределения квот, который на протяжении ряда лет подвергается жесткой критике рыбаков из-за его несовершенства. В этой части предлагается распределение квот производить на уровне региональных рыбохозяйственных советов, ассоциаций (союзов, объединений) пользователей на гарантированно долгосрочной основе.
    Учитывая все обстоятельства, негативные последствия принятия находящегося в настоящее время в Госдуме законопроекта, Совет Ассоциации рыбопромышленников Дальнего Востока (АРДВ) и Центральный Совет общественно-политического движения "РЫБАКИ РОССИИ" считают чрезвычайно важным объединение усилий с целью скорейшего внесения альтернативного законопроекта в Государственную думу РФ.
    Для этого предлагаем предпринять следующие действия:
    1. Разъяснить депутатам Государственной думы от рыбацких регионов позицию рыбаков по рассматриваемому законопроекту и добиться обоснованного возврата законопроекта к первому чтению.
    Согласно регламенту Государственной думы только после возврата рассматриваемого законопроекта к первому чтению появляется возможность внесения альтернативного законопроекта.
    2. Депутаты должны создать инициативную группу с целью реализации права законодательной инициативы и внести на рассмотрение Государственной думы альтернативный законопроект.
    Приложение: проект ФЗ "О рыболовстве и управлении морскими живыми ресурсами"

    По поручению Совета Ассоциации
    рыбопромышленников Дальнего Востока,
    Центрального Совета ОПД "Рыбаки России"
    Владимир ГОРШЕЧНИКОВ, депутат Сахалинской областной думы