РЫБАКИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЗАКОН О РЫБОЛОВСТВЕ

ЛОВЛЯ РЫБЫ ПО ВЕРТИКАЛИ

19 июля в повестке дня заседания Государственной думы значилось рассмотрение в третьем (и окончательном) чтении законопроекта.
Пресс-служба Госдумы после принятия важнейшего для Дальнего Востока закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» во втором чтении буквально била в литавры: «Накануне своего профессионального праздника рыбаки России получили подарок от Государственной думы: во втором чтении принят законопроект «О рыболовстве». Одобренный Госдумой проект базового «рыбного» закона был разработан с учетом конструктивных предложений большинства заинтересованных в развитии рыбохозяйственной отрасли сторон и согласован с правительством РФ. Принятие законопроекта во втором чтении наконец-то прерывает трехлетний период торможения столь важного для народного хозяйства страны закона».
Депутаты Сахалинской областной думы выразили чрезвычайную обеспокоенность столь скоростным прохождением законопроекта, который нанесет, по их мнению, существенный урон рыбному хозяйству Дальневосточного региона. Начальник областного департамента по рыболовству Виктор Аяшев считает, что авторы законопроекта Госдумы так и не нашли решения основного вопроса — сбалансированного разграничения прав и ответственности между регионами и центром по рациональному использованию рыбных ресурсов. Еще одним существенным недостатком, по мнению В. Аяшева, является и то, что ряд положений этого документа прямо или косвенно выставляет ресурсы на аукционы и конкурсы. А это, считает начальник департамента по рыболовству, скрытый путь к развалу отечественного морского рыболовства и передаче рыбных ресурсов 200-мильной зоны России иностранным компаниям. Ведь только у иностранцев сегодня найдутся средства на покупку ресурсов с аукционов, отмечает Аяшев.
Проект федерального закона «О рыболовстве» требует более детальной доработки, считает председатель комитета рыбного хозяйства администрации Приморского края Виктор Рисованый. По его словам, предметом расхождения интересов рыбодобывающих регионов и Госкомрыболовства является предусмотренный в законопроекте механизм распределения биоресурсов. «В нынешнем варианте он приведет к излишней волоките,— убежден Виктор Рисованый. — В конце каждого года повторяется одна и та же ситуация, когда рыбаки с нетерпением ждут приказа Госкомрыболовства о распределении квот, теряя время, неся финансовые потери. Передача определенной части полномочий на места могла бы сделать эту процедуру более оперативной и при этом учитывающей особенности и специфику промысловой деятельности каждого предприятия». При этом председатель комитета особо подчеркнул, что речь идет не о сепаратизме и местничестве субъектов федерации, а прежде всего — об организации строгой вертикали в распределении ресурсов, взаимовыгодного, эффективного механизма работы, который принесет пользу и рыбацким компаниям, и государству.
Виктор Рисованый согласился с мнением сахалинцев, считающих, что предусмотренные законопроектом аукционы и конкурсы по продаже ресурсов заведомо ставят отечественных рыбаков в невыгодное положение по сравнению с иностранцами. «Не урегулирован в законопроекте и вопрос о рыбоохране,— говорит Рисованый,— сегодня ею занимается множество самых различных структур, вплоть до пограничников. Но эффекта от такого обилия проверяющих не прибавилось».
Администрация края и приморские рыбаки, сообщил Виктор Рисованый, передавали свои предложения относительно закона в Госкомрыболовство и Государственную думу. Но, судя по всему, к труженикам моря столичные депутаты и чиновники не сочли нужным прислушаться.

Служба новостей «В»

АРГУМЕНТЫ НАШИХ РЫБАКОВ УСЛЫШАНЫ В РОССИЙСКОМ ПАРЛАМЕНТЕ

Противоречивые чувства вызвало у дальневосточных рыбаков сообщение о том, что Госдума РФ приняла во втором чтении законопроект «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Как известно, этот многострадальный законопроект, внесенный в планы работы еще предыдущего состава парламента, на протяжении вот уже нескольких лет «путешествует по столичным коридорам власти, но все еще так и не обрел силу настоящего закона. Многих рыбаков, однако, тревожили даже не явные проволочки отечественных законодателей. Куда более серьезной причиной для беспокойства, на взгляд дальневосточников, стали явные изъяны в самом законопроекте, призванном регулировать отношения в одной из ведущих отраслей российской экономики. Будущий закон о рыболовстве, например, учитывал в первую очередь интересы различных министерств и ведомств, оставляя при этом за бортом надежды и чаяния самих рыбаков. Так, в нем предусматривались введение платы за ресурсы, организация аукционов и конкурсов на право вести промысел в 200-мильной зоне и ряд других новшеств, способных дестабилизировать ситуацию в рыбном хозяйстве, а то и вовсе разорить занятого в этой отрасли товаропроизводителя. Именно поэтому наши рыбаки приняли вполне закономерное решение — обратиться за помощью к тем депутатам Госдумы РФ, которые избраны от приморских регионов страны. В адрес законодателей были направлены, в частности, соответствующие обращения ассоциаций рыбопромышленников Сахалина и рыбопромышленников Дальнего Востока, членов центрального Совета общественно-политического движения «Рыбаки России». Одновременно, по инициативе наших рыбаков, Сахалинская областная дума приняла решение внести в российский парламент альтернативный законопроект, который предусматривал решение наиболее острых для отрасли проблем.
Судя по итогам прошедшего недавно в Госдуме голосования по многострадальному законопроекту, призывы наших рыбаков все же услышаны российскими парламентариями. Приехавший на днях в свой избирательный округ депутат Госдумы РФ от островной области Иван Ждакаев сообщил, что при втором чтении в законопроект «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» удалось внести сразу несколько весьма серьезных поправок, большую часть из которых заранее подготовили для своего земляка в Ассоциации рыбопромышленников Сахалина и Ассоциации рыбопромышленников Дальнего Востока. Например, в будущем законе теперь будет закреплено участие рыбацких объединений, ассоциаций и союзов в самом процессе управления отраслью, а также передача местным органам власти части прав в распределении водных биоресурсов.
Одновременно 205 депутатов Госдумы РФ голосовали против включения в рамки закона уже введенного де-факто прежним правительством понятия платности биоресурсов, поддержав таким образом многолетние протесты рыбаков-дальневосточников. Примечательно, что баллотировавшийся на декабрьских выборах 1999-го года от КПРФ депутат подчеркнул: внести столь существенные поправки в законопроект на этот раз удалось во многом благодаря тому, что настойчивые просьбы рыбаков учли во многих партийных фракциях Госдумы. Иван Ждакаев также сообщил: при благоприятном раскладе голосов в парламенте новый закон может вступить в действие уже до конца нынешнего года.
Мнения о том, что для защиты интересов рыбаков должны объединиться депутаты и политики самой различной «партийной окраски», придерживается и инициатор обращения к российским парламентариям — депутат областной думы, президент ассоциаций рыбопромышленников Сахалина и рыбопромышленников Дальнего Востока Владимир Горшечников. Он напомнил, что первые рабочие контакты с представителями фракции КПРФ в российском парламенте удалось наладить еще два года назад. Обращались за поддержкой сахалинские рыбаки и в общественно-политическое движение «Отечество», к представителям ЛДПР и ряда других партий. Именно настойчивый поиск рыбаками новых союзников, по мнению Владимира Горшечникова, позволил изменить за последние годы отношение к проблемам отрасли у многих законодателей и политиков как внутри региона, так и на федеральном уровне.
Вместе с тем, подводя итоги минувшей встречи с депутатом Госдумы РФ, Владимир Горшечников отметил: даже в нынешнем, отредактированном виде федеральный законопроект еще далек от того, что хотелось бы иметь нашим рыбакам. Из нескольких десятков предложенных дальневосточными рыбаками поправок в будущий закон включено всего шесть. Поэтому в ближайшие месяцы они намерены действовать сразу в двух направлениях. Во-первых, очередные поправки еще есть время предложить на следующем, третьем чтении Закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Если это не удастся, сотрудничающие с рыбаками депутаты Госдумы РФ учтут их позже — при подготовке целого пакета из восьми законопроектов, которые предстоит принять в развитие «базового» закона о рыболовстве. Во-вторых, сахалинцы внесли в российский парламент собственный, альтернативный законопроект, который все еще может сыграть роль своеобразного спасательного круга, если в Госдуме не удастся собрать решающего большинства голосов для принятия оставшихся поправок. Как в итоге будут развиваться события нынешней осенью, предсказать не берутся пока ни рыбаки, ни политики. Но уже сегодня совершенно очевидно, что все, причастные к парламентским баталиям вокруг «главного рыбацкого закона», настроены добиваться своего до последнего. И это абсолютно закономерно, ведь новый закон во многом должен изменить как правила игры внутри крупнейшей отрасли, так и саму жизнь десятков миллионов людей, семьи которых из поколения в поколение кормило и еще будет кормить море:

С. Сактаганов.
Южно-Сахалинск

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Рыбная отрасль России представляет собой сложный, многофункциональный промышленно-хозяйственный комплекс с развитой системой межотраслевой кооперации и международной деятельности. Общая стоимость основных фондов отрасли превышает 50 млрд. руб., во всех сферах рыбного хозяйства занято около 400 тыс. человек.
К сожалению, анализ производственной деятельности рыбохозяйственных предприятий и организаций за последние годы показывает, что даже при некоторых признаках стабилизации производства отрасль остается в затяжном кризисе. Причины депрессивного состояния отрасли известны: свертывание промысла в экономических зонах иностранных государств и открытых районах Мирового океана и почти полная передислокация промыслового флота в исключительную экономическую зону России; значительный физический и моральный износ основных фондов, в первую очередь рыбопромыслового флота; хронический дефицит оборотных средств, нарастание взаимных неплатежей; резкое ослабление государственной поддержки и практическое отсутствие инвестиций в отрасль; широкая либерализация внешнеторговой деятельности; скрытая экспансия рыболовных иностранных фирм в исключительную экономическую зону России и др.
И все же имеются благоприятные природные, ресурсные, рыночные, экономические, социальные предпосылки для преодоления кризиса. Важнейшая из природных предпосылок — водные биоресурсы. Среднегодовой объем допустимого улова (ОДУ) промысловых гидробионтов на перспективу оценивается на уровне 7,5 млн. т, в том числе 5 млн. т (68 %) в пределах отечественной экономической зоны и во внутренних водоемах. Производственный потенциал флота по добыче гидробионтов сегодня оценивается на уровне 5,3 млн. т. Отрасль располагает мощной береговой материально-технической базой по обслуживанию флота, береговыми обрабатывающими производствами, способными производить 908 муб консервов, 227 тыс. т мороженой, 240 тыс. т копченой продукции и 37 тыс. т кулинарных изделий. Береговые холодильные емкости рассчитаны на единовременное хранение 520 тыс. т. Годовая пропускная способность 16 морских рыбных портов около 8,2 млн. т. Производственные мощности отрасли по судоремонту, машиностроению, выпуску жестяных банок загружены только на 1/3. В отрасли функционируют 25 научно-технических организаций, 27 бассейновых управлений по охране и воспроизводству рыбных запасов.
В социальной сфере рыбное хозяйство играет огромную роль, особенно на Северном и Дальневосточном бассейнах, как градообразующая отрасль, а также гарантирует занятость местного населения. Кризисное состояние отрасли, высокий спрос на рыбные товары, реальные предпосылки, а также соответствующие решения Правительства РФ (имеются в виду протоколы заседаний Правительства России N°29 от 15.07.99 г. и N°49 от 9.12.99 г.) предопределили необходимость разработки стратегии развития рыбного хозяйства России.
Реализацию стратегического развития отрасли целесообразно проводить в три этапа. Основные задачи первого этапа (2001-2005 гг.) состоят в том, чтобы максимально использовать производственные мощности (судовые и береговые); продолжить замену и модернизацию устаревших фондов отрасли; осуществить финансовое оздоровление предприятий всех форм собственности. Усилия должны быть направлены на формирование условий для выхода отрасли из кризисного состояния. На этом этапе нужно создать благоприятное правовое пространство для функционирования отрасли путем совершенствования законодательной базы в области рыболовства, налоговой, кредитной и таможенной политики государства, учета и контроля за экспортом рыбных товаров. Второй этап (2006-2010 гг.) будет характеризоваться становлением экономики рыбного хозяйства и определяться как начало его возрождения. Предстоит не просто восстановить разрушенное и утраченное, а осуществить структурную перестройку производства в добывающей и обрабатывающей под-отраслях. Третий этап (2011-2015 гг.) уже будет определяться как период устойчивого развития отрасли. Предусматривается рост добычи гидробионтов и производства продукции на уровне, обеспечивающем полное удовлетворение рыбными товарами населения страны. Сочетание инерционности и некоторой неопределенности при прогнозировании развития рыбного хозяйства потребовало вариантного подхода.
Развитие отрасли по рациональному варианту предполагается при усилении государственного воздействия на ее экономику. Этот вариант следует признать наиболее реальным с точки зрения учета перспектив экономической и политической ситуации в России.
С 2001 г. намечается постоянное наращивание объемов отраслевого производства. В 2005 г. вылов увеличится до 5000 тыс. т, в 2010 г. — до 5500 тыс., в 2015 г. — до 5800 тыс. т; выпуск продукции — до 2800 тыс. т, 3000 тыс. и 3100 тыс. т, соответственно. Рост уловов по сравнению с 1999 г. составит 18,30 и 37 %, выпуска пищевой рыбной продукции — 5,13 и 16,5 % соответственно. Основную долю, как и прежде, будет обеспечивать промысел в исключительной экономической зоне России, включая прибрежное рыболовство, активнее станет развиваться аквакультура. В качестве важнейших направлений укрепления и совершенствования материально-технической базы необходимо рассматривать более полное использование имеющегося флота, замену физически изношенных и морально устаревших судов современными, модернизацию и переоборудование некоторых судов; обновление и наращивание береговых производственных мощностей по обработке продукции, портовому и судоремонтному обслуживанию, производству тары и сетеснастей. Для обеспечения намечаемого развития по этому сценарию потребность в инвестициях на весь период определена в сумме около 285 млрд. руб. (в ценах 2000 г.), из них 90 % — кредиты и собственные средства предприятий. Уровень привлекаемых государственных ресурсов на этот период незначителен, около 10 %. В конце рассматриваемого периода стоимость товарной продукции увеличится почти в 2 раза, производительность труда возрастет на 19 %, рентабельность товарной продукции составит 6 %. Окупаемость капитальных вложений будет в пределах 7 лет.
Конечно, в рамках статьи невозможно отразить все аспекты предлагаемой стратегии развития отрасли. Мы только хотели привлечь внимание малых и средних предпринимателей, инвестиционных компаний, зарубежных фирм и, в конце концов, руководства нашего государства к целесообразности и выгодности развития рыбной отрасли. Пора переходить от слов к делу!

Я.М. Азизов,
академик Международной академии информации, директор ВНИЭРХ. «Рыбное хозяйство»