В марте текущего года мы писали о том, что представители ассоциации рыбопромышленников Камчатки обращались в самые высокие организации с требованием пересмотреть явно завышенные цены на право пользования ресурсами. Вызвано это было тем, что на Камчатку да и, наверное, не только к нам поступила телеграмма N° 197 за подписью председателя Комитета по рыболовству Юрия Синельника, на основании которой и устанавливались эти цены. Все эти обращения ушли как вода в песок, по крайней мере, мы информации о том, что последовала какая-то реакция на обращение, не имеем. А тут еще возникли слухи о том, что и лососевые квоты на ставные невода в нынешнюю путину также продавались по завышенным ценам, поэтому мы решили вернуться к этой теме.
Приложение
к Постановлению Правительства
Российской Федерации
от 14 декабря 1998 г. N 1490

 

ПРЕДЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ
ВОДНЫМИ БИОЛОГИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
Предельный размер платы (руб./т)
Минтай охотоморский 75
Минтай беринговоморский 50
Треска дальневосточная 50
Треска аркто-норвежская, пикша 200
Палтусы дальневосточного бассейна 100
Сельдь дальневосточная 20
Осетровые 2000
Лососевые дальневосточного бассейна, кроме нерки 20
Семга 200
Нерка 100
Краб камчатский 10000
Краб синий 8000
Краб волосатый 5000
Краб равношипый 7000
Краб стригун (бэрди, опилио) 5000
Креветка гребенчатая 500
Гребешок 100
Не будем цитировать ее (телеграмму) полностью, а приведем лишь последнее предложение. «Прошу представить предложения конкретным предприятиям области, судам объемы квот по видам районам промысла с учетом следующих условий реализации: по крабам цены выше уровня 1999 года (2100-2500 $), по минтаю — 180 долларов США за тонну; оплата всей суммы в течение 10 дней, контракты с ФГУП национальные рыбные ресурсы; наделение предприятий квотами крабов из расчета не менее 100 тонн на судно, минтая 500 тонн».
Многие, наверное, считают, что подобная деятельность — установление платы за ресурсы — входит в компетенцию Госкомрыболовства, однако это далеко не так. В действительности правительством принималось решение установить на 1999 год оплату за пользование отдельными видами биологических ресурсов. В постановлении правительства N°1490 от 14 декабря 1998 года было определено количество ресурсов, подлежащих реализации на платной основе, — 550 тыс. тонн. Этим же постановлением установлены предельные размеры платы за пользование водными биологическими ресурсами. Ниже мы публикуем таблицу этих, еще раз подчеркиваем, предельных цен.
Цены, как видите, были установлены в рублях, поскольку иное на территории Российской федерации запрещено законом. Правда, мы иногда встречаем на ценниках в некоторых магазинах аббревиатуру «у. е.», но формально это не валюта, а просто ссылка на определенную цифру, на которую необходимо умножить наш российский рубль, чтобы узнать цену товара. Таким образом, даже то, что цены установлены в иностранной валюте, уже противоречит законодательству. Размер цен, по которым наши рыбопромышленники были вынуждены покупать квоты, настолько отличается от установленных законом, что их величина просто шокирует.
Например, одна тонна камчатского краба продавалась за 3210 долларов, что в переводе на рубли составляет отнюдь не 10 тысяч рублей, а сумму в 9 раз большую. Тонна минтая продавалась по цене в 6,5 раза большей, чем установлено законом. И находились промышленники, которые покупали квоты по столь высоким ценам, а что поделаешь, брали кредиты, залезали в долги, флот на прикол не поставишь, производство не остановишь. Хотя были и такие, кто, выбрав свои небольшие бесплатные квоты, не стали лезть в кабалу, ставили суда к стенке или на якорь, кто-то, возможно, навсегда. Непонятная какая-то ситуация получается: нам постоянно твердят, что во всем мире рыбная промышленность убыточна и в нормальных государствах живет на дотациях. Наше государство на словах да и на бумаге (законов, защищающих права отечественных рыбопромышленников, предостаточно) ратует за развитие и поддержку рыбаков. А что мы видим на деле? Бесчисленная армия различных чиновников душит рыбаков, игнорируя все законы и решения. Почему это происходит? Да потому что рыбаки просто молчат, терпят и молчат, а когда терпение заканчивается, идут воровать невзирая на орудия и пулеметы пограничных кораблей и самолетов. А молчат рыбаки потому, что боятся, и боятся не пушек и пулеметов, а вооруженного авторучкой чиновника, который, чувствуя безнаказанность, все глубже и глубже запускает руку в рыбацкий карман. Есть ли возможность шлепнуть по этой и подобным рукам? Безусловно, есть. Процедура купли-продажи квот на рыбу и крабы на языке гражданского законодательства называется сделкой, т.е. действие юридических лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Проведение всех сделок регулируется законом, общие положения о сделках даны в главе 9 Гражданского кодекса. Сделка может быть признана недействительной, если при совершении этой сделки не соблюдены условия действительности сделок.
Недействительные сделки подразделяются на «оспоримые» и «ничтожные». Первые признаются таковыми по решению суда, вторые являются таковыми независимо от такого признания. Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Об этом говорится в статье 168 Гражданского кодекса. То, что цены на квоты завышены в несколько раз по сравнению с предельными, которые установило правительство, является очевидным нарушением закона.
Кроме этого суд может признать сделку недействительной и согласно статьи 179 Гражданского кодекса.
  • «1. Сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
  • 2. Если сделка признана недействительной по одному из оснований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, то потерпевшему возвращается другой стороной все полученное ею по сделке, а при невозможности возвратить полученное в натуре возмещается его стоимость в деньгах. Имущество, полученное по сделке потерпевшим от другой стороны, а также причитавшееся ему в возмещение переданного другой стороне, обращается в доход Российской Федерации. При невозможности передать имущество в доход государства в натуре взыскивается его стоимость в деньгах. Кроме того, потерпевшему возмещается другой стороной причиненный ему реальный ущерб».
  • Для признания недействительности кабальной сделки необходимо наличие двух взаимосвязанных факторов:
  • а. Нахождение лица, совершающего сделку, в тяжелых обстоятельствах. (Таковые налицо и не требуют особых доказательств. Простой судна в виду отсутствия квот ведет к значительным убыткам — это понятно даже неспециалисту).
  • б. Совершение сделки на крайне невыгодных условиях. ( Обосновать это сможет экономист любого предприятия. Когда плата за сырье, причем еще не пойманное сырье, находящееся в воде, приближается по величине к товарной стоимости высококачественной продукции, любой промышленник скажет, что данное производство убыточно).
  • Последствия признания сделки недействительной изложены в статье 167 Гражданского кодекса.
  • «1. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
  • 2. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах — если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
  • 3. Если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время».
  • В этой же главе Гражданского кодекса имеется статья 181, в которой говорится о сроках исковой давности по недействительным сделкам.
  • «1. Иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлен в течение десяти лет со дня, когда началось ее исполнение.
  • 2. Иск о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности может быть предъявлен в течение года со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной».
  • Таким образом, отработав путину, выловив и реализовав купленную по завышенным ценам квоту, можно браться за судебные иски. Только желательно, чтобы купленная квота была выловлена, а продукция, изготовленная из нее, продана. Иначе, как говорится, «Овчинка выделки не стоит», поскольку при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость в деньгах . При этом продавец квот должен вернуть полученные за квоту деньги. Купивший квоту также возвращает стоимость купленного, поскольку рыба поймана и продукция, изготовленная из нее, продана, но сумма, подлежащая возврату, исчисляется по официальным государственным расценкам, а не по спекулятивным, которые, как было указано выше, в 9 раз (по камчатскому крабу) и в 6,5 раз (по минтаю) выше государственных. Кроме того суд может обязать продавца квот возместить истцу причиненный ему ущерб. Например, ущерб, понесенный в результате оплаты процентов за кредит, полученный для покупки квот.
    Кстати, в иске желательно упомянуть, что продали вам фактически бесхозное имущество, поскольку биологические ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны не являются даже государственной собственностью, не говоря о каком-то юридическом лице. Конечно, в мошенничестве ответчика не обвинят, хотя фактически он продает «воздух» — право на вылов не принадлежащей ему рыбы, еще раз подчеркнем, не саму рыбу, а право на вылов рыбы, которой может не оказаться в наличии. Данный факт будет явно ослаблять позицию ответчика.
    Неплохо будет приложить к иску лицензию на право заниматься промышленным рыболовством. Данные лицензии имеются в каждой рыбодобывающей организации.
    И совсем не плохо будет смотреться справка налоговой службы о том, что вашим предприятием уплачены налоги или сборы за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами. Если, конечно, такие платежи были.
    Понятно, конечно, что рыбаки, опасаясь мести «человека с авторучкой», не решаются поставить его на место. Укажи чиновнику на его обязанности, так ведь у него и права имеются, воевать с бюрократической машиной один на один куда как сложно, но и здесь есть выход. Закон представляет право обратиться в суд постороннему, не зависящему от этих чиновников лицу. Об этом говорится в статье 166 Гражданского кодекса
  • «1. Сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
  • 2. Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе.
  • Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе».
    Таким образом, любая из созданных рыбацких ассоциаций может обратиться от своего имени в суд с иском о признании ничтожной сделки по продаже квот.
    Не стоит забывать и о прокуратуре, которая имеет право опротестовать незаконные действия. Но тут несколько сложнее, права-то она имеет, а вот желание связываться с власть имущими не всегда. Правда в этом году у прокуратуры появился дополнительный стимул для более тщательного выполнения своих обязанностей по соблюдению закона. Это постановление Правительства Российской Федерации N° 72 от 26 января 2000 года, подписанное тогда еще председателем правительства В.В. Путиным. Это постановление об утверждении положения о фонде развития прокуратуры Российской Федерации. Первый пункт данного постановления гласит:
  • «1. Фонд развития прокуратуры Российской Федерации (далее именуется — фонд) предназначен для дополнительного финансирования материально-технического и иного обеспечения органов прокуратуры, а также мероприятий по социальной защите работников органов прокуратуры, в том числе уволившихся в связи с выходом на пенсию (далее именуются — работники органов прокуратуры).
  • Фонд формируется за счет отчислений предприятий и организаций в размере 10 процентов денежных средств, поступающих по инициативе прокуратуры в их доход».
    Людьми правят желания и страсти, а прокуроры такие же люди, как и все, и ничто человеческое им не чуждо. Так что ко всему прочему желание улучшить свое материальное благосостояние, наверняка, подтолкнет прокуратуру к более активным действиям в данном вопросе. А если за дело возьмется тандем — суд и прокуратура, то «люди с авторучками» вряд ли смогут устоять. Так что на стороне рыбака, кроме закона, не так уж мало союзников.
    На основании вышеизложенного юрист любого предприятия составит исковое заявление в суд и жалобу в прокуратуру. И если ответчик, т.е. лицо, которое продало квоты, не представит официального документа о том, что на 2000 год правительство действительно выделило для продажи по определенным ценам определенное количество рыбы, то можно с большей степенью уверенности считать, что судебное решение будет в вашу пользу, т.е. вы вернете суммы, переплаченные сверх предельных норм, установленных правительством.
    Осталось самое малое — начать. Со своей стороны, обещаем любую посильную помощь, которую мы сможем оказать, по крайней мере, освещать ход событий будем обязательно.

    Александр Николаев