Этапы большого пути
3 сентября Краснознаменному морскому пограничному соединению исполняется 55 лет. Мы предлагаем Вашему вниманию основные этапы славной истории соединения, составленной заместителем командира соединения, Валерием Дмитриевичем ЮНОШЕВЫМ.

В 1922 году границы СССР были определены на Севере: в районе Берингова пролива (остров Ратманова) — США (Командорские острова принадлежат СССР). В Южной оконечности полуострова Камчатка граница проходила между СССР и Японией через Первый Курильский пролив (мыс Лопатка и о. Шумшу).
20 апреля 1924 года в распоряжение Губернского отдела ОГПУ из Владивостока прибыл 90-й отдельный дивизион войск ОГПУ (50 добровольцев с задачей борьбы с контрабандой и контрреволюционными бандами). С 1925 года этот дивизион нес пограничную службу на Западном побережье Камчатки (приказ ППОГПУ N° 128).
В 1923-26 гг. накануне развертывания нашей рыбной промышленности на долю японских рыбопромышленников приходилось до 78% общего числа вылова рыбы. Японское акционерное общество «Ничиро Гио-Гио-Хабусика» было исключительно враждебно к СССР и проводило в широких масштабах активную диверсионную и шпионскую деятельность по заданию ген. штаба японской армии.
Америка пыталась влиять на Чукотку и Камчатку. Ее интересовало золото и другие ценности, японцев — кроноцкая нефть, камчатский лосось, котик.
Японские рыбопромышленники, формально соблюдая все договорные начала, продолжали хищнический лов рыбы, высаживали купцов на наш берег, скупали, а то и просто забирали у камчатского населения пушнину, рыбу и т.п. Ввиду отсутствия пограничной охраны, их действия оставались безнаказанными.
По указанию Центрального Комитета партии в 1924 году на Дальний Восток прибывает с задачей охраны морских границ первый пограничный сторожевой корабль «Воровский», совершив при этом первый в истории советских военных кораблей переход южным путем из г. Архангельска в г. Владивосток протяженностью в 14 тыс. миль, пронеся Советский флаг через 10 морей и 3 океана.
С 1924 года охрану морских рубежей нашей Родины от мыса Лопатка до мыса Дежнева несли корабли морских сил Дальневосточного округа «Красный вымпел», «Воровский», морские катера «Кит» и «Командор». Много славных страниц вписали моряки-пограничники в историю войск в это время. Так, например, когда японцы оккупировали советский Дальний Восток, американские захватчики воспользовались этим и прибрали к рукам ряд наших островов, в частности, остров Ратманова. С помощью местных кулаков и шаманов они создали там свою факторию, жестоко эксплуатировали и грабили чукотское население. В «обмен» на безделушки и спирт заокеанские бизнесмены у местных жителей приобретали моржовые клыки.
Хозяйничанию американских грабителей на Чукотке положили конец моряки-пограничники. В 1925 году по заданию советского правительства экипаж корабля «Воровский» высадился на острове Ратманова и, ликвидировав американскую факторию, водрузил там государственный флаг Советского Союза, а оккупантам предложил немедленно убраться восвояси. Захватчики отказались выполнить это законное требование, обвинив пограничников в «...нарушении международного права». Тогда командование корабля заявило американцам, что если они не покинут остров, то будут арестованы как иностранные контрабандисты. Делать было нечего. Оккупанты выдворились с советской территории. В этом же году экипаж «Воровский» освободил от американских захватчиков острова Врангеля и Крузенштерна.
27 апреля 1926 года приказом ОГПУ ДВР N° 95 сформирован «60-й отдельный Камчатский погранотряд». В отряде имелся единственный парусно-моторный вельбот «Чекист», ранее отобранный вместе с контрабандой у купцов братьев Орлинских, с радиусом действия — Авачинская губа. Основную тяжесть по охране морских рубежей несли на себе корабли морских сил ДВ — «Красный вымпел» и «Воровский». Усложнившаяся обстановка на дальневосточной границе требовала увеличения корабельного состава отряда, которые могли бы в любую минуту выйти на охрану границы. В 1929 году приобретен в АКО морской катер «Кит» — это первый пограничный катер в отряде. В этом же году прислан из Владивостока сторожевой катер К-21.
Так начинает создаваться морская база отряда.
ПСКР «Кедров» на заправке водой.
ПСКР «Кедров» на заправке водой.
В целях лучшего руководства и оперативного использования пограничных катеров по охране границ Камчатки приказом ОГПУ в 1933 году создается в городе Петропавловске Отдельный Морской погранотряд, входящий в оперативное подчинение 60 погранотряда.
В октябре 1935 года 60 Отдельный Камчатский пограничный отряд реорганизуется в Морской пограничный отряд, в состав которого вошли 2-й и 3-й дивизионы быстроходных катеров «МО-4», перебазированных из порта Владивосток. Катера строились в Ленинграде, на Камчатку было доставлено 10 катеров. Катера доставлялись из Ленинграда во Владивосток поездом, а из Владивостока в Петропавловск-Камчатский пароходом «Надежда Крупская». Катер «МО-4» водоизмещением 50 тонн, максимальная скорость хода — 28 узлов, на катере 3 авиационных мотора. Вооружение катера: две 45-мм пушки полуавтоматические, два пулемета 12,7 мм. Команда катера 16 человек.
Катерам, несущим службу по охране восточного побережья Камчатки, отводился участок от мыса Кроноцкий до мыса Лопатка, а на западном побережье от мыса Лопатка до реки Палана.
Командиром дивизиона назначен Кабанов Андрей Васильевич, который приступил к формированию 2-го дивизиона сторожевых кораблей.
Обстановка на границе в то время была очень сложной. Так, только в 1939 году зафиксировано 402 случая хищнического лова рыбы в наших водах японскими рыболовецкими судами, 69 случаев нарушения промысла. В каюте капитана одного из задержанных судов найден планшет с промером глубины в бухте Моржовая. В двойном дне койки капитана найдены секретные карты с промером глубины в заливе Кроноцкий. На стене рулевой рубки были записаны номера катеров «К-22» и «К-23», несущих здесь службу.
Все это говорило о том, что основная цель шхуны — шпионско-разведывательная деятельность. Шхуна была задержана.
В 1943 году, по сравнению с 1942 годом, резко увеличивается количество нарушений границы. За этот год 38 раз границу нарушали японские самолеты, 39 раз — военные корабли и 10 раз — рыболовецкие шхуны. А в 1944 году нарушение границы самолетами Японии возросло до 158 случаев.
В такой сложной и ответственной обстановке несли службу моряки-пограничники Камчатки на Востоке нашей Родины.
Личный состав катеров «ПК-9». «ПК-10» и «К-19», которыми командовали коммунисты тт. Скиба, Крикунов и Кочетков, в течение всего периода Великой Отечественной войны имели только отличные показатели в службе по охране дальневосточных рубежей нашей Великой Родины. Коммунисты и комсомольцы этих катеров являлись примером для всего личного состава части.
8 мая 1945 года фашистская Германия капитулировала. Враг был разбит. Бдительно охраняя государственную границу Советского Союза на Дальнем Востоке, личный состав части тем самым внес достойный вклад в дело разгрома фашистской Германии.
Очаг мировой агрессии на Западе был ликвидирован. Однако на Востоке продолжала свою агрессивную политику империалистическая Япония.
8 августа 1945 года советское правительство, верное своему союзническому долгу и в целях быстрейшего достижения мира во всем мире, объявило, что с 9 августа 1945 года СССР находится в состоянии войны с Японией.
В ночь на 15 августа главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке маршал Советского Союза Василевский отдал приказ командиру Петропавловской ВМБ и командующему Камчатским оборонительным районом о немедленной подготовке к проведению операции по захвату островов Шумшу и Парамушир, которые за долгие годы пребывания японцев были превращены в мощный военный плацдарм. Эти острова оборонялись гарнизоном большой численности, вооруженным артиллерией всех калибров, танками, самолетами и легкими силами флота.
15 августа ВрИО командира дивизиона СКРЯБИН и заместитель по политчасти ЭДЕЛЬМАН получили задачу на операцию и 16 августа дивизион в составе «ПК-8», «ПК-9», «ПК-11», «ПК-12» вошел в отряд охранения второго эшелона сил десанта.
В 04.00 часов 17 августа по сигналу командира высадки десанта корабли вышли на выполнение задачи. В состав 2-го эшелона входили КПСКР «Дзержинский» (командир Гончаров), 7 десантных судов, 4 транспорта и 2 катера-тральщика, и в 07.00 18 августа второй эшелон в охранении катеров «ПК-9», «ПК-8», «ПК-11», «ПК-12» подошел к месту высадки десанта, занял места согласно разработанного плана.
«ПК-9» и «ПК-11» участвовали в подавлении огневых точек на затопленном транспорте «Мариуполь», на котором была установлена японская батарея. «ПК-12» оказал помощь личному составу десантного судна N° 347 в тушении пожара, за что всему личному составу была объявлена благодарность, особенной похвалы заслужил старшина 2 статьи Черныш.
19 августа все катера дивизиона возвратились в Петропавловск и в дальнейшем участия в боях не принимали.
23 августа о. Шумшу был полностью занят нашими войсками, позже был занят остров Парамушир.
Япония признала себя побежденной и 3 сентября 1945 года подписала акт о безоговорочной капитуляции.
За образцовое выполнение заданий командования в войне против империалистической Японии и проявленные при этом мужество, храбрость и отвагу были награждены орденами и медалями СССР 54 человека. Весь личный состав части, участвовавший в боевых действиях по освобождению островов Шумшу и Парамушир, награжден медалью: «За победу над Японией», всему личному составу катеров в Приказе Верховного Главнокомандующего была объявлена благодарность.
В ознаменование победы над империалистической Японией приказом Министра Внутренних Дел СССР от 13 мая 1946 года был установлен годовой праздник «День части» — 3 сентября, который ежегодно отмечается моряками-пограничниками.
Мужество ПСКР «Айсберг» 1979 г.
Мужество ПСКР «Айсберг» 1979 г.
По традиции, в знак глубокого уважения к морякам, погибшим при охране государственной границы СССР в августе месяце 1945 года, личный состав совместно с подшефными учениками восьмилетней школы N° 12 и школы-интерната N° 2 ежегодно возлагают венки к памятнику, установленному на братской могиле, где покоится прах погибших. После возложения венков личный состав проходит мимо памятника торжественным маршем, отдавая воинские почести.
Победа над империалистической Японией сорвала преступные замыслы империалистов. Значение охраны государственной границы в послевоенных условиях как никогда возросло.
В ноябре месяце 1945 года в соответствии с приказом МВД СССР от 2.11.1945 года Шигарев Алексей Васильевич сформировал 22 Отдельный дивизион сторожевых кораблей пограничных войск Камчатского округа, в состав которого вошли корабли и катера 2 и 3 дивизионов пограничных кораблей 60 Курильского ордена Ленина пограничного отряда войск НКВД Камчатского округа: «ПК-7», «ПК-9», «ПК-10», «ПК-11», «ПК-12»; катера типа «КМ-26»; катера типа ПС: «ПС-14» и «ПС-25»; катера типа ЗИС-5 — «ЗИС-3», «ЗИС-5», «ЗИС-31». В состав 22 ОДСКР также были переданы катера «ПК-23» и «ПК-24» из 61 погранотряда и «ПК-42» из 62 погранотряда.
Формирование дивизиона было закончено 30 декабря 1945 года.
В летний период 1946 г. катера сделали 22 выхода на охрану государственной границы, где находились 3943 часа, пройдя 13875 миль. Все задачи, поставленные командованием перед личным составом катеров по охране границы, были выполнены с честью.
В 1948 году катера сделали 28 выходов на охрану государственной границы, прошли 9909 миль, из них 3516 — ночью и тумане. Неся службу в сложных метеорологических условиях, моряки проявляли высокую бдительность и выносливость, приобретали практические навыки, совершенствовали свое служебное мастерство. За время навигации не было допущено безнаказанного нарушения границы, а также аварий и поломок по вине личного состава.
В последующие годы (1949-1952) матросы, старшины и офицеры части продолжали совершенствовать свое мастерство по охране государственной границы СССР.
Так, в 1953 году катера «ПК-11» и «ПК-12» задержали за нарушение государственной границы СССР три японских шхуны, занимающихся хищническим ловом рыбы в советских территориальных водах.
В соответствии с приказом МВД СССР от 20 февраля 1954 года в апреле месяце, часть, возглавляемая Ветровым Леонидом Ивановичем, была переформирована по новому штату с сохранением за ней прежнего наименования — «22 Отдельный дивизион сторожевых кораблей». Основой формирования явились корабли 2 ранга — КПСКР «Дзержинский» и КПСКР «Киров», транспорты 3 ранга — «ПС-510», «ПС-622»; катера типа «ЖК» — «Б-10», «Б-14» и «Б-15»; катера типа «КК-Ш» — «ПС-43», «ПС-44», «ПС-45», «ПС-46». «ПС-127». «ПС-128», «ПС-129», «ПС-21». Кроме того, из состава 3 ОДСКР прибыли сторожевой корабль 3 ранга типа БТЩ СКР «Параван» и построенный Хабаровской судоверфью транспорт проекта 229 «ПС-636».
В 1954-1955 гг. на Тихий океан с Балтийского моря Северным морским путем были переведены два отряда кораблей проекта 122 «Б», два из них БО N° 565 и БО N° 569 были переданы в состав дивизиона.
На смену Краснознаменным сторожевым кораблям «Киров» и «Дзержинский» в сентябре месяце 1959 года в часть прибыли пограничные сторожевые корабли «Пурга», «Хрусталь», «Коралл» и «Опал». Несколько ранее прибыли «Сапфир» и «Рубин».
Осуществляя охрану государственной границы СССР на Дальнем Востоке и следуя славным традициям Краснознаменных кораблей, моряки-пограничники части продолжали бдительно охранять государственную границу СССР, пресекать незаконный промысел морских богатств в территориальных водах СССР японскими рыболовецкими судами.
В 1960-1961 годах в связи с передачей кораблей ПСКР «Сапфир», «Рубин», «Хрусталь», «Коралл» и «Опал» в другие части войск округа, на смену им прибыли сторожевые корабли 2 ранга «Дзержинский», «Менжинский», «Воровский», «Киров», «Корунд» и «Малахит», которые, следуя славным боевым и чекистским традициям, вносят достойный вклад в дело охраны государственной границы СССР на Дальнем Востоке.
В 1968 году в связи с 50-летием пограничных войск и за высокие показатели, достигнутые в охране государственной границы, решением Военного Совета Краснознаменного Тихоокеанского пограничного округа часть награждена почетной грамотой.
В 1967 году происходит реорганизация дивизиона, согласно приказа КГБ СССР от 7 февраля 1967 года 2-ой дивизион переименовывается в 7 ОБСКР Тихоокеанского пограничного округа, командиром назначается Турков.
Начиная с 1970 года, нарушения государственной границы со стороны рыбопромысловых судов КНДР и Японии начинают носить массовый характер. Задержано:
в 1970 году — 12 судов КНДР;
в 1971 году — 16 судов КНДР и 1 судно Южной Кореи;
в 1972 году — 21 судно КНДР. Особенно отличился в этот год экипаж КПСКР «Дзержинский», им задержано 19 судов;
в 1973 году — 24 судна КНДР и 2 японских;
в 1974 году — 26 судов КНДР и 2 японских;
в 1975 году — 25 судов КНДР и 4 японских;
в 1976 году — задержано 4 японских шхуны.
1975 год для истории бригады стал знаменательным.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1975 года за заслуги в вооруженной защите социалистической Родины, успехи в обеспечении охраны государственной границы СССР и в связи с 30-летием победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов бригада награждена орденом Красного Знамени.
В конце 1976 года – начале 1977 года советское правительство возложило на пограничные войска новые задачи — контроль за соблюдением правил рыболовства в морских районах, прилегающих к СССР.
В 1977 году в соответствии с приказом КГБ СССР от 10.08.77 года бригада переименовывается в Краснознаменное морское пограничное соединение. На корабли соединения возлагаются новые дополнительные задачи.
С 1 марта корабли приступили к контролю за районами регулируемого рыболовства в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.12.76 года. Первым командиром дивизии назначен Фоменко В. Г.
В 1985 году в состав кораблей соединения вошел новый современный корабль третьего поколения Краснознаменный пограничный сторожевой корабль «Дзержинский», которому суждено продолжить славные традиции его старших товарищей. В августе 1985 года соединению вручено боевое знамя.
В 1991 году в соединение прибыли ПСКР «Имени 70-летия ВЧК КГБ» (с 1992 года — ПСКР «Псков»), «Имени 70-летия пограничных войск». «Кедров», «Воровский», которые с честью совершили переход южным морским путем в родную базу.
В 1992 году ПСКР «Воровский» задержал 4 судна КНДР за нарушение государственной границы России.
В торжественной обстановке 3 сентября 1995 года весь личный состав Северо-Восточного пограничного округа отметил 50-летие со дня образования Краснознаменного морского пограничного соединения.
Сегодняшние пограничники свято помнят и чтут традиции старших поколений, их огромный вклад в воспитание воинов границы.
29 августа 1997 года под N° 950 вышел в свет Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственному контролю в этой сфере».
На пограничную службу возложено решение задач по обеспечению охраны биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также осуществление государственного контроля в этой сфере.
8 декабря 1997 Президент России Б.Н.Ельцин подписал Указ «О дополнительных мерах по реформированию системы Федеральной пограничной службы Российской Федерации». В соответствии с этим Указом, погранвойска ФПС преобразовываются в погранохрану, пограничные округа — в региональные Управления ФПС; организовывается передача вооружения и военной техники ФПС, применение которой на государственной границе России неэффективно и не обеспечивается финансированием.

В.Д. Юношев (справа),
А.В. Суханов (в центре), С.Н. Голованов (слева).
В декабре Президент России отправил в отставку Директора ФПС генерала армии Николаева А.И. по его личной просьбе. Временно исполнять обязанности Директора ФПС назначен Тымко А.И., начальник главного штаба ФПС РФ.
В период с 1 февраля по 10 апреля 1999 года проводилась частная пограничная операция «Минтай-99». В ней приняли участие пограничные сторожевые корабли «Брест», «Сахалин», патрульные суда «Барс», «Пагелла». Поставленная начальником Северо-Восточного регионального управления задача экипажами кораблей и судов, личным составом осмотровых групп успешно выполнена.
14 апреля 1999 г. в дивизию прибыл Директор Федеральной пограничной службы Константин Васильевич Тоцкий. К.В.Тоцкий возглавил Федеральную пограничную службу в августе 1998 года, заменив на этом посту Николая Бордюжу. Тоцкий впервые посетил наш полуостров.
В дивизии он пробыл полдня. Погода стояла очень плохая. Мокрый снег, сильный ветер. Поздоровался с дивизией. Обошел строй кораблей вместе со своими заместителями. Такие корабли видел впервые. В кабинете командира в течение трех часов заслушал ВрИО командира Юношева В.Д., задал более 20 вопросов.
В целом одобрив работу по слиянию морских сил Управления с инспекциями охраны морских биоресурсов, директор согласился о полной передаче ПС «Пагелла» и «Барс» в непосредственное подчинение Камчатской морской инспекции. Пообещал активизировать работу по изысканию средств на обеспечение кораблей топливом, судоремонтом, ЗИПом и т.д. для их активной деятельности в море. Но тут же предупредил, что особой «революции» по финансированию ждать не следует. Директор побывал в пограничных частях Магаданского и Чукотского гарнизонов.
По утверждению генерал-полковника Тоцкого К.В., состояние дел в Северо-Восточном региональном управлении произвело благоприятное впечатление. «Народ зубами скрипит, но служит...»
В 1999 году средней школе N°12 исполнилось 55 лет. Она была создана на базе нашей части в 1944 году, где обучались дети военнослужащих нашей части. В Краеведческом музее есть много фотографий, в т.ч. и цветные последних лет. В школе готовится выставка, посвященная этому событию. В текущем 2000 году нам исполняется 55 лет.

Ими гордятся пограничники:
Монахов Алексей Владимирович, лучший командир соединения;
Ищук Михаил Алексеевич, командир корабля «Сахалин»;
Перминов Алексей Владимирович, командир пограничного катера;
Чуйков Андрей Михайлович, лучший командир осмтровой группы;
Дедов Сергей Анатольевич, офицер управления соединения.

КОЛЛЕКТИВ КОЛЛЕКТИВУ РОЗНЬ

До развала Советского Союза и всей российской промышленности на западном побережье Камчатки функционировало и жило полнокровной жизнью пять рыболовецких колхозов: «Красный Октябрь» (с. Усть-Хайрюзово), «Октябрь» (с. Устьевое), «Рыбак» (с. Ича), «Октябрьской Революции» (пос. Запорожье), «Красный Труженик» (пос. Озерновский). В каждом колхозе — свои рыболовные территории, свои сейнеры, свои рыболовецкие артели. Почти в каждом посёлке — свой рыбокомбинат или рыбоконсервный завод.

Самым богатым колхозом здесь был колхоз «Октябрьской Революции» — флотилия из 28-и МРСов 150 и 225 сил. Выйдет, бывало, в море армада и прёт вверх по шельфу с замётами до самого Усть-Хайрюзова — рыбе спрятаться негде. Но вот, вместе с приватизацией, докатилось и до Камчатки модное словосочетание «акционерное общество». И, как за комсомолом в прежние времена, по-есенински «задрав штаны», побежали в акционеры все руководители рыбколхозов и потащили за собой доверчивых, поддавшихся на провокации своих пайщиков-колхозников.
Акционировались... И где они теперь эти «Акционерные общества»? Ау-у! ... Раз, два... и обчёлся. И на какую реку побережья ни выйдешь, сколько ни оглядывайся, приставив козырьком ко лбу ладошку, ничего, кроме развалин бывших благоустроенных посёлков, безработных жителей да мелких балаганов-тоней частных предпринимателей-воров не увидишь.
И остался теперь от всей этой кровавой приватизационной делёжки на побережье только один, кое-как сопротивляющийся насилию гангстерской цивилизации рыбколхоз «Октябрь», и то, претерпев изменения, спохватившись после необдуманного двухгодичного «акционирования» в начале двухтысячных годов уходящего века. И называлось это АО — «АРОМО». Так и хочется здесь добавить — «КОЛОР», чтобы отразить наши способности, не раздумывая, перекрашиваться в любые цвета, какие нам предложат сверху. Но теперь — это рыболовецкая артель «Колхоз Октябрь», и руководит ею известный уже на Камчатке председатель — Мануэль Кешафович Мухитов, недавно награждённый нагрудным знаком «Заслуженный рыбак рыбного хозяйства России». Здесь опять же хочется добавить, что на Камчатке вообще из двенадцати существовавших в доперестроечные времена колхозов осталось всего четыре. И они потому и остались в живых, что не изменили своим устоям и сложившимся традициям: «гуртом легче батьку бить».
Мухитова я знаю ещё по рыболовецкому колхозу «Красный Октябрь», когда приехал в начале 70-х годов туда молодым специалистом-судоводителем. Председателем тогда, после ушедшего Андросова, выбрали Лапшина. А Мухитов был уже известным в области капитаном МРС-80 и гремел наравне с такими тогда лидерами маломерных судов, как Крикорьян, Панищев, Казанок, Пак, Денисов и др. Он-то меня, конечно, не помнит, тем более, что в начале 1975 года, когда у колхозов Камчатки отобрали ставший нерентабельным средний флот, я вместе с СРТ «Нерета» «переплыл» во вновь образовавшееся в Петропавловске «Камчатрыбколхозобъединение». А Мухитова вскоре направили учиться в Анапу «на председателя колхоза». Туда постоянно отправляли перспективных специалистов со всех колхозов Дальнего Востока. И после трёх лет учёбы, в 1982 году, ему предложили должность начальника отдела добычи в колхозе «Октябрь». С тех пор он здесь и работает.
Вскоре Мухитова избирают председателем этого рыбколхоза, на коей должности он отрабатывает два срока, а затем — упомянутое выше акционирование. Убедил колхозников рвущийся в председательское кресло очередной кандидат, что акции, которые они будут иметь в кармане, — гораздо ощутимее эфемерных колхозных паёв... Акционировались. А через два с половиной года, когда съели 760 голов колхозных свиней, стадо дойных коров с телятами, растащили весь сельскохозяйственный машинный парк и не получили на руки не то что «дивидендов», а и самих акций — снова пригласили Мухитова на должность руководителя. Тот в экстренном порядке собирает общеколхозное собрание и с цифрами и «транспарантами» в руках объясняет преимущество возврата акционеров к коллективному ведению хозяйства. Дело в том, что рыболовецкие колхозы приравнены к колхозам сельскохозяйственным и имеют ряд льгот по отношению к иным производителям продукции. Например, акционерные общества платят налогов в пенсионный фонд 28 %, а колхозники только 20, подорожных сборов нет, налог с прибыли тоже не платится. А это — ой какое послабление от государства для развития в наш век государственного рэкета.
Почесали «акционеры» «репы» и закричали хором: «Давай колхоз! Октябрём снова назовём! Привычнее нам это названье! Да и бюст Ильича у правления колхоза ещё не свергли с пьедестала! А там, глядишь, и Зюганов к власти придёт, получше изделается!»
Шутки шутками, а название старое, привычное, себе возвернули. И всё стало на свои места. Вот только сельское хозяйство теперь не вернуть. Предлагали они Мухитову возродить поголовье крупного рогатого скота. Жалко смотреть, как уходят под снега некошенными никому не нужные, обрабатываемые некогда, богатые сенокосом луга. Но Мухитов пока не решается на это. Говорит: «Проблем много. Съесть, распродать за бесценок — ума большого не надо, а возродить сызнова — великая проблема. Коров, свиней — покупать, фермы — ремонтировать (а, скорее, заново строить), комбикорма — возить (а теплоходы с грузами уже редко сюда приходят), сено — косить (а сенокосилок уже нет, тракторов — тоже)... Коли съели мясо, питайтесь рыбой.»
Народу после необдуманного акционирования много из Устьевого поуезжало, а кому деваться было некуда — здесь прозябали. Многие во вновь образованное рядом ЗАО «Атолл-Запад» подались. Теперь снова в колхоз возвращаются.
— Хорошо ли там, плохо ли, но «Атолл-Запад» — частное предприятие (против хозяина не попрёшь), а люди коллективно жить, работать и управлять привыкли. Стали потихоньку разворачиваться, — продолжает Мануэль Кешафович, — 12 МэРээСов у нас на сегодняшний день насчитывается, 9 на камбале и треске работают, а три — на ставные невода, на красную перевели. Приобрели у «Акроса» СРТМ «Водолаз» краболовный. С 1 сентября будем крабов ловить. Дали на этот год лимитов 267 тонн. Камбалы 8000 тонн дали, уже 5500 тонн выловили. Трески поймали 534 тонны. Наваги 2000 тонн дали, но поймали всего 1580 тонн: нет её в этом году. Да и вообще нынче уловы резко сократились. В прошлом году на 1 августа уже было выловлено 10000 тонн, а в этом только половина. Да этого и следовало было ожидать, коли запустили в Охотское море большие морозильные траулеры. Зимой, было, выйдешь ночью из дома, а они прямо напротив посёлка тралят: сотни и сотни огней — город плавучий. Гребут всё подряд. Всю кормовую и сырьевую базу подорвали. Если так и дальше пойдёт, через 2-3 года нам здесь делать будет нечего. Побережье оголится.
Своей рыбообрабатывающей базы в колхозе нет. Вся рыба сырцом сдаётся на плавбазы. Сегодня с «Октябрём» работают базы камчатского УТРФ «Комсомольск-на-Амуре» и «Советская Бурятия». Это хорошо, когда камчатские базы приходят — продукция, налоги и рабочие места на Камчатке остаются. А когда плавбазы других дальневосточных регионов? Дешёвый сырец и всё прочее иже с ним прямиком уходит от камчатских потребителей на другие рынки. И на это обстоятельство разгневанно указал Мухитову губернатор Камчатской области Бирюков, когда в начале августа облетал рыбалки западного побережья. Да Мухитов и сам об этом слабом месте в своём производстве знает, но ведь не всё подчас получается так, как хотелось бы. Особенно при сегодняшних транспортных и торговых связях. Хорошо было колхозу «Октябрьской Революции» в посёлке Октябрьском развивать свою рыбоперерабатывающую базу — автомобильная дорога с Петропавловском связывает. Понадобилось оборудование — поехал, привёз оборудование; понадобились запчасти — привёз запчасти; понадобилась краска, гвозди, мыло — сел в машину, съездил и привёз. И то — развалился, бедный колхоз. А здесь всё вертолётами надо завозить, и долг перед государством, после акционирования 240 миллиардов неденоминированных рублей доставшийся, на дно тянет, но ещё живёт рыболовецкая артель «Колхоз Октябрь».
— В этом году, Бог даст — не обидит с красной рыбой, хорошую прибыль должны получить, — делится соображениями председатель, — будем обустраивать свою перерабатывающую базу. Раньше мы только с засольными цехами дела имели на красной рыбе на речных рыбалках, да на селёдке магаданской, когда ловилась ещё, сердобольная, а всю остальную рыбу у нас государственные рыбокомбинаты на переработку брали. Не приучили нас к обработке. Теперь сами будем учиться, коли государственная обработка захирела.
Мухитов — мужик солидной комплекции, дородный татарин. Сидит на стуле в своём кабинете развалясь, но не рисуясь. Говорит тихо, спокойно, обстоятельно и даже застенчиво. Колхоз свой знает, работу и проблемы — тоже. И то знает, что почти весь Соболевский районный бюджет на его налогах держится, но не хвалится этим, не кичится, а даже сочувствует районной администрации. Сейчас взялся реставрировать развалившийся клуб в своём посёлке, находящийся на балансе районного управления культуры. Откуда у района на это деньги? А клуб и самим колхозникам нужен: собрания проводить, встречи с депутатами. Вон по весне кандидат в Госдуму Валерий Дорогин в Устьевое приезжал, а здесь и собраться было негде — в «Атолл-Западе» собирались. А новогодние праздники? Да и молодёжь без дела по селу гойдает! Хоть будет где им головы приклонить от безделья. Дискотеку хочет в нём открыть, видеозал, бар молодёжный. А чем сельская молодёжь хуже городской?
Долго мы беседовали с Мануэлем Кешафовичем о житье-бытье нынешнем, о проблемах его колхоза, о преимуществах и недостатках колхозной системы перед частными предприятиями, вспоминали рыбколхоз «Красный Октябрь», в котором начинали свою трудовую деятельность, общих знакомых, многих из которых уже нет в живых (так же, как и самого колхоза), сравнивали прошлую жизнь с нынешней, и пришли к общему мнению, что России без коллективистской дружеской политики между всеми народами, её населяющими, как государству не выжить. И зря наши политики тычут нам пальцами в сторону индивидуалистического Запада и особенно Америки. Чужды россиянину их заокеанские взгляды. У них своя жизнь, а у России — своя. И «Колхоз Октябрь» доказал это своим примером, вовремя перешагнув через чужеродное нам акционирование, сохранившись и выжив одним из немногих на Камчатке.

Ярослав ОТРОК
село Устьевое — пос. Соболево —
г. Петропавловск-Камчатский