ХРОНИКА ОГРАБЛЕНИЯ

Во все времена рыбаки всех стран мира и на всех морях ловят рыбу не только в своих, но и в «чужих» водах, особенно в спорных, пограничных. Иногда из-за этого возникают и конфликты, но чаще соседи идут на мировую, находят возможности разумного совместного использования морских богатств.
С некоторых пор российским рыбакам запретили заниматься промыслом в собственных территориальных водах в Беринговом море. Теперь там хозяйничают береговая охрана и пограничники США. Оказывается, десятки тысяч кв. километров промысловой зоны Берингова моря уже не русские, хотя еще не американские...
Впервые проблема разграничения Берингова моря возникла в 1977 году, когда Советский Союз и США заявили о своей исключительной экономической зоне. Тогда к США отошла акватория площадью примерно в 17 тысяч кв. километров. Второй раз американцы заявили свои права в 1990 году. Шла перестройка, и коммунистическому руководству страны очень хотелось угодить в коммунальную европейскую квартиру под американской крышей. Под шумное предательство друзей, разгром и раздел собственного единого государства быстро и тихо было состряпано соглашение между СССР и США «О линии разграничения морских пространств». Его назвали «линией Шеварднадзе». Одним росчерком пера тогдашний министр иностранных дел не то что продал, подарил Америке «вторую Аляску», богатую рыбой, нефтью, газом.
Наш собеседник Владимир Михайлович Каменцев, в 80-е годы — министр рыбного хозяйства СССР, считает, что речь идет не только об акватории морского пространства.
— Линия разграничения распространяется на континентальный шельф, где большой участок — 60 тысяч квадратных километров — отходит к Соединенным Штатам. Там находятся живые организмы так называемых «сидячих видов» — это крабы и другие высокоценные породы. В этих регионах мы вылавливаем ежегодно около 150 тысяч тонн минтая. Если оценивать общие потери нашей страны, я думаю, можно говорить о многих десятках миллионов долларов. Если соглашение 1990 г. будет ратифицировано, то под юрисдикцию США отойдет около 70 процентов акватории Берингова моря. Этот вопрос требовал более серьезной предварительной проработки, но мы не привели всех аргументов, которые могли бы привести, отстаивая интересы своей страны, своего народа.
Так, тихой сапой, нас в очередной раз обманули и ограбили. К счастью, законодатели СССР и России не допустили ратификации этого предательского соглашения. Напротив, Госдума намерена, если не помешают поствыборные заботы, провести слушания по вопросу о «линии Шеварднадзе». А вот американцы уже в 1991 году поспешили ратифицировать договор о «линии разграничения», заявили права на пользование ресурсами и гонят прочь наших рыбаков. А теперь претендуют и на целый ряд исконно русских островов — Врангеля, Медного, Сивуча и других. Еще в 1994 году президент Ельцин, принимая в Москве президента Клинтона, провозгласил тост «за совместную российско-американскую революцию», которой он, несмотря на наигранную сердитость, исправно служил, так же, как до него отслужили «прорабы перестройки», сдавая позицию за позицией. У российских берегов сегодня только ленивый не ловит рыбу. Что это — недостаток ума у наших руководителей или целенаправленная политика? А если политика, то чья?
— Все это касается не только рыбной отрасли, — говорит М.В. Каменцев. — Мы видим, что делается у нас со всеми другими ресурсами. Надо защищать территориальные интересы страны, создать такие законы, которые позволили бы людям жить, работать, зарабатывать деньги и не испытывать нужды в продуктах питания. А мы кормим целые регионы. Только не у себя дома: в Норвегии, в Корее, в Японии...
Как любят говорить в народе, за такое судить надо. А у нас за предательство награды дают. Бывший член Политбюро Шеварднадзе, по существу, из наших рук получил Грузию, которую теперь, словно хозяйка известного заведения, подкладывает сразу под все страны НАТО. Америка хозяйничает в наших водах, рвется в наше воздушное пространство, грабит нашу землю. Все это входит в глобальные планы установления «нового мирового порядка», в котором России отводится, в лучшем случае, роль колонии.

Юрий Михайлович СТРОЕВ

«Русский дом»
(печатается в сокращении. — Ред.)

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ РАБСТВА

Рыбаки флотилии ОАО «Холдинговая компания «Дальморепродукт», находящиеся в Ангольской экспедиции у берегов Африки без малого уже два года, будут отправлены на родину в сентябре через намибийский порт Уолфишбей.

Как сообщил агентству «Восток-Медиа» вице-президент компании «Дальморепродукт» (ДМП) Виктор Матвеев, проблемы со сменой экипажей четырех рыбодобывающих судов и плавбазы «Пищевая индустрия» возникли после моратория ООН на финансовые операции в Анголе в связи с военными действиями в этой стране. Поэтому ДМП не может перевести в Анголу деньги для отправки во Владивосток своих работников и ремонта флота. В связи с этой ситуацией администрация ДМП в июне этого года заключила договор с государственной ангольской компанией «Hiper Gesta», которая бралась переправить российских рыбаков домой. Однако свои обязательства не выполнила.
В 13 номере «ТВ» в статье «Белые негры» («Независимая газета» от 4 июля) был опубликован факс ДМП, в котором руководство холдинга расписалось в полном бессилии помочь своим рыбакам вернуться домой, хотя срок их контракта истек уже в феврале 2000 года. Дескать, во всем «воинственная Ангола» виновата, ничего не можем поделать.
Однако члены СТР «Сергеевка», входящего в злополучную четверку судов ДМП, утверждали обратное: в Анголе их принудило остаться руководство холдинга, пообещав выплатить, наконец, зарплату. Но обмануло.
В июле отчаявшиеся рыбаки забили тревогу. Стали обращаться во всевозможные инстанции, в частности во Владивостокскую транспортную прокуратуру. Даже к руководству «Дальморепродукта» обращались — все безрезультатно.
И вдруг вот она — долгожданная весть — рыбаки возвращаются домой!
На плавбазе отработавшие экипажи будут доставлены в Намибию, в порт Уолфишбей, где ДМП имеет возможность проводить финансовые операции, откуда самолетом рыбаков отправят в Россию. На судах в Анголе останется технический персонал, необходимый для обеспечения их эксплуатации.

Редакция «ТВ» искренне рада, что эта бесславная для «Дальморепродукта» история близится к своему благополучному завершению. Правда, еще неизвестно, получат ли рыбаки свои кровно заработанные. К семьям своим вернуться — уже большое счастье.
С возвращением!
Сайры не будет

БЕЗ КОРЕЙЦЕВ НА ПУТИНЕ

ОАО «Холдинговая компания «Дальморепродукт» бьет тревогу: 33 северокорейских рыбодобывающих судна, принадлежащих партнеру ДМП — корейскому обществу «Т.В.Сусан», не могут выйти на запланированный промысел сайры в районе Курильских островов в экономической зоне РФ.
Сайровая путина уже началась, а 33 судна, полностью подготовленные к промыслу, находятся не у дел. Но суда-то корейские. Отчего волнуется Юрий ДИДЕНКО, глава «Дальморепродукта»? Без добывающего флота, который и есть из Северной Кореи, стоят и перерабатывающие плавбазы ДМП в ожидании сырца для выпуска сайровых консервов. По цепочке дальше — срыв заказа по поставкам в Госрезерв, не говоря уж о потребительском рынке. Причем внутреннем, поскольку любовь россиян к рыбным консервам мало кто в мире разделяет.

ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ, НА ТО И НАПОРОЛИСЬ

О браконьерском, бесконтрольном лове иностранцами в нашей экономической зоне громче всех кричали рыбаки. За иностранными судами, а заодно и нашими, решили установить контроль — из космоса.
Согласно постановлению Правительства РФ от 26 февраля 1999 г. «О создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов» установлено, что с 1 января 2000 г. иностранные суда, осуществляющие промысел в исключительной экономической зоне России, должны быть оснащены техническими средствами контроля за местоположением судна, срок которого был продлен до 1 июля 2000 г. Естественно, после этой даты иностранцам, не оснастившим свои суда требуемыми техсредствами, допуск в российскую зону закрыт. В том числе и для судов «Т.В.Сусан».
Президент ДМП Юрий Диденко сейчас пытается решить возникшую по вине корейских партнеров проблему через Государственный комитет по рыболовству РФ и обратился с письмом на имя главы ГКР Юрия СИНЕЛЬНИКА: мол, помогите получить отсрочку установки контрольных датчиков на корейские суда, только в порядке исключения, только на период сайровой путины. ДМП согласен заплатить $231 тыс. в счет поставки из Франции обязательных для установки приборов «Аргос», но те будут доставлены в Приморье никак не раньше, чем через 2,5 месяца.
В обоснование аргументы — и стратегические (консервы в Госрезерв), и политические (Путин только-только за порог соседа), и международные (партнера теряем).
«Данная проблема прерывает многолетнее сотрудничество в области рыболовства между ДМП и КНДР, что необъяснимо после визита президента ПУТИНА в КНДР и накануне визита руководителя КНДР Ким ЧЕН ИРА во Владивосток. Учитывая, что положительному решению данной проблемы корейской стороной придается политическое значение и затяжка решения данного вопроса влечет за собой простой многочисленного флота с большими убытками как для ДМП, так и для КНДР, я еще раз прошу решить этот вопрос. Тем более, что корейские суда работают в поле видимости наших плавбаз, оборудованных приборами контроля, и на базах присутствуют инспектора РИОМБИРа», — говорится в письме Юрия Диденко.

ПАРТНЕРЫ ДМП В СЕВЕРНОЙ КОРЕЕ

Первый контакт между двумя сторонами был установлен в декабре 1987 года, когда УПФ «Дальморепродукт» и корейское общество по торговле морепродуктами «Чосонсусан» на основе прямых связей заключили договор о поставках ДМП ламинарии в количестве 7500 тонн. С этого времени между приморской и северокорейской компаниями началось тесное сотрудничество в области прямых производственных и научно-технических связей.
В 1997 г. году коммерческое сотрудничество было возобновлено — заключен контракт между ДМП и «Т.В. Сусан» по организации совместного производства по выпуску консервов в городе Синпхо в объеме 3780 тонн (10,8 млн. учетных банок N№19 в год). В Синпхо выезжала группа специалистов ДМП, которая подготовила завод к работе, но из-за отсутствия сырца консервы не производились.
В феврале 1998 г. отрабатывалась схема совместной работы с корейцами на промысле сайры. С учетом полученного опыта 22 апреля 1999 г. между ДМП и «Т.В. Сусан» был заключен второй контракт уже о совместной добыче сайры в экономической зоне России с 1 июля по 31 октября каждого года в Южно-Курильской зоне, подзоне Тихоокеанская. Однако на 13-й сессии российско-корейской смешанной комиссии по рыболовству, которая проходила во Владивостоке 23-30 декабря 1999 г., стороны отметили, что в силу ряда объективных причин «сотрудничающие стороны не смогли в полном объеме реализовать мероприятия по сотрудничеству». Однако на 2000 г. наметили новые проекты.
В апреле делегация ДМП посетила с дружественным визитом Пхеньян. В соответствии с подписанным договором «О дружбе, сотрудничестве и добрососедстве между Россией и КНДР» от 10 февраля 2000 г. и в целях дальнейшего развития деловых отношений и взаимовыгодного сотрудничества на коммерческой основе ОАО ХК ДМП и «Т.В.Сусан» договорились о совместной деятельности по следующим вопросам:
  • 1. Совместная работа на промысле сайры в экономической зоне России и в Тихом океане.
  • 2. Совместная добыча и обработка в экономической зоне КНДР кальмара, скумбрии, сайры и других пород морских биоресурсов.
  • 3. Организация совместного промысла и переработки морской капусты.
  • 4. Выпуск консервов на заводе Синпхо.
  • 5. Производство рыбного филе из парного сырца, добываемого в экономической зоне КНДР.
  • 6. Совместное освоение лимитов на вылов, предоставляемых КНДР в экономической зоне России.
  • 7. Организация совместной переработки икряной сельди, при которой ДМП поставляет икряную сельдь, а «Т.В.Сусан» организует разделку, выборку и засолку икры сельди по японской технологии.
  • 8. Организация совместного проекта по привлечению дополнительных специализированных судов по лову и переработке сайры и кальмара в экономических зонах России и КНДР, в котором ДМП выступит фрахтователем этого флота, а «Т.В.Сусан» техническим управляющим и агентом. Стороны приложат все усилия по регистрации этих судов в Раджин-Сонбонской экономико-торговой зоне КНДР.
  • 9. Организация замены экипажей судов ОАО ХК ДМП в порту Раджин.
  • 10. Организация технического обслуживания и ремонта судов ОАО ХК ДМП в порту Раджин.
  • ПОРТ ДЛЯ РОССИЙСКОГО ФЛАГА

    Что касается последнего пункта, то для ДМП он имеет особое значение. Проблемы с таможней из-за новых судов обрекли российские судоходные компании искать гавани, куда можно входить с российским флагом и платя НДС. В апреле делегация ДМП побывала в экономической торговой зоне «Раджин-Сонбон», где и подписала дополнение к контракту с «Т.В.Сусан» — партнеры учредили смешанное бюро-представительство в Раджине, являющееся предприятием на основе законов КНДР.
    В мае в порту Раджин была проведена первая смена экипажей СТР «Садовск» и «Сажинск». Сейчас согласовываются условия на постановку в док для ремонта транспортных рефрижераторов компании «ДМП-Риферс».
    Продолжаются контакты по совместному выпуску рыбопродукции. Так, взяты на анализ пробы пресной воды на заводе Синпхо для отработки технологии совместной переработки икряной сельди. Готовятся документы для прибытия японских и российских специалистов на завод в Синпхо. Для развития этих контактов и нужны ДМП в российской зоне северокорейские рыбаки. В планах аренда 40 тайваньских судов для оформления их под флаг КНДР. Прорабатываются проекты создания совместного предприятия «Т.В.Сусан» (КНДР) — ДМП (Россия) — Тэкно Хан Интенэшенал Ко. (Южная Корея) по добыче и переработке морепродуктов.
    Вот только споткнулись далекоидущие международные амбиции «Дальморепродукта» об интересы дальневосточных рыбаков, которые не желают видеть в родных промысловых зонах «чужаков». Датчики контроля, из-за которых рыбаки из Северной Кореи не попали на нынешнюю путину, подставив российского партнера, — это лишь первый камень преткновения.

    Олег КЛИМЕНКО.
    «Золотой рог»