24 января в адрес департаментов по рыболовству и комитетов рыбного хозяйства администраций краев и областей Дальнего Востока был направлен общественный запрос Благотворительного Общественного Фонда сохранения биоресурсов Северной Пацифики по трем пунктам. Самым первым из всех нам ответил президент холдинговой компании "Дальморепродукт" Юрий Григорьевич Диденко, принципиально не согласный с рядом наших позиций в этом письме.
Ниже мы публикуем общественный запрос Фонда, ответ Ю.Г. Диденко и наш комментарий.
ДЕПАРТАМЕНТЫ РЫБОЛОВСТВА
КРАЕВ И ОБЛАСТЕЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА,
АССОЦИАЦИИ РЫБОПРОМЫШЛЕННИКОВ,
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОМИТЕТЫ ПО ЭКОЛОГИИ
Благотворительный Общественный Фонд сохранения биоресурсов Северной Пацифики и редакция журнала "Северная Пацифика" доводит до вас следующую информацию и просит высказать по ее поводу собственное мнение, которое мы готовы опубликовать в журнале "Северная Пацифика".
1. В сводном акте проверки эффективности деятельности рыбной отрасли Счетной Палаты РФ от 11 июня 1999 г. (стр. 53) отмечается:
"Из особой международной деятельности по защите отечественных интересов в области рыболовства, проводимой в последние годы, следует отметить проблему, связанную с прекращением иностранного промысла минтая в Охотском море. В настоящее время в этом море промысел минтая в 200-мильной зоне России ведут суда Польши, Китая и Республики Корея на условиях оплаты за выделяемые квоты, и что они не будут осуществлять такой промысел в открытой (анклавной) центральной части Охотского моря. Объем такого промысла суммарно составляет 186-274 тыс. тонн, в том числе минтай Охотского моря 77-117 тыс. тонн. Постановлением Правительства от 16 ноября 1996 года N№ 1357 принято решение о полном прекращении с 2000 года промысла минтая в Охотском море судами, плавающими под флагом иностранных государств, за исключением промысла, осуществляемого на взаимной основе по межправительственному соглашению. Выполнение этого решения возложено на Госкомрыболовство. В целом при выделении квот минтая для судов Польши, Китая, и Республики Корея соблюдаются объемы, установленные упомянутым Постановлением Правительства России. Вместе с тем переговорный процесс с этими странами по полному прекращению ими промысла минтая в Охотском море с 2000 года по существу еще не проведен, что может поставить под срыв выполнение Постановления Правительства от 16.11.96 г."
2. В настоящее время, когда страна решает проблемы налоговых поступлений в бюджет и выплаты денежных средств учителям, врачам и другим служащим, администрация Приморского края выбивает в Москве из нищенских промысловых запасов России бесплатные квоты для судов, собственниками которых являются иностранцы, прикрываемые российскими рыбопромышленными компаниями типа холдинговой компании "Дальморепродукт". Иностранцы по договору имеют право на всю рыбопродукцию, а вместе с ней и на прибыль, и на налоги, которые могли бы поступить в российский бюджет, в том числе и в бюджет самого Приморского края. При этом наличие большого количества продукции из российского сырья позволяет иностранцам манипулировать ценами на мировом рыбном рынке и сбивать цены на продукцию, произведенную российскими рыбопромышленниками.
Это суда типа траулера-процессора "Американский Монарх", который, как известно, был введен в исключительную экономическую зону России в качестве процессора (приемно-перерабатывающего судна) и, несмотря на всеобщее возмущение дальневосточников (в том числе и приморцев) получил все желаемые разрешения на промысел и сегодня самостоятельно ловит в Охотском море самый выгодный валютоемкий объект - охотоморский икряной минтай и выпускает сурими, которое полностью отправляет за рубеж своим иностранным хозяевам. От общественности было скрыто и то, что таким же путем, тайно от жителей Дальнего Востока, появились и другие суда, собственники которых - иностранные компании - получают бесплатные квоты и за бесценок, поскольку имеют на это эксклюзивное право, передают своим иностранным хозяевам рыбопродукцию, выработанную на судах, принадлежащим этим компаниям. Вот названия этих судов и компаний: "Олл Аляскен Сифудс" (краболовы "Рондис", "Си Продюсер", "Сардоу", "Аляска Трейдер", "Оушеник", "Магнум", "Джуно", "Анита Джей" "Шелихов"). Выловленный американскими краболовами краб сдается на бывшую российскую плавбазу "Рыбак Чукотки", которая была продана "Дальморепродуктом" американской компании, а затем у нее же взята в аренду. Но везде и на всех уровнях эта плавбаза подается как российская и под нее выбиваются в Москве бесплатные лимиты, чтобы поддержать "российское" крабовое производство. Перечисляем далее: "Берген Индастриз энд Фишинг Корпорейшн" (супертраулеры "Капитан Кайзер", "Капитан Назин", "Капитан Демиденко", "Содружество", "Стимул", "Становление", "Суверенитет", "Созидание", "Капитан Азаркин", "Солидарность", "Владимир Старжинский", "Виго", "Борис Трофименко", "Механик Ковтун"), "Нью Полак Л.П. Инк." ("Сага Си", "Клеймер Си", "Хедер Си" и самый мощный в мире "Американский Монарх"). Подчеркиваем еще раз, что квоты на ресурсы они получают бесплатно, за счет квот Приморского края, как россияне, (процент участия иностранного капитала в "Дальморепродукте" по данным Счетной палаты составляет 33,3 %). Задолженность в бюджет по налогам в "Дальморепродукте" по тем же данным составляла на 01.01. 1999 г. 184, 4 млн. рублей (в том числе 69,9 млн. рублей в пенсионный фонд).
Деятельность иностранного флота под российским флагом - это прямая экспансия иностранных компаний в исключительной экономической зоне РФ, то есть серьезная угроза экономической (в том числе и продовольственной) безопасности России.
В настоящее время в Беринговом море продолжает промысел иностранный флот дочернего предприятия "Дальморепродукта" - "Дальморепродукта-Троулерс", хотя до сих пор неурегулирован вопрос платежей в бюджет России от промысловой деятельности судов, находящихся в аренде у российских компаний на условиях бербоут-чартера (до настоящего времени мы только платим за эти суда и задолженность России не уменьшается, а с каждым годом все более и более возрастает).
3. Губернатор Приморского края Е.И. Наздратенко в очередной раз, несмотря на мнение других губернаторов краев и областей Дальнего Востока, поставил вопрос перед Правительством России об увеличении квоты на вылов минтая и краба для Приморского края в ущерб интересам рыбаков других регионов, обвинив губернаторов и рыбаков в сепаратизме.
На основную же долю в получении дополнительных дальневосточных рыбных ресурсов как раз и претендует холдинговая компания "Дальморепродукт". То есть и сами приморские рыбаки, в результате победы в этой войне за дальневосточные рыбные ресурсы, ничего не получат - все достанется иностранцам.
Хотелось бы знать мнение каждого из регионов по поводу этих проблем при подготовке публикации в журнале "Северная Пацифика". Не настало ли время прекратить продавать российские ресурсы иностранцам, когда их не хватает для своих рыбаков, для собственных нужд? А высвободившиеся ресурсы, может быть, и окажутся достаточными для того, чтобы их разделить между дальневосточными регионами и прекратить начавшуюся ресурсную войну.
Уважаемый Сергей Иванович,
через Администрацию Приморскою края мы получили Вашу информацию по проблемам биоресурсов Охотского моря и хотели бы высказать свое мнение.
1. Что касается иностранного промысла в Охотском море мы полностью поддерживаем Вашу позицию. Во всех развитых странах с рыночной экономикой проводится протекционистская политика в отношении национального рыболовства и делается все, чтобы не допустить иностранный флот в свою 200-мильную зону. У нас все наоборот.
2. Для вашей компетентности ОАО ХК "Дальморепродукт" является одним из самых крупных налогоплательщиков в крае. В 1999 году "Дальморепродукт" уплатил 384 миллиона рублей различных налогов. Справки налоговой инспекции прилагаем. Да, мы используем у себя иностранные суда по системе бербоут-чартера с правом выкупа. На этих судах Российские флаги, наши экипажи, они живут по российским законам, исправно платят все российские налоги, управляются нашими людьми, используя опыт и оборотные средства иностранных компаний. Разве это плохо? Это не только спасает нашу рыбную промышленность, но и позволяет нам широко использовать передовую технику и технологию. Ваша информация, что иностранцы имеют права на всю продукцию, всю прибыль, на налоги, цены и т. д. - это абсолютная дезинформация, и мы думаем, что она родилась у Вас либо из-за некомпетентности в этих вопросах, либо так кому-то надо.
Вернемся к краболовам. "Дальморепродукт" в 2000 году в октябре месяце будет отмечать 70 лет, столько же лет он занимаеся промыслом краба, и что сегодня все, "кому не лень", и на Камчатке особенно, занимаются крабовым промыслом, то это в первую очередь заслуга Крабофлота впоследствии "Дальморепродукта". Мы сохранили запасы, мы выдавили с Западной Камчатки японцев в 1972 году, мы заставили всех перейти на ловушечный промысел, мы учили хайрюзовцев и крутогоровцев ловить краб, делать консервы, мы давали свои лучшие кадры и т. д.
Вы знаете, что даже в советские времена не было специализированных краболовов, и мы работали мотоботами, СРТ и затем СТР-503. Вся крабовая продукция у нас забиралась и продавалась Министерством за границу. Консервы из краба знает весь мир. Валюта, которая зарабатывалась "Дальморепродуктом", конечно, шла и на Камчатку для ее развития.
Сейчас СТР и другой тип нашего рыболовного флота на промысле краба удовлетворяет только частника , да "воришек", которые подпольно продают краб за границу, избегая налогов.
Поэтому мы как настоящая компания приобрели флотилию судов с передовой технологией. Обрабатываем краб на п/б "Рыбак Чукотки", которую купили на Камчатке и где ее превратили в "отхожее место".
Мы ее переоборудовали, поставили передовую технологию и работаем. На ней находятся все инспекции, которые есть на Камчатке, ее работа под жестким контролем. Качество крабовой продукции наилучшее в мире и цены у нее самые высокие.
На флотилии работают российские рыбаки, она оплачивает все налоги по Российским законам. Для Вашего сведения через год заканчивается арендная плата и флотилия становится полной собственностью "Дальморепродукта". Что касается лимитов по крабу, то благодаря сепаратистской политике Камчатки, да и Вашей редакции тоже, мы в основном пользуемся платными квотами, бесплатная квота с 30 тыс. тонн снизилась до 4 тыс. тонн в настоящее время.
Вы также затрагиваете работу МРКТ испанской постройки. Эти суда в количестве 15 единиц построило государство с целенаправленной работой на промысле минтая. Кстати, их могли получить все желающие предприятия, способные оплатить "экстру" и довести эти суда до ума.
В основном их приобрела ВБТРФ (впоследствии переданы "Суперу"). В результате определенных причин (слабая работа, неплатежи т. д.), их в середине 1999 года передали "Дальморепродукту".
Так что Вы в своей информации не правы. Для большей эрудиции в этом вопросе направляем протокол совещания у первого заместителя председателя правительства РФ.
3. Сергей Иванович, Вы обвиняете Администрацию Приморского края и лично губернатора Наздратенко Е. И. в том, что, добиваясь справедливого распределения квот по областям и краям, они передают их бесплатно "Дальморепродукту" в ущерб всем приморским рыбакам.
Это наглая ложь. Вы можете все проверить в Госкомитете по рыболовству. Распределение идет гласно с учетом количества флота, платежей по налогам, умением своевременно выбирать квоты, наличием социальной сферы и т. д. Как ни странно, мы получаем бесплатных квот меньше других приморских рыбаков, больше других приобретаем платных.
Мы претендуем на дополнительные квоты, учитывая большое количество флота и работающих в компании (23 тыс. человек), но нам их просто не дают. В отличие от других мы работаем уже на океанских объектах (сайра, ставрида, сардинелла и т. д.). Единственное предприятие на ДВ бассейне, чтобы как-то снять "пресс" с внутренних морей, работаем целой флотилией в Атлантике, восточной части Тихого океана, но никто не последовал за нами.
Такая же информация у Вас и по "Американ Монарху". Это судно по своей промысловой возможности сравним с МРКТ испанской пос-тройки. Среднесуточная добыча на промыве составляет 160-170 т, "злые языки" довели ее уже до 1,5 тыс. т в сутки. Мы только за новый экологически чистый флот для России.
Да и вообще нас удивляет позиция такого авторитетного журнала как Ваш. Вам известно, что на бассейне работает 111 бербоут-чартерных судов, а политику строите только на "Дальморепродукте", наверное, так Вам нужно. Тем не менее, мы всегда готовы с Вами вести диалог с целью сохранения ресурсов Российских морей и подымать престиж нашего рыболовного флота в стране и в мире.
С уважением Президент
Ю.Г. Диденко
Комментарий "ТВ":
мы искренне рады за Юрия Григорьевича по поводу уплаты налогов. В первом номере нашей газеты (как и в первом номере журнала "Северная Пацифика") мы сообщали о том, что у "Дальморепродукта" были большие налоговые проблемы. В справке налоговой службы Фрунзенского района г. Владивостока, присланной президентом холдинговой компании в наш адрес, говорится о том, что у ОАО ХК "Дальмореппродукт" (ИНН 2504001293) задолженности в бюджет на 21.01. 2000 г. нет. Теперь Юрий Григорьевич может спать спокойно.
Позиция редакции по поводу бербоут-чартерного флота заключается не в том, что мы против прогресса. Мы за прогресс. Мы против уничтожения рыбной промышленности Дальнего Востока, подминаемой рыбной империей "Дальморепродукт", из-за российской спины которого торчат американские уши. Ведь, Юрий Григорьевич, вашу компанию в иностранной печати называют не иначе, как российский флот American Seafoods. То есть и имя свое в мире вы уже потеряли, не уставая при этом повторять, что вы российская компания. А это вам нужно только для того, чтобы получить российские рыбные ресурсы.
И, кстати, в присланной вами (большое спасибо!) копии протокола совещания у первого заместителя Председателя Правительства Россий-ской Федерации - Министра финансов Российской Федерации М.М. Касьянова, очень четко говорится о том, откуда вам дадут ресурсы для пятна-дцати супертраулеров испанской постройки: "Госкомрыболовству России (Ю.П. Синельнику) обеспечить выдачу супер-траулерам компании "Дальморепродукт-троулерс" разрешений на право промысла и в согласованных размерах квот вылова минтая на 2000 год, исходя из реальных возможностей ресурсного обеспечения в счет квот Приморского края:". Хотя в своем письме вы утверждаете, что никогда не действовали в ущерб приморским рыбакам, что это наглая ложь. А вспомните прошлогоднюю минтаевую путину в Охотском море, когда вы получили дополнительные квоты в счет своих колхозников, побив региональную олимпиаду - то есть вылов в счет общеприморской квоты. Или вспомним беринговоморскую путину, когда вам для супертраулеров было выделено дополнительно 50 тысяч тонн в счет общего (в том числе и приморского) лимита. А ведь ваш приморский А.Н. Колесниченко, генеральный директор Находкинской базы активного морского лова, утверждал и утверждает, что его БАМР готов освоить не 230, а 300 тысяч тонн. Но что-то никто не спешит ему на помощь, хотя его-то рыба (не ваши сурими, фарш, консервированный и варено-мороженый краб), его-то "безголовка", сработанная по старой технологии и на старых судах (которые нужно срочно заменять), на 80 процентов идет в Россию.
Вы пишете, что не только "Дальморепродукт" имеет бербоут-чартерный флот. Но ведь дело, собственно, и не в том, что существует такая форма аренды. А в том, что "Дальморепродукт" за счет российских рыбных ресурсов сконцентрировал в своих руках четверть всего этого бербоут-чартерного флота (если по количеству) и большую его часть (если по мощности - производительности и тоннажу).
И еще, Юрий Григорьевич, - не пришлете ли вы нам копию постановления Правительства о строительстве супертраулеров испанской постройки, а то рыбаки Дальнего Востока в один голос убеждают нас в том, что "испанцы" изначально должны были работать за пределами исключительной экономической зоны России, то есть на "НЕминтаевых" объектах промысла.
Вы, Юрий Григорьевич, даже с "Американским Монархом" слукавили. Я не имею в виду тот случай, когда вы обманули всех дальневосточников и ввели супертраулер под видом рыбоперерабатывающего судна. Этот случай классический - его разве что только новорожденные дальневосточники не знают. Вы слукавили, что среднесуточная добыча на промысле "Американского Монарха" составляет 160-170 тонн. Можно было бы написать и 8-10 тонн - ведь если взять промысел "АМ" в Беринговом море, то это, можно сказать, очень характерная картина для него: ходит гигант, цедит воду часами, сутками, а вылов показывает 8-10 тонн. И как он еще на ветер не пустил своих хозяев - и российского, и американского? Но с этими цифрами пусть разбираются компетентные органы. А мы уличим вас на этот раз в другом - вероятно, в некомпетентности! - прочитав одну только строчку в Правилах рыболовства, можно получить полную информацию о суточных нормах вылова. Есть в этих Правилах и нормы для "Американского Монарха" (естественно, как траулера, добытчика, а не процессора, переработчика), и эта норма - 345 тонн. Норма. Но кто ее мешает перевыполнить, когда есть рыба.
И про "Рыбак Чукотки", о котором вы писали во все инстанции, что его модернизация - это возрождение крабоконсервного производства России, и просили крабовые квоты на это самое возрождение, но нигде и никому не сказали, кто собственник этого судна. По нашим данным, это вовсе даже не российское судно, а лимиты вы получили российские, бесплатные, 4 тысячи тонн, если верить вашим собственным утверждениям (которые, кстати, целиком и полностью направляете не на возрождение крабоконсервного производства России, полностью свернув его в 1998 году, а на производство варено-мороженой продукции, исходя "из экономических соображений", как заявляет в печати ваш вице-президент Г. Фадеев).
И последнее, Юрий Григорьевич, о нашей компетентности (см. пункт 2 Вашего письма). Мы процитируем несколько документов - это переводы, которые делают специалисты ДВрыбинформцентра из иностранных источников:
"На российском промысле королевского краба уловы были низкими, в основном из-за плохой погоды. Кроме того, многие суда начали промысел только в конце января или первых числах февраля. Общая квота на королевский краб на 1999 г. в российских водах увеличена до 37 тыс.т, но квота компании Аll Alaskan, являющейся крупнейшим производителем и ценовым лидером ввиду высоких стандартов качества, приемлемых для японского рынка мороженого краба, снижена. В 1998 г. Аll Alaskan поставила на японский рынок 5000 т российского королевского краба, но в 1999 г. объем ее поставок снизится вдвое."
Подчеркнем - не "Дальморепродукт", а All Alaskan - крупнейший российский производитель и ценовой лидер. И даже квота теперь уже не российская, а All Alaskan. Так кто и по каким ценам, Юрий Григорьевич, проводит рыночную российскую политику по крабу, кому идет прибыль и заключенные в этой прибыли налоги?
"Производство митаевой икры компанией American Seafoods в российской зоне должно было закончиться в третьей декаде апреля. По предварительным оценкам, оно составляет около 2000 т."
Что-то и в случае с минтаевой икрой в Охотоморской минтаевой экспедиции мы ничего не слышим о "Дальморепродукте" - вся икра у American Seafoods. То же самое мы найдем и по поводу филе, и по поводу сурими: Так что мы не строим политику своего журнала на подрыве авторитета "Дальморепродукта", мы бьем тревогу по поводу скрытой экспансии иностранных компаний в исключительной экономической зоне России, проводимой с ведома и под прикрытием некогда очень известной в мире российской компании "Дальморепродукт".