Российский рыбак в России имеет приоритет
|
О том, как выделяются и распределяются лимиты на вылов рыбы и других морепродуктов на Дальнем Востоке, ходит множество слухов. В средствах массовой информации периодически печатаются разоблачительные статьи с броскими заголовками. Чего, допустим, стоит такой - "Как бани и банки "мылят" крабов". Эта статья напечатана не где-нибудь, а в главной газете страны -
"Российской газете". Интересен и тот факт, что на Камчатке недавно образовалась целая группа кандидатов на должности членов Камчатского рыбохозяйственного совета. Причем численность этой группы такова, что "рыбникам" в совете не осталось места. Об этом писала одна из местных газет. Что влечет в совет людей, далеких от рыбной промышленности, и почему "рыбные генералы" не посуетились с выдвижением своих кандидатур? Ответ прост. Первые наивно предполагают, что в совете они будут делить и распределять лимиты. Вторые прекрасно знают, что именно вот этого они делать и не будут, поскольку эти процессы достаточно регламентированы, и отступить от данного регламента довольно сложно, по крайней мере, на уровне областного или краевого совета.
Все это говорит о том, что процедура распределения лимитов для многих является довольно туманной, хотя есть официальный документ, который, как и положено, зарегистрирован в Минюсте, следовательно, ознакомиться с ним при наличии желания может каждый. Кроме этого, редакция газеты собрала ряд действующих законодательных актов на эту тему и хотела бы ознакомить с ними читателей.
Основным документом, регламентирующим распределение квот, является "ПРИКАЗ КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ от 22 марта 1995 г. N 49"
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩИХ ДОПУСТИМЫХ УЛОВОВ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ". В этом Положении как раз и расписана процедура выделения лимитов. По объему документ занимает 5 книжных страниц, но печатать его полностью не представляется возможным, поэтому процитируем лишь некоторые статьи из этого документа.
А для того, чтобы цитаты не были оторванными от реальности, в качестве, так сказать, наглядного пособия возьмем одну-две известные рыбопромысловые фирмы, к примеру, камчатский "Океанрыбфлот" и Владивостокский "Дальморепродукт-троулерс".
Статья 2 Положения говорит о том, что распределение квот между иностранными и отечественными пользователями происходят по-разному:
"2. Настоящее Положение определяет порядок распределения общих допустимых уловов водных биологических ресурсов (далее - биоресурсов) во внутренних водоемах, в территориальных водах, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации (далее - воды России) и за ее пределами на квоты вылова между физическими и юридическими лицами Российской Федерации (далее - пользователи).
Выделение квот вылова биоресурсов в водах России иностранным физическим и юридическим лицам осуществляется Комитетом Российской Федерации по рыболовству (далее - Комитет) на условиях и в порядке, определяемыми межправительственными соглашениями, иными договоренностями, решениями Правительства Российской Федерации или по его поручению - Комитетом.
Выдача разрешений на любительский и спортивный лов биоресурсов в водах России осуществляется в установленном законодательством порядке".
Для получения квот необходимо подать заявку, соответствующую ряду требований, указанных в статье 8: "Заявки на выделение квот вылова биоресурсов представляются как отдельными юридическими и физическими лицами, так и ассоциациями, союзами и другими объединениями предприятий юридических и физических лиц, в Уставе которых эта представительская функция предусмотрена. Заявки представляются по установленной форме (Приложение 1) не позднее 1 сентября предшествующего года одновременно со списком технически исправных добывающих судов, находящихся в собственности судовладельцев (выделено редакцией "ТВ"). Региональные советы разрабатывают обобщенные заявки на выделение региональных квот и представляют их в Рабочую группу соответствующего Совета и Комитет не позднее 1 октября предшествующего года".
Чтобы был понятен ход дальнейших рассуждений, необходимо оторваться от рассматриваемого Положения и определить, что такое "судно, являющееся собственностью судовладельца". Как это ни странно, но это отнюдь не тавтология. Четкие разъяснения данным понятиям дает вступивший в силу в апреле 1999 года "Кодекс Торгового Мореплавания Российской Федерации". Статья 12 этого Кодекса определяет круг лиц, которые могут быть собственниками, а статья 13 говорит о правах этих собственников.
"Статья 12. Субъекты права собственности на судно.
1. Суда могут находиться в собственности: граждан и юридических лиц;
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
муниципальных образований.
2. Суда с ядерными энергетическими установками могут находиться в собственности только Российской Федерации.
Статья 13. Права собственника судна.
Собственник судна вправе по своему усмотрению совершать в отношении судна любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам Российской Федерации и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать судно в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения судном, устанавливать ипотеку судна и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом".
Судовладельцем же может быть лицо, не являющееся собственником. Об этом говорит статья 8 кодекса:
"Статья 8. Судовладелец.
Под судовладельцем в настоящем Кодексе понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании".
Такими законными основаниями могут быть: передача судна в доверительное управление, сдача судна в аренду на условиях тайм-чартера (аренда судна на время с экипажем), и бербоут-чартера (аренда судна без экипажа). Последний вид аренды может предусматривать последующий выкуп судна. Как видите, оснований для владения судном достаточно, но ни одно из этих оснований не влечет за собой перехода права собственности на данное судно.
Таким образом, ясно, что "собственник" и "судовладелец" - это два разных понятия, хотя в некоторых случаях одно и то же лицо может быть и собственником, и судовладельцем. Для примера возьмем камчатский "Океанрыбфлот", который является одновременно как собственником, так и судовладельцем. Другое дело Владивостокский "Дальморепродукт-троулерс" - это предприятие является судовладельцем группы супертраулеров испанской постройки, которых за цвет корпуса называют "голубыми испанцами". Но собственником этих судов является иностранная компания "Берген Индастри энд Фишинг Корпорейшн" со всеми вытекающими отсюда правами.
Теперь вернемся к статье 8 рассматриваемого нами Положения. Очевидно, что заявку на выделение квот вылова биоресурсов должен подавать собственник судов, т.е. в нашем примере это будут камчатский "Океанрыбфлот" и "Берген Индастри энд Фишинг Корпорейшн", но никак не Владивостокский "Дальморепродукт-троулерс", который в собственности судов не имеет. При этом заявка "Берген Индастри энд Фишинг Корпорейшн" не может быть рассмотрена региональным советом, а согласно части статьи 2 этого же Положения должна быть направлена в Комитет по рыболовству Российской Федерации.
В Комитете данные заявки удовлетворяются, как правило, при наличии международных договоров, которые заключаются:
1) на взаимной основе - когда, к примеру, Россия предоставляет право Японии выловить в российской экономзоне 1000 тонн минтая, а Япония предоставляет право России выловить в японской экономзоне 1000 тонн скумбрии.
2) на платной основе - когда Россия предоставляет право, например, Польше выловить в российской экономзоне те же 1000 тонн минтая, а Польша платит за это определенную сумму денег или предоставляет на эту сумму какое-либо оборудование, предусмотренное договором.
Могут быть и иные договоренности или решения Правительства, но в любом случае только их наличие определяет возможность выделения квот иностранным заявителям. Об этом же говорит статья 16 рассматриваемого нами Положения: "В освоенных районах территориальных вод, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации квоты выделяются только для рыбопромысловых судов под российским флагом, находящихся в собственности российских судовладельцев, за исключением случаев, предусмотренных межправительственными соглашениями, решениями Правительства или иными договоренностями".
Таким образом, наше законодательство не запрещает как таковую работу на российских ресурсах иностранных судов вообще и арендованных на условиях бербоут-чартера в частности. А в случаях, если договор аренды на условиях бербоут-чартера заключен между российским собственником судна и российским пользователем, это даже поощряется. Так в статье 11.3. Положения говорится о том, что такой вид аренды является одним из приоритетов при распределении квот между пользователями. "11. Распределение между пользователями региональных квот вылова биоресурсов осуществляется с учетом следующих приоритетов:
...11.3. Наличия у пользователя добывающего флота (или соответствующих береговых добывающих мощностей), включая суда, приобретенные с разрешения Комитета по бербоут-чартеру, находящихся в технически исправном состоянии".
Некоторые пункты данного Положения, конечно, начинают устаревать, но Положение действует и никем не отменено. Более того, согласно информации, полученной из "Российской газеты", правительство поручило Комитету по рыбному хозяйству в ближайшие месяцы подготовить новое Положение о порядке распределения квот, которое соответствовало бы изданным в последнее время законам.
Кроме данного ведомственного Положения, являющегося подзаконным актом, что нисколько не умаляет его правовой значимости, права и приоритеты российских рыбаков защищают и законы. Закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" предоставляет преимущественное право на использование живых ресурсов гражданам России:
"Статья 11. Предоставление права использования живых ресурсов
Право на использование живых ресурсов предоставляется:
физическим и юридическим лицам Российской Федерации (далее для настоящей главы - российские заявители);
физическим и юридическим лицам иностранных государств, иностранным государствам и компетентным международным организациям (далее для настоящей главы - иностранные заявители).
Преимущественное право на использование живых ресурсов имеют:
представители коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на ведении промысла живых ресурсов;
население Севера и Дальнего Востока Российской Федерации в местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью Российской Федерации;
российские заявители, осуществляющие мероприятия по искусственному воспроизводству живых ресурсов.
Иностранные заявители могут использовать живые ресурсы в научных, промысловых и других целях только на основе международных договоров Российской Федерации с государствами, гражданами которых являются эти иностранные заявители или в которых они зарегистрированы, с соблюдением требований настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации".
Еще больше закрепляется это право в Федеральном Законе "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации":
"Статья 9. Предоставление права на использование живых ресурсов.
1. Право на использование живых ресурсов предоставляется:
гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам (далее для настоящей главы - российские заявители);
иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам, иностранным государствам и компетентным международным организациям (далее для настоящей главы - иностранные заявители).
2. Преимущественное право на использование живых ресурсов имеют:
представители коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле живых ресурсов;
население Севера и Дальнего Востока Российской Федерации и население в местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле живых ресурсов;
российские заявители, осуществляющие морские научные исследования биологического характера и (или) мероприятия по искусственному воспроизводству живых ресурсов;
российские заявители, ведущие промысел живых ресурсов в целях поставки продукции для федеральных и региональных нужд.
3. Иностранные заявители могут использовать живые ресурсы в научных, промысловых и других целях после удовлетворения всех заявок российских заявителей при условии, что российские заявители не имеют возможности выловить весь допустимый улов заявленных видов живых ресурсов в конкретных промысловых районах, и только в соответствии с международными договорами Российской Федерации с государствами, гражданами которых являются эти иностранные заявители или в которых они зарегистрированы, с соблюдением настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации. (выделено редакцией "ТВ").
Подводя итоги всему вышесказанному, хотелось бы обратить внимание рыбопромышленников на то, что эти законы и Положение предусматривают возможность защищать их права в суде. Об этом говорится в Положении:
"17. В случае возникновения разногласий между юридическими и физическими лицами по вопросам распределения квот вылова биоресурсов Комитет принимает окончательное решение, которое может быть обжаловано в установленном законодательством порядке".
В Законе "О континентальном шельфе Российской Федерации":
"Статья 47. Разрешение споров.
Споры между физическими лицами, юридическими лицами, физическими и юридическими лицами по поводу реализации их прав и обязанностей на континентальном шельфе разрешаются в административном порядке или в судах Российской Федерации.
Споры между Российской Федерацией и иностранными государствами по поводу реализации их прав и обязанностей на континентальном шельфе разрешаются мирными средствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.
Споры между государством и инвестором по вопросам пользования континентальным шельфом на условиях раздела продукции разрешаются в соответствии с условиями указанных соглашений".
В Законе "Об исключительной зоне Российской Федерации":
"Статья 41. Разрешение споров.
1. Споры между гражданами, юридическими лицами, гражданами и юридическими лицами по поводу реализации их прав и обязанностей в исключительной экономической зоне разрешаются в судебном порядке судами Российской Федерации.
2. Споры между Российской Федерацией и иностранными государствами по поводу реализации их прав и обязанностей в исключительной экономической зоне разрешаются мирными средствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и нормами международного права".
Таким образом, если заявка на выделение ресурсов того же камчатского "Океанрыбфлота" оказалась даже частично не удовлетворенной и при этом в районах промысловой деятельности судов "Океанрыбфлота" будут выделены квоты иностранным судам или судам иностранной фирмы, арендованным на условиях бербоут-чартера, что в принципе одно и то же, к примеру, судам "Берген Индастри энд Фишинг Корпорейшн" - это явное нарушение закона.
Обжаловать это нарушение можно как в суд, так и в прокуратуру, но лучше в обе инстанции одновременно. И суд, и прокуратура обязаны принять все возможные меры для пресечения нарушения закона.
Если у вас возникли вопросы по данной публикации, либо связанные с данной темой, обращайтесь в редакцию газеты "Тихоокеанский вестник" г. Петропавловск-Камчатский, ул. Королева 58, офис 202. Справки по телефонам 11-90-45, 11-90-47, 11-90-55 в будние дни с 9 до 18 часов. Мы постараемся ответить на ваши вопросы самостоятельно, либо обратимся с просьбой ответить на них к адвокатам, в прокуратуру, к специалистам в области охраны природы.