Спутниковый мониторинг
Чего только не происходило с рыбной промышленностью России за последние несколько лет. Один за другим менялись ее руководители, два раза рыбаков пытались приравнять к сельхозпроизводителям, разделяли, сокращали контролирующие органы, и это далеко не весь перечень злоключений рыбной отрасли. Не удивительно, что на фоне всей этой чехарды некогда мощная индустрия превратилась в полный бардак, заметно сдав свои позиции во всемирном рыболовстве.
Но с недавнего времени отношение государственных мужей к рыбопромышленному комплексу заметно изменилось. Недаром высокое руководство после посещения В.В. Путиным дальневосточного региона всерьез решило заняться рыбной отраслью. Видимо, поняли, что у рыбной промышленности большой потенциал, надо только направить его в нужное русло. Одними из основных проблем, требующих незамедлительного решения, президент определил браконьерство и нелегальный экспорт морепродуктов.
Подумайте сами, что нужно для нормального функционирования любой отрасли? Прежде всего четко отлаженный механизм управления, работающий без сбоев. Это предполагает наличие широкого спектра информации и ее анализ. На основе этого уже можно делать какие-то выводы и корректировать политику руководящего органа, в нашем случае — Госкомрыболовства. Достаточно большим объемом информации по рыбной промышленности у нас в стране обладают Рыбводы — бассейновые управления по охране и воспроизводству рыбных ресурсов и регулированию рыболовства.
Приказом N°244 от 7 сентября 2000 года руководство Госкомрыболовства постановило создать на базе Камчатрыбвода рабочую группу по проблемам информатизации системы государственного управления водными биологическими ресурсами. Практически это должно выразиться не только в организации самой рабочей группы, но и в создании системы отраслевого спутникового мониторинга биоресурсов на основе новых информационных технологий. Камчатка для этого была выбрана не случайно. Во-первых, благоприятствует само географическое положение — полуостров омывается водами Тихого океана, Охотского и Берингова морей, где, как известно, находятся самые богатые в мире биологические запасы, представляющие интерес для рыбаков. Немалая часть этих вод находится под ответственностью Камчатрыбвода. Во-вторых, на Камчатке уже существует опыт в создании подобных систем. В частности, в 1996 году профессором И.Г. Проценко была внедрена на базе Рыбрадиоцентра исследовательская система «Рыболовство». Данная система содержит в себе реестр флота Дальнего Востока, сводки о его дислокации, данные о работе рыбодобывающих судов и предприятий. Ее работа основана на судовых суточных донесениях (ССД), в которых судоводители сообщают о положении и характере операций судна, вылове, перегрузке продукции и т.д. Но есть у этой системы и свои недостатки. Она несколько неудобна в том, что отчеты суда подают в разные радиоцентры региона, в зависимости от порта приписки, а единая база данных формируется в радиоцентре «Дальрыба», поэтому оперативности данная база не имеет.
Cистема спутникового мониторинга основывается на технических средствах контроля (ТСК), которые устанавливаются по требованиям безопасности на большинство судов в виде датчиков АРГОС, работающих через спутники NOAA или спутниковые системы ИНМАРСАТ-С, совмещенные с навигационными приемниками GPS. Подобное оборудование позволяет сравнительно оперативно проверить местонахождение судна вне зависимости от капитана. Что это дает? В совокупности с системой ССД появляется возможность сравнивать данные, которые подают капитаны судов, и информацию, получаемую по спутниковому запросу. Другими словами, контролирующие органы в настоящее время располагают зависимой и независимой информацией. Для сравнения и обработки этой информации при морской инспекции Камчатрыбвода была создана аналитическая группа мониторинга из шести человек, которые занимаются анализом данных этих двух систем по нахождению судов в море и их суточных отчетов о промысле.
Необходимо заметить, что подобная работа уже имеет свою предысторию. Камчатрыбвод, при прежнем своем руководителе В.Н. Бурканове, еще в 1998 году начинал разрабатывать удобное для оперативного управления рыболовством программное обеспечение для удаленного доступа к базе данных ИС. Тогда для этого благоприятствовали возможности — собралась сильная группа программистов и аналитиков, которые начали эту работу, но очень скоро сугубо материальные причины ее затормозили. Дала о себе знать кадровая проблема. Зарплата квалифицированного специалиста в Камчатрыбводе не превышает и по сей день полутора тысяч рублей. Поэтому опытные специалисты вынуждены либо уходить в поисках более высокооплачиваемой работы, зачастую далекой от их профессиональных знаний, либо работать наблюдателями в море, где заработки выше. В этом случае высококвалифицированный специалист занимается тем, что мог бы делать обычный инспектор, аналитическая работа не ведется и новая информационная технология, естественно, не развивается. Морская инспекция Камчатрыбвода в настоящий момент насчитывает всего 32 человека. В лучшие годы в ней работало 60 инспекторов, и люди работали не по одному-два года, а по десять-пятьнадцать лет, постоянно совершенствуя свои знания и опыт, добиваясь с каждым годом все более ощутимых результатов. По большому счету, людям не хватает стимула, а без него работать трудно, тем более в нынешнее время. Все попытки решить эту проблему на уровне высшего начальства Госкомитета по рыболовству остаются пока безрезультатными. Более того, практически вся компьютерная техника для создания системы мониторинга приобретается за счет Камчатрыбвода, целевое же финансирование на покупку этой аппаратуры отсутствует.
Большую помощь в решении проблем финансирования программы спутникового мониторинга оказывает природоохранная общественная организация Всемирный Фонд дикой природы (ВВФ). Сотрудничество Камчатрыбвода со Всемирным Фондом дикой природы начиналось еще при В.Н. Бурканове. Для Фонда вопрос управления рыболовством — один из наиболее приоритетных для осуществления его морской программы и для достижения устойчивого развития Дальневосточного региона, условием которого было и остается рациональное использование рыбных запасов. Практическая помощь ВВФ выражается в виде персональных грантов для разработчиков этих новых информационных технологий, чтобы они могли продолжать свою работу. Что немаловажно, была оказана поддержка, которая позволила удержать в системе Камчатрыбвода не только уже работавших специалистов, но и привлечь новых. Представители ВВФ, однако, отмечают, что если это и решение проблемы, то решение временное и по большому счету это задача государственная. Государство должно изыскать какой-то механизм, который позволил бы действительно за высококвалифицированную работу платить соответствующую зарплату.
Летом этого года руководство Камчатрыбвода и российское представительство ВВФ подготовили совместный проект системы спутникового мониторинга, который позволил в краткий срок довести разработанные камчатскими специалистами методы до рабочего состояния и начать активно использовать одновременно базу данных спутникового мониторинга и информационную систему «Рыболовство» для регулирования промысла.
В качестве «полигона для испытаний» системы спутникового мониторинга был выбран Карагинский район, как один из наиболее интересных, а по значимости в российских водах Берингова моря, по богатству биологическими ресурсами стоящий на втором месте после района Командорских островов. Цель — показать работу этой системы на примере отдельного района — была достигнута, и теперь эта программа может быть применима к любому району. В рамках совместного проекта под особый контроль была взята группа приморских и сахалинских супертраулеров с целью выяснить соотношение работы «суперов» и малотоннажного флота.
За два месяца работы аналитическая группа проверила 1800 судов, выявила более 320 нарушений, в 140 серьезных случаях (например, в случае систематического расхождения данных ССД и спутникового контроля, явного несоответствия разрешенного объекта лова и района нахождения судна) судовладельцам было приостановлено разрешение на промысел. Стало ясно, что простой, но эффективный контроль за подачей донесений позволяет существенно дисциплинировать капитанов, которые просто вынуждены будут серьезно относиться к отчетности. На данном этапе развития системы мониторинга главная задача — приучить и судовладельцев, и капитанов к дисциплине подачи информации. Если добиться постоянной дисциплины, это уже будет достаточно большая победа.
Ситуация осложняется тем, что у капитанов и судовладельцев отсутствует знание элементарных положений Приложения к приказу Госкомрыболовства N°185 и «Временного положения о спутниковом позиционном контроле российских промысловых судов». При нахождении судна в порту, как правило, не подается ССД, отключается ТСК, в результате чего определить местонахождение судна не представляется возможным, судно попадает в разряд нарушителей, с ним проводится работа, в то же время уменьшается количество времени, уделяемое нарушителям, находящимся на промысле.
Как показывает анализ подачи ССД, уже появляется положительная динамика: достаточно сравнить 1999 и 2000 годы. Возьмем, к примеру, сентябрь месяц (анализ всего промыслового флота):
Как видно из приведенной диаграммы, количество судов, подающих ССД, увеличилось на 12,5%, при этом, хотя количество судов, имеющих пропуски ССД и остается на прежнем уровне (примерно 43-45% от общего количества судов), суммарное количество дней с отсутствием ССД уменьшилось на 6,3%. Причем, если в сентябре 1999 года количество злостных нарушителей — судов, имеющих пропуски в подаче донесений более одной недели составляло 137 судов, на них приходилось 2067 пропущенных дней, то в сентябре 2000 количество таких судов составило 129 судов, а количество пропущенных дней уменьшилось на 14,03% и составило 1777 дней. Здесь стоит задуматься о достоверности статистики вылова, которая основывается в том числе и на ССД, ведь суточный вылов судна колеблется от 1 до 100 тонн рыбопродукции в сутки. Проведем нехитрые расчеты: средний вылов за судосутки промысла в сентябре 2000 года составляет порядка 10 тонн рыбопродукции, и если предположить, что хотя бы половина судов, имеющих пропуски ССД, в это время находится на промысле (половина зашла в порты, вне эксплуатации и т.д.), получаем, что неучтенный вылов только за один месяц равен 2728/2 10 = 13 640 тонн. Понятно, что приведенный расчет очень приблизителен, на самом деле он не учитывает факт искажения в сторону уменьшения объемов вылова капитанами судов. Кстати, с этим связан еще один очень важный аспект, подтверждающий необходимость ежедневного контроля подачи суточных донесений. В случае ежедневной подачи донесений капитану судна практически не остается возможности занижения вылова, ведь любая оперативная проверка на море, основанная на анализе ССД, тут же выявит допущенные нарушения.
Возможности системы спутникового мониторинга конечно не универсальны, но и не стоит их недооценивать, и у системы есть перспективное будущее. Всемирный Фонд дикой природы связывает с ней большие планы. Прежде всего, задачей ВВФ является устойчивая работа системы вне зависимости от того, выделяются ли на нее какие-то благотворительные средства или нет. От того насколько эта система контроля будет работать, зависит и воспитание рыбаков. Если, в конце концов, рыбаки, несмотря на тяжелые экономические условия, привыкнут к мысли о том, что нужно регулярно давать ССД, сообщать, сколько и что они выловили и сколько, куда перегрузили и будут показывать действительные цифры, то положительный эффект для всей рыбной промышленности России будет огромный. До сих пор сама рыболовная статистика вызывает иногда сомнения. А как, не зная, сколько реально вылавливается, можно чем-то управлять и охранять какие-то ресурсы. Если это все будет работать, можно считать задачу выполненной.
Кроме этого, есть возможности и для борьбы с браконьерством. Не стоит, конечно, переоценивать возможности этой системы для борьбы со злостным браконьерством, потому что система рассчитана, прежде всего, на работу с законопослушными рыбаками, но тем не менее есть и возможности для развития оперативной работы на море. Если инспектор, находясь в море, будет регулярно получать информацию о всех судах, работающих в районе, о том, как они подают свои ССД, о расхождении с данными спутника  — это уже будет немаловажная информация, которая может иметь наводящий характер и позволит поймать действительно серьезного браконьера.
Вопрос о необходимости оснащения инспекторов портативными компьютерами с возможностью доступа к базе ИС «Рыболовство» поднимался уже давно. В идеале, данную услугу должен был бы предоставлять Камчатский Центр Связи и Мониторинга, созданный на базе Рыбрадиоцентра. Однако у КЦСМ хватает своих проблем, к тому же некоторые задачи являются специфично «рыбводовскими». Поэтому было принято решение о создании на базе Камчатрыбвода собственного сервера. На настоящий момент вопрос доступа к данным ССД пока не решен, многие объективные причины существенно тормозят развитие, не на последнем месте и стоимость передачи данных по системе Инмарсат — уж очень большие предстоит пересылать объемы данных. Но в части мониторинга позиций судов решение уже найдено — в Камчатрыбводе функционирует сервер мониторинга с удаленным доступом, и инспектор с рыбоохранного судна может через терминал Инмарсат-С сделать запрос о местонахождении того или иного судна. Разумеется, работы на этом не заканчиваются и в дальнейшем ожидается расширение данного сервиса.
Помимо оперативного контроля, новый программно-технический комплекс позволяет решать и задачи более долгосрочного регулирования. В последнее время очень остро встал вопрос о соотношении улова крупнотоннажных траулеров-заводов и малотоннажного флота. Возможности переработки морепродуктов у современных траулеров очень велики, поэтому они могут ловить практически непрерывно. С одной стороны, это хорошо. С другой стороны, чрезмерная концентрация супертраулеров в одном районе составляет большую конкуренцию маломерному флоту, который базируется здесь же, на побережье. Стоит учитывать и то обстоятельство, что «супера» работают и на приемке, что мало способствует развитию береговой переработки, от чего зависят рабочие места, и в конечном итоге все развитие таких регионов, как Камчатка, Корякия, север Хабаровского края, Магаданская область и Чукотка. С развитием новых информационных технологий впервые появилась возможность точно оценить соотношение улова разных типов судов в определенных районах, их пресс на биологические ресурсы, в перспективе экономические и социальные последствия их деятельности. А это дает возможности сбалансированного управления прибрежной зоной. Такая информация и анализ позволяет ставить и решать задачи управления. Проблема только в том, что это уже не функция рыбвода, и необходимо, чтобы эти данные оказались востребованными другими государственными институтами — в первую очередь администрациями субъектов федерации Севера и Дальнего Востока России и соответствующих федеральных округов, которые, кстати сказать, могли бы и поддержать эту работу. Другого управления, кроме как с использованием современных информационных технологий, по-видимому, быть просто не может. Продолжать это дело необходимо, как необходимо и более внимательное отношение Госкомрыболовства к данной проблеме, хотя бы в наличии четко прописанной законодательной базы.

Алексей Вахрин

«ВTФ»: история продолжается
28 сентября 2000 г. в Лесном порту Санкт-Петербурга капитаны шести судов из Приморского края начали акцию по частичному затоплению своих теплоходов.
Данные суда ранее находились в собственности АО «Востоктрансфлот», затем были перепроданы в Панаму, а после — на Кипр. В 1999 г. суда были арестованы в Петербурге за долги компании и по решению суда должны были быть проданы с аукциона. Деньги от продажи судов предполагалось направить на выплату многомесячной задолженности по зарплате членам экипажа. Однако до настоящего времени решение суда не выполнено, суда не проданы, а экипажи (общая численность — 60 человек) уже много месяцев не получают зарплату и не могут вернуться во Владивосток.
В связи с этим капитаны судов решили начать акцию протеста. В знак протеста они предполагают затоплять водой трюмы своих судов — по одному трюму в день (на судах имеется по 6 трюмов). 28 сентября были затоплены первые трюмы. В настоящее время на судах находится от 200 до 600 тонн топлива. В случае затопления в Лесном порту может произойти экологическая катастрофа. 29 сентября руководство порта начало переговоры с экипажами, после чего они временно приостановили затопление. На 29 сентября 2000 г. общая сумма задолженности по выплате зарплаты в АО «Востоктрансфлот» составляет 1.500.000 долларов США.

Copyright@Hit

От безысходности моряки могут затопить свои суда
Экипаж теплохода «Ульбанский залив» настаивает на отстранении от должности внешнего управляющего судоходной компанией «Востоктрансфлот» Владимира СЕРГЕЕВА, как не выполняющего свои обязанности.
Телеграмму с этим требованием моряки направили в адрес руководителей Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, арбитражного суда Приморского края и краевой прокуратуры. Как сообщил агентству «Восток-Медиа» представитель экипажа П. УДОВИЧЕНКО, моряки доведены до крайней степени отчаяния: задолженность по заработной плате коллективу «ВТФ» достигла $2 млн. и не выплачивается в течение 20 месяцев. «Судоэкипажи готовы пойти на неординарные меры», — говорится в телеграмме. В частности, экипаж «Ульбанского залива», как сообщил его капитан Александр ИНИЧКИН, готов затопить свое судно по примеру экипажей по несчастью, которые простаивают уже больше года в Санкт-Петербурге.
Владимир Сергеев — уже третий по счету внешний управляющий «Востоктрансфлота», назначенный арбитражным судом Приморского края. Как и его предшественник — москвич Анатолий КОЛЕСНИК, Владимир Сергеев — из «варягов»: он — житель Санкт-Петербурга. До перехода в арбитражные управляющие В. Сергеев работал на Пионерской базе флота в Калининграде, откуда вышел и нынешний председатель Госкомрыболовства России Юрий СИНЕЛЬНИК.
Вопрос обещают решить в течение месяца, но моряки внешнему управляющему не верят. Между тем с каждым днем техническое состояние судов ухудшается. Если еще полгода назад рыночная стоимость «Ульбанского залива» составляла 1,5 миллиона долларов, сегодня она сократилась в два раза. Как сообщил капитан теплохода Александр Иничкин, второй зимовки «Ульбанский залив», да и остальные суда во Владивостоке не перенесут и превратятся в груду металлолома. «В случае продолжения бездействия судебных приставов по взысканию нашей заработной платы или невыплаты судовладельцем заработной платы в добровольном порядке с 7 ноября 2000 года начнем затопление забортной водой всех топливных днищевых танков и будем готовить всеми брошенный корабль к захоронению прямо у причала Владивостокского морского рыбного порта», — говорится в заявлении моряков.

«Золотой рог» — НТВ — «Владивосток»

ЗАБЫТЫЕ ОСТРОВА

(«Мои Командоры» — десять лет спустя)

Командоры
«Над островом Беринга пурга. На берег накатываются тяжёлые белопенные океанские гребни... Они обильно осыпают смерзающимся бисером разломившийся пополам замуленный илом плашкоут на прибойке... Здесь есть все условия для руководства большим районом: райком, райисполком, милиция. Только вот управлять некем. На два острова района (о. Медный и о. Беринга) — одно село Никольское с населением в 1400 человек, из них 315 — коренного населения, алеутов...» — читаю я свои «Записки журналиста — «Мои Командоры», опубликованные в «Камчатской правде» 15 и 16 марта 1990 года. Какими мы были наивными тогда, думая, что «перестройка» даст нам больше прав, энергии, деятельности и богатства. В частности я. Читаю свои заметки дальше: «Только теперь, с началом перестройки, запланировали в селе строительство новой школы (с 1996 по 2000 годы) на 350 мест...»
Или вот — сетованье тогдашнего заместителя начальника райисполкома алеута Владимира Николаевича Добрынина: «... Везде идёт перестройка, намечаются планы экономического развития, а наши Командорские острова как были на отшибе, так и сейчас не приблизились к перестройке. Не знаем мы, в каком направлении будет развиваться наша экономика и кто её будет развивать. Нет у нас собственной власти над своими богатствами...»
Что же касается богатств, то о некоторых их запасах тогда же мне рассказал руководитель командорской научной группы ВНИРО В. Ф. Севастьянов: «Нами уже установлено, что в среднем биомасса морских водорослей составляет 5 миллионов тонн, в том числе 100 тысяч тонн ламинарии.. На месте можно организовать их переработку, занять этой работой коренное население, как близкой к их национальным потребностям, и переориентировать на этой базе экономику района... На острове Медный сейчас строится колонарий для развития и изучения популяции котика в неволе... Котик хорошо приживается и размножается в вольерах, но для нас пока в этом направлении предстоит скрупулёзная работа в течение приблизительно 10 лет».
Или вот ещё выдержка: «Плохо ли, добро ли работает дотационный зверозавод, однако обеспечивает он занятость всего населения Никольского. В его ведении находятся не только выращиваемые в клетках и дающие 33 тысячи шкурок ежегодно норки, но и забой морского котика (5600 голов), добыча морской капусты (86 тонн), молочно-товарная ферма из 80 коров, птицеферма в 2500 кур, обеспечивающая людей с избытком яйцами, ремонтно-механические мастерские с 30 единицами различной техники, вспомогательный флот, выполняющий перегрузочные работы с судов...»
Всё это было в советские времена до января 1990 года. И вдохновлённые «свободой» люди кинулись выбирать себе руководство, думая, что наравне с государственными дотациями, они будут оставлять себе и прибыль от убитых зверей и выловленной капусты. И уже в марте по инициативе коллектива зверозавода и школы выбрали нового председателя райисполкома — энергичного и деятельного (уволившегося в запас) начальника Беринговской пограничной заставы Сергея Ивановича Мечетина. А через год, вдруг, бах — смена власти в Союзе, а затем и развал СССР — новый президент и обвал всесоюзной экономики. Будь ты хоть семи пядей во лбу, если тебе денег даже на зарплату не привозят на остров, какая тут к чёрту деятельность! Жители острова из числа сельскохозяйственных работников побежали на материк. И всё-таки остров жил. Вернее, выживал. Мечетин старался делать невозможное. Первые полтора года работы председателем чуть с ума не сошёл от обуревающих мыслей по недопущению обвала экономики района. Но начальники предприятий почувствовали вольную и кинулись приватизировать свои вотчины. Как можно было приватизировать зверозавод, если всё его производство было дотационным? Приватизировали. Рабочие поддержали своих начальников. Пролетарии захотели быть хозяевами. И где теперь этот зверозавод? Но в 1991 году до Командор ещё не докатилась от Москвы основная волна разрушительного экономического цунами, и Никольское собиралось праздновать 250-летие открытия Берингом этих суровых берегов в рамках празднования Русской Америки. Область тоже широко праздновала открытие Аляски и Алеутских островов, поэтому Алеутскому району на его мероприятия была выделена часть прикопленных для этой цели средств.
В августе 1991 года археологами было отрыто захоронение с останками Витуса Беринга и шести его спутников, умерших на острове после крушения «Святого Петра». Мы прекрасно помним тот ажиотаж, который развернули камчатские газеты вокруг отправки останков мореходов на идентификацию в Москву и возврата снова на остров Беринга для перезахоронения в бухте Командор. В сентябре в Никольском состоялись празднества. Здесь выступали все национальные ансамбли населяющих Камчатку народностей и много приезжих с материка. 4 дня у причала стоял теплоход «Николаевск», служивший гостиницей для всех приплывших. Здесь же был и временный поверенный Дании в Москве, которому Мечетин передал пакет с договором о культурном и экономическом сотрудничестве острова, носящего имя датчанина, с Датским государством. В нём было и предложение об изучении вопроса по установке в Никольском ветряных электростанций.
В 1992 году, во времена никому ничегоненужности, сложилась ситуация и ненужности России Командорских островов. Заканчивалось действие постановления Совета Министров СССР «О заказнике областного значения «Командорские острова», и Командоры теряли статус особо охраняемой территории. (Тогда ещё мы, жители Дальнего Востока, не знали, что перед развалом СССР министр иностранных дел Шеварднадзе подписал в 1990 году с американской стороной договор о разграничении экономических рыболовных зон и шельфа Берингова моря в пользу США, которые в закулисье переговоров претендовали даже на нашу часть Алеутских островов — Командоры. Вся продажность и необоснованность этого договора вскрылась только в конце девяностых годов уходящего столетия). Райисполком Алеутского района стал перед фактом потери заповедной территории. А это значило, что в этот район и в воды, его омывающие, со всех сторон хлынули бы многонациональные «джентльмены удачи». Другого выхода не было, как начинать работу над созданием Государственного природного заповедника. И такой — самый большой в стране акватерриториальный государственный заповедник к 1993 году был на Командорах создан.
В принятом законодательном документе о заповедной зоне были предусмотрены 30-мильная заповедная зона вокруг островов Медный и Беринга и 5-мильная хозяйственная зона для деятельности местного населения. В 1993-ем же году был выстроен мост через реку Гаванку, так необходимый командорцам для внутренней хозяйственной деятельности, и в этом же году распускаются Советы народных депутатов. Сергей Иванович Мечетин становится единоначальником — главой администрации Алеутского района.
В 1994 году на остров Беринга прибывают датские специалисты и проводят изыскания для установки ветряных электростанций. После длительного обсуждения проекта строительства был подписан договор, по которому датская сторона брала на себя финансирование производства всего оборудования. Но ведь нужна была ещё транспортировка и установка.
В 1995 году Госдумой принимается Закон об особо охраняемых территориях, в ст. 7 которого говорится, что ресурсы заповедной зоны могут быть использованы на нужды заповедника и местного населения. В этом случае на Командорах может быть организована добыча трески, палтуса, окуня, красной рыбы, морского зверя, песца, оленьего мяса. Отходы же рыбного производства могут и должны направляться на откорм разводимой норки, которую, впрочем, зверозавод забил всю три года назад из-за нерентабельности, уже после того как Мечетин оставил кресло главы администрации района; грузовые баржи из-за отсутствия запчастей поломались; коров (хорошо, что догадались не всех порезать) распродали населению по 2 миллиона тогдашних рублей за голову (чем сохранили хоть обеспеченность посёлка молоком); кур съели. Единственное, что председатель райисполкома смог забрать под государственный контроль — это электростанцию и котельную.
В том же 1995 году Мечетин вылетает в Москву в Госкомсевер, ведёт переговоры и привозит в Никольское помимо бюджетных — целевые средства на установку ветряков. В октябре 1996 года было проведено торжественное действо пуска двух ветряных генераторов мощностью по 250 киловатт каждый, которые вошли в систему камчатских Южных электрических сетей.
Четыре года эксплуатации показали высокую эффективность их использования на Командорских островах, где среднесуточная скорость ветра не опускается ниже 11 метров в секунду. До 80 % электроэнергии от них уходит в общую электрическую сеть. Для сравнения: в Дании — родине ветряных станций — она составляет 15-20 %.
И в том же 1996 году Мечетин уходит с поста главы администрации, проработав на нём без малого 7 лет.
Встретил я его недавно в Петропавловске, и мне стало интересно: что же из себя представляет сегодня единственное на острове Беринга село — Никольское. Работает он сегодня председателем Совета директоров Командорского зверозавода, которого, в принципе, как такового уже нет. А есть альтернативное ему муниципальное предприятие «Командор», добывающее морского зверя, и муниципальное предприятие «Унанган», промышляющее лосося. Жителей на Командорах осталось 850 человек. В школе учатся 150 детей (так что проблема строительства новой школы, вспомните, запланированной при социализме, отпала сама собой). Детский садик посещают всего сорок ребятишек.
Ветряки работают интенсивно и бесперебойно. В июне сего года приезжали из Дании четверо специалистов, произвели профилактическое обслуживание и удовлетворённые своей и их работой убыли на родину. Электроэнергии для села хватает, но для всякого «пожарного» случая на остров завезено 5 тысяч тонн угля и 1 тысяча тонн соляра. Отремонтированы две баржи, через которые и выгрузили весь этот груз всего за 8 суток. И всё это не без поддержки островного рыбодобывающего предприятия ООО «Фирма Аглах». Кстати, «Аглах» является единственной на острове фирмой из нескольких зарегистрированных, которая действительно вкладывает средства в развитие островной инфраструктуры. 27 августа 1999 года между этой фирмой и администрацией района было заключено и подписано Соглашение о мерах по стабилизации социально-экономического положения Алеутского района. В течение прошедшего с той даты года «Аглах» вложил в островную экономику более 600000 долларов, выкупил контрольный пакет акций «сдувшегося» ОАО «Командорский зверозавод», выплатил зарплату всем работникам этого предприятия за последние два года, оплатил задолженность по всем налогам, приобрёл и установил приёмную спутниковую телевизионную антенну в селе Никольском, организовал поездку в Москву для выступлений алеутскому национальному ансамблю. И сделал (и делает сегодня) ещё много мелких повседневных благотворительных бытовых дел.
«На зиму Никольское топливом обеспечено. Но это всё равно не жизнь, — заявил Сергей Иванович, — это существование. Чтобы жить полнокровной жизнью, надо расширять производство. Надо увлечь работой всех жителей и оставшихся алеутов. Если мы — островное «государство», мы должны развивать рыбный промысел, возобновить разведение норки, заняться пушным промыслом — отстрелом песца, которого на острове произошло избыточное перенаселение, и выделкой пушнины. Отстрелом и заготовкой мяса диких оленей, дикое поголовье которых насчитывает на острове 1300 — 1500 голов, и не только для нужд населения Никольского. А для этого надо повышать энергетическую базу. Например, есть у нас три речки: Сухая, Кислая, Федоскина, на которых можно установить каскад малых ГЭС, по примеру Толмачёвских на Камчатке. Просто поставить турбины, при минимальных затратах, и они будут давать более 1000 киловатт электроэнергии в дополнение к уже имеющимся шестистам.»
Я внимательно слушал Сергея Ивановича, а сам вспоминал свою поездку в Никольское 10-летней давности и те встречи с прежним руководством Алеутского района — тот же энтузиазм, та же вера в светлое будущее (хотя жить алеуты явно стали хуже, коли численность населения сократилась почти наполовину) — и думал: возможно и получилось бы у него это сейчас, имеющего семилетний опыт администраторской деятельности в своём районе, но ведь правильно сказал один видный наш недавний политик: «Хотели как лучше, а...». И всё-таки тоже хочется верить в лучшее Алеутского района.

Ярослав ОТРОК