Первым и основным зарубежным потребителем дальневосточных морепродуктов является Япония. Это естественно: рыбачим в одних морях, соседи, а главное — японцы живут морепродуктами. Нет ничего необычного и в том, что поставки морепродуктов в Японию постоянно росли, начиная еще с советских времен. Но в общем объеме национального импорта морепродуктов на Россию приходится чуть более четырех процентов в денежном выражении. А вот в натуральном выражении — значительно больше. Связано это с неумением или нежеланием российских рыбопромышленников торговать по-современному. Но об этом чуть позже.
Поставляются в Японию рыба и другие морепродукты на законных основаниях и... ворованные. Способы воровства — это целая наука, возникшая в годы «смуты и разбоя». Ворующих — целая отрасль, оснащенная всеми достижениями цивилизации. Воруют, обходя «дыры» российского законодательства и слабый контроль, воруют в открытую, нагло, как самые настоящие средневековые пираты. Способов и методов воровства гораздо меньше, чем у небезызвестного классика жить за чужой счет, но все они по эффективности явно превосходят Остапа Бендера.
Самым распространенным способом воровства является перелов разрешенной квоты ходовых видов морепродуктов: краба, креветки, минтая. К примеру, получает судно квоту на вылов 100 тонн камчатского краба, а ловит и продает японцам 500 тонн, одновременно показывая, что квоту освоить не удалось. Именно таким образом уходят от всякого налогообложения тысячи, десятки тысяч тонн валютоемкого товара. Но есть способы и откровенного грабежа ценных видов морепродуктов... «Гуляют по морям суда, принадлежащие «браткам». Выходят на добычу краба и креветки без промыслового снаряжения. А зачем? Поднимают чужие порядки, выбирают улов — и прямиком в Японию, где сдают его по демпинговым ценам за наличные...» («Рыбак Сахалина», 7-8 апр. 1999 г.) Но это — случай крайний, а в основном воруют те, кто имеет и квоту, и все остальные разрешающие документы. Имеют, но тем не менее стараются держаться подальше от какого-либо российского контроля.
Весной 1999 года охрана морских биоресурсов ужесточила контроль. Что из этого получилось, хорошо описала газета «Рыбак Сахалина»: «За полтора месяца патрульные суда проверили 163 российских судна, на 97 выявлены нарушения. За время патрулирования сдача морепродуктов в японских портах уменьшилась на 30 процентов. Во избежание встречи с патрульными судами 32 российских промысловых судна предпочитали отстаиваться в Вакканае, 20 — в Ханасаки. Затем, когда нечем стало платить за стоянку, некоторые ушли на рейд, но не на промысел... Но как только патрульное судно «Диана» покинуло район промысла, вся эта рыбацкая армада покинула районы укрытия и вновь ринулась на лов. Сдача морепродуктов на японском берегу вновь возросла».
Известно, что воровство развращает как тех, кто ворует, так и скупщиков краденого. Наши «славные» рыбаки развращают (или уже развратили?) вообще-то традиционно честных японцев. И они тоже начали ловчить не хуже нас. Вот пример чисто русского ловкачества в японском исполнении. «...японское судно тихой сапой заходит в территориальные воды России и ждет своего компаньона. Встреча в море заканчивается перегрузкой товара. Но... по нашему российскому законодательству, судно с грузом на борту, заходящее в порт (иностранный. — А.К.), должно быть обязательно оформлено в грузовом отделе таможни порта выхода (российском. — А.К.). Иначе груз признается контрабандным — в случае с морепродуктами — браконьерским, его приемка запрещена. Для обхода этих правил судовладельцы обеспечивают капитанов российских судов чистыми бланками с проставленными оригинальными печатями таможни. По прибытии в японский порт капитан судна (японского. — А.К.) заполняет бланк в соответствии с фактическим весом груза на борту и предъявляет его властям» (газета «Труд» от 7 мая 1998 г.).
Воровство в уголовном мире, как и воровство людьми, считающими себя добропорядочными, почти всегда преследует одну цель — получение доходов с минимальными затратами. И эта цель заслоняет собой все: страх, здравый смысл, заботу о будущем... А о нравственности даже и говорить-то неудобно. Судите сами. В начале августа 1998 года бригадир ставного невода одного из частных камчатских предприятий выловил около 200 тонн горбуши, не отразив этот улов в промысловом журнале. Всю добытую рыбу выпотрошили и... выбросили обратно в море. Икра была перегружена на БМРТ «Мыс Лопатка», где ее и изъяли в количестве 15 тонн инспектора рыбоохраны. Еще один случай. В путину 1999 года капитан СТР «Назимово» дал указание рыбакам оставлять только икряную камбалу. Остальную, уже уснувшую, выбрасывали за борт. Оказывается, в Японии икряная камбала пользуется повышенным спросом! Об этих и других многочисленных фактах варварского рыболовства сообщала газета «Рыбак Камчатки» в номере за 4 марта 1999 года. Происходит это не только на Камчатке. Большие «оригиналы» есть и на Сахалине. «Русла рек усеяны выпотрошенной рыбой. Запах гниения разносится на многие километры. Браконьерам недосуг возиться с рыбой, они берут только икру» («Новые известия», 20 июля 1999 г.).
Но не только за счет откровенного воровства несет убытки Дальний Восток. Большая часть рыбы и морепродуктов поставляется на экспорт в виде сырца по невысоким ценам, вследствие чего теряются значительная валютная выручка и рабочие места на российском берегу. Справедливости ради следует заметить, что такое отношение у нас не только к морским ресурсам, но и к лесу, нефтепродуктам, металлам...
Морское воровство процветает, и это признается на всех уровнях власти. Не сходятся только объемы воровства. Очевидно, это зависит от источников информации и интересов ведомства. Так, Сергей Кириенко в бытность свою председателем Правительства РФ, выступая в Токио в июле 1998 года, заявил, что Россия ежегодно теряет 1,5-2 миллиарда долларов США на браконьерском промысле морепродуктов и их незаконном вывозе с Дальнего Востока за рубеж, в том числе и в Японию. Это он сказал, исходя из законов гостеприимства: на самом деле морепродукты вывозятся в основном в Японию. Вторит ему и глава администрации Хабаровского края Виктор Ишаев. Выступая на 17-м российско-японском симпозиуме «Пути развития и укрепления дружественных связей между Дальним Востоком и Японией» в мае 1998 года, он сказал: «...за рубеж уходит неучтенной, а по сути дела украденной продукции на сумму 1426 миллионов долларов, а по экспертным оценкам эта сумма превышает 2,5 миллиарда долларов.»
Генеральная прокуратура оценивает ущерб от браконьерства и воровства даров моря на Дальнем Востоке за 1997 год в 2,5 миллиарда долларов США. Не отрицает сам факт многочисленных хищений и Департамент по рыболовству РФ, но оценивает ущерб гораздо скромнее — в пределах 200 миллионов долларов США. Расхождения в оценках понятны: каждый хочет показать свою плохую работу с лучшей стороны. Хотя 200 миллионов долларов для рыболовного ведомства наверняка пустяк, но этот «пустяк» вполне сопоставим с плановыми доходами всего Хабаровского края за 1999 год (5,8 миллиарда рублей). О том, что идет тотальное воровство, известно всем службам, обязанным стоять на страже интересов государства Российского. В самом деле, если Генеральной прокуратуре известны данные потерь, то все остальное известно и подавно. Но об этом известно не только правоохранительным органам, но и мне, не имеющему никакого отношения ни к вылову рыбы, ни к ее охране.
Мне известно, например, что в Петропавловске-Камчатском в одной из рыбопромышленных организаций труд работающих там чиновников оплачивается в рублях и... долларах США. Но если рублевая зарплата выплачивается официально и оформляется как положено — по ведомости, то долларовая — в конверте, без всяких там формальностей вроде ведомости и личной росписи. Причем долларовая часть значительно выше рублевой. Если это известно мне, постороннему человеку, то в Петропавловске должно быть известно многим, в том числе и правоохранительным органам.
Андрей КРИКЛИВЫЙ
«ДАЛЬНИЙ ВОСТОК»
Промысел морского трепанга на Дальнем Востоке России официально запрещен, допускается лишь добыча в научных целях. На Сахалине трепанг обитает на юге острова в мелководных лагунах и озере Буссе. Из-за ажиотажного спроса на трепанга в соседних азиатских странах, где стоимость одного килограмма сушеного моллюска достигает 80 долларов США, сахалинская милиция периодически проводит специальные операции по выявлению подпольных сушильных цехов. Спецоперации так и называются — «Трепанг».
Багаж граждан России и Китая стал объектом интереса сотрудников линейного управления внутренних дел на транспорте в аэропорту Южно-Сахалинска. Два пассажира, следовавшие во Владивосток, были сняты с рейса за попытку вывоза более 30 килограммов сушеного трепанга. В сумке одного из них, гражданина КНР, было обнаружено свыше 13 килограммов морского деликатеса, а в багаже россиянина — более 20 килограммов.
В Приморье за промысел трепанга пограничники задержали четверых жителей поселка Краскино. При задержании у браконьеров были изъяты лодки, 2 комплекта легкого водолазного снаряжения и 200 килограммов свежевыловленного «морского огурца».
За последние 3 месяца только на участке Хасанского погранотряда Тихоокеанского регионального управления федеральной погранслужбы (ФПС) РФ было задержано более 40 человек, промышлявших незаконным ловом трепанга, уничтожено 6 баз по его переработке, изъято 250 килограммов сушеного (что примерно соответствует 2 тоннам свежевыловленного трепанга) и более 400 килограммов свежевыловленного обитателя моря.
По сообщениям пресс-службы Тихоокеанского регионального управления ФПС РФ, 3 октября, в пункте пропуска через границу «Полтавка» пограничники совмест-но с сотрудниками таможни предотвратили попытку провоза через границу контрабандного груза.
Они задержали китайский «КамАЗ», выезжающий из России в КНР. Его водитель пытался провезти в запасном колесе 45 килограммов речного краба. Изъятый груз сразу передали ветеринарной службе пункта пропуска.
В районе Южных Курил силами морской охраны ФПС 6 октября был осмотрен РС «Юбилейный». Как сообщили агентству «Восток-Медиа» в пресс-службе Тихоокеанского регионального управления ФПС, на борту сейнера, принадлежащего ООО «Южные Курилы» было обнаружено 90 килограммов колючего краба, выловленного без разрешения на промысел. За нарушение правил промысла судно задержано и направлено в порт Южно-Курильск для дальнейшего разбирательства.
9 октября морскими пограничниками был осмотрен РТС «Виктория», владелец которого ООО «Сакко» и порт приписки Холмск. Судно было оформлено для выхода за границу. На нем обнаружили 93 крабовые ловушки, снаряженные наживкой, хотя разрешения на промысел, как и промыслового журнала, на судне не оказалось. Судно было отконвоированно в порт Находка для разбирательства.
А днем раньше пограничники Находкинского погранотряда в бухте Соколовской задержали шестерых китайских граждан. Никаких документов при себе у тех не было. Жители Поднебесной разбили здесь целый лагерь, где занимались заготовкой морской медузы. Незаконно, конечно. Европейцы медуз в пищу не употребляют, зато для китайцев они являются настоящим деликатесом, как и трепанг.
Посреди лагеря китайцы выкопали большую яму для засолки медуз. На момент задержания им удалось заготовить более тонны соленой морской медузы. «Полуфабрикат» уничтожили, яму закопали, а нарушителей закона отдали в руки милиции, которая решит, что с ними делать дальше.
Японское судно «Тайсеймару 8» задержано российскими пограничниками в Татарском проливе. На борту судна находилось 1660 литров незаконно добытой лососевой икры. По информации пресс-службы Тихоокеанского регионального управления ФПС РФ, на нее наложен штраф в размере 500 минимальных окладов труда. Шхуна не прошла контрольную точку, что является обязательным правилом для судов, работающих в территориальных водах России в рамках российско-японского межправительственного соглашения.
Более полутора тысяч тонн икры изъято пограничным нарядом г. Находки в результате осмотра судна «Анюй», владельцем которого является хабаровское ООО «Океан». Судно было задержано накануне за множественные нарушения, в том числе и правил промысла. 1478 тонн икры лосося изъято, составлен протокол, ведется расследование.
Две тонны отборной кетовой икры конфисковали 10 октября с лайнера «Домодедовских авиалиний» сотрудники транспортной милиции. Как сообщил сотрудник областного линейного управления внутренних дел на транспорте Олег Кобзев, в этот день самолет должен был вылететь в Москву. При досмотре авиационных контейнеров милиционеры обнаружили икру, расфасованную в железные баночки и пластмассовые контейнеры. Все документы на этот груз оказались самодельными. Кому принадлежала и предназначалась икра, сейчас выясняется.
В ходе проведения мероприятий по борьбе с браконьерским ловом осетровых в нижнем течении реки Амур российские пограничники столкнулись с вооруженным сопротивлением организованных криминальных группировок.
По информации агентства «Восток-Медиа», в адрес оперативной группы сотрудников Дальневосточного РУБОП и представителей Амуррыбвода от криминальных лиц неоднократно поступали угрозы. Одна из них была выполнена. После возвращения из очередного рейда в поселок Кальма сотрудники ДВ РУБОП обнаружили, что катера рыбоохраны и других, в том числе частных лиц, расстреляны из автоматического оружия и затоплены.
Оперативно принятыми мерами за совершение данного преступления задержан один из лидеров местной преступной группировки, который организовал это вооруженное нападение.
По данному факту возбуждено уголовное дело, устанавливаются лица, принимавшие участие в обстреле, часть криминального оружия уже изъята.
И в заключение — оперативная информация, предоставленная службами Камчатрыбвода.
Отдел оперативного управления промыслом сообщает, что с 1 по 12 октября 2000 г. за несвоевременную или неточную подачу суточных судовых донесений (ССД) приостановлен промысел для 14 судов. Наиболее легкомысленными в деле предоставления ССД оказались приморские и сахалинские рыбаки.
Отдел оперативного управления промыслом предупреждает, что к наиболее злостным нарушителям будут применяться жесткие меры наказания.
Руководство Камчатрыбвода и департамент по рыболовству Камчатской области информирует о том, что комиссией по лицензированию приостановлено действие лицензий в отношении следующих организаций: ИЧП Овечкин, ИЧП Турчин, ИЧП Фокин, ООО «Амамкут», ООО «Дельта», ООО «Монтажрыбспецстрой», ООО «Планета», ООО «Абориген Севера», ООО «Русткам Вест», ООО «Сэнсей», ООО «Флинт», ООО «Эссо», ООО «Океан», ООО «Технолог», ООО «Калаус», ООО «Чируч», ООО «Газрыбсервис», ЧП Кулаев, ЧП Турков, ЧП Будько, ЧП Фролов, РК «Западный», ЛПХ «Ключевское».
В случае неуплаты штрафа и возмещения ущерба до 1 ноября текущего года лицензии этих компаний будут аннулированы.
Татьяна ЛИХАЧЕВА