Пограничная кража
Прошло два года после известного указа Бориса ЕЛЬЦИНА о разделении рыбоохранной системы России между Комитетом рыбного хозяйства и Департаментом федеральной пограничной службы. Теперь последнему отводится роль охраны морских биоресурсов на море, а комитет отвечает за внутренние водоемы, квоты, рыболовные билеты и рыборазвод...
По мнению рыбоохранников, необходимость издания указа исходила не из патриотических чувств и долга высокопоставленных чиновников укрепить рыбоохранную систему в стране, а просто из амбиций бывшего директора департамента ФПС НИКОЛАЕВА, решившего отобрать у комитета квоты и рыбоохрану. Он преследовал совершенно определенную цель: обеспечить пограничников за счет распределения квот и рыбоохранной деятельности финансовыми потоками, а также повысить значимость своего департамента.
Анализ бесперспективности этой затеи был направлен Приморрыбводом и другими рыбводами в Комитет рыбного хозяйства, Государственную думу и Правительство. Тем не менее указ был издан. Правда, право распределения квот и выдачу рыболовных билетов все-таки оставили за Комитетом и рыбводами — получается, что пограничники не добились главного, чего хотели, зато приобрели лишние проблемы.
Как занимаются пограничники в течение двух лет тем, что приобрели, можно проследить на примере Тихоокеанского регионального управления ФПС, где была создана региональная инспекция по охране морских биоресурсов (РИОМБИР). Возглавил ее Юрий КИРИДОН, который раньше работал начальником Приморрыбвода. В РИОМБИР из Приморрыбвода перешла половина специалистов по рыбоохране, а также четыре современных патрульных судна типа «Командор» в отличном техсостоянии с высококвалифицированными кадрами.
Могу сказать, что, вместо того чтобы помочь новой рыбоохранной организации в работе, ее начали разваливать. Все патрульные суда выводят из подчинения РИОМБИР и замыкают сначала на одну воинскую часть, потом на другую. Региональная инспекция остается без флота и вообще без каких-либо плавсредств.
Сначала мы посчитали, что это сделано из-за полной некомпетентности руководства ТОРУ в вопросах рыбоохраны, поэтому пытались объяснить на всех уровнях пагубные последствия такого непродуманного решения. Все оказалось тщетным, так как к некомпетентности добавились влиятельные лица, заинтересованные в ослаблении РИОМБИР.
Патрульные суда сразу же были выведены из режима патрулирования. Кроме того, эти суда, на которые жители и гости Владивостока ходили на экскурсии, в короткий срок были доведены до неудовлетворительного состояния. Лучшие специалисты, работающие еще с их постройки, уволились, а самого квалифицированного из них — А. ЛАВРИКА, досконально знающего устройство этих уникальных судов и много сделавшего для того, чтобы поддержать их в надлежащем техническом состоянии, высшее руководство ТОРУ сократило.
С какими трудностями, глупостью и бюрократизмом столкнулись патрульные суда и экипажи, перечислять не стоит, так как этого всего было слишком много. Сегодня для спасения четырех современных судов требуются радикальные и незамедлительные решения по их подчиненности, а также значительные финансовые вложения в их ремонт.
Следует отметить и такой факт: все финансовые вопросы РИОМБИР решаются только в кабинетах ТОРУ. Практически инспекцию лишили какой-либо финансовой самостоятельности. Имея значительные средства на счету, РИОМБИР за два года не приобрела ни одного плавсредства. И это при той ситуации, когда у госинспектора нет даже байдарки. В то же время начальник ТОРУ ТАРАСЕНКО на деньги РИОМБИР приобретает самую последнюю модель «Волги» и отдает ее в распоряжение зам. военного прокурора Степана КАЙТАРЖАНА.
Я очень кратко прошелся по целенаправленному материально-техническому и финансовому ослаблению РИОМБИР Тихоокеанским региональным управлением ФПС. Далее — о кадровой политике. Начальника РИОМБИР, которого, кстати, назначил на эту должность не Тарасенко, а Тоцкий, высшее руководство ТОРУ сразу же отстранило от решения кадровых вопросов. В его компетенцию вошло издание приказов на кадры, предлагаемые ТОРУ, т. е. ему оставалось только приводить в соответствие с законом чужие кадровые решения.
Первым же, кого начальник ТОРУ направил к Киридону уже со своим приказом по округу, был Сергей ДЕМИДОВ, ранее работавший госинспектором в Приморрыбводе и крайне отрицательно себя там зарекомендовавший. Киридон был вынужден продублировать этот приказ по инспекции и назначить уже назначенного Демидова на должность начальника оперативной инспекции РИОМБИР. Такое решение начальника ТОРУ в то время многих сотрудников инспекции шокировало. Часть из них уволилась — люди не пожелали работать под руководством человека, который стал их начальником только благодаря своим связям в ТОРУ.
Демидов, получив назначение, сразу же начинает бурную деятельность. При этом он перестает подчиняться Киридону, а все свои вопросы успешно пробивает через руководство ТОРУ. Он налаживает или возобновляет тесные связи со многими рыбацкими фирмами и начинает действовать по следующей схеме. Демидов берет у руководства ТОРУ приказ о том, что определенное рыбацкое судно будет находиться в режиме патрулирования в течение определенного срока. Как бы на это время оно относится к ТОРУ. На судно отправляются «проверенные» госинспектора из оперативной инспекции Демидова. При этом суда, о которых идет речь, как правило, не имеют квот на рыбу и краба и разрешений Приморрыбвода на право лова. Интересно, что все расходы на горюче-смазочные материалы и зарплату команды — около $60 тыс. в месяц! Ясно, что, соглашаясь на такие издержки, владелец судна уверен в том, что сможет заработать во много раз больше, чем потратит. Получив от ТОРУ приказ о том, что судно находится на патрулировании, и госинспектора, рекомендованного Демидовым, рыбацкое судно смело идет добывать крабовые порядки.
Можно догадаться, что далеко не на все поднятые порядки составляются протоколы и что после их продажи далеко не все деньги перечисляются в РИОМБИР. Большая часть крабовых ловушек продается нелегально, и даже те, которые инспектора фиксируют официально, продают по заниженным ценам самим же себе или своим партнерам.
Поднятый на борт украденный у своих же коллег-рыбаков краб контрабандой отправляется в Японию. Этим, например, занимались СТР «Рязановка» и СРТМ «Рощино». Эти суда многократно под прикрытием ТОРУ без всяких квот и разрешений собирали чужие ловушки с крабом и незаконно вывозили в Японию. Одно из этих судов с «демидовскими» инспекторами на борту осмотрели госинспектора другого отдела РИОМБИР под руководством Александра СЕМИНДЯЕВА. На судне они обнаружили крабы и 180 ловушек, приготовленных к вывозу контрабандным способом в Японию (протокол N№ 2/365).
Обо всем этом известно в особом отделе ТОРУ капитану III ранга Борису ЖУКУ, замначальника морского отдела капитану I ранга Александру ИВАНКОВУ, лично начальнику ТОРУ Тарасенко, сотрудникам военной прокуратуры. Они, однако, не только не принимают никаких мер по данным фактам, но и поддерживают Демидова, а случай с «Рязановкой» быстро замяли. Более того, из военной прокуратуры даже поступила бумага, где говорилось об отличной работе Демидова с ходатайством о его поощрении.
Хочу обратиться к госинспекторам и капитанам таких судов. Информация, мною приведенная, хорошо известна не только руководству ТОРУ, но и в правоохранительных органах, и рано или поздно вам придется ответить за все, что происходит. Знайте, что именно вы окажетесь крайними в изобретенной Демидовым системе. Поэтому, прежде чем идти на такие нарушения закона, посмотрите Уголовный кодекс и под что вас подставили.
Следует отметить, что начальник РИОМБИР пытался противостоять посылке госинспекторов на рыбацкие суда, не имеющие квот. Для него это закончилось незаконным отстранением от работы и сокращением. Отмечу, что это беззаконие происходило в позорной для офицеров форме. РИОМБИР недавно сменила название на ПГМИ (Приморская государственная морская инспекция), при этом изменения, которые произошли внутри инспекции, непринципиальны. Фактически это — просто смена названия. Так вот, еще до того, как РИОМБИР была переименована, начальник ТОРУ приказом назначил уже знакомого вам Демидова начальником отдела по контролю за промыслом ПГМИ — организации, которой еще на тот момент не было! Получилось, что Юрий Киридон еще был начальником РИОМБИР, а его подчиненный Демидов — один из всей инспекции уже стал начальником отдела ПГМИ. Полный абсурд и правовой беспредел.
Надо отдать должное честным офицерам ТОРУ, пытавшимся положить конец действиям Демидова. Начальник службы собственной безопасности полковник ПРИЙМАК до последнего пытался убрать его из РИОМБИР, но добился лишь того, что уволили его самого.
Развалив и лишив полностью какой-либо самостоятельности по всем вопросам РИОМБИР, руководство ТОРУ возложило рыбоохрану на Демидова и пограничные сторожевые катера. Многое могли бы поведать рыбаки об этих сторожевиках и командирах досмотровых групп, но просто боятся связываться с пограничниками.
Такая неприглядная картина по рыбоохране наблюдается во всем ДВ бассейне. Главная ошибка пограничников заключается в том, что с самого начала им нужно было не ослаблять и не подминать под себя на местах региональные инспекции, образованные на основе рыбводов, знающих свое дело и умеющих работать, а просто по возможности оказывать им помощь пограничными сторожевыми катерами и информацией. Начальники же региональных инспекций должны были подчиняться только высшему руководству Департамента, а на местах — только тесно сотрудничать с начальниками региональных управлений, и не более того.
Выбрав противоположный путь, пограничная служба за два года так развалила систему рыбоохраны (правда, до сих пор этого никак не поймет), что даже сам знаменитый пограничник КАРАЦУПА со своей собакой не смог бы ничем помочь. А такие примеры, как по СТР «Рязановка» и СРТМ «Рощино», позволяют сказать о том, что ТОРУ ФПС внесло значительный вклад в контрабандный вывоз ракообразных в Японию. Только в прошлом году он оценивается в $320 млн.
Пограничники должны охранять границы, а не заниматься не свойственными для себя функциями. На то, сколько у них внутренних проблем, все мы насмотрелись за эти два года, а что из себя представляет граница и где она проходит, вообще, наверное, никто не знает. Систему же рыбоохраны необходимо в ближайшее время передать в министерство, близкое по своему содержанию Минэкологии, которое было не так давно ликвидировано.
Во время подготовки материала мне через моих знакомых и близких друзей предлагали согласиться на компромисс. Меня предупредили, что в случае, если эта статья появится в любом СМИ, я буду арестован за взятки. Я — простой русский человек и этот вызов принимаю. Одновременно обращаюсь к начальнику особого отдела ТОРУ Анатолию ВАСИНУ: Анатолий Дмитриевич! Наведите порядок в своем отделе. Я знаю, что в нашем пограничном ведомстве служат в подавляющем большинстве порядочные, честные и грамотные люди.
Александр ЗАЙЦЕВ, капитан-наставник, старший государственный инспектор Региональной инспекции охраны морских биоресурсов (или ПГМИ) Тихоокеанского регионального управления Федеральной пограничной службы России.
«Золотой Рог»