КУРИЛЬСКИЕ ОСТРОВА

и российская рыбная промышленность

НЕДАВНО ПРЕЗИДЕНТ ПУТИН ПРИЕЗЖАЛ В БРУНЕЙ НА РЕГИОНАЛЬНЫЙ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ ФОРУМ. НЕ ИНАЧЕ КАК В ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ ВИЗИТА, РОССИЙСКИЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ УБЕДИТЕЛЬНО ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛИ НЕКОТОРЫЕ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ, ВПЕРВЫЕ СО ВРЕМЕН «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ».

ИЗВЕСТИЯ

Как пишут «Известия», в канун визита президента Владимира Путина в Монголию российские летчики повторили подвиг своих предшественников — в Японском море пара российских разведывательных самолетов «вскрыла» (то есть беспрепятственно прошла системы обнаружения и охранения) американскую авианосную группу и сфотографировала палубу авианосца «Китти Хок».
То есть этот маневр, по сути, учебное поражение цели. При том, что целью является американская авианосная группа, оснащенная самыми современными средствами электронной защиты. Все это произошло на учениях 7-го флота, в которых принимало участие также 15 японских кораблей.
С военно-технической точки зрения — это блестящая демонстрация. С точки зрения политической — это, надо думать, материальное подтверждение последних инициатив Путина о сокращении стратегических арсеналов в противовес американской национальной ПРО. В свете вероятной победы Джорджа Буша такие аргументы представляются гораздо более убедительными с точки зрения менталитета консервативной американской администрации, чем обычное МИДовское гуманитарное нытье.
Надо заметить, президент продемонстрировал широкий спектр инструментов воздействия на некоторых государственных деятелей. Например, зачитал студенческую объективку на монгольского президента. Для защиты территориальной целостности России, установления дружественных доверительных отношений с нашими соседями, в том числе и в азиатско-тихоокеанском регионе, всякие средства полезны. Тем более, что именно на саммите в Брунее ожидается новая мирная инициатива Японии в отношении до сих пор как бы спорных «северных территорий» — Курильских островов.

ОСТРОВА

По сообщениям ряда японских СМИ, премьер-министр Японии Иосиро Мори в ходе встречи с Владимиром Путиным на саммите АТЭС в Брунее выступит с новой инициативой по проблеме территориального размежевания. В частности, Мори может предложить Владимиру Путину вести переговоры о возврате лишь двух из четырех спорных Южно-Курильских островов.
Два, конечно, не четыре. Однако напомню, что во время последнего визита в Японию вопрос об островах наконец был повернут в реальную, практическую сторону. Тогда председатель Комитета по рыболовству Синельник подсказал президенту простую вещь: каждый остров, считай, один миллиард долларов в год. Это объем сырой первичной вылавливаемой рыбы в экономической зоне двухсотмильной. Четыре острова — 4 миллиарда. Два — 2 миллиарда.
Напомню также, что недавно тот же самый Комитет по рыболовству сделал, по сути, истерическое заявление, что он не будет больше выделять квоты иностранцам на вылов рыбы в Охотском море потому, что никаких возможностей контролировать их нет. Вот все неоднократно слышали, какие заброшенные, страшные, прозябающие у нас Курилы и какое несчастное их население. Что, может быть, договориться с Японией? Какая-то совместная деятельность, инвестиции туда, переходный период — нам помогут, и там все расцветет. На самом деле совместная деятельность там есть и еще какая — о-го-го! И именно благодаря этой деятельности в особо циничной форме не только Курилы, в значительной части все дальневосточное побережье прозябает и колоссальные рыбные запасы хищнически истребляются.
Дело в том, что рыба и особенно рыба на Дальнем Востоке — это колоссальная чернейшая дыра. Значительнейшая часть — никому не известно какая — вообще никак не учитывается. Все равно кем выловленная — нашими, не нашими, полунашими — перегружается на иностранные суда. Все рыболовецкие хозяйства сплошь банкроты. У них ничего нет — ни прибыли, ни налогов. Они ничего не платят — только взятки за квоты. После этого остается страшно удивляться, почему на Курилах, где с советских времен остались серьезные рыбоперерабатывающие мощности, вдруг возникла такая разруха. Президент поручение правительству направил подготовить предложение, на днях правительство рассматривало конкретный проект.

ПРОЕКТ

Проект, обсуждавшийся правительством в соответствии с поручением президента, предусматривал: наделение рыбоперерабатывающих предприятий на Курилах квотами на вылов рыбы и водных биоресурсов, исходя из их максимальной загрузки, создание рынка сырой рыбы и морепродуктов на островах, использование ими невостребованного имущества и объектов Минобороны и ФПС. Таким образом предполагалось привлечь собственный и арендуемый флот к перерабатывающим предприятиям Курил, восстановить учет вылова ресурсов и сократить легальный и нелегальный вывоз рыбы в Японию.

МУЛЬТФИЛЬМ «КАНИКУЛЫ В ПРОСТОКВАШИНО»

То есть проект, естественно, завис. Никакого решения не принято. Действительно, никто конкретно не заинтересован в наведении любого порядка в распределении рыбных квот. Мало того, что это живая валюта — почище, чем нефть. Это еще и практически никак не контролируемая валюта. Абсолютно черная — чернее не бывает.
Представьте, кто-то наведет порядок конкретно на Курилах. Это какой же пример дурной для всего рыборазворовывающего сообщества? Строго говоря, не совсем понятно, зачем Японии вообще возвращать назад наши острова? Только из специфической японской тяги к порядку и дедовским могилам?
Например, нынешние протоколы по сотрудничеству рыболовному прибрежному пишутся вообще в Японии. Их вообще никто в России не видел. И не надо. Например, мы выделяем японцам квоты на вылов ценных пород рыбы. Например, минтай икорный, который японцы очень любят. Понятно, получить живую валюту за эти квоты невозможно — только бартер. Бартером мы получаем малосъедобную лимонему. Японцы ее во всяком случае не едят. Плюс некие суммы постоянно на техническую помощь.
Непонятно на что. Наверное, техническая помощь на поедание лимонемы. Чтобы ясно было. Цена вопроса рыбного — маленький такой комитетик сидит на этом, не видно и не слышно — по оценкам специалистов, на 10 миллиардов долларов ежегодно вылавливается у нас рыбы. Это вот просто сырая — только вытащить из моря. А если только присолить и прикоптить — умножай на два. Слушайте, это суммы, которых на всех бы хватило! Тем не менее огромная отрасль как бы специально изничтожается так, как будто мы все в последний раз гуляем.

РЫБА

Советский Союз был ведущей рыбопромышленной страной мира с годовым объемом вылова более 11-ти миллионов тонн рыбы. Из них половина вылавливалась в экономической зоне и половина в открытом мировом океане. Минрыбхоз Союза был крупнейшей торговой компанией, влиявшей на мировые цены на рыбу. Несмотря на поставки Минрыбхозу до 350-ти новых судов в год, систематически приходилось заказывать промысловые суда за рубежом, поскольку мощности отечественного судостроения были загружены заказами ВМФ.
Нетрудно заметить, что сейчас у нас заказами ВМФ судостроительные предприятия отнюдь не избалованы. Заводам все равно, что строить — что траулер, что тральщик. При этом российские рыбаки не только не заказывают ничего. Они покинули практически полностью открытый океан и рыщут в собственной экономической зоне под своими и чужими флагами. При этом любые предложения, связывающие выделение квот на вылов рыбы с доставкой рыбы на берег наш, с собственной переработкой или под строительство отечественных траулеров, мягко говоря, не встречают никакого энтузиазма.
На самом деле мы только хотели обозначить тему. Неисчерпаемую, как богатства Мирового океана. История с Курилами, когда никому у нас долгое время в голову не приходило, а чего это мы цепляемся за эти четыре скалы в океане, очень показательна с точки зрения того, какие широчайшие, необозримые возможности разграбления России не открылись еще глазам инфантильной общественности.
Поэтому к вопросу организации отечественного рыбного хозяйства мы еще обязательно вернемся.

ФИЛЬМ «ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОХОТЫ»

Щас порыбачим, щас так порыбачим... Глаза на лоб повылезут! Он увидит, как у нас рыбу умеют ловить! Щас тебе докажу, кто из нас рыбак! Сейчас как рванет, вся рыба в реке всплывет! Все увидят, как щас рыбу могу ловить! Однако время. До свидания. До завтра.

Михаил ЛЕОНТЬЕВ,
OPT, программа «ОДНАКО»

РОССИЙСКО-ЯПОНСКИЕ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЗАВЕРШИЛИСЬ
ПОДПИСАНИЕМ МЕМОРАНДУМА

Подписанием совместного меморандума в Москве завершились российско-японские консультации о сотрудничестве в области рыболовства в районе Южных Курил. В них приняли участие представители МИД РФ, Федеральной пограничной службы, Госкомрыболовства РФ, сахалинских властей, а также их японские партнеры из МИД, департамента рыболовства и Хоккайдской ассоциации рыбопромышленников.
В течение пяти дней стороны рассмотрели ход выполнения двустороннего соглашения по вопросам сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов. Данный документ, подписанный в 1998 году, регулирует порядок и условия промысла японскими рыбаками в территориальных водах России в районе Южных Курил.
В ходе консультаций определены объемы добычи важнейших в этом районе объектов промысла — минтая, камбалы, терпуга, осьминога, длинноперого ерша. Стороны также договорились об «оптимизации мер контроля за промыслом японских рыбаков в районе действия соглашения». Российские и японские эксперты подтвердили, что договоренности 1998 года продолжают играть «важную роль в области рыболовства, реализации Московской декларации об установлении созидательного партнерства между РФ и Японией».

ИТАР-ТАСС