КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ на охране рыбных запасов
Мы уже привыкли, что в Авачинской бухте то и дело появляются рыболовные суда под конвоем пограничных кораблей, пушки которых являются наиболее весомым аргументом, склонившим рыбака прервать промысел и зайти в бухту. А пробоины в корпусе и надстройке некоторых из них говорят о том, что визиту в бухту предшествовала длительная погоня и «силовое задержание». И вот на рейде Авачинской бухты вновь стоят задержанные рыбацкие суда, но, как сообщают средства массовой информации, обнаружение и задержание произошло без каких-либо стрельб, погонь и прочего детективного антуража, к которому мы уже почти привыкли. Заинтересовавшись не столько самим событием, а в большей мере методами, мы попросили рассказать о них человека, непосредственно к ним причастного — заместителя начальника Спецморинспекции Камчатского региона Сергея Михайловича Донигевича.
— Сергей Михайлович, в Петропавловске ходят слухи, что при обнаружении нарушений, допущенных этими судами, сотрудники вашей инспекции применили какие-то новые, суперсовременные технологии, которые позволяют определить не только где находится судно и чем оно занимается, но и выяснить, кто из экипажа в какой части судна находится? Не могли бы Вы рассказать об этих технологиях, если это, конечно, не секрет?
— Вы правильно говорите — слухи. Ну а слухи, они есть слухи. И секретов в принципе никаких нет. Я коротко расскажу суть дела, а вы судите сами, есть ли в этом какие-то секреты.
Уже четыре года на Дальнем Востоке действует информационная система «Рыболовство». Эта система предусматривает ежедневную подачу с каждого промыслового, транспортного или перерабатывающего судна информацию о его (судна) деятельности, куда входит местоположение, количество выловленной рыбы, количество перегруженной продукции и прочие данные о производственной деятельности. Информация с судов поступает в Петропавловске на Рыбрадиоцентр, где обрабатывается и передается пользователям, выполняющим контролирующие функции. Это Камчатрыбвод, КРИОМБИР, насколько мне известно, таможня и другие органы.
Надо отдать должное дальневосточным органом рыбоохраны, а у нас Камчатрыбводу, они добились того, что эти данные поступают от судов довольно регулярно.
— Получается, что задержанные суда сами на себя «настучали» как в переносном, так и в прямом смысле слова, ведь передает эту информацию радист при помощи ключа?
— Абсолютно неверно. Поступает информация регулярно, но это отнюдь не означает, что она соответствует действительности, ведь передают ее сами рыбаки, предварительно согласовав так, чтобы она была как можно более правдоподобной. Скорее даже наоборот: чем более четка по форме и более оперативно доставлена, тем она более лжива по содержанию. Такую информацию мы, как правило, и проверяем. Для того, чтобы ее проверить, мы используем действующую с этого года систему мониторинга. Как многим, наверное, известно (об этом много писали) на всех судах стоят датчики, которые в любой момент времени могут по запросу с берега дать точные координаты судна. Это единственная функция, которую выполняет этот датчик, ни род занятий, ни результаты работы за сутки он не дает, но та функция, которую он выполняет, делается независимо от желания рыбаков. По крайней мере, пока «народные умельцы» еще не смогли сфальсифицировать данные этих датчиков. Отключить их или снять с одного парохода и поставить на другой — такие случаи были, а вот чтобы заставить датчик давать ложные координаты — такого не было. Вот мы и использовали это свойство датчиков постоянно давать точные координаты судна и сравнили их с регулярно представляемыми в систему «Рыболовство».
— И координаты оказались разными?
— В том то и дело, что разными! По данным системы «Рыболовство» краболовы «Тамара» и «Терней-1» ловили краб в одном районе, а по системе мониторинга суда не вылезали из запрещенного района. Поэтому, когда к ним подошел транспортный рефрижератор «Тарава» и они отгрузили на него готовую продукцию, мы отдали команду патрульным судам в море задержать и проверить ТР «Тарава». К этому времени мы уже знали, что все три судна работают под единым руководством. МРТР «Тамара» и ТР «Тарава» принадлежат ЗАО «Ролиз», Владивосток. РТС «Терней-1» принадлежит фирме «Восток Джапан». Дерекин Сергей Михайлович является президентом фирмы «Ролиз» и генеральным директором фирмы «Восток Джапан». То есть все эти три судна практически принадлежат одному человеку и составляют единый комплекс по незаконной добыче и вывозу за рубеж российского краба.
Дальнейшее, как говорится, дело техники. 30 октября возле острова Алаид был остановлен и тщательно досмотрен ТР «Тарава». На его борту, как мы и ожидали, оказалась излишняя продукция, кроме того, в трюмах оказались ящики с синим крабом, которого, согласно имевшимся на ловцах разрешениям, там быть не должно.
Инспекторам было поручено сделать встречные проверки судов «Тамара» и «Терней». У «Тернея» в коносаменте не была зафиксирована отгрузка синего краба. По данным Камчатрыбвода, дополнительную квоту на вылов синего краба «Тернею» они также не давали. Инспектор опросил капитана. Капитан сказал, что он обнаружил краба только когда начался перегруз. Он распорядился этого синего краба перетарировать, но в отчетных документах он числился как камчатский краб. А зав. производством сказал, что он является вообще тралмастером, и у него нет специального образования, поэтому он не мог сразу определить, где какой краб. Причем интересен тот факт, что несмотря на это, как синий, так и камчатский краб были разложены в различные коробки.
Суда привели в Петропавловск. Правда, здесь возникли некоторые затруднения с постановкой к причалу и разгрузкой ТР «Тарава». И как ни странно нам их создали пожизненные, несменяемые и независимые (так и хочется поставить между последними определениями союз «поэтому») судьи районного суда города Владивостока и арбитражного суда города Петропавловска. Первая судья запретила кому-либо проводить проверку, изымать продукцию на ТР «Тарава», вторая — запретила контролирующим органам, причем перечислила поименно, которые знала, и на случай паче чаяния появится еще кто-либо, добавила фразу: «... а также иным третьим лицам приостанавливать и прекращать промысел и препятствовать судну «Тарава» с грузом на борту следовать в порт приписки Владивосток.
Запретить вышеуказанным органам и должностным лицам выгружать, задерживать, арестовывать и изымать продукцию, перевозимую на судне «Тарава»...
Вот так, согласно этих судейских решений, «Тарава» мог заниматься чем угодно. Захотелось побраконьерничать — пожалуйста, пиратство и работорговля — да ради Бога, кто его тронет, все третьи лица могут только наблюдать со стороны эти «шалости», права вмешаться они лишены. Кстати, под третьи лица вполне подходят не только иные контролирующие структуры, но и силовые, такие как ВМФ, сюда же попадает и Генеральная прокуратура, и Верховный суд, и главный российский законодатель — Государственная дума, и ООН со всеми ее комитетами и комиссиями и т.д. и т.п. Все эти решения чем-то напоминают мне средневековую индульгенцию.
— Ну и как же вы преодолели эти проблемы? Нарушили судебные решения?
— Слава богу, и на судей есть управа. Мы просто собрали все документы и отнесли их в природоохранную прокуратуру. Среди документов особый интерес представляют коносаменты, изъятые на ТР «Тарава». У него были коносаменты, так сказать, липовые и были коносаменты фактические. Липовые — для предъявления российским контролирующим органам, а фактические — для таможни Южной Кореи. Сначала капитан «Таравы» показал липовые, подписанные инспектором ПРИОМБИР (интересно, чем у него были замазаны глаза, когда он подписывал их). А после встречных проверок были подброшены фактические.
Всех этих документов хватило прокурору для того, чтобы 15 ноября возбудить уголовное дело, после чего все решения гражданских судов превратились в набор макулатуры.
Правда, прокурор нас предупредил, что одних бумаг будет маловато и что он опасается давления из Москвы, которую подключит фирма «Ролиз», имеющая там очень высоких покровителей, о чем говорит, кроме всего прочего, и то, что фирма в течение суток получает любые необходимые ей судебные решения. Кроме «Москвы» не стоило сбрасывать со счетов многочисленный владивостокский десант юристов фирмы «Ролиз», занявших целый этаж в гостинице «Петропавловск» и усиленно «качавших нам права». Поэтому прокурору хотелось бы для подкрепления своей позиции, кроме документов, иметь более весомые доказательства. Понимая все это, до вечера, пока «Москва» спала, мы быстренько разгрузили «Тараву» и доказательства весом в 38 с половиной тонн неучтенной крабовой продукции подкрепили позицию как прокурора, так и нашу. Москва промолчала, «грядка» юристов утерлась и убыла во Владивосток, и сейчас идет спокойное выяснение обстоятельств дела.
Правда, сейчас капитан «Таравы» пропал. Мы оформили протокол о неподчинении властям и вывезли его в суд. Он сказал, что у него гипертония, мы вызвали «Скорую», судебное разбирательство было отложено на неделю. А сейчас капитан пропал. Ему могли передать гражданский паспорт, и он мог спокойно улететь. Но сейчас уже прокуратура будет этим заниматься.
— Сергей Михайлович, спасибо за интересный рассказ, но скажу честно — метод, каким были вычислены нарушители, разочаровывает, настолько он прост: взять и сравнить две цифры, полученные с рыбацкого судна. Да и рыбаки в этой истории выглядят этакими простаками, которые сами себя «заложили». Получается, что кто угодно может определить, какое судно ворует рыбопродукцию, а какое нет. Уж больно все просто.
— Что касается рыбаков, то они просто привыкли, что все представляемые сведения никто не анализирует. Хотя, насколько мне известно, в Камчатрыбводе существует целая служба, состоящая из нескольких десятков человек, которая должна заниматься именно анализом подобных сведений. Должна, а чем она занимается на деле, не знаю
Ну а то, что каждый может вычислить эти нарушения, не совсем верно. Не каждый, а только органы, имеющие доступ к данным компьютерным системам, но, с другой стороны, этих органов не так уж мало. Это и рыбвод, с которого никто не снимал обязанность заниматься охраной ресурсов континентального шельфа, а крабы как раз и являются таким ресурсом; это и КРИОМБИР, на котором лежит обязанность охранять все и вся. Другой вопрос, как эти органы, специально существующие для охраны, этой охраной занимаются.
— Интересно! А как? Вот, если объективно, положа руку на сердце, забыв о межведомственных распрях, как?
— Во-первых, никаких особых противоречий между нашими службами не существует. Все мы делаем общее дело. Просто каждый делает его по-своему.
Во-вторых, сказать о том, что кто-то работает лучше, а кто-то хуже — я думаю нельзя, потому что вряд ли это будет объективно, к тому же это будут только слова. А судить надо по делам. Относительно нашей инспекции могу сказать, что мы «не зря хлеб едим». Весной мы задержали и привели в Петропавловск три южно-корейских судна. Общий ущерб от их деятельности на момент, когда мы пресекли ее, составил 5 миллионов долларов. Сегодня мы говорили еще о трех судах, незаконная деятельность которых была нами пресечена. Ущерб от этой деятельности подсчитывается. Не исключено, что данные суда по результатам этой деятельности будут конфискованы, по крайней мере, мы будем просить об этом суд. Сейчас мы параллельно ведем разбирательство с МТР «Асбест», нарушение на нем было также вычислено при помощи компьютерных программ, и оно также связано с излишками крабовой продукции. В море у нас сейчас находится 3 патрульных судна, причем не собственных, а арендованных, т. е. мы нашли, где сэкономить, и деньги пустили не на что-либо, а на аренду судов. Все это делается маленьким коллективом — всего 43 человека.
Для сравнения могу сказать, что в КРИОМБИРе под 200 человек, а в Камчатрыбводе, наверное, с полтысячи. Правда, у этих организаций есть и другие функции, рыбвод, например, рыбу разводит, разрешения на рыбалку выписывает. Опять же экономзону они не охраняют, ну а шельф, по шельфу я слышал, они вроде бы один пароход за последние два года задержали.
У пограничников свои методы — «шашки наголо» и вперед «рубить» рыбацкие головы, а не выдержат у рыбачка нервы, бросится он наутек, так только этого от него и ждут. Тут же в дело пускается самолетная и корабельная артиллерия — тут долго не побегаешь. И пошло судно под конфискацию. Вон сколько их в бухту понатаскали, в этом году, наверное, с десяток будет. Вроде бы все по закону, а все равно некоторых рыбаков просто жалко, нарушение у них копеечное, а бросился бежать — все: конфискация судна, причем безальтернативно — закон такой. Закон-то со временем отменят, да сколько рыбацких голов за это время слетит, сколько судеб поломается? А с другой стороны, ни мы, ни рыбвод не можем остановить упорно убегающее судно. Получается, как ни крути, а без артиллерии тоже не обойдешься.
Так что, как видите, сравнивать эффективность природоохранных служб довольно сложно.
— Еще раз спасибо за беседу.
Записал Александр НИКОЛАЕВ
Как сообщили агентству в пресс-службе ДВРУ ФПС, за последние две недели, с 5 по 17 ноября, китайские рыбаки на участке Шимановского пограничного отряда в районе заставы «Смирновка», с целью установки сетей, восемь раз пересекали линию главного фарватера реки Амур и в непосредственной близости от российского берега пробивали лунки. Их дальнейшие действия пресекали пограничники, завидев которых, китайцы убегали на свою территорию и оттуда наблюдали за действиями российских нарядов.
Представители китайской погранохраны приняли заявление и заверили российских коллег, что проведут разбирательство и по его итогам примут соответствующие меры.
22 ноября прокуратура ТОРУ ФПС возбудила уголовное дело против шестерых китайцев, браконьерски уничтожавших древесных лягушек.
17 ноября пограничным нарядом заставы имени Федора Крайнова Хасанского погранотряда были задержаны трое китайцев. Как сообщает пресс-служба ТОРУ ФПС, граждане КНР оказались жителями приграничной деревни Дунсинь волости Баньши.
Пограничники надеются, что после проведения дознания и передачи дела в суд нарушители будут привлечены к уголовной ответственности с отбыванием наказания на российской территории. Такой опыт уже есть: гражданина КНР Лю Жу Дзюня, задержанного 13 апреля 2000 года за незаконный переход государственной границы и промысел древесной лягушки, осудили на четыре года и отбывает он срок в Приморье.
Сотрудниками Дальневосточного регионального управления по борьбе с организованной преступностью (ДВ РУБОП) выявлена международная организованная преступная группа, состоящая из граждан России, Казахстана и Молдовы, занимающаяся мошенничеством в отношении иностранных фирм, закупающих морепродукты.
По сообщению пресс-службы ДВ РУБОП для агентства «Восток-Медиа», в начале июня текущего года в одну из токийских фирм обратились двое россиян. Представившись коммерсантами, они предложили купить у них большую партию мяса краба по очень выгодной для покупателя цене, однако с условием частичной предоплаты.
В июле стороны договорились, что российская сторона отгружает в адрес покупателя около 25 тонн мяса краба, и после предоставления покупателю всех необходимых в таком случае отгрузочных и таможенных документов, последний перечисляет в Россию более 400 тысяч долларов США.
В итоге, как оказалось, все предоставленные японской фирме документы оказались фальшивыми, теплоход, который якобы должен был доставить груз в Японию, находился в это время где-то в районе Камчатки, а мошенники получили время для того, чтобы обналичить полученные доллары и спокойно исчезнуть из поля зрения своих партнеров.
В настоящее время ДВ РУБОП установлены все лица, причастные к совершению данного преступления, известно, что мошенники имели связи в Петропавловске-Камчатском, Хабаровске и Владивостоке.
А тем временем за нарушение правил рыболовства в районе северных Курил морские пограничники со сторожевика «Брест» оштрафовали двух российских капитанов.
По информации пресс-службы Северо-Восточного управления ФПС России, приписанный к Владивостокскому порту транспортный рефрижератор «Олюторский залив» произвел в море незаконный перегруз рыбопродукции. А плавбазу «А. Косоногов» (порт приписки Холмск) стражи государственных рубежей «тормознули» за нарушение режима границы. В обоих случаях пограничники облегчили кошельки капитанов этих судов на 100 минимальных размеров оплаты труда, наложив соответствующий штраф.
16 ноября пограничный сторожевой корабль «Невельск» задержал сахалинское судно. Как сообщила пресс-служба Тихоокеанского регионального управления федеральной пограничной службы РФ, СРТМ «Первореченск» (порт приписки г. Невельск), принадлежащий Сахалинскому рыболовному колледжу, был досмотрен пограничниками в Татарском проливе. На его борту обнаружено 335 штук синего краба и 250 штук камчатского краба, выловленного без разрешения. Для дальнейших разбирательств судну предписано прибыть в порт Невельск.
В последнее время излюбленным местом рыбалки северокорейских браконьеров стала исключительная экономическая зона (ИЭЗ) России.
16 ноября в 21.45 на траверзе мыса Оларовский сторожевой корабль «Кречет» Находкинской бригады пограничных сторожевых кораблей ТОРУ ФПС России обнаружил судно в ИЭЗ России. Во время начавшейся погони браконьеры не реагировали на звуковые и пиротехнические сигналы, на попытки пограничников связаться по радио, но продолжали опасно маневрировать.
После почти полуторачасового преследования капитан «Кречета» отдал приказ вести предупредительную стрельбу трассирующими патронами, но лишь вторая очередь корабельного орудия остановила северокорейское судно с бортовым номером 1205.
Высадившаяся на борт судна досмотровая группа установила, что судно СРТ 1205 (флаг КНР), принадлежащее министерству рыбного хозяйства КНДР, производило промысел сайры в Южно-Курильской подзоне по правительственному соглашению, согласно которому промысел прекращен 1 ноября. Почему на борту судна оказалось 10 тонн сайры, предстоит выяснить в ходе разбирательства. За неподчинение требованиям пограничников и нарушение правил промысла задержанное судно отконвоировано в Находку.
По данным Камчатрывода, отдела оперативного управления промыслом, работающего при поддержке Всемирного Фонда Дикой Природы (WWF), с 13 по 24 ноября за нарушение правил промысла было оштрафовано 17 судов. Восстановив пропуски в суточных судовых донесениях (ССД), 6 судов возобновили работу в море.
И в заключение — обнадеживающая информация: прокуратура берет на себя полномочия объединить усилия всех правоохранительных органов для борьбы с организованной преступностью. Будет разработан механизм их взаимодействия, чтобы тем самым компенсировать пробелы, существующие по этому вопросу в российском законодательстве. Сегодня надзор за выловом рыбы и морепродуктов осуществляют многие структуры: Федеральная пограничная служба, рыбинспекция, природоохранная прокуратура. Но все они действуют в одиночку. Результаты говорят сами за себя — по оценкам японских экспертов, в результате незаконного вылова рыбы и контрабандных сделок между членами российских и иностранных судовых команд, Россия ежегодно теряет более 4 миллиардов долларов США.
24 ноября в Хабаровске под председательством заместителя генерального прокурора России Константина Чайки в Дальневосточном федеральном округе прошло координационное совещание руководителей правоохранительных органов округа.
На совещании был выработан план мероприятий по защите морских биоресурсов и ужесточению контроля за соблюдением природоохранного законодательства как российскими, так и иностранными судами, осуществляющими добычу рыбы и морепродуктов в экономической зоне России. Будем надеяться, что эти мероприятия не замедлят воплотиться в жизнь.