Окончание. Начало на стр. 1.

ВЗЫВАЕМ К ВАШЕЙ СОВЕСТИ И РАЗУМУ

открытое письмо рыбопромышленников Дальнего Востока

Заблаговременно зная о наметившихся тенденциях снижения рыбных запасов в 200-мильной экономической зоне России, правительство не предприняло соответствующие организационные и экономические меры по стимулированию вывода крупнотоннажного флота из экономзоны России для промысла в открытую часть Мирового океана, где можно осуществлять рыболовство на основе международных конвенций в объеме не менее 2–2,5 млн.т.
В целях активизации промысла в открытых районах Мирового океана необходимо ввести госзаказ на массовые виды рыб с невысокой стоимостью (ставрида, сардинелла, сардина, сайра, криль и др.) и обеспечение рыболовных судов, работающих за пределами 200-мильной экономической зоны России, топливом по специальным государственным расценкам. Необходимо отметить, что стоимость дизельного топлива в российских портах только в текущем году выросла с 220–250 до 380 долларов США, что сегодня делает малопривлекательным промысел небольшими акционерными обществами и частными фирмами в отдаленных районах Мирового океана. В то же время формирование средних и крупных акционерных рыбодобывающих компаний с контрольным пакетом акций госструктур, которые бы специализировались на использовании рыбных ресурсов за пределами 200-мильный зоны России, не ведется. Именно такие акционерные компании могли бы, при условии разумной налоговой политики, осуществлять промысел и вести научные исследования в открытых районах Мирового океана с поставкой рыбопродукции для федеральных нужд и на внутренний рынок страны.
Обострившаяся конкуренция за сырьевые ресурсы 200-мильной экономической зоны России и отсутствие единых узаконенных долгосрочных критериев их распределения среди субъектов приморских регионов, а также среди пользователей привело к администрированию в этом важном вопросе, что вызывает недовольство в регионах и рыбацких коллективах. Перераспределение и пересмотр в течение года ранее выделенных квот на вылов рыбы и морепродуктов и торговля ими для иностранцев уже вызвало приостановление промысла минтая в Беринговом, Охотском морях, привело к потере части вылова трески и сельди рыбаками Северного бассейна. Такая ситуация складывается еще и потому, что потеряна вертикаль управления отраслью. Не ведется реструктуризация и обновление флота, береговой рыбоперерабатывающей инфраструктуры, сворачиваются поисковые и научно-исследовательские работы. Предложения по этим важнейшим направлениям государственного управления отраслью неоднократно вносились в правительство специалистами отрасли, губернаторами ряда регионов, однако принимаемые решения, как правило, не имеют практической завершенности.
Считаем необходимым, до выхода соответствующих законов, в срочном порядке утвердить специальным указом Президента принципы распределения квот на вылов рыбных ресурсов среди приморских регионов, исходя из предложений соответствующих научно-промысловых бассейновых советов, которые бы действовали в течение 5–7 лет.
Что же касается распределения квот среди пользователей, то установление их критериев и принципов следует передать на рассмотрение региональных рыбопромысловых советов в регионы, туда, где приписаны рыбопромысловые суда.
Необходимо остановить работу иностранного флота в отечественной 200-мильной экономической зоне, кроме промысла на взаимной основе и недоиспользуемых российским флотом запасов, одновременно усилить на всех уровнях борьбу с браконьерством и незаконными операциями с рыбой и рыбопродукцией.
В сегодняшних кризисных условиях в отрасли следует незамедлительно приостановить вносимые правительственными чиновниками, рядом депутатов предложения по введению платности за право пользования биоресурсами для российских рыбопромышленников при их промысле в своей 200-мильной экономической зоне, а также проведение различных аукционов и конкурсов по продаже сырьевых рыбных ресурсов.
Подобные новации вводятся в нашей стране впервые, их нет в мировой рыболовной практике. Нет таких положений ни в одной из соседних с нами стран с развитой рыночной экономикой и с устойчивым состоянием своего рыбного хозяйства. Достаточно сослаться на такие соседние с нами страны, как Норвегия, США, Япония, Европейский Союз, да и Китай. И это не случайно, так как морское рыболовство весьма рискованный и довольно затратный сектор экономики, обеспечивающий население страны продовольствием и заработком. В этой связи государства, Правительства проводят по отношению к рыбным хозяйствам протекционную политику с тем, чтобы обеспечить устойчивое ее развитие …
Набор мер различен: освобождение от каких-либо платежей для своих граждан за пользование рыбными ресурсами (с иностранных судовладельцев они берутся); льготные цены на дизельное топливо; низкие кредиты для строительства судов (2–6% годовых, а в ряде случаев просто ссуда); государственные страховые фонды; финансирование в полном объеме науки, органов инспекции и охраны рыбных запасов и т.д.
Совершенно в противоположном направлении формируется экономическая политика России по отношению к отечественному рыболовству. При этом игнорируется не только собственный и мировой опыт, но и экономико-социальное положение в рыбном хозяйстве страны, а также платежеспособность нашего населения в целом. Кредиторская задолженность в отрасли превышает дебиторскую. Предприятия по существу уже в настоящее время являются должниками, и как правило, зарубежных партнеров и банков. В связи с низкой платежеспособностью населения и необходимостью пополнять оборотные средства, рыбная продукция на 60–70% идет на экспорт, который достигает ежегодно 1–1,5 млн.т стоимостью 1,1–1,7 млрд. долларов США. Одновременно ежегодный импорт рыбы и рыботоваров достиг 500–700 тыс. т на сумму до 500 тыс. долларов США.
По существу платность за пользование водными биоресурсами — это не что иное как двойное налогообложение, а точнее фискальная мера, направленная на уничтожение морского рыболовства России.
Что же касается введения аукционов, конкурсов по продаже сырьевых рыбных ресурсов 200-мильной зоны России, то это откроет доступ к российским рыбным ресурсам иностранных кредиторов и компаний (у российских рыбопромышленников средств нет), развитию чиновничьей коррупции, увеличению давления на сырьевые ресурсы (заплатил за квоту, аукцион — необходимо во что бы то ни стало возместить — выловить все до последнего рыбьего хвоста) и как следствие разрушение основы основ рыбного хозяйства — сырьевой базы.
Несмотря на то, что Съезд работников рыбного хозяйства России настоятельно рекомендовал отклонить введение платности за пользование рыбными ресурсами для отечественных рыбаков и рыбопромышленников при осуществлении ими промысла в своей 200-мильной зоне, эта фискальная мера настойчиво лоббируется рядом госструктур. Более того, создаются специальные государственные организации по продаже рыбных ресурсов в воде. В то же время отечественный флот становится .на отстой из-за отсутствия квот на вылов рыбы.
Следует незамедлительно отказаться от введения платности за пользование морскими биоресурсами и введения аукционов на их продажу.
Крайне необходимо ускорить принятие «Концепции рыболовной политики России на перспективу», в которой бы ясно была определена основная целевая установка функционирования этой важнейшей отрасли экономики страны. В настоящее же время при отсутствии такой концепции идет неоправданное ведомственное выжимание из отрасли финансовых средств на разные цели, что не позволяет не только обновлять основные производственные фонды (флот изношен на 60%), но и вести простое воспроизводство.
Неоднократные попытки рассмотрения кризисного положения дел в рыбном хозяйстве страны на заседаниях правительства не привели, к сожалению, к практической завершенности — выработке оптимальных решений назревших проблем. Во многом это вызвано недостаточным статусом Госкомрыболовства в структуре правительства, частой сменяемостью его руководящего состава и его недостаточным авторитетом в отрасли. За годы реформ федеральный орган по рыболовству реорганизовывался – от министерства до департамента и госкомитета, а его руководитель сменялся семь раз. Причем руководство отраслью за эти годы трансформировалось от профессионалов-рыбников к отставным военным и новым бизнесменам.
Назрела необходимость повысить государственный орган по рыбному хозяйству до уровня министерства с четкой вертикальной структурой в регионах и назначением во главе отрасли и в регионах профессионалов, пользующихся авторитетом среди работников рыбного хозяйства страны. Такое предложение неоднократно вносилось Советом Федерации и целым рядом губернаторов приморских регионов, однако решения правительством не принимаются.
Вышеперечисленные проблемы заслуживают специального рассмотрения на Госсовете с тем, чтобы были незамедлительно выработаны соответствующие меры по предотвращению дальнейшего разрушения рыбного хозяйства страны и созданию необходимых условий для его развития.
Мы надеемся на принятие вами соответствующих практических мер.
Председатель правления союза рыболовецких колхозов России,
заслуженный работник рыбного хозяйства
Российской Федерации Б.Л. Блажко
Президент Ассоциации рыбопромышленников Дальнего Востока,
депутат Сахалинской областной думы, заслуженный работник
рыбного хозяйства Российской Федерации В.П. Горшечников
Председатель Комитета по рыбохозяйственному комплексу
Ассоциации «Северо-Запад», заслуженный работник
рыбного хозяйства Российской Федерации В.К. Зиланов
Генеральный директор
Союза рыбопромышленников Севера Н.Г. Тропин
Генеральный директор Ассоциации рыбодобывающих
предприятий Севера Г.В. Степахно
Председатель Координационного совета работников
рыбного хозяйства России, заслуженный работник
рыбного хозяйства Российской Федерации Ю.В. Шалонин
Президент Ассоциации рыбопромышленников
Хабаровского края В.Н. Краснояров
Президент Ассоциации рыбохозяйственных
предприятий Приморья А.Г. Платонов
Президент Ассоциации
рыбопромышленников Камчатки В.П. Потапенко

 

ВИЗИТ ПУЛИКОВСКОГО В ЯПОНИЮ
ГЛАЗАМИ ДВУХ СТРАН

ИА «ВОСТОК-МЕДИА»:

Полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский на пресс-конференции в Хабаровске подвел итоги своего визита в Японию.
Полпред посетил Cтрану восходящего солнца по приглашению министра иностранных дел Японии. Главной целью визита для российской стороны было обсуждение вопросов, связанных с инвестициями, энергетикой и браконьерством в рыбной отрасли. Японскую же сторону больше интересовали возможности полномочного представителя и новой структуры власти в Дальневосточном регионе.
За два дня в Японии Константин Пуликовский провел ряд встреч с политиками и бизнесменами. По словам г-на Пуликовского, разговор велся преимущественно по всем старым кредитным проектам. Однако сотрудничество у нас не получается. Японцы, которые с удовольствием разместили бы у нас свои капиталы, не могут это сделать из-за отсутствия твердых страховых гарантий. С этим, по словам Пуликовского, и связана та медлительность, с которой развиваются наши отношения.
Константину Пуликовскому удалось договориться с японской стороной о предоставлении информации по заходящим в порты Японии российским рыболовецким судам. Российская сторона подвергла резкой критике позицию Страны восходящего солнца, направленную на свободное приобретение незаконно выловленной в российских водах рыбы. По словам полпреда, на Хоккайдо существует целая индустрия, работающая на контрабанду. Это заводы по переработке рыбы и прочее. Все это только поощряет браконьерство, с каждым годом принимающее все более масштабный характер. Решение об обмене информацией может способствовать тому, что доморощенных браконьеров в российских водах будут ждать контролирующие органы.

NHK (ЯПОНИЯ):

Министр иностранных дел Японии Иохай Коно провел переговоры с прибывшим в Японию с визитом полпредом президента России в Дальневосточном Федеральном округе Пуликовским. Стороны единодушно отметили, что для решения вопроса о возвращении четырех северных островов необходимо найти приемлемый для народов обоих государств способ. Коно заявил, что вопрос о возвращении этих островов должен быть решен методом, приемлемым для всех как с международной позиции, так и с позиции Японии и России.
Пуликовский сказал, что этот метод решения должен быть одобрен местным населением как России, так и Японии. Он также подчеркнул, что этот вопрос не должен мешать развитию российско-японских экономических отношений. Коно ответил, что японские предприятия придают важное значение развитию экономических отношений с Дальним Востоком. Стороны должны приложить все усилия для улучшения инвестиционной среды.