В СВЕТЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

23-24 НОЯБРЯ В ХАБАРОВСКЕ, В ЗАЛЕ ЗАСЕДАНИЙ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ К. Б. ПУЛИКОВСКОГО СОСТОЯЛИСЬ ДВА БОЛЬШИХ СОВЕЩАНИЯ, ЗАТРАГИВАЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРАТУРЫ И ЮСТИЦИИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА. НА ПЕРВОМ РАССМАТРИВАЛСЯ ВОПРОС « О ХОДЕ РЕГИСТРАЦИИ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ И ЮСТИЦИИ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРЕЗИДЕНТА РФ ПО ПРИВЕДЕНИЮ ПРАВОВЫХ АКТОВ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ В СООТВЕТСТВИЕ С ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИИ», КОТОРЫЙ ОСВЕЩАЛИ И ОБСУЖДАЛИ: ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РФ К. Л. ЧАЙКА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ЮСТИЦИИ РФ Е. Л. ЗАБОРЧУК, ПРОКУРОРЫ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ И НАЧАЛЬНИК МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА.
Камчатку на совещаниях представлял и выступал с докладом о состоянии у нас прокурорского надзора прокурор области А. П. Войтович. По возвращении в Петропавловск он 28 ноября провёл пресс-конференцию с журналистами камчатских СМИ в зале заседаний областной прокуратуры. В ответе на вопросы нашего журналиста Ярослава Отрока он хорошо отозвался о деятельности редакции журнала «Северная Пацифика» и его приложения «Тихоокеанский вестник» в плане формирования правильного мнения в среде работников рыбной промышленности Дальнего Востока и интересующейся рыбными проблемами общественности всей России об истинном положении вещей в рыбной отрасли Российской Федерации. Далее Войтович, в частности, сказал, цитирую: «У вас интересный журнал. Я постоянно его читаю, и в обмен (пошутил) на очередной номер дам вам некоторые материалы совещаний и справки, которые вы можете официально использовать в подготовке ваших будущих публикаций. Это цифры по той работе, которую мы провели в результате выявлений ущерба, нанесённого России некоторыми фирмами. Громадные суммы».
Ниже мы, с некоторым сокращением, приводим содержание доклада прокурора Камчатской области А. П. Войтовича о состоянии криминала в рыбной отрасли Камчатки.
Повышение роли прокурорского надзора в Охотско-Камчатском регионе
Одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры Северо--восточного региона является надзор за соблюдением законодательства об охране рыбных запасов.
Общая оценка обстановки, сложившейся на промысле биоресурсов, и состояние экспорта морепродуктов дают основание сделать вывод о том, что правоохранительные и контролирующие органы действуют сегодня в условиях широкомасштабного, имеющего тенденцию к росту, сверхлимитного вылова наиболее валютоемких объектов морского промысла и неконтролируемого их вывоза на внешний рынок. Возрастает браконьерский пресс на стада ценных пород лососевых рыб на путях миграции в открытом океане и на нерестилищах внутренних водоемов.
Многие вопросы, поставленные на этом совещании перед органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов федерации, прокуратуры, в настоящее время разрешены.
Введена спутниковая система объективного контроля за деятельностью промысловых судов, в региональные рыбопромысловые Советы включены представители правоохранительных органов, распределение квот на вылов производится на конкурсной основе и т. д.
Укрепилось взаимодействие органов рыбоохраны, региональных инспекций охраны морских биоресурсов ФПС РФ, внутренних дел и прокуратуры.
Обеспечен прокурорский надзор за законностью актов органов власти субъектов федерации, муниципальных образований по вопросам природопользования.
Возросло количество выявленных нарушений Правил рыболовства, привлеченных к административной ответственности лиц, а также сумм, реально взысканных с виновных, штрафов за причиненный ущерб.
Более активно применялись такие виды взысканий, как конфискация и изъятие рыбопродукции незаконного промысла, орудий лова, включая рыбопромысловые суда, как орудия незаконного промысла.
После принятия соответствующих мер прокурорского реагирования все большую активность в этом вопросе стали проявлять органы рыбоохраны.
Так, по Камчатскому региону в сопоставимые периоды 1998, 1999 и текущего года суммы взысканного ущерба возросли соответственно в 4,9 и 6,2 раза.
Положительные результаты по пресечению нарушений на промысле и выявлению преступлений дают оперативно-инспекторские рейды органов рыбоохраны совместно с сотрудниками ФСБ, УВД и ФПС РФ.
За последние два года в производстве прокуратуры находилось 19 уголовных дел указанной категории. По всем рассмотренным судом делам вынесены обвинительные приговоры в отношении капитанов промысловых судов, в том числе граждан Японии, Китая и Кореи.
Осуждено 9 человек, в отношении шести лиц дела прекращены. За ненадлежащее исполнение своих обязанностей к уголовной ответственности привлекалось 7 должностных лиц органов рыбоохраны; в настоящее время идет судебный процесс в отношении начальника Спецморинспекции Корякского региона Лагутина В.П., обвиняемого в злоупотреблении служебными полномочиями. В возмещение ущерба реально возвращено государству денежных средств и имущества на 79 млн. 520 тыс. руб., что в 2,6 раза больше ущерба, предъявленного к возмещению всеми рыбоохранными органами охотско-камчатского региона.
На стадии предварительного следствия постановлениями следователей удовлетворены ходатайства гражданских ответчиков — японской фирмы «Анье Суйсан Ко., ЛТД» о добровольном поэтапном возмещении ущерба на сумму 17 500 359 руб. и южно-корейской фирмы «Шилла Ко.,ЛТД» на сумму 146 609 823 рубля. По двум уголовным делам добровольно возмещен ущерб Камчатской рыбопромысловой фирмой «Марина Ич» на сумму 4,3 млн. руб. и Сахалинской «Сахпромфлот» на сумму 1,8 млн. руб.
В стадии исполнительного производства находятся решения судов по уголовным делам в отношении капитана компании «Интай» КНР на сумму 4 230 214 долл. США, взыскание обращено на рыболовный траулер «Зонги Хин — 37» и капитанов российской фирмы ООО «Форт» на сумму 66 149 505,7 руб.
Достижению определенных успехов во многом способствовала специализация следователей прокуратуры по расследованию фактически новой категории уголовных дел, требующих специальных знаний в области экологии, природопользования, большого количества ведомственных актов.
Кроме того, в ходе расследования четырех уголовных дел в отношении пяти лиц установлено, что продукция, приобретенная капитанами в свое оперативное управление заведомо незаконным путем, направлена на внешний рынок и поступила в распоряжение конкретных иностранных фирм. Указанные действия квалифицированы предварительным следствием по ч. 3 ст. 174 УК РФ как совершение операций с имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем, лицом с использованием своего служебного положения в крупном размере (легализация имущества).
Предварительным следствием исследовались обстоятельства невозвращения в Россию валютных средств в крупных размерах и уменьшения, в связи с этим, для предприятия-судовладельца налогооблагаемой базы.
В то же время указанные обстоятельства имеют место и влекут для государства существенные потери. Так, только по одному из уголовных дел по обвинению капитана камчатской фирмы «Марина Ич» в адрес американской фирмы была нелегально направлена крабовая продукция незаконного промысла на сумму свыше 1,9 млн. долл. США, в связи с чем недоплата налогов составила 763 760 долл. США. По находящемуся в настоящее время в производстве прокуратуры уголовному делу в отношении капитанов чукотской фирмы «Чукотрыба» и камчатской «Маримпекс» в адрес американской агентирующей фирмы «Эм Би Джи» направлено продукции незаконного промысла на сумму свыше 20 млн. долларов США.
Юридические лица, по заданию и под контролем которых капитаны ведут промысел биоресурсов, при наступлении определенных последствий должны нести уголовную ответственность с применением к ним санкций в виде штрафов, конфискации всего или части имущества, запрещения заниматься определенной деятельностью, принудительного и обязательного возмещения материального и морального вреда потерпевшему, вплоть до ликвидации юридического лица по приговору суда.
Сегодня с полной уверенностью можно говорить об эффективности использования уголовно-правовых мер в деле предупреждения преступлений на рыбном промысле. Однако принципиально новые направления прокурорско-следственной деятельности и судебной практики высвечивают новые проблемы, узкие места законодательства, регулирующего общественные правоотношения нового социально-экономического уклада. Особенно остро эти проблемы стоят, на наш взгляд, в сфере природопользования, разработки и оборота природных ресурсов.
Сложившееся положение, отчасти, объясняется такими объективными причинами, как: несовершенство и новизна действующего законодательства, отсутствие должного финансирования и материально-технического обеспечения органов рыбоохраны и правоохранительных органов для полноценной работы в районах промысла.
На борьбу с нарушениями в данной сфере отрицательно влияют не преодоленные, пока, просчеты в координации и взаимодействии правоохранительных и контролирующих органов. В большинстве случаев такое взаимодействие ограничивается созданием оперативно-следственных групп по раскрытию и расследованию конкретных преступлений. Не преодолен синдром ведомственности, в связи с чем не единичны случаи, когда руководители контролирующих органов отказывают друг другу в предоставлении информации о ходе промысла биоресурсов.
Одной из серьезных проблем, требующих принятия мер как правового, так и организационного характера, является проведение научного промысла, особенно валютоемких объектов — краба и некоторых видов лосося. Ряд научных программ реализуется с серьезными отступлениями от заключений государственных экологических экспертиз, проводимых на федеральном уровне, и научный промысел, практически, носит промышленный характер.
Обозначенные выше проблемы в основном могут и должны быть разрешены на местах, в т.ч. в результате принятия дополнительных скоординированных мер органами охраны биоресурсов моря и правоохранительными органами субъектов Федерации.
Этому, бесспорно, будут способствовать координационные совещания руководителей правоохранительных и контролирующих органов Дальнего Востока.
Однако большая часть проблем может быть решена только на федеральном уровне.
До настоящего времени не нашли своего разрешения, в частности, вопросы, поставленные перед Правительством Российской Федерации в упомянутом постановлении координационного совещания от 18.02.98., касающиеся: законодательного распространения на морепродукцию исключительной экономической зоны и континентального шельфа статуса «Российские товары» и введение их обязательного декларирования; введение особого правового статуса Охотского моря; заключение межправительственного соглашения со странами бассейна морей Дальнего Востока об обмене информацией о вылове морепродуктов.
Более эффективной охране биоресурсов исключительной экономзоны и континентального шельфа РФ могло бы способствовать внесение изменений и дополнений в действующее законодательство.
1. Включение в санкции статей 253 и 256 УК РФ мер экономического характера в виде конфискации судов, объектов и орудий незаконного промысла и устранение тем самым диспропорций в санкциях с соответствующими статьями КоАП РСФСР. Введение уголовной ответственности юридических лиц.
2. Внесение изменений в статью 117 УПК РСФСР, направленных на расширение полномочий органов федеральной пограничной службы по производству дознания по делам о преступлениях, совершенных в экономзоне, внутренних морских водах и территориальном море. Эти изменения позволят оперативно выполнять следственные действия в районах промысла, в т. ч. по наложению ареста на суда и иное имущество в обеспечение возмещения ущерба. В этой же связи, а также в связи с завершением формирования блока федеральных экологических законов, принятием нового Уголовного кодекса РФ, вдвое увеличившего количество экологических преступлений, требуют уточнения и расширения полномочий специализированных природоохранных прокуроров, территориальных и военных прокуроров в части уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью по делам о преступлениях, совершенных в экономзоне и на континентальном шельфе России. Проект документа нами разработан, и мы могли бы представить его на обсуждение.
Кроме того, существует настоятельная необходимость введения ограничений перемещения товаров и услуг, связанных с приемкой, обработкой, транспортировкой и реализацией икры лососевых пород рыб. То есть необходимо соответствующее постановление Правительства РФ, аналогичное принятому в 1998 году в отношении осетровых видов рыб. Проект постановления нами также разработан и его принятие имело бы важное значение для всего Дальневосточного региона.
3. Внести изменения в ст. ст. 91–92 проекта Федерального закона «О рыболовстве и об охране водных биологических ресурсов», устанавливающих порядок формирования и использования Федерального целевого бюджетного фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биоресурсов, приведя их в соответствие со ст. 21 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» в целях сохранения существующего порядка направления средств экологического фонда на реализацию природоохранных проектов непосредственно в регионах, где имеет место интенсивное и все возрастающее воздействие на природную среду.
Уважаемые коллеги, представляется чрезвычайно важным, что одним из первых вопросов, поставленных в повестку дня координационного совещания руководителей правоохранительных органов Дальневосточного Федерального округа, стал вопрос, имеющий жизненно важное значение для тысяч тружеников моря. Если мы не сможем поставить заслон подрыву экономической основы их жизни, разграблению природных ресурсов России, то сделать это никто не сможет.

отвечает генпрокуратура россии
Петропавловск-Камчатский,
ул. Академика Королева, 58, офис 202
Газета «Тихоокеанский вестник»
Сообщаю, что ваше заявление о незаконной конфискации рыбы и морепродуктов направлено для проверки прокурору Камчатской области, откуда вам сообщат о принятом решении. Исполнение контролируется управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном Федеральном округе.

Прокурор отдела по надзору
за исполнением законов управления
Генеральной прокуратуры РФ в
Дальневосточном федеральном округе Л. А. Демина