ВЫЗЫВАЕМ НА СОРЕВНОВАНИЕ!

Или с чем корякские рыбопромышленники входят в третье тысячелетие

Интервью с членом редакционно-издательского совета журнала «Северная Пацифика», президентом рыбопромышленной компании «Поллукс» В.Н. ПОЛУКАРОВЫМ
С.И. Вахрин, главный редактор «ТВ»: Василий Николаевич, на Камчатке, на границе тысячелетий, произошла смена политической власти и губернатором области стал коммунист Михаил Борисович Машковцев. Каково Ваше — современного русского капиталиста — отношение к тому, что произошло на полуострове?
В.П.: А мне кажется, что произошло лучшее, что только можно было ожидать. Мне кажется, что, наконец, у нас произошло примирение. Примирение поколений. Пятьдесят на пятьдесят. Половина за старую власть, с которой новые русские капиталисты, в том числе и мы, проделали огромную работу по созданию рыночной экономики. Мы — это те, кому было в начале перестройки по тридцать-сорок лет, кто смог принять и принял новые правила новой игры, сумел найти свое место и утвердиться в этом новом для всех нас мире.
А другая половина — старики-пенсионеры и бюджетники — не смогли жить нормально в этих страшных условиях 9-бального экономического шторма, когда рушились идеалы, истощалась заработная плата и пенсия, когда рубль на глазах превращался в обыкновенную бумажку. И, конечно же, эти старики мечтали о своем прошлом. И вот их мечта исполнилась — они выбрали в лидеры того, кого хотели, с кем связывают свои чаяния, свои надежды.
Идеальным вариантом было бы, конечно, объединение М.Б. Машковцева и Б.П. Синченко. Как губернатора и первого заместителя. Это нужно нам всем. В том числе и Корякскому автономному округу, который по-прежнему в составе области, как это было многие годы. Это бы очень хорошо отразилось на деле — на экономике, культуре, социальной сфере… Общем для нас всех деле, во имя Камчатки.
Жаль, конечно, что в новую команду не попадает Сергей Васильевич Тимошенко, наш рыбный генерал. Тимошенко — это знаковая фигура для Камчатки, для рыбной промышленности Дальнего Востока. Это большая умница, профессионал высочайшего уровня, это Личность. Все, чего достигла рыбная промышленность Камчатки за последние годы, — это заслуга в первую очередь Тимошенко. А характер — он у каждого свой, особенный. И чем выше личность и ее заслуги, тем больше недругов. Вон сколько злобы было выплеснуто по итогам горбушевой путины. А я следил за ней с моря и могу сказать, что только благодаря Тимошенко и его команде мы не погубили, не зарыли в землю десятки тысяч тонн рыбы, а отправили ее на внутренний рынок, накормили людей. А что может быть важнее? Для чего вообще тогда нужны мы, рыбаки?
С.В.: Василий Николаевич, а вот один из крупных приморских рыбопромышленников, генеральный директор Находкинской базы активного морского рыболовства (БАМР) Анатолий Николаевич Колесниченко считает, что ни камчатских, ни тем более корякских рыбаков попросту не было и нет. В интервью газете «Рыбак Приморья» (№46), нисколько не сомневаясь в своей правоте, Анатолий Николаевич заявил следующее: «Вот, например, корякам выделяют на тридцать тысяч населения 100 тысяч тонн минтая. Не много ли? Тем более, что коряки традиционно никогда минтай не ловили в Охотском море. Да и флота у них для этого нет. Да и народившиеся мелкие предприятия в этих регионах крупного флота не имеют. На той же Камчатке после приватизации не осталось больших предприятий. Приморцы традиционно своим флотом вылавливали половину дальневосточной рыбы. И наши суда первыми осваивали промысловые районы у берегов Камчатки и Сахалина».
В.П.: Уважаемый Анатолий Николаевич, видно, забыл, что очень уж много воды утекло с тех пор, как приморские рыбаки были хозяевами Тихого океана. Были, чего уж тут говорить. И китов били, и криль ловили, и хек, и пристипому, у берегов Антарктиды, Южной Америки, Канады, США. Все это было. Хотя и не имели никогда рыбы под своим приморским боком. Но с этим тогда не считались.
Было у приморцев и другое — крупнейшие порты в незамерзающих бухтах, железная дорога, связывающая Дальний Восток практически с любым регионом Советского Союза, крупные судостроительные и судоремонтные заводы, мощнейшие холодильники…
БЫЛО!
А где же все это сегодня? Почему наши — российские — суда вынуждены сегодня всю рыбу вывозить только за рубеж? Почему мы не можем ремонтировать свои суда в Приморье? Где те мощные портовые сооружения, холодильники?
А что осталось от того великого рыбопромыслового флота Советского Союза, который дислоцировался в Приморье и который приморцы же и приватизировали?
Мощнейшая в нашей стране Владивостокская база тралового и рефрижераторного флота. Разворована и уничтожена.
«Востокрыбхолодфлот», не имеющий себя равных в стране. Разворован и уничтожен.
«Дальморепродукт» — гордость Советского Союза, его визитная карточка, абсолютный монополист на крабовом промысле. Где его флот? «Американские монархи» да голубые испанцы?
А Находкинская БАМР? Судя по материалам Счетной палаты РФ, здесь приватизация также прошла успешно — за копейки был выкуплен достаточно мощный и современный флот. Вот цитирую документ: «База активного морского рыболовства г. Находка, имевшая до приватизации 84 судна добывающего, перерабатывающего и транспортного флота и обеспечивающая ежегодные объемы вылова до 500 тыс. тонн рыбы и морепродуктов была оценена в 1048 тыс. долларов США, или дешевле, чем стоимость строительства одного среднетоннажного рыбопромыслового судна».
У меня нет претензий к БАМРу и лично к Колесниченко. Такая приватизация была скорее правилом, чем исключением из этих правил. Каждый «прихватизировал», как мог, как получалось, как разрешали. Но приватизировали то, что было уже создано, построено, приобретено не одним поколением рыбаков и на средства не одного — даже такого крупного, как Приморье, — региона. Это была государственная собственность, собственность всего народа. Это факт. И в этом я не вижу заслуги самого Колесниченко и даже всего БАМРа. Заслуга и Анатолия Николаевича, и коллектива БАМРа заключается в том, что они не распродали этот флот на гвозди, или по доллару за судно в третьи страны, как это сделали другие в Приморье, а продолжают ловить рыбу.
Мы же, в отличие от БАМРа и других «традиционных природопользователей», создались с нуля. Нам государство ничего не подарило. НИЧЕГО! И первое крупнотоннажное судно, которое было приобретено компанией «Поллукс», мы нашли в городе Находке, на причалах Базы активного морского рыболовства, под окнами генерального директора БАМРа А.Н. Колесниченко. Под его окнами. Это был БАТМ «Генерал Пушкин», принадлежавший новороссийским рыбакам, который готовили к отправке в Китай на гвозди.
Под залог своей личной собственности, под залог благополучия своих семей мы взяли кредит в банке и купили этот БАТМ ровно по той же цене, по какой Колесниченко и иже с ним выкупили весь свой флот (84 единицы!) — а это и РТМСы, и БАТМы — за один миллион долларов США.
Да, так, на пустом месте рождался в Корякском автономном округе свой крупнотоннажный флот. В 1996 году. Сначала «Генерал Пушкин», переименованный нами в честь одного из самых, наверное, известных на Дальнем Востоке камчатского рыбака из колхоза имени В.И. Ленина Анатолия Андреевича Пономарева. Затем БАТМ «Поллукс».
И что же? С чем мы сегодня идем в третье тысячелетие? С тем, что мы, корякская рыбопромышленная компания «Поллукс», которая, по утверждению генерального директора НБАМРа не может ловить рыбу, предлагает бамровцам соревнование — совместно ловить минтай, выделенный «Поллуксу» и БАМРу, по олимпийской системе в соотношении два БАТМа «Поллукса» против трех БАТМов БАМРа. Ловить до звонка, до победы, то есть до полного освоения лимитов, корякских ли, приморских. А начать это соревнование 1 января 2001 года.
С.В.: Не боитесь проиграть?
В.П.: Не боюсь. Вот передо мной сводка на 15 декабря. У нас на промысле сельди работал только «Пономарев». У БАМРа — три БАТМа. Суммарный вылов у одного нашего и трех их — примерно одинаков. На промысле минтая у нас результат еще выше — «Пономарев» из года в год дает лучший результат по экспедиции. Не отстает и «Поллукс». Сейчас — после ремонта, после сдачи на регистр, на классность — кстати, мы ремонтировали «Поллукс» в Находке, нам было официально заявлено — на Дальнем Востоке нет судна лучше, чем «Поллукс». И мы гордимся этим.
Почему бамровские суда не могут с нами состязаться? Да потому, что им все досталось даром и они не могут оценить значение собственных судов, собственного труда для самих же себя, для своей компании. Они экономят на мелочах, а скупой, как известно, платит дважды. Они плохо ловят не потому, что они плохие рыбаки (хотя квалификация снижается — лучшие уходят в такие небольшие компании, как наша), а потому, что у них плохое промысловое снаряжение, плохое оборудование, проблемы с топливом, перегрузом и так далее. Они живут одним днем, потому что по-другому не могут. Так их создали когда-то на всем готовеньком и так они хотят жить вечно. Не получится. Мы не дадим.
Вот сейчас дискутируется вопрос о платности за ресурсы. БАМР, конечно же, категорически против. Это разорение, это банкротство. Для них.
А с нашей точки зрения это спасение. Спасение отрасли в целом.
Сколько можно отдавать ресурсы бесплатно, «на халяву»? Они должны быть только платными. Сможешь освоить тысячу тонн — покупай, рискуй своими деньгами. Своим состоянием. Думай. Соображай. Не можешь освоить — не берись. Покупай столько, сколько способен выловить и обработать. Зачем государству из-за тебя рисковать: выловишь — не выловишь. Выловил — хорошо. Не выловил — сам виноват. Сам и отвечай.
Нет же — они хотят все свои проблемы возложить на чужие плечи. Пусть государство отвечает за наши промахи и неудачи, а мы будем получать бесплатные квоты и в ус не дуть. Влезать в долги, а потом просить государство взять эти долги на себя. Предлагает же президент «Дальморепродукта» национализировать его компанию — взять себе акций на сумму долгов. «Дальморепродукт» будет делать долги, а государство — получать акции предприятия-банкрота. Ну просто замечательно! А рыбка будет бесплатной.
Нет, так не пойдет —сможет «Поллукс» выловить столько же, сколько БАМР, так давай потягаемся. Обгоним, перекупим лимиты — сами виноваты, что не использовали былого преимущества. Снова соревнование? Да, соревнование! И мы хотим в нем участвовать. На равных. Нет ни у кого былых заслуг — то были государственные заслуги. Забудьте. Вы эти былые заслуги не выкупили по дешевке, как рыболовные суда. Они остались в другой жизни. Как компартия. Как красный флаг. Как Советский Союз. У нас теперь триколор. Многопартийность. И Россия. Так что трудитесь заново. С нуля. Как и мы. Зарабатывайте славу. Но уже в сегодняшнем бизнесе. И по тем правилам, которыми руководствуется весь мир, — конкуренция. А там посмотрим, кто чего стоит.
Для «Поллукса» честный бизнес — дело чести. Мы не воруем. Ни грамма. И другим не советуем. У нас на карту слишком много поставлено, чтобы рисковать. И самое главное, мы хотим, чтобы наша компания развивалась, чтобы нам было чем гордиться. Ведь «Поллукс» — это компания семейная, в которой объединены наши общие интересы. Патриарх нашей большой семьи — Анатолий Андреевич Пономарев, ныне покойный, имя которого носит флагман компании, БАТМ «Анатолий Пономарев». И разве мы можем себе позволить, чтобы опозорить это имя, которое для нас свято.
Поэтому— господин Колесниченко не прав — мы не перепродаем ресурсы на сторону: есть в Корякии свой крупнотоннажный флот, способный работать лучше, чем даже флот Находкинской базы, которую он возглавляет. Флот, способный вызвать БАМР на соревнование и способный это соревнование выиграть. Вот с этим мы и идем в третье тысячелетие. Идем с надеждой.
С.В.: Но, судя по обстановке, надежд на рыбацкую удачу все меньше и меньше. Берингово море опустошено. Эта же участь ждет и Охотское море. Выбит краб, подорваны запасы минтая… Государство проводит просто непонятную политику в отношении рыбной отрасли, как будто вовсе даже не заинтересовано в ее развитии…
В.П.: Согласен. Все средства массовой информации забиты какими-то просто нереальными цифрами о воровстве в рыбной отрасли. И при этом хранится абсолютное молчание о вывозе из страны такого сырья, являющегося национальным богатством, как нефть, газ, лес, металл. Вспомните только информацию о воровстве газа на Украине, о колоссальных долгах стран бывшего Советского Союза. И на фоне этого такой наезд на рыбную отрасль, реформирование-перереформирование, постоянная смена власти, мощное давление таких монстров, как «Дальморепродукт», пробивающего в правительстве решения по «монархам» и «голубым» в противовес интересам всех рыбаков Дальнего Востока.
Плюс развернувшаяся в последнее время война за ресурсы между дальневосточными регионами, которая также провоцируется правительством, принимающим самые нелепые решения.
Как только наступит катастрофа с запасами охотоморского минтая, так промысел в Охотском море станет для приморских рыбаков нерентабельным. В Беринговом море уже делать нечего — только скрести шельф в Карагинской подзоне, подрывая ресурсы, на которых держится экономика прибрежных рыболовецких хозяйств. Сами посудите, как может быть экономически выгодно «голубым испанцам» добывать в сутки 8-10 тонн рыбы. Объяснение может быть только одно — жульничество. Добывают одно количество, показывают другое, при этом, как сообщает Госкомрыболовство, в бюджет от них не поступает ни копейки. Но продолжают ловить рыбу как ни в чем не бывало! Как такое может происходить в нормальном государстве, защищающем свои национальные интересы — природные ресурсы?
Поэтому, пока в нашей стране существует принцип неравноправия своих граждан перед законом и совестью, мы будем уничтожать рыбную отрасль, будем уничтожать свою страну, свой народ.
Нас разорвет на части чиновничество, которое и жирует на этом неравноправии.
Какие могут быть перспективы, если ты приезжаешь покупать коммерческие квоты, готов заплатить, как положено, но тебе квоты не дадут, потому что их уже выкупили иностранцы. В своей собственной стране ты не чувствуешь себя гражданином России. Ты обыкновенный отщепенец, ты человек второго или третьего сорта по отношению к иностранцам. И это в своей собственной стране.
А где-то в Южной Корее или на Кипре, где продукция «Поллукса» идет по наивысшей цене, потому что это продукция очень высокого качества, ты начинаешь ощущать себя человеком, бизнесменом и гражданином Великой России, потому что там, в Корее или на Кипре, тебя уважают, потому что там ты не просто на равных, ты хозяин положения, потому что ты привез очень ценный товар, потому что ты здесь создал рабочие места, потому что ты ввез в эту страну капитал.
А я хочу создавать рабочие места в России, я хочу кормить очень хорошей продукцией из рыбы свой народ, я хочу, чтобы вместе со мной богатела и моя самая любимая на этой Земле страна, чтобы мне не было стыдно перед стариками за их нищенские пенсии, за уворованные сбережения, чтобы учитель в школе учил и чтобы врач лечил, а не мотались «челноками» по стране, зарабатывая на проклинаемую ими жизнь, торгуя на огромном-преогромном базаре, в который превратили нашу страну те из правителей, что с большим успехом для себя торговали и самой страной, и ее ресурсами…
Но чужой дядя не придет и не сделает за нас нашу жизнь счастливой. Чужой дядя ждет не дождется, когда мы рухнем, когда мы передеремся, а лучше — поубиваем друг друга.
Вот поэтому я с большой надеждой смотрю на будущее нашей Камчатки в следующем тысячелетии. Если примирение поколений действительно произойдет, то, значит, у нас имеется нравственный ресурс на большие общие дела. Это, конечно, не строительство социализма в отдельно взятом регионе. Это просто нормальная работа в интересах области и каждого ее жителя. Это просто осознание себя людьми, а не противниками, недругами и врагами, оппозицией и прочим всевозможным противостоянием, в котором исчезает всякое человеческое чувство.
Мы по жизни все разные. И удивительно ли, что в моем гражданском становлении, в том самом становлении, которое и привело меня в 1968 году в рыбную промышленность и рыбоохрану, а затем и в рыбный бизнес, в капитализм, огромнейшую роль сыграли люди, которых я уважаю независимо от их партийной принадлежности, хотя многие из них были и партийными, и советскими, и хозяйственными руководителями. Это были лидеры, это были (да почему были, многие ими остаются и по сей день) личности  — яркие, неординарные, мощные. Уже ушедшие из жизни Кирилл Владимирович Гинзбург и Дмитрий Филиппович Колмогоров.
Это мои старшие наставники Владимир Яковлевич Абаев, Василий Федорович Дергачев, Анатолий Георгиевич Коваленков, Гарри Ефимович Плотица.
Это сегодняшние друзья и коллеги.
Нам всем сегодня не хватает одного — единства, общности, осознания себя частью целого — великой страны и великого народа. И дай нам Бог в двадцать первом веке ощутить себя полноценными гражданами в той большой семье народов, которые не только создавали прошлую славу и величие России, но и свято хранили ее на протяжении многих веков, бережно передавая из поколения в поколение. Мне повезло — моя семья, в которой все мы свято чтим память патриарха, наше общее дело, в котором помимо нас, родителей, трудятся и наши дети, те традиции и идеалы, которые мы свято чтим и которым следуем, дали мне возможность почувствовать, насколько это важно для человека — не быть безродной песчинкой, Иваном, не помнящим родства, и быть окруженным людьми, которых уважаешь, любишь, которыми гордишься. И потому еще больше осознаешь, как много мы потеряли и теряем в этих бесконечных войнах друг с другом. Поэтому я за примирение. В любых его формах. Народ ведь не ошибается, когда говорит, что худой мир лучше доброй ссоры.

НАХОДКИНСКАЯ БАМР
ГЕНЕРАЛЬНОМУ ДИРЕКТОРУ
КОЛЕСНИЧЕНКО А.Н. 20.12.2000
Уважаемый Анатолий Николаевич!
Редакция газеты «Тихоокеанский вестник» готовит к печати интервью с президентом рыбопромышленной компании «Поллукс» из Корякского автономного округа, который обращается в этой публикации к Вам с призывом начать с 1 января 2001 года соревнование с Вашим коллективом.
Хотелось бы знать Ваше мнение на этот счет.

С уважением,
главный редактор С. И. Вахрин


КАК СОХРАНИТЬ СЕВЕРНУЮ ПАЦИФИКУ

МЫ ПРОДОЛЖАЕМ ПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬИ УЧАСТНИКОВ ЗАОЧНОЙ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ СОХРАНЕНИЯ БИОРЕСУРСОВ БЕРИНГОВА МОРЯ, КОТОРЫЕ ЗАТЕМ ВОЙДУТ В СБОРНИК «БЕРИНГОВО МОРЕ. ГЛОБАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА».
Проблем в северной части Тихого океана — множество, и с каждым днем их число увеличивается. Поэтому в 21 веке природоохранной политике и науке предстоит столкнуться с новыми проблемами. Поскольку США, Российская Федерация и Канада делят между собой сферы влияния в северной части Тихого океана, становится очевидным, что эти страны должны показать всему миру пример экологического и природоохранного сотрудничества. Эта научно-исследовательская и просветительская инициатива будет способствовать укреплению взаимодействия между природоохранной политикой и гуманитарными и естественными науками, образуя, таким образом, более тесную взаимосвязь во всех сферах деятельности.
Однако, прежде всего, необходимо представить и совместить знания, опыт и культуру коренных и местных жителей с «западной» системой управления ресурсами. Знания первых поселенцев Канады, Аляски, первых жителей Сибири и других древних культур могут дать нам представление об истинном подходе к управлению ресурсами и природоохранным проблемам Северной Пацифики.
Начиная внедрять знания коренных народов в существующие структуры, необходимо убедиться, что культурные вопросы коренных народов не рассматриваются поверхностно, как это было в прошлом. Следует поддерживать самоуправление в общинах коренных жителей.
Иначе экологические конфликты между правительством одного из вышеперечисленных государств и коренными жителями Тихоокеанского побережья будут усугубляться.
Кроме того, активная поддержка коренных малочисленных народов Севера России и рост социологических и экологических исследований взаимоотношений этих народов с Северной Пацификой должны приветствоваться при принятии основных природоохранных проектов. Привлечение представителей коренных народов на руководящие посты принесло бы пользу всем жителям северной акватории Тихого океана.
Изменение климата, о котором сейчас так много спорят, оказывает ощутимое влияние на все экосистемы Тихого океана. Все меньше и меньше лосося возвращается в родные нерестилища. Меняются погодные условия и миграция китов.
В то же время, Киотское соглашение ООН по глобальному изменению климата (UNFCCC) было свернуто после неудачной конференции, прошедшей в Гааге в ноябре 2000 года. Администрация будущего президента США Джорджа Буша заметила, что Киотское соглашение «неэффективно, непоследовательно и нечестно по отношению к Америке. Оно не учитывает интересы 80% населения земного шара, включая такие страны, как Китай и Индия».
Упорное нежелание США выработать свой путь политической борьбы с климатическими изменениями в Северной Пацифике побуждает к действию немногочисленные, но сплоченные организации. Русским нужно помочь применить необходимые технологии и оборудование для изучения изменений в биосфере этого региона.
Все существующие мегапроекты в северных районах, включая Северную Пацифику, уже устарели. Планы администрации Путина сократить природоохранную политику должны быть пересмотрены. Следует учитывать мнение коренного населения при принятии решений и внедрять широкомасштабные природоохранные проекты, прежде чем начинать использование какого-либо энергетического ресурса. Предлагаемые правительством России проекты не подходят, потому что экосистемы Севера очень чувствительные. Да и сама идея попахивает пресловутой «эксплуатацией Севера», широко пропагандировавшейся в советские времена и доказавшей свою несостоятельность. Любой проект должен разрабатываться в тесном сотрудничестве с коренными народами, которые каждый день испытывают на себе последствия неразумного обращения с природой Норильска, Мурманска и других промышленных городов Севера.
Стокмановское месторождение газа в Баренцевом море, наряду с другими нефтяными и газовыми ресурсами в этом регионе, станут тесно взаимосвязаны с Северной Пацификой после создания северо-восточного транспортного коридора. Идея создания такого коридора, начинающегося в Мурманске и заканчивающегося во Владивостоке, требует серьезного обсуждения и доработки. Использование атомных ледоколов и изношенного транспортного флота может привести ко «второму Чернобылю» в экосистемах Северной Пацифики и Сибири. Пуская атомный флот в Северный Ледовитый океан, следует подумать об альтернативных путях выживания дальневосточных коренных народов Российской Федерации в Сибири, на Чукотке и Камчатке.
Канадский судья Томас Бергер провел тщательную проверку проектов для канадского Севера в конце 70-х годов и вынес решение об их отмене, поскольку они угрожали выживанию местного населения в этой экосистеме. Администрация Буша планирует поддерживать добычу нефти на Аляске и формирование северо-западного коридора в Северном Ледовитом океане, что нанесет вред биосфере Северной Пацифики и Северного Ледовитого океана. Деньги, вложенные в эти проекты, должны быть перенаправлены на исследование восполняемых источников энергии в Тихоокеанском регионе.
Ощутимое влияние климатических изменений вынуждает политиков идти на формирование северо-западного коридора. Но ученые стран этого региона должны предупредить политиков о том, к каким печальным последствиям это может привести.
Перелов и промышленная добыча китов уничтожают иерархию экосистемы Севера. Однако охота местного населения на китов, ведущаяся испокон веков, должна продолжиться. Тем более что ее влияние на численность этих млекопитающих ничтожно мало, по сравнению с их промышленной добычей такими странами, как Япония.
Присутствие военного флота в Тихом океане наносит большой вред экологии этого региона. Тихоокеанский флот России, базирующийся во Владивостоке и на Камчатке, в недалеком прошлом хоронил атомные реакторы на дне океанов. Действующая администрация старалась держать в секрете эти факты. Атомная подлодка «Курск» потерпела катастрофу в Баренцевом море. До сих пор до конца остаются неясными последовательность событий и экологические последствия этой катастрофы. Неправительственные структуры Норвегии предложили единственное мирное решение проблемы присутствия субмарин в океане — они должны быть переоборудованы в транспортные суда. И такие примеры уже есть. Например, субмарины, перевозящие продукты питания в торпедных шахтах для сибирских прибрежных городов. Или использование субмарины «USS Hawkbill» для измерения толщины льда Северного Ледовитого океана. Такие примеры должны всячески поддерживаться и поощряться. Обмен опытом и знаниями в области влияния военного флота, особенно флота Канады и США, на окружающую среду Северной Пацифики крайне важен сейчас.
Необходим кардинальный пересмотр подходов к управлению ресурсами Северной Пацифики на всех уровнях. Мы можем позаимствовать модель взаимоотношений у коренных жителей полуострова Аляска. Когда они после охоты на гренландского кита делят добычу, каждый охотник получает свою долю.
Применительно к Северной Пацифике это означает, что все население этого региона, включая коренных жителей, должно полноправно делить друг с другом ресурсы, накопленные знания и опыт. Научно-исследовательские институты и гражданское население России нуждаются в книгах, материалах и оборудовании. Это обширное поле для деятельности. Сейчас информационные технологии и дистанционное обучение (веб-сайты, Интернет, электронные базы данных) помогают преодолеть все расстояния. Примером тому является Российско-финско-канадская конференция «Совместная деятельность. Форум студентов Севера», начавшаяся в марте с.г. Деньги можно найти всегда, было бы желание сотрудничать.
Новая концепция сосуществования в Северной Пацифике приведет к тому, что мы «выучим заново песню лосося, кита и они вернутся».

Теро МАСТОНЕН.
Перевод Т. Лихачевой

ОБ АВТОРЕ:

Теро МАСТОНЕН — выпускник факультета политических наук и международных отношений университета г. Тампере (Финляндия). В настоящее время он работает над диссертацией по экологическим проблемам северного флота России. Он преподает политику охраны окружающей среды в Тамперском политехническом университете и является координатором «Совместного форума студентов Севера» — природоохранного проекта трех городов — Тампере, Мурманска и Ванкувера.