РЕЗОЛЮЦИЯ
чрезвычайной Бассейновой конференции работников рыбного хозяйства Дальнего Востока

г. Владивосток,14 декабря 2000 г.
Выражая протест против государственной политики, сознательно направленной на экономическое удушение отечественного рыбохозяйственного комплекса, рыбаки Дальневосточного бассейна, представляющие семь субъектов Российской Федерации, предупреждают руководителей государства о недопустимости продолжения этого губительного курса и требуют от них принятия экстренных мер, направленных на прекращение развала рыбного хозяйства России.
В то время, как государство в значительной степени зависит от импортных поставок продовольствия, уничтожение собственной рыбной промышленности воспринимается дальневосточными рыбаками как преступные действия, направленные против национальных интересов России, ее продовольственной безопасности и ведущие в конечном итоге к освоению рыбных богатств страны иностранным рыбопромысловым флотом. Многолетние и многочисленные обращения рыбаков, их профсоюзных организаций, руководителей дальневосточных регионов к руководству государства с призывами обратить внимание на отечественных производителей рыбной продукции и проводить в отношении рыбаков разумную государственную политику безрезультатны.
Никакой реакции не последовало на решения конференции работников рыбного хозяйства Дальнего Востока «О социально-экономическом кризисе в рыбной промышленности Дальневосточного бассейна и мерах по его преодолению» и обращение ее к Президенту РФ от 21 мая 1998 года. Более того, с особым упорством и изощренностью высокопоставленные чиновники различных министерств и ведомств изыскивают и протаскивают через законодательные акты и решения Правительства все новые и новые способы обложения рыбаков всевозможными налогами и поборами.
При полнейшем самоустранении и безразличии государства к делам в рыбной индустрии те, кто руководят ею, довели рыбаков до того, что уже сегодня затраты на рубль выпускаемой продукции составляют сумму более одного рубля. Это говорит о том, что рыбаки постоянно живут в долг и над ними всегда висит угроза банкротства. Однако это ничуть не настораживает тех, кто сегодня стремится использовать российских рыбаков не для улучшения продовольственного обеспечения населения, а в основном для пополнения государственной казны.
Игнорируя мировой опыт, подтверждающий, что в отношении своих рыбаков государства всегда ведут протекционистскую политику, они впервые в истории мирового рыболовства вводят для российских рыбодобывающих предприятий плату за право пользования биоресурсами, а также проведение всевозможных аукционов и конкурсов по продаже биоресурсов.
Эти преступные новации приведут к тому, что затраты на рубль выпускаемой продукции составят один рубль тридцать копеек — один рубль сорок копеек. В современных финансово-экономических условиях это означает крах отечественных рыбодобывающих предприятий.
К этому следует добавить, что на протяжении всего времени так называемых экономических реформ в России делалось все, чтобы отечественный рыбопромысловый флот не заходил в порты приписки. Всевозможные таможенные и портовые сборы, неконтролируемый рост железнодорожных тарифов и цен на топливо, масса проверяющих и контролирующих, штрафующих, взимающих сборы инстанций привели к тому, что отечественные порты резко снизили грузооборот.
Следствием такого отношения государства к рыбакам и их нуждам стал тот факт, что более половины выпускаемой ими продукции уходит иностранным потребителям. Отсутствие государственной поддержки в обновлении флота привело к тому, что более 70% судов находится на грани списания на металлолом.
Подобная политика управления рыбной отраслью привела к тому, что улов рыбы в бассейне упал вдвое. Процедуры банкротства разорили сотни рыбацких предприятий. Десятки тысяч рыбаков-дальневосточников остались без работы, а их семьи без средств существования.
Учитывая то, что последствия таких методов руководства рыбной отраслью уже привели и еще приведут к массовой безработице и социальной катастрофе в Дальневосточном регионе, где рыбная промышленность является ведущей отраслью экономики, чрезвычайная Бассейновая конференция работников рыбного хозяйства Дальнего Востока с целью сохранения и дальнейшего развития рыбохозяйственного комплекса принимает следующую резолюцию:
1. Потребовать от Правительства России отказаться от взимания платы за биоресурсы, проведения аукционов и конкурсов по их продаже для российских рыбаков; запретить работу иностранного флота в исключительных экономических зонах России.
2. Потребовать от Госкомрыболовства России (Синельник Ю.П.) обеспечить работу флота рыбной промышленности с 1 января 2001 года.
3. Обратиться к Президенту Российской Федерации Путину В.В. с призывом рассмотреть сложившееся критическое положение в рыбохозяйственном комплексе России на заседаниях Госсовета и Совета безопасности России с целью выработки государственной политики в области рыболовства.
4. Обратиться к депутатам Государственной Думы от всех рыбохозяйственных регионов России с призывом провести внеочередные слушания по проблемам рыбного хозяйства в стране, а также исключить из Налогового Кодекса статью 34 «Плата за биоресурсы».
В случае очередного игнорирования справедливых требований тружеников моря рыбаки Дальнего Востока будут вынуждены потребовать отставку Правительства России и переходить к забастовочным действиям.
Конференция уполномочивает региональные профсоюзные организации и трудовые коллективы рыбной отрасли Дальнего Востока создать на основе взаимных консультаций бассейновый забастовочный комитет рыбаков Дальнего Востока.

Сопредседатель оргкомитета и президиума
конференции В.А. Нагорный

Сопредседатель оргкомитета и президиума
конференции А.Г. Платонов

 

ОБИДНО, ЧТО НЕТ В ДУМЕ РЫБАКА

ДОКЛАД Ю.И. МОСКАЛЬЦОВА, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА НА ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ БАССЕЙНОВОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Уважаемые коллеги, собраться на чрезвычайную конференцию работников рыбного хозяйства Дальнего Востока нас заставил ряд обстоятельств: сложная экономическая ситуация нашей страны и кризис, испытываемый рыбной отраслью. По сравнению с 1998 годом общий объем добычи рыбы и морепродуктов предприятиями и организациями рыбного хозяйства страны снизился на 500 тыс. т и составил 4 млн. т по итогам этого года. Среднегодовое потребление рыбных продуктов в стране составило 9 кг, при 16 кг в 1991 году. Предприятия рыбного хозяйства Дальнего Востока на 2000 год имеют следующие показатели: добыча морепродуктов — 2240 тыс.т, т.е. на 383 тыс.т меньше, чем в прошлом году, выпуск готовой продукции, включая консервы, составит 1 370 тыс. тонн, кормовой муки — 92 тыс. тонн, что ниже уровня прошлого года на 35 тыс. тонн.
Основные причины, которые обусловили кризис рыбной отрасли Дальнего Востока, следующие:
1. Свертывание промысла в зонах иностранных государств и передислокация отечественного промыслового флота в экономическую зону РФ, ввод в экономическую зону иностранного флота, работающего по межправительственным соглашениям или на коммерческой основе;
2. Рост морального и физического износа основных фондов;
3. Тяжесть налоговой политики государства. По итогам 2000 года в бюджет будет перечислено: 3,3 млрд. рублей классических налогов (40 копеек с рубля) и 6 млрд. рублей составляет уплата за квоты. Отрасль превратилась в донора госбюджета;
4. Рост цен и тарифов на составляющие компоненты рыбной отрасли (затраты на топливо составляют 30%).
Важное значение приобретают вопросы государственного регулирования рыболовства страны. Некоторые из вас присутствовали на совещании у К. Пуликовского. Совещание проводилось в начале ноября в Хабаровске, где было обещано, что порядок и распределение сырьевых ресурсов, плата на сырьевые ресурсы будут определены до конца ноября, но это не было выполнено. Вместе с тем в правительстве появился проект, в котором предусматривается плата за сырьевые ресурсы только в виде продажи квот на аукционе, но порядок аукциона еще не определен. Хотя, в соответствии с законодательством РФ и международной практикой, в аукционе могут участвовать физические лица, включая не резидентов РФ.
Для участия в аукционе необходимо будет внести залог, соответствующий начальной цене аукциона. По итогам аукциона, в течение 5-10 дней, необходимо будет внести стоимость купленной квоты. Скажите, какая из рыбодобывающих компаний Дальнего Востока имеет на это свободные средства? А потребуется не менее 6 млрд. рублей. Следовательно, покупать квоты будут иностранные компании, которые имеют на это средства. Даже если будут введены ограничения в отношении резидентов, то иностранные компании будут действовать через подставных лиц. В случае аукционной продажи квот рыбодобывающим компаниям остается следующее: либо заниматься освоением флотов, купленных богатыми иностранцами, либо готовиться к процедуре банкротства. Такое мрачное предсказание связано с тем, что существует целый ряд объектов промысла, продукция которого в силу объективного закона спроса и предложения приносит какую-то прибыль. Это где-то 5 или 6 видов. Также существуют массовые объекты промысла, работа на которых прибыли не приносит. Все рентабельные компании и организации рыбного хозяйства Дальнего Востока сочетаются с объектами, не приносящими прибыль. Это помогает предприятиям выжить в наше нелегкое кризисное время.
Государство, регулируя рыболовство, должно основываться на государственной политике в области рыболовства. К сожалению, проводимые правительством линии не направлены на восстановление стабильной работы рыбной отрасли. По известным данным, в 1990 году с 1 рубля товарной продукции в бюджет поступило 7,3 копейки, в настоящее время в бюджет уходит 55 копеек, а возвращается 6 копеек с 1 рубля.
Морской промысел является убыточным. Во всех развитых странах рыбному промыслу оказывают различную финансовую помощь. На поддержание мирового промысла потрачено 44 млрд. долларов. Следует вспомнить 1995 год, когда рыбному хозяйству нашей страны оказывали дотацию на топливо, устанавливали льготные железнодорожные тарифы, установили НДС в размере 10%, хотя страна находилась в тяжелейшем финансовом положении.
Рыбаки сейчас находятся в сложной ситуации. Необходимо снаряжать промысловые суда, требуются текущие финансовые затраты. Рыбный морской промысел — это трудоемкое, капиталоемкое и, наконец, энергоемкое производство. И производство, выпускающее продукты питания с 20% содержанием белка.
Следовательно, рыбная отрасль является равноправной частью промышленного комплекса.
Все льготы, предоставляемые сельскохозяйственному производителю, должны распространяться и на рыбопромыслового производителя. В первую очередь это использование льготного кредитования предприятий рыбной отрасли, по которому они могли бы кредитоваться со среднегодовой ставкой не более 8%. Естественно, что это окажет рыбакам неоценимую помощь в подготовке судов для экспедиций, которые носят сезонный характер, требуют значительных текущих средств и вынуждают компании прибегать к иностранной помощи. Следующее необходимое условие для стабильной работы рыбохозяйственных организаций — это возможность модернизации береговых предприятий и фондов. Альтернативы созданию лизингового фонда с участием государства нет. Участие государства будет заключаться в гарантии обеспечения нового модернизированного флота целевыми ресурсами, это касается береговых предприятий, которые будут обновляться из лизингового фонда. Причем эти гарантии необходимы на весь период данного проекта. Лизинговый фонд должен быть создан в Москве.
Последнее время правительство обсуждает вопрос о реформировании армии, о сокращении ее финансирования. Есть возможность снизить расходы армии и северного флота и одновременно оказать поддержку рыбакам при поставке продукции на нужды северного флота и армии и других бюджетных организаций. Следует возобновить систему заказов на реализацию рыбной продукции соответствующего качества и по доступной цене. Это позволит снизить расходы государства на закупку рыбной продукции на 40%.
Следующий вопрос — это тарифы на перевозку рыбной продукции. Сегодня перевозка 1 кг мороженой рыбопродукции стоит 5 руб. Межведомственная комиссия ликвидировала 50% скидку на перевоз продукции, а с 1 января увеличила ее на 10%. Предлагается установить твердый льготный тариф на период не менее трех лет, чтобы можно было оценить результаты.
Рыбный промысел, как уже было сказано, энергоемкое производство, так почему бы правительству не поддержать рыбаков и ту часть топлива, которую потребляет рыбопромысловый флот, освободить от акцизных платежей. Низкий уровень жизни населения сказывается на потреблении рыбной продукции на внутреннем рынке страны. Средний доход на душу населения составляет 2050 руб., вследствие чего происходит падение платежеспособности населения. Было бы целесообразно правительству снизить НДС до 5% на наиболее потребляемые продукты рыбной отрасли, такие как минтай, сельдь, камбала.
Все предложения государственной поддержки рыбаков Дальнего Востока не являются новыми. С ними неоднократно обращались к правительству, к президенту, но возможно у правительства нет средств или изложенные доводы были не достаточно убедительными. Но есть один важный вопрос, задержка решения которого «смерти подобна». Это порядок и механизм распределения квот на 2001 год. Даже если будет утверждено распределение квот на внутреннем рынке, необходимо определить механизм проведения аукционов. В бюджете РФ утверждена сумма в 5,8 млрд. руб., которую нужно получить от сбора платы за водно-биологические ресурсы. В этом году данная плата составила 6 млрд. руб.
Одной из главных функций государства является обеспечение безопасности граждан и экономики. Введение продажи квот в виде аукционов приведет к банкротству ряда предприятий, к резкому ухудшению уровня жизни населения Дальнего Востока и поставит рыбную отрасль в зависимость от иностранного капитала.
Прежде чем закончить свое выступление, я хотел бы довести до вашего сведения следующее: 8 декабря в Хабаровске состоялось собрание окружной государственной комиссии. На повестке дня было три основных вопроса: проведение продажи квот, порядок проведения аукциона, третий вопрос коснулся вывоза краба. Все требовали, чтобы вопрос об аукционе был снят с повестки дня, как непонятный и непригодный. Пуликовский согласился с мнением большинства. Так что будем рассчитывать, что аукциона не будет. Мы не сидим сложа руки. Мы подключили юридические силы в Москве и они пообещали помочь отменить проект, чтобы он даже к Касьянову не попал.
Нам стало известно, что Степашин направил Касьянову записку, где в заключении говорится: «Учитывая эффективность аукциона, счетная палата РФ считает необходимым распространить решение об аукционах. Установление такого порядка позволит получить дополнительные денежные средства в бюджет РФ, сохранить сырьевую базу продуктов, обеспечить материальную заинтересованность».
Обидно, что нет у нас в Думе рыбака, который бы разбирался в наших проблемах.