Окончание. Начало в N° 24.

В свете борьбы с коррупцией.

23-24 НОЯБРЯ В ХАБАРОВСКЕ, В ЗАЛЕ ЗАСЕДАНИЙ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ ПОЛПРЕДА ДФО К. Б. ПУЛИКОВСКОГО, СОСТОЯЛОСЬ КООРДИНАЦИОННОЕ СОВЕЩАНИЕ. НА СОВЕЩАНИИ ОБСУЖДАЛОСЬ СОСТОЯНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ КВОТ НА ВЫЛОВ ОСОБО ЦЕННЫХ ПОРОД РЫБЫ И МОРЕПРОДУКТОВ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ.
Здесь с докладом выступил начальник Управления Генеральной прокуратуры РФ в Дальневосточном федеральном округе С. М. Дроздов. После совещания его участники приняли официальное Решение.
Решение координационного совещания
На долю рыбного хозяйства региона приходится более половины российского улова рыбы и заготовки морепродуктов. Рыбопромышленный комплекс остаётся важнейшей, а в некоторых районах и основной отраслью. В общем объёме промышленного производства его доля составляет в Камчатской области более 55%, Сахалинской — 32%, Приморском крае — 44 %, Хабаровском — 4%.
Сложившаяся в настоящее время практика выделения и распределения квот на вылов продукции в регионе Дальнего Востока не учитывает интересы субъектов федерации и препятствует пополнению государственного бюджета. При ежегодном уменьшении сырьевой базы валютоёмких объектов Госкомрыболовство РФ резервирует объёмы выловов, реализуемых иностранным пользователям на платной основе, снижая при этом квоты вылова для отечественных предприятий.
Имеются факты принятия субъектами Федерации нормативно-правовых актов, нарушающих действующий порядок установления и распределения квот на вылов биоресурсов. В текущем году по представлению прокуратуры Сахалинской области отменено распоряжение главы администрации области «О введении в действие «Порядка регулирования использования водных биологических ресурсов, выделяемых в установленном порядке для Сахалинской области», принятое с превышением полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации действующим законодательством.
С 1992 года в бассейнах морей Дальнего Востока осуществляют добычу морепродуктов по коммерческим квотам суда, принадлежащие предприятиям Кореи, Польши, Китая, Японии, со стороны которых отмечается хищническое отношение к использованию природных ресурсов.
Растет число контрабандных сделок между членами российских и иностранных судовых команд в районах промысла. Значительный ущерб причиняется российскими промысловиками при продаже рыбопродукции непосредственно иностранным приемщикам без уплаты таможенных пошлин и налогов.
По сведениям таможенных органов, в 1999 году около 60% продукции добытого морского ежа реализовано за границу по ценам, составляющим 30–40% от реальной оптовой цены. Большая часть полученной валюты перечислена в иностранные банки или контрабандным путем вывезена из России. Государственным интересам причинен ущерб на сумму свыше 11 млн. долларов США.
Подобная ситуация характерна для других видов валютоёмких биоресурсов.
Сложившаяся ситуация привела к формированию хорошо организованных преступных группировок, финансового теневого капитала и дальнейшей криминализации вылова морепродукции в территориальных водах и в исключительной экономической зоне России.
В 1999–2000 гг. по фактам нарушения природоохранительного и налогового законодательства, законодательства об охране государственной границы органами внутренних дел, ФПС, ФСНП и прокуратурой возбуждено 329 уголовных дел, 307 из которых рассмотрены судами с вынесением обвинительных приговоров.
Вместе с тем принимаемые контролирующими и правоохранительными органами мероприятия по борьбе с контрабандой и браконьерством в регионе Дальнего Востока не адекватны сложившейся криминогенной обстановке. Чукотская окружная инспекция, Амуррыбвод, Приморрыбвод и Охотскрыбвод Госкомрыболовства России, Охотская, Магаданская, Камчатская и Приморская РИОМБИР ФПС России не принимают должных мер к пресечению преступной деятельности в сфере добычи и использования рыбных запасов и других природных ресурсов, не в полном объёме используют предоставленные им полномочия для борьбы с выявленными правонарушениями. Нередки случаи, когда должностные лица контролирующих органов при осуществлении своих обязанностей по охране биоресурсов сами совершают нарушения природоохранительного законодательства. По результатам проведённых проверок указанных органов прокуратурой в 1999–2000 гг. принесено 54 протеста, направлено 69 представлений, вынесено 18 предостережений.
Федеральные ведомства и их органы на местах, осуществляющие защиту экономических интересов государства в морских пространствах, зачастую действуют нескоординированно. Каждое из них пытается создать собственную систему контроля н наблюдения. В результате на данный момент ни одно ведомство не имеет достаточно эффективной системы контроля. Взаимное информационное обеспечение не налажено.
Правоохранительные органы не уделяют достаточного внимания анализу состояния борьбы с преступлениями в сфере налогового, валютного, таможенного и природоохранного законодательства, не проявляют должной активности в разработке и принятии мер к повышению её эффективности.
Необходима активизация деятельности органами ФСБ по сбору разведывательной информации, направленной на выявление и пресечение правонарушений в данной сфере.
До настоящего времени при осуществлении мероприятий по выявлению и пресечению правонарушений природоохранительного законодательства действия подразделений органов МВД направлены на изъятие незаконно добытых биоресурсов на стационарных постах, путях следования к местам вылова, что снижает качество проведения первоначальных следственных действий и позволяет правонарушителям избежать уголовной ответственности. Допускаются факты принятия незаконных решений о приостановлении и прекращении уголовных дел.
В судебной практике округа при назначении наказания превалирует применение штрафных санкций и мер, не связанных с реальным лишением свободы.
Требует качественного улучшения работа правоохранительных и контролирующих органов по реальному взысканию причинённого водным биоресурсам ущерба. В 1999–2000 гг. органами рыбоохраны фактически взыскано только 2,6% сумм от заявленных исковых требований.
Существующий уровень координационной деятельности со стороны органов прокуратуры не способствует совершенствованию работы правоохранительных и контролирующих органов по исполнению природоохранительного законодательства при установлении и использовании квот на вылов особо ценных пород рыб и морепродуктов.
Координационное совещание решило:
1. Управлению Генеральной прокуратуры в Дальневосточном федеральном округе, прокурорам субъектов федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, руководителям подразделений ФПС, ГТК, ФСНП, РУБОПиКа принять дополнительные меры по усилению контроля и надзора за исполнением природоохранного, таможенного и налогового законодательства в бассейнах морей Дальнего Востока. Комплексно использовать предоставленные полномочия, все меры правового характера в борьбе с нарушителями при строжайшем соблюдении прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
2. Управлению Генеральной прокуратуры в Дальневосточном федеральном округе выйти с предложением к Генеральному прокурору Российской Федерации о передаче надзора за соблюдением законов об охране морских биоресурсов региональными инспекциями по охране морских биоресурсов ФПС территориальным прокурорам.
Срок исполнения до 01.01.2001.
3. Прокурорам субъектов федерации Дальневосточного федерального округа запланировать и провести в порядке контроля проверку об исполнении природоохранительного законодательства, связанного с охраной биоресурсов.
Срок исполнения второе полугодие 2001 года.
4. Прокурорам субъектов федерации Дальневосточного федерального округа, ФПС, ГТК, ФСНП, РУБОПиКа создать совместные группы по координации работы правоохранительных и контролирующих органов по исполнению природоохранительного законодательства.
Срок исполнения до 01.02.2001.
Информацию о результатах деятельности групп направлять в управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе и полномочному представителю Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе не реже одного раза в полугодие.
5. Прокурорам субъектов федерации, руководителям подразделений ФПС, ГТК, ФСНП, РУБОПиКа, ФСБ, дислоцированных на территории округа, подготовить предложения о создании единой региональной базы данных, содержащей информацию о всех рыбохозяйственных субъектах с включением в нее соответствующих сведений, имеющихся в ФПС, ГТК, ФСНП, ГК по рыболовству, ФСБ, МВД и прокуратуре.
Срок исполнения до 01.06.2001.
6. Прокурорам субъектов федерации, подразделениям МВД, ФПС, ГТК, ФСНП, ФСБ организовать тематические семинары по повышению квалификации оперативных работников, осуществляющих выявление, пресечение, расследование преступлений, связанных с добычей водных биоресурсов и их экспортом.
Срок исполнения до 01.07.2001.
7. Подразделениям МВД, ФПС, РУБОПиКа, ФСБ при наличии данных о причинении значительного ущерба государству направлять материалы в органы прокуратуры для организации взыскания этих средств в бюджет в судебном порядке.
Срок исполнения: постоянно.
8. Подразделениям МВД, ФСБ, РУБОПиКа, ФПС, ФСНП, ГТК провести сверку направленных в следственные органы материалов о нарушениях природоохранительного таможенного, налогового и валютного законодательства в бассейнах морей Дальнего Востока при осуществлении добычи водных биоресурсов. Контроль за проведением сверки возложить на прокуроров субъектов Дальневосточного федерального округа.
Срок исполнения до 01.04.2001.
9. Управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе информировать полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе о результатах работы координационного совещания и принимаемых мерах по усилению борьбы с преступлениями и правонарушениями в указанной сфере.
10. Настоящее решение направить для организации исполнения руководителям федеральных окружных правоохранительных органов и правоохранительных органов субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа.
11. Контроль за исполнением решения возложить на секретариат координационного совещания.

БРАКОНЬЕРСКИЕ БУДНИ

Заканчивается 2000 год, а российские и иностранные браконьеры с завидным упорством продолжают нарушать правила использования морских биоресурсов и правила ведения промысла.
Как сообщили в пресс-центре Федеральной пограничной службы (ФПС) России, рыболовецкие суда «Гавань» и «Трубчинок» оштрафованы на 40 тыс. рублей каждое за непрохождение точки контроля, а судно «Ост» — за наличие на борту члена команды без документов.
Кроме того, 27 ноября в проливе Лаперуза пограничники обнаружили локацией две цели, которые зашли в территориальные воды Японии.
Было установлено, что одна из них — российское судно «Калачевск» (порт приписки Невельск). За невыполнение требований об остановке на судно наложен штраф на сумму более 250 тыс. рублей. Устанавливаются название и порт приписки другого судна.
В пресс-центре также сообщили, что в порту Владивостока инспектора Приморской госморинспекции осмотрели рыболовецкое судно «Володарск» (порт приписки Петропавловск-Камчатский). На его борту обнаружена неучтенная рыбопродукция.
За отсутствие разрешения на право ведения промысла судно оштрафовано на сумму более 40 тыс. рублей, определен ущерб в размере около 20 тыс. рублей, отметили в пресс-центре ФПС России.
Более 7 т незаконно добытого краба изъяли 10 декабря пограничники при досмотре в Японском море двух российских сейнеров. Оба судна вели промысел возле северо-восточного побережья Приморского края.
Как сообщили в пресс-службе Тихоокеанского регионального управления ФПС РФ, на сейнере из Владивостока было обнаружено свыше 6 т выловленного сверх квоты краба стригуна. Этот краб был еще живой, поэтому пограничники отпустили его в море. На другом судне — сейнере из Большого Камня — были обнаружены тщательно укрытые морепродукты — свыше тонны мяса краба, осьминога и трубача. Суда-нарушители направлены в Находку для последующего разбирательства.
14 декабря силами морской охраны Тихоокеанского управления ФПС в бухте Церковной был осмотрен РС «Викинг» (порт приписки Холмск, ЗАО «Тритон»). Несмотря на то, что у судна было разрешение на промысел медузы и кукумарии, рыбаки незаконно добыли более 2 т морского ежа. За нарушение судно задержано и отконвоировано для разбирательства в Южно-Курильск.
Инспектора Тихоокеанского регионального управления наложили крупный штраф на российские рыболовецкие суда-нарушители.
Более 15 т незаконно выловленной рыбы обнаружили пограничники на двух российских сейнерах, задержанных 19 декабря недалеко от побережья Приморского края и Сахалина. На одном судне было найдено более тонны минтая и кальмара, не учтенной в промысловых документах. На другом — пограничники обнаружили 14 т нелегально добытой рыбы. Никаких документов на право лова у команды не было. В настоящий момент оба сейнера задержаны, определяется размер причиненного браконьерами ущерба.
Находкинский городской суд оштрафовал северокорейский траулер СРТ-1205, который уличен в браконьерстве в пределах исключительной экономической зоны России в Японском море. Как стало известно, штраф равен двум тысячам минимальных размеров оплаты труда, установленной в России.
Траулер СРТ-1205 был замечен в российской зоне судном «Кречет» из состава Находкинского отряда пограничных сторожевых кораблей. Пограничники попытались остановить северокорейское судно для досмотра, но оно стало уходить от сторожевика. Пришлось открыть предупредительный огонь, только после этого траулер из КНДР остановился.
На его борту пограничники обнаружили незаконно добытую рыбу. Зафиксированы также другие нарушения правил рыболовства. Траулер препроводили в Находку для разбирательства.
Трепанг по-прежнему является одним из самых популярных объектов нелегальной добычи.
В Корсаковском районе Сахалинской области на озере Буссе сотрудниками управления по борьбе с организованной преступностью совместно с работниками рыбоохраны задержаны четверо активных членов местной криминальной группировки, которые занимались незаконным выловом трепанга.
По информации пресс-службы ДВ РУБОП, изъято также 835 штук трепанга-сырца весом 167 кг. Ущерб от браконьерских действий составил около 70 тыс. рублей.
Видимо, армейский рацион, не очень-то богатый деликатесными продуктами, подвиг трех военнослужащих отправиться на заготовку лососевой икры. Процесс лова завершился в итоге процессом судебным…
Как сообщили нам в военной прокуратуре ТОФ, троица в июле этого года на одной из рек при помощи сети без соответствующего разрешения выловила 170 особей нерки, из которой впоследствии был выпотрошен 41 кг икры. Ущерб, причиненный государству, составил более 160 тыс. рублей. Вся продукция изъята, военнослужащие наказаны условно.
Около 36 т лосося, более 4 т красной икры, 300 банок готовых консервов и 7 ящиков крабов — такой «улов» инспекторов ГИБДД УВД Магаданской области во время проведения операции «Путина-2000».
Специалисты утверждают, что это малая толика выловленного незаконным путем. На самом деле масштабы браконьерства на Дальнем Востоке ужасают. И ученые-рыбники предлагают вообще закрыть реки для любого лова на несколько лет, чтобы сберечь оскудевшее лососевое стадо.

Татьяна ЛИХАЧЕВА