"КТО ПЛАТИТ, ТОТ И ДЕВОЧКУ ТАНЦУЕТ..."

Письмо
президента Ассоциации
рыбохозяйственных предприятий Приморья
А. Платонова
главному редактору журнала "Северная Пацифика"
господину Вахрину С.И.
по поводу общественного запроса Фонда
"Северная Пацифика"
от 24.01. 2000 г.
(см. "Тихоокеанский вестник" N°2 от 10.02.2000)

В своем принципиальном подходе к проблеме сырьевых ресурсов на Дальнем Востоке статья правильная и необходимая.
Однако, в таком виде, статья носит крайне тенденциозный и необъективный характер и согласиться с такой трактовкой проблемы нельзя. За исключением первого раздела, вся статья построена на негативной деятельности рыбаков Приморского края. Что, на Камчатке и Сахалине нет компаний с иностранным капиталом? И они не получают бесплатных квот? И все они работают на внутренний рынок? И никто не является должником по налогам? А кто занимается откровенным грабежом краба на Сахалине, Курилах и Западной Камчатке? Наверное, именно приморские рыбаки? А то, как осваиваются квоты Корякии и Чукотки на московских просторах пяти морей, авторам тоже неизвестно?
И мы убеждены, что каждый губернатор имеет право и просто обязан защищать интересы своей территории и ее населения. Даже если его мнение отличается от мнения других губернаторов.
Давайте все-таки постараемся быть объективными и посмотрим на проблему несколько иначе.
Против введения "Американского Монарха" в российские воды под флагом ДМП протестовали все рыбаки и активнее всех протестовали приморские рыбаки. Вспомните съезд рыбаков в Москве. Кто дал "добро" на ввод этого монстра? Госкомрыболовство.
В свое время существовало положение, по которому СП, имеющие флот, должны были покупать квоты. Сегодня большинство крупных предприятий имеет в своих капиталах долю иностранных компаний, часть добывающего флота вообще управляется иностранными компаниями, расположенными где угодно, но не в России. Кто в первую очередь за-крывает на это глаза? Госкомрыболовство.
Надо ставить вопрос перед Правительством, чтобы часть квот, пропорциональная проценту иностранного капитала в компании, была только покупной. На суда, управляемые иностранными компаниями, квоты должны быть только покупные. Причем, объем продаваемых квот должен определятся только после наделения предприятий бесплатными квотами в полном объеме.
Настало время пересмотра самих принципов распределения квот. Рыбаки должны иметь хоть какую-то уверенность в стабильности своего существования и иметь постоянный объем квот хотя бы на три года.
Сегодня, к сожалению, политика Госкомрыболовста направлена на дальнейшее удушение российских рыбаков, а не на их поддержку. Заседания ДВНПС по прихоти большого Комитета проводятся в Москве, где слышен голос лишь генералов от рыболовства и их гонцов. Большинство из них как раз возглавляют крупные компании с иностранным капиталом. Отсутствие гласности процесса распределения квот провоцирует обстановку, когда рыбаки рвут чубы друг другу за квоты, что очень устраивает Комитет. Малые и средние компании - вот кто больше всего страдает от такой практики, и это при том, что именно большинство из них является примером эффективного и рационального освоения квот. Как отразилось снижение ОДУ на минтай и другие виды на "рептильный фонд" Комитета, пускаемый на поддержку нашим конкурентам на мировом рынке?
Приморский губернатор несколько лет назад поднял вопрос об откровенном грабеже иностранцами в открытой части Охотского моря. Разве кто-либо его поддержал в Москве или на Дальнем Востоке? Москва молчала, затыкая бюджетные дыры за счет будущего дальневосточных рыбаков. Других губернаторов сдерживала собственная политика сырьевого сепаратизма, чего это вдруг приморцы озаботились о наших "огородах"? А результат известен - тонут многотоннажные суда в наших морях, принося непоправимый вред экологии. И никто не знает, куда уходят многомиллионные средства, формируемые за счет наших ресурсов на "поддержку отрасли".
Мы не можем согласиться с обвинениями в сепаратизме приморских рыбаков, у которых к тому совершенно нет ни сырьевой, ни экономической базы. Таких обвинений в полной мере достойны камчадалы и сахалинцы.
Нам же представляется важным, прежде всего, найти мир и согласие в своем Дальневосточном доме, тогда и Москва не сможет разделять и властвовать.

С уважением,
Президент АРПП А. Платонов

Письмо
президента Ассоциации рыбохозяйственных
предприятий Приморья
А. Платонова главному редактору
фронтовой газеты "Тихоокеанский вестник"
господину Вахрину С.И.

Уважаемый Сергей Иванович !
Мы, видимо, поторопились направить Вам наше мнение по поводу обращения Фонда "Северная Пацифика" от 24.01.00. Мы уже тогда насторожились, поскольку весь Ваш "праведный гнев" и "боль" за судьбу рыбной отрасли Дальнего Востока и сохранность биоресурсов вылились в констатации негатива, присущего в целом хозяйственной деятельности рыбаков Приморья и Дальморепродукта, в частности. Что ж, каждый имеет право на собственное видение.
С получением первого номера "фронтовой" газеты "Тихоокеанский вестник" нам стало понятно, что пропагандируемые Вами лозунги объединения рыбаков в борьбе с чиновничеством отброшены и "святое" негодование в отношении приморской компании Дальморепродукт распространили на всех приморцев. Они-то в чем же провинились? Видимо, в том, что их угораздило жить и работать в Приморье.
Вот элементы экспансии Приморья. Дальрыбвтуз и Востокрыбхолодфлот готовили кадры для Камчатки, вывозили рыбопродукцию и спасали жизни камчатских рыбаков. Докеры Владивостока и Находки в три смены и круглый год рвали пупы над камчатской рыбой и снабжением для камчатских предприятий. Это капитаны Находкинской БАМР соревновались с камчатскими капитанами, ставили рекорды в "камчатских водах" и получали правительственные награды. Это приморские судоремонтники восстанавливали большую часть дальневосточного флота. И т.д. По Вашей логике не грех приморцам потребовать отступные за все это.
Ваша "новейшая" интерпретация истории рыболовства на Камчатке разительно отличается от Хроники рыбацкого столетия, представленной в Nь 1/96 "Северная Пацифика" (смотри 1958, 1962-1966, 1971,1976, 1978 годы). А материал в том же номере "Золотой Меркурий" Юрия Диденко" и материалы "фронтовой" газеты не могли миновать главного редактора обоих изданий. Резонно задать ему вопрос. Что произошло за четыре года, или кто платит, тот и девочку танцует?
Да и вообще, кто Вас, уважаемый Сергей Иванович, уполномочивал от имени рыбаков объявлять войну в отрасли, сеять раздор в столь непростое время. Здесь Вы, хорошо если невольно, в одном ряду с московским чиновничеством. Мы не желаем сидеть в ваших окопах. Мы за деловое партнерство и конструктивное сотрудничество в достижении общих целей.
Мы приостанавливаем членство Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья в редакционно-издательском совете регионального информационного дайджеста "Северная Пацифика". Поскольку участие в совете предусматривает, как минимум, согласование позиции редакции и членов редакционного совета. Мы этого не видим, более того не приемлем Вашу оценку роли приморских рыбаков в развитии рыбного хозяйства Дальнего Востока и явно заказной характер преследуемых Вами целей.
P.S. Сергей Иванович ! Поделись секретом, пожалуйста. За сколько можно столь оперативно зарегистрировать печатное издание, практически осуществить его выпуск и рассылку? И неужели это за счет разваленной приморцами рыбной отрасли Камчатки? Или это стало возможным за счет москвичей, стоящих за камчатскими компаниями и чьи фамилии были указаны в публикации одного из камчатских изданий, увидевшей свет некоторое время назад?

Всего доброго,
Президент А. Платонов

КОММЕНТАРИЙ "ТВ".
В данном случае мы воздержимся от подробного комментария: очень жалко терять друзей. Но стоит ли иметь таких друзей, которые, зная тебя не один год, так легко обвиняют в продажности только потому, что их собственное мнение "ни с того, ни с сего" так резко качнулось в сторону "Дальморепродукта". Так мне тоже, что ли, Александр Григорьевич, задать тот же самый вопрос: а какая Ваша собственная корысть во всем этом? Но я понимаю и другое: иметь собственное мнение - это же Ваше конституционное право.
И все-таки Вы во многом ошиблись. Ошиблись в главном - в первом номере фронтовой рыбацкой газеты мы даем не мнение главного редактора газеты "Тихоокеанский вестник" и журнала "Северная Пацифика" Сергея Вахрина, продажного журналиста и кинематографиста, купленного рыбаками Камчатки, Сахалина, Корякии, Чукотки, Хабаровска и Магадана, а факты, опубликованные в региональной, в том числе и приморской прессе, а также материалы стенографического отчета "Всероссийского совещания о повышении эффективности функционирования рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации" и материалы "Проверки эффективности деятельности рыбной отрасли, ее влияния на продовольственную безопасность страны и формирование доходной части федерального бюджета" (бюджет - рыба - бюджет) Счетной Палаты Российской Федерации от 11 июня 1999 г. Так что Вы не на того обиделись, Александр Григорьевич. И если газеты "Золотой Рог" или "Владивосток" пишут просто чудовищные вещи о "Дальморепродукте", то им- то кто платит?
Что касается исторической справки "ТВ" - единственного оригинального материала 1-6 страниц "ТВ", - то эта справка говорит о единственном - на роль "альма- матер" Приморье не тянет. О том, что у камчатцев и сахалинцев всегда были справедливые претензии к "рыбацкой столице" Дальнего Востока и ее "рыбным" генералам. И о том, что рыбаки Дальнего Востока (всего Дальнего Востока!) столько "понакуралесили" в дальневосточных морях, что пора бы уже навести здесь порядок. А о приморских рыбаках говорится во всех перечисленных случаях одно и то же: пришли и ушли. Так было, так есть, и так будет - это ведь исторический материализм. Вы же сами пишете о причинно- следственной связи: ":к тому совершенно нет ни сырьевой, ни экономической базы". На что же тогда обижаться? На правду?!
И я не против приморцев, Александр Григорьевич. Уж Вы-то на собственном опыте давно в этом убедились. И многие из Ваших коллег, и общих наших знакомых среди рыбаков. А во втором номере "ТВ", который, надеюсь, Вы все-таки прочтете, отрицательным героем моего материала (под которым стоит моя подпись) выступает камчатец - руководитель УТРФ, а приморец (в этом же материале - руководитель Находкинской БАМР) выступает как герой положительный. И ничего я в этом не вижу особенного.
Кстати, и я, и мои коллеги готовы подписаться под многим, о чем вы с болью говорите. И мы не берем в кавычки эти слова, потому что "боль" и "гнев" у нас искренние, хотя Вы и сомневаетесь в правдивости этих наших чувств.
Теперь о приостановке членства в редакционно-издательском Совете. Заявлено весьма сурово. Но, Александр Григорьевич, ведь для нас с Вами не секрет, что не было никакого членства, - просто мы, камчатцы, хотели, чтобы был хотя бы плохой, но мир между нашими регионами. Мы призывали Вас, приморцев, к участию в работе журнала "Северная Пацифика" и Дальневосточной рыбацкой студии, то есть к работе по формированию общественного мнения на Дальнем Востоке по проблемам сохранения рыбных ресурсов. Вы знаете результат - практически он нулевой, приморцы ( и в данном случае я подчеркиваю - приморцы в своем большинстве, за редким-редким исключением) не захотели участвовать в этой программе (надеюсь, Вы, как президент Ассоциации, можете честно сказать на страницах нашей газеты об истинных мотивах неприятия этой программы). Да, нужно было платить деньги за участие в издании журнала и создании фильмов. Но ведь не все делается на "шару". И Вы, Александр Григорьевич, и Ваши коллеги не могут не подтвердить, что инициатива этого содружества ВСЕГДА исходила от нас, от камчатцев (камчатские рыбаки давали деньги, и только потому мы не забывали рассказывать в своих фильмах о рыбацком Приморье). Мы делали фильмы вместе с Вами, распространяли повсеместно Ваши идеи развития прибрежного рыболовства, которые разделяем и всячески поддерживаем, мы обсуждали с Вами многое из того, что потом публиковалось в журнале и распространялось в Приморском крае через вашу Ассоциацию. Даже господин Диденко признал, что наш журнал в Приморье является авторитетным изданием, хотя ему больше всех в нем и доставалось. А в благодарность за все, что мы с Вами делали вместе, Вы вылили на меня ушат грязи - весьма "тонких" намеков на некие "толстые" обстоятельства. И что же там, в Приморье, нужно от меня отмежеваться, как от опасной заразы, только потому, что я посмел "вякнуть" на "Дальморепродукт" - Вашу местную гордость, гордость великороссов?
Но Вы правы в главном, Александр Григорьевич, - нам, россиянам, в России должно быть предоставлено приоритетное право на биологические ресурсы российских морей. А там мы уже разберемся, кто есть кто. Только вот еще одна ошибочка с Вашей стороны - ресурсную войну в отрасли поднял вовсе не "уважаемый Сергей Иванович". И термин этот - межрегиональная война за ресурсы - вовсе не мой: я позаимствовал его у Юрия Григорьевича Диденко в статье, опубликованной 10 декабря 1999 года в газете "Рыбак Приморья". А война за ресурсы, Александр Григорьевич, как Вам известно, длится в дальневосточных морях вот уже десять лет, начиная с "Треугольника Шеварнадзе" и продолжая "дырками от бублика" в Беринговом и Охотском морях, крабовыми и траловыми войнами. Я, скажем так, - летописец этой войны, простой хроникер. А войну ведут другие. Я о ней только пытаюсь рассказать. В 1994 году вышел мой первый фильм - "О рыбаке и рыбке" (о минтаевой трагедии - и все ведь, о чем мы предупреждали в том фильме, случилось и на самом деле), этот фильм затем открыл цикл из пяти фильмов "Охотоморский многоугольник". Затем были "Крабовая лихорадка". "Рыбацкий берег" (который мы делали совместно с Вами). Сейчас мы работаем над фильмом "Экспансия" (идею которой поддерживаете и Вы с Ю.Г. Диденко). Я не говорю уже о журнале "Северная Пацифика" (как Вы знаете, вышло уже восемь номеров) и газете "Тихоокеанский вестник". Кто меня, Александр Григорьевич, уполномочивал на все это? Да Вы же сами, как человек неравнодушный, болеющий за судьбу рыбацкой отрасли России. И другие, такие же, как Вы:
Простите, что коснулся далеко не всех вопросов, поднятых Вами в письмах. На некоторые из них отвечать просто смешно (да и кажется мне, что Вы несколько передоверили подготовку этого обвинительного документа своему заместителю Петру Павловичу Чуркину, с которым у нас были и прежде достаточно горячие дебаты по "Дальморепродукту"), а на многие из других вопросов есть ответ в каждом из вышедших уже номеров "Тихоокеанского вестника". Просто читайте внимательно и спокойно.

Всего доброго
С.И. Вахрин, главный редактор журнала "Северная Пацифика" и газеты "Тихоокеанский вестник"

 

НА АБОРДАЖ С "ЧЕРНЫМ НАЛОМ"

ЩЕПЕТИЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНЦА СПАСЛА НАШИХ МОРЯКОВ ОТ АМЕРИКАНСКОГО ДЕСАНТА

Международный скандал с задержанием американским крейсером "Монтерей" танкера "Волгонефть-147" под российским флагом мог произойти и с любым из танкеров дальневосточной приписки.
Напомним, как всего несколько дней назад весь мир наблюдал с телеэкранов унизительные для нас кадры: бравые американские десантники с вертолета выбрасываются на палубу танкера, опечатывают средства связи, а затем под конвоем американского боевого корабля российский танкер следует в оманский порт.
Увы, уже известно - несмотря на громогласные заявления нашего МИДа о приверженности России санкциям ООН, факт подтвердился: российский танкер, принадлежащий частной компании, перевозил иракскую нефть.
Между тем, как удалось выяснить корреспонденту "В" из абсолютно достоверного источника, еще полтора года назад (а санкции ООН против Ирака действуют не первый год) с одним из менеджеров одной судоходной компании Дальнего Востока (в регионе таких компаний более сотни), находящимся в служебной командировке в Москве, связались весьма серьезные в мире бизнеса люди и предложили именно это - поставить принадлежащий компании небольшой танкер на перевозку иракской нефти. Разговор был долгий, аргументы в пользу такого решения приводились самые разные, в первую очередь, естественно, высочайшая ставка фрахта с "черной" оплатой.
Временно закроем глаза на политику и поймем - выгода конкретного судовладельца здесь очевидна: все международные банковские платежи Ирака абсолютно прозрачны, а значит фрахт осуществлялся исключительно при помощи "черного нала", причем суммы явно вращались огромные, включая и оценку риска. Понятно и то, что все, кому надо ("кому надо" в данном случае - весьма фигуральное выражение), прекрасно знали о происходящем: со спутников сегодня не то что маршрут судна - движение автомобиля отследить несложно. И ясно, что американцы уже давно держали этот козырь в рукаве, использовав его только сейчас, - то ли в отместку нам за Чечню, то ли в связи с нашими переговорами с западными банковскими институтами, то ли по какой-то другой причине.
- Почему давно? - спросит досужий читатель. - Может, это был первый "крамольный" рейс танкера?..
Теперь, когда стало известно, что танкеры-пираты разыскивались по всей стране вплоть до Владивостока, ясно, что это был не первый рейс.
И можно просто поблагодарить чиновника судоходной компании, который не стал подставлять своих моряков. Хотя соблазн, что и говорить, был велик - и только после некоторого размышления указанный менеджер от предложенной сделки отказался.
Похоже, сегодня ему пора ставить в церкви свечку... Благодаря его щепетильности и осторожности, Дальний Восток избежал очередной грязной шумихи.
Тем более что, по большому счету говоря, нам и без того хватает всяческих больших и малых ЧП в родном регионе.
Так что нам и без нефти "хорошо"...

Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток"