ОБОСНОВАННО - не значит законно

В конце января и начале февраля нынешнего года вечерний эфир в самой крупной на Дальнем Востоке Охотоморской минтаевой экспедиции от огромного количества радиопереговоров казалось вот-вот станет осязаемой субстанцией, и его можно будет потрогать руками. Причем тема была в основном одна и та же - рыбаки, не стесняясь в выражениях, обсуждали приказ N°6 от 13 января 2000 года Председателя Госкомрыболовства Юрия Синельника. Главным же предметом в этих обсуждениях были статьи 2 и 3 данного приказа и приложение к приказу.
"2. Утвердить на 2000 год в Охотском и Беринговом морях расчетные объемы вылова на промысловые сутки по типам судов согласно приложению.
3. Управлению охраны и воспроизводства рыбных запасов и регулирования рыболовства (В.М. Брухису), бассейновым управлениям выдавать разрешения на промысел минтая в Охотском и Беринговом морях рыбодобывающим судам, исходя из объема квоты пользователя, количества промыслового времени и расчетных объемов вылова на промысловые сутки согласно приложению".

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРИКАЗУ ГОСКОМРЫБОЛОВСТВА РОССИИ от 13.01.2000 года N°6 РАСЧЕТНЫЕ ОБЪЕМЫ ВЫЛОВА НА ПРОМЫСЛОВЫЕ СУТКИ.

 

Что же толкнуло Госкомрыболовство на издание данного приказа и почему этот приказ вызвал такую бурную реакцию среди рыбаков?
Сначала о реакции. Реакция действительно бурная. Не будем далеко ходить за примерами, просто процитируем ряд документов:
Владивостокская газета "Золотой Рог" за 15 февраля 2000 года, статья Олега Клименко "Приморским рыбакам вставляют палки. В винты":
"Но и это еще не все из рыбацких страданий. И камчатские, и сахалинские, и приморские рыбаки уже совместно пишут в правительство по другому поводу. Дело в том, что 113 рыболовных судов ДВ третью неделю простаивают в Беринговом море из-за запрета на промысел Госкомрыболовства. Ежесуточные убытки флота составляют около $10 млн. Причина простоя флота связана с приказом председателя Госкомрыболовства (N°6 от 13 января), в котором вводится новый порядок выделения квот для добычи рыбы. Согласно данному распоряжению, отныне для каждого судна введены суточные нормы вылова, а также требуется обязательное получение лицензий. Ранее же данные требования предъявлялись лишь в целом к рыболовецким компаниям. Несколько тысяч рыбаков Дальнего Востока фактически лишены работы, а компании и государство терпят огромные убытки. Из района промысла экипажами рыбаков в адрес правительства направлены десятки обращений с призывом отозвать злополучный приказ, однако флот продолжает простаивать".
И еще пример, на этот раз не от простых безымянных рыбаков, находящихся в море, а от очень известных и уважаемых руководителей, которых заслуженно называют "рыбными генералами":
"Председателю Госкомрыболовства РФ г-ну Синельнику Ю.П.
Уважаемый Юрий Петрович.
К Вам обращается Ассоциация рыбопромышленников Камчатки по поводу поступивших изменений и дополнений в Правила рыболовства, которые прописаны в Приказе N°6 от 13.01.2000 года Госкомрыболовства РФ и радиограммы N°130 от 04.02.2000 года Госкомрыболовства РФ.
Мы считаем, что недопустимо введение каких-либо суточных норм добычи рыбы и морепродуктов, ограничивать пребывание промысловых судов в районе промысла в разрешенное наукой время. На суточную добычу влияют:
погодные условия, сезон промысла, состояние популяции рыб и морепродуктов, временные отвлечения судов на перегруз, бункеровочные работы. Каждое предприятие имеет свои квоты добычи рыб. Наука устанавливает, с какого времени и по какое следует вести промысел. Исходя из этих двух критериев, мы планируем работу добывающего флота, своих предприятий.
Введение дополнительных критериев по добыче рыбы недопустимо, отрицательно скажется на работе коллективов, не будет способствовать сохранению морских биоресурсов, так как при исполнении Приказа N°6 рыбаки, ограниченные временем промысла и суточным минимальным расчетным объемом вылова, будут ловить все подряд и сразу, что недопустимо.
Просим аннулировать Приказ N°6 от 13.01.2000 года в части установления минимальных суточных расчетных норм вылова. Также увеличить в Охотской экспедиции число пунктов и технических исполнителей из числа работников Рыбводов для оформления судовых документов, что позволит избежать потерь судами промыслового времени из-за стоянки в очереди за оформлением документов, длительных переходов из района промысла к инспектору и обратно.
С уважением,
Президент Ассоциации рыбопромышленников Камчатки, Генеральный директор ОАО Камчатрыбпром П.Потапенко, Генеральный директор ОАО Океанрыбфлот В.В.Топчий, Генеральный директор ОАО УТРФ-Холдинг А.Я.Абрамов, Председатель Правления колхоза им. В. И. Ленина В.З.Драчев, Генеральный директор ЗАО Камчатимпэкс М.И.Малашенко".
К сожалению, по форме данное обращение немного напоминает экс-советскую "челобитную", да и отправлять его надо было в другие адреса, но суть от этого не меняется. Рыбопромышленники Камчатки серьезно обеспокоены действиями руководителя рыбной отрасли страны, действиями, которые считают недопустимыми и необоснованными, что они аргументировано излагают в своем обращении.
В тексте обращения упомянута радиограмма N°130, направленная Ю. Синельником в адрес руководства Охотоморской минтаевой экспедиции, текст ее мы приводим ниже.

 

"НА ОСНОВАНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ НАУКИ, АНАЛИЗА ПРОМЫСЛОВОЙ ОБСТАНОВКИ НА ПРОМЫСЛЕ МИНТАЯ В ОХОТСКОМ МОРЕ В ЯНВАРЕ 2000 ГОДА, С УЧЁТОМ СЛОЖНОЙ МЕТЕО, ЛЕД0ВОЙ ОБСТАНОВКИ В ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРИКАЗУ ГОСКОМРЫБОЛОВСТВА РОССИИ ОТ 13.01.2000 N 6 ВНОСЯТСЯ ЧАСТИЧНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ: ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОМЫСЛУ МИНТАЯ В ОХОТСКОМ МОРЕ 2000 ГОДУ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ МИНИМАЛЬНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ОБЪЕМЫ ВЫЛОВА НА ПРОМЫСЛОВЫЕ СУТКИ: БАССЕЙНОВЫМ УПРАВЛЕНИЯМ РЫБООХРАНЫ ВЫДАЧУ РАЗРЕШЕНИЙ, ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ВЫДАННЫЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА ЛОВ МИНТАЯ ПРОИЗВОДИТЬ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ В СООТБЕТСТВИИ С НАСТОЯЩЕЙ РАДИОГРАММОЙ, ИСХОДЯ ИЗ НЕОСВОЕННЫХ ОБЪЕМОВ ВЫДЕЛЕННОЙ КВОТЫ, ИНФОРМИРУЙТЕ СУДОВЛАДЕЛЬЦЕВ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ФПС РОССИИ. 130 СИНЕЛЬНИК"

 

Из всех этих документов становится ясно, что, пытаясь навести порядок в море, Госкомрыболовство ограничило сроки пребывания судов на промысле. Т.е. если вы имеете судно типа "Стеркодер" и квоту 400 тонн, то Рыбвод выдаст вам разрешение на право ведения промысла сроком на 10 дней (400: 40=10), а "Американскому Монарху" при квоте 1100 тонн разрешение дадут на 5 дней (1100: 220=5), ну и так далее.
Возникает вопрос. А были ли действительно какие-то основания у Госкомрыболовства вводить подобные ограничения? Или это обычный чиновничий беспредел? Отнюдь! Основания были, и еще какие серьезные основания. Опять-таки покажем эти основания на примерах. А для примера возьмем суда "старшего брата" (поскольку камчатских рыбаков он называет "меньшими братьями") - суда (не собственные, иностранные), эксплуатируемые крупнейшей приморской фирмой "Дальморепродукт".
"Владимир Старжинский" - 105 метровый супертраулер испанской постройки, называемый за цвет корпуса "голубой испанец", стоимостью в 32 млн. долларов, принадлежащий иностранной фирме "Берген Индастри энд Фишинг Корпорейшн", находящийся в аренде у Владивостокской фирмы "Дальморепродукт - троулерс" дочерняя фирма, одно из подразделений "Дальморепродукта". По официальным данным, представленным администрацией этого судна в региональные морские инспекции ФПС, органы рыбоохраны и иные службы, за январь месяц судном выловлено около 180 тонн рыбы, преимущественно минтая, при этом судном было сожжено более 700 тонн топлива, т.е. на каждую тонну топлива приходится 250 кг пойманной рыбы.
И еще, тот же "В.Старжинский" представил информацию, что 8 января он в течение 24 часов тащил громадный трал и поймал ни много ни мало аж 3 тонны рыбы. Каково?
Только не подумайте, что "В.Старжинский" является единственным в своем роде. Нет. Абсолютно нет. К примеру, еще одно судно из той же группы "голубых испанцев" "Механик Ковтун" - проработав весь январь, судно выловило 353,6 тонн рыбы или в среднем около 12 тонн в сутки. При этом 1 января за траление продолжительностью 8 часов было поймано 0 тонн рыбы, 2 января за семичасовое траление поймано 0 тонн рыбы, а 10 января за два траления общей продолжительностью 14 часов было также поймано 0 тонн рыбы.
Вы можете поверить в это? Ах, не с чем сравнить? Пожалуйста. Вот данные о работе судна, принадлежащего тому же "Дальморепродукту".
СТР "Вахрушевск" - средний траулер, построенный в России, в отличие от предыдущего, не арендован у иностранцев, а является собственностью "Дальморепродукта", проект 503, типа "Альпинист", стоимостью в 1 миллион российских рублей. По тем же официальным данным за январь месяц выловил 362 тонны минтая, при этом сжег 130 тонн топлива. На тонну затраченного топлива приходится почти три тонны выловленной рыбы. Т.е. старенький СТР работает более чем в десять раз производительней, чем ультрасовременный супертраулер.
На вопрос: "может ли такое быть?" специалисты Госкомприроды, Рыбвода, КРИОБР, не сговариваясь, ответили общеизвестной фразой С.К. Станиславского - "Не верю"!
И еще один пример. В свое время плавзавод "Рыбак Чукотки" (построенный на общенародные деньги, поскольку он являлся государственной собственностью), который большинство из камчатцев неоднократно видели на рейде в Авачинской бухте или стоящим у пирса в "ковше", был продан "Дальморепродукту". Последний продал его за рубеж, а в по-следующем взял в аренду у иностранной компании, и теперь это иностранное судно. Так вот этот "Рыбак Чукотки", переделанный под крабозавод, может, по опубликованным данным, ежесуточно перерабатывать до 350 тонн краба. Квоты "Дальморепродукта" в последние годы были в пределах 10 тыс. тонн краба, т.е. на один месяц "Рыбаку Чукотки". Хотелось бы задать риторический вопрос. Что делает крабозавод остальные 11 месяцев? (Риторические вопросы ответов не требуют).
Таким образом, очевидно, что достаточно получить разрешение на право вылова хотя бы двух-трех тонн рыбы и можно весь год заниматься рыбалкой. Кроме того, необходимо учесть, что по общеизвестным данным, из российской экономзоны незаконно вывозятся сотни тысяч тонн рыбопродукции. К этому необходимо добавить, что российское правительство неоднократно требовало от Госкомрыболовства пресечь этот незаконный вывоз, поскольку последний подрывает не только нашу экономику, но и мешает регулированию экономики других стран, которые в свою очередь обращаются к нашему правительству с просьбами придать нашему экспорту рыбопродукции цивилизованный характер.
Расчетные объемы вылова, указанные в "Приложении", тоже взяты не с потолка. Это плановые объемы вылова, по которым в бытность Министерства Рыбного Хозяйства СССР рассчитывали рейсовые и годовые планы по типам судов. И, наверное, многие помнят, что эти планы успешно выполнялись и перевыполнялись.
Как видите, оснований для введения ограничений у Госкомрыболовства было предостаточно. И Госкомрыболовство решило эту задачу легко и просто по принципу - "цель оправдывает средства". Цель ведь, действительно, благая. Но проблема в том, что сделано это незаконно. Дело в том,что как это ни дико, но такой организации как Госкомрыболовство официально не существует - положение о Госкомрыболовстве до сих пор не утверждено, т. е. функций, прав и обязанностей у Госкомрыболовства пока нет и неизвестно будут ли, а если будут, то какие? Такая нелепость может быть только у нас в стране, но суть дела от этого не меняется - приказ издан органом, не уполномоченным на данные действия.
Это еще не все, ни утвердить новые правила рыболовства, ни изменить старые Госкомрыболовство самостоятельно не может. Для этого ему необходимо согласование со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
Но и это еще не все, так как действующие правила рыболовства не позволяют сократить сроки промысла. Об этом говорится в "Правилах ведения рыбного промысла в экономической зоне, территориальных водах и на континентальном шельфе СССР в Тихом и Северном Ледовитом океанах для советских промысловых судов, организаций и граждан". В статье 6.3 "В целях сохранения и рационального освоения сырьевых ресурсов Минрыбхозом СССР на основании научных данных могут вводиться дополнительные ограничения по использованию добывающего флота по типам судов, районам, объектам промысла и орудиям лова". Как видите, можно запретить определенные орудия лова, запретить вылов каких-либо объектов, закрыть район вообще, запретить промысел определенному типу судов, но о том, чтобы сократить сроки промысла, речь в данной статье не ведется.
Учитывая все это, любой судовладелец может направить жалобу на действия Председателя Госкомрыболовства в Верховный Суд РФ, либо в Генеральную Прокуратуру, а лучше в обе инстанции одновременно. И суд, и прокуратура обязаны принять все возможные меры для пресечения нарушения закона.
Так что хорошая, нужная цель достигнута негодными средствами. Вот уж действительно: "Хотели как лучше, а получилось как всегда".
Если у вас возникли вопросы по данной публикации, либо связанные с данной темой, обращайтесь в редакцию газеты "Тихоокеанский вестник" г. Петропавловск-Камчатский, ул. Королева, 58, офис 202. Справки по телефонам 11-90-45, 11-90-47, 11-90-55, в будние дни с 9 до 18 часов. Мы постараемся ответить на ваши вопросы самостоятельно, либо обратимся с просьбой ответить на них к адвокатам, в прокуратуру, к специалистам в области охраны природы.

P.S. Ах да, это не все. В начале статьи мы предлагали запомнить название приказа. Так вот "Правил рыболовства в водоемах Дальнего Востока" не существует. Просто физически они отсутствуют как таковые. Есть "Правила ведения рыбного промысла в экономической зоне, территориальных водах и на континентальном шельфе СССР в Тихом и Северном Ледовитом океанах для советских промысловых судов, организаций и граждан", в них вносятся дополнения и изменения, указанные в пункте 1 приказа N°6. Есть "Правила рыболовства во внутренних водоемах Дальнего Востока", но они к содержанию данного приказа отношения не имеют, поскольку регулируют промысел в реках, озерах, бухтах, лиманах и т.д. А вот "Правил рыболовства в водоемах Дальнего Востока" нет. Ну, хоть ты тресни, нет и все! Так что пункты 2 и 3 приказа N°6 вносят изменения и дополнения в неизвестно какой документ. Вот так. Теперь все.