АФЕРА ВЕКА

ТАК ОХАРАКТЕРИЗОВАЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "РЫБКОМФЛОТА" ПО БЕРБОУТ-ЧАРТЕРНЫМ СУДАМ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСКОМРЫБОЛОВСТВА Ю.П. Синельник

 

Журнал "Бизнес-матч":

- Наш журнал занимается крупными инвестиционными проблемами. Мы работаем по письму бывшего председателя колхоза "Сахалинский рыбак" П. Иванова, в котором он рассказывал о сделке по 15 траулерам немецкой постройки. В письме говорится, что сделка с немецкой стороной стоила России нескольких десятков миллионов долларов. И дело не обошлось без коррупции. Это дело как-то расследуется?
- Расследуется. Было минимум три поручения Путина разобраться с компанией "Рыбкомфлот". Можно смело назвать эту сделку афёрой века или афёрой нашего последнего времени - афёрой новой России. Компания "Рыбкомфлот" была создана в 1989 году, как госпредприятие, имеющее ряд оффшорных структур для залога судов с целью привлечения зарубежного финансирования. Под гарантии государства построено 79 судов, которые затем были получены коммерческими структурами и которые практически не осуществляли никаких платежей. Начиная с 1993 года и по настоящее время бесплатно пользуются российскими сырьевыми ресурсами. Затем произошла смена собственности, и компания перестала быть государственной. 30 судов из 79 просто исчезли - их уже нет.
Только вчера было принято окончательное решение по судам испанской постройки, которые управлялись Дальморепродуктом. Прежде, чем получить ресурсы, эта компания должна заплатить государству 16 млн. долларов. Шло просто разграбление национальных ресурсов. Я знаю, что по факту было возбуждено уголовное дело в 1994 году. В 1995 году оно пропало из прокуратуры. Теперь возбуждено вновь.

 

Газета "Рыбак Сахалина":

- Что будет делать Госкомрыболовство с лизинговым флотом, работающим на Дальнем Востоке на добыче минтая, учитывая состояние сырьевой базы? И какова Ваша оценка состояния судостроительной отрасли России?
- Начнём с основного, с судостроительной отрасли. Если рыбная отрасль страны скатилась со 2-го на 7-е место в мире, то отечественная судостроительная - с 6-го на 20-е, если не ниже. Программой обновления флота, которая была принята в 1995 году, предполагалось на российских верфях построить 324 судна различного тоннажа. Построено, и в основном малого тоннажа, только 16. Была сделана стратегическая ошибка. Мы всем компаниям, которым построили суда и которые значительно дороже, предоставили ресурсы на весь период окупаемости, по проекту это 10-12 лет. И ни одному предприятию, которое бы хотело построить судно в России, ресурсы на период окупаемости не предоставили, - им попрежнему выделяли каждый год.
Как вы понимаете, никакой банк не согласится финансировать судостроительные проекты, если ресурсы выделяются на один год, а окупаемость 7-8 или 10-11 лет. Хочу привести свой пример, когда возглавлял предприятие в Калининградской области. Мы с 1994 года брали кредиты и регулярно рассчитывались по ним с одним немецким банком. Но только лишь потому, что работали за пределами экономической зоны России, там, где ресурсы недоосваиваются. Если бы мы работали внутри российской зоны, банк никогда бы кредиты не дал, т. к. не было бы подтверждения на весь период окупаемости.
Мы доложили эту ситуацию правительству и нашли полную поддержку. Готовится постановление о том, что 10 % наших национальных ресурсов от ОДУ будут идти именно на эти цели, на поддержку нашей отрасли. За 10 лет мы сможем обновить флот, построенный на наших российских верфях.
Вот таково мое отношение к флоту, о котором вы спрашиваете. С сентября 1999 года я запретил дополнительный ввод по бербоут-чартеру. Бербоут-чартер - это совершенно нормальный договор в мировой практике - у нас превратился в то, что зарубежные компании получали бесплатный доступ к нашим колоссальным сырьевым ресурсам. В большинстве случаев даже экипажи нанимались через оффшорные компании. Т. е. здесь, в России, даже не платили налоги на заработную плату. Я разбирался с этим контрактом (обращение идет к вопросу, заданному журналом "Бизнес-матч" - Н. М.), там вообще дошли до смешной схемы: за то, что немецкая компания управляет судами, которые работают в нашей зоне, ей еще платят 6 млн. долларов в год.

 

Журнал "Бизнес-матч":

- Вот об этом и говорится в письме бывшего председателя колхоза.
- С этим письмом я согласен практически по всем аспектам.

 

Журнал "Бизнес-матч":

- Насколько действуют на вас выступления в прессе? Будет ли разбирательство по тем острым сигналам, которые заполонили сейчас прессу?
- Аналитический отдел сообщает мне обо всех публикациях в прессе. Я считаю, что мы ни в коем случае не должны скрывать и прятаться, и говорить, что у нас этого нет, что мы замечательные. Я считаю, что пресса может в значительной степени помочь нам преодолеть негативные процессы в рыбной отрасли. По многим фактам идет разбирательство уже на уровне следственных межведомственных оперативных групп. По тому же "Рыбкомфлоту".
К нам обращаются западные банки-кредиторы, требующие, чтобы мы попрежнему продолжали выделять этим компаниям ресурсы, хотя совершенно очевидно, что проект не отрабатывает-ся. Сколько бы ни работали суда, они никогда не станут российскими, потому что проект не окупается. А причина интереса очень проста. Берется наше сырье и вывозится на переработку в ту страну, которая, как правило, финансирует. А потом готовая продукция возвращается к нам по более высоким ценам. Нет ничего более ущербного для экономики страны. Как известно, рентабельность переработки значительно выше, чем рентабельность добычи. И вся налогооблагаемая база остается там.

 

Журнал "Рыбное хозяйство":

- Будучи на Дальнем Востоке, столкнулся с тем, что ресурсы, которые приходят для распределения, на местах распределяются большей частью по субъективным факторам. Как изменить эту систему?
- Система распределения ресурсов абсолютно неадекватна экономическим реалиям. Вместе с тем распределение для нас самый действенный рычаг управления отраслью. Система распределения ресурсов будет изменена. К апрелю мы должны подготовить новое постановление о новой системе. Там будет предусмотрено, что ресурсы получат те российские предприятия, которые не имеют задолженности перед бюджетом, которые имеют конкретные суда для вылова данного объекта. Сделаем систему распределения ресурсов абсолютно гласной, откроем в Интернете страничку, из которой будет известно, кто, сколько ресурсов по каким четко определенным критериям получает. Объем ресурсов будет зависеть от интеграции в российскую экономику.

"Рыбак Сахалина"

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

(ИЗ ИНТЕРВЬЮ С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ГОСКОМРЫБОЛОВСТВА Ю.П. СИНЕЛЬНИКОМ)
- Недавно при Госкомрыболовстве со-здано государственное унитарное предпритие. Каковы его цели и задачи?
- На предприятие возложены функции о реализации квот по межправительвенным соглашениям. Раньше действовали поручители или организации по договорам поручения, которые реализовывали наши ресурсы на внешнем рынке и за комиссию. Мы фактически не могли их проконтролировать, не могли проконтролировать реальную стоимость контрактов. Сейчас выясняется, что помимо официальной цены, были еще дополнительные договоры. Я доложил об этом руководству правительства, поставил вопрос о том, что для предотвращения злоупотреблений, для доведения единой политики все это должно быть сосредоточено в рамках госпредприятия, полностью подконтрольного Госкомрыболовству. Для этих целей оно и было создано. Хотя в целом я согласен с теми губернаторами и рыбаками, которые пишут, что пора прекратить продажу квот иностранцам, пока не хватает своим. И с губернаторами-дальневосточниками мы пришли к единому мнению, что пора прийти к системе платных ресурсов на сверхприбыльные и прибыльные объекты для российских предприятий. Тогда у нас отпадет необходимость в формировании фондов поддержки отрасли, в продаже ресурсов, которых не хватает российским рыбакам, иностранцам.
- В 1999 году, несмотря на протесты рыбаков, было дано разрешение на заход в Охотское море, якобы под приемку минтая, траулеру "Америкэн Монарх". На самом же деле судно занимается добычей рыбы и работает до сих пор, добывая до 800 тонн сырца в сутки. Разрешение на его ввод в Охотское море давал Щербак, ныне вице-премьер, в то время заместитель министра Минсельхозпрода. Прокомментируйте, пожалуйста, сложившуюся ситуацию.
- Такое же мнение было высказано на состоявшейся у меня 22 декабря встрече с губернаторами-дальневосточниками уже в присутствии Щербака. Губернаторы сказали, что присутствие в Охотском море "Монарха" крайне нежелательно. То же было высказано и в Госкомэкологии. Причем недопустимы в Охотском море не только "Америкэн Монарх", но и так называемые "голубые" испанской постройки, построенные компанией "Рыбкомфлот" и находящиеся сейчас в управлении "Дальморепродукт". Позиция губернаторов - всех, кроме приморского, такова: эти суда не должны работать в Охотском море, что, кстати, подтверж-дает и экспертиза Госкомэкологии. Очередь до "Монарха" дойдет, а сейчас мы разбираемся с судами-испанцами.
На заседании у вице-премьера Касьянова была поставлена задача - сначала надо за эти суда рассчитаться. Дальморепродукт должен заплатить 16 миллионов за полгода работы. Ситуация совершенно парадоксальная: государству через Парижский клуб выставляются долги в полтора миллиарда долларов, и в то же время коммерческие организации, получив эти суда, бесплатно используют наши наиболее ценные ресурсы, а с государством за суда не рассчитываются. Мы сделали первый шаг, чтобы положить этому конец. Дальше пойдем по всем остальным траулерам, которые работают в нашей зоне и которые были приобретены за счет государства.
- На Сахалине среди нынешних пользователей стеркодеров немецкой постройки началась паника в связи с предполагаемой передачей этих судов унитарному предприятию под эгидой Госкомрыболовства, зарегистрированному в Москве. Может быть, это и надо сделать, но не лучше ли зарегистрировать это предприятие на Сахалине, скажем, в одном из загибающихся рыбацких поселков с целью обеспечения налоговых платежей в местный бюджет?
- Вы абсолютно правы с организационной точки зрения. Если министерства экономики и финансов примут решение, что мы не готовы брать на себя обязательства по долгам конкретных предприятий страны, или будет предложено немецкой стороной обанкротить данные предприятия, то мы тогда ничего не получим: все будут решать немцы. Если вопрос будет идти о том, что Россия отвечает по долгам судовладельцев, то долги будут списаны на Россию, а суда уйдут в госсобственность - тогда вы абсолютно правы. Они могут не обязательно принадлежать государственному унитарному предприятию, но и дочернему ГУП, зарегистрированному в том районе, где посчитает более целесообразным губернатор. Я думаю, нам нет резона не согласиться.

Наталья Мосина,
"Сахалинский рыбак"