ПРИМОРЬЕ ВОЗЬМЕМ
под особый контроль

ИНТЕРВЬЮ ЮРИЯ Синельника ОЛЕГУ КЛИМЕНКО

 

В последнее время наш край периодически сотрясают "рыбные" конфликты. То судам запретят лов, то квоты заморозят, ТО ЕЩЕ ЧТО-НИБУДЬ. И ПРИМОРСКИЕ УЧАСТНИКИ КОНФЛИКТОВ В СВЯЗИ С ЭТИМ ЧАСТО ПОМИНАЮТ НЕДОБРЫМ СЛОВОМ ИМЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСКОМРЫБОЛОВСТВА ЮРИЯ СИНЕЛЬНИКА. СЕГОДНЯ ОН ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ КОРРЕСПОНДЕНТА "ЗР".

 

Юрий Синельник председателем Госкомрыболовства РФ стал недавно, с 24 декабря 1999 года, а исполнял обязанности с октября того же года. И надо признать, что "поле деятельности" ему досталось не самое благополучное: рыбная отрасль страны в последние годы переживала далеко не лучшие времена. С этого и началось наше интервью.

- Увы, рыбная отрасль России находится в кризисном состоянии. В 1999 г. все экспортно-ориентированные отрасли дали прирост, а в нашей - продолжился спад. Объем добычи рыбы и морепродуктов подразделениями Госкомрыболовства составил 4,3 млн. тонн, что на 7 % ниже, чем в 1998 г. Причем все снижение добычи произошло только в Дальневосточном бассейне, рыбаки которого добыли на 357 тыс. тонн меньше.
А если сравнить с советским периодом, то потери и вовсе огромные. В СССР общий объем продаж рыбопродукции составлял около $9 млрд, из них половина шла на экспорт. Добавьте к этому смежные отрасли - судостроение и судоремонт, обороты по которым являются также немалыми. То есть еще недавно наша отрасль была очень весомой, существенной, причём не только для нашего хозяйства, но и, как говорится, в мировом масштабе: СССР был второй в мире "рыбной" державой, а по судостроению занимал седьмое место.
- Почему же, на ваш взгляд, Юрий Петрович, рыбный цех страны утратил эти позиции?
- Когда начался переход к рынку, контролирующие функции государства ослабли - и рыбная отрасль, как одна из наиболее выгодных, оказалась под пристальным взглядом криминального мира. Преступления, совершаемые в рыбной отрасли, можно разделить на такие направления: незаконные операции, связанные с отчуждением судов; незаконное получение квот и несоблюдение квот; незаконный промысел, контрабанда.
Одно дело я бы выделил как не имеющее конкурентов по масштабам и назвал бы "аферой века" - речь о компании "Рыбкомфлот". Она была создана в 1989 г. в качестве государственного предприятия, подчиняющегося Министерству рыбного хозяйства СССР. Руководили компанией гг. СИМОНОВ и ОРЛОВ. "Рыбкомфлот" имел ряд оффшорных структур для залога судов с целью привлечения зарубежного финансирования.
79 судов были построены под гарантии государства, а затем окольными путями перешли в "безвозмездное" управление коммерческих структур. Более того, в результате многократных манипуляций по смене учредителей 65,4 % "Рыбкомфлота" перешло в собственность ТОО "Рифер" (Москва), учрежденного Симоновым и Орловым, перебравшимся к этому времени в Лондон. Таким образом, "Рыбкомфлот" полностью вышел из-под контроля государства. 30 судов из 79 попросту исчезли, их уже нет.
Увод судов - это только часть аферы. На постройку этих судов "Рыбкомфлот" получил кредиты под гарантии Министерства рыбного хозяйства на $1,5 млрд. Так вот, в то время как "Рыбкомфлот" был "приватизирован" и суда перешли в частную собственность, задолженность по этому кредиту в 1994 г. была переложена на Россию в рамках общей задолженности Парижскому клубу!
Но даже с теми судами, которые остались в России и управлялись различными коммерческими фирмами, имеются существенные проблемы. Фирмы, столь счастливо получившие суда, практически не осуществляли никаких платежей с 1993 г. по настоящее время, зато бесплатно пользовались российскими сырьевыми ресурсами. Все арендные платежи за эксплуатацию построенных судов должны были аккумулироваться "Рыбкомфлотом" для последующего перечисления в бюджет России в погашение задолженности РФ в рамках Парижского клуба, однако из-за попустительства должностных лиц платежи не перечислялись. Попытки Госкомрыболовства навести в этой сфере порядок и взыскать со злостных неплательщиков деньги, которые те давно заработали, но отказываются перечислить в бюджет, зачастую натыкаются на сопротивление руководителей этих предприятий и высокопоставленных чиновников.
- Конфликт с приморскими супертраулерами - часть этой истории?
- Самая острая ситуация сейчас сложилась вокруг 14 супертраулеров, о которых так много сегодня пишут. В настоящее время они управляются компанией "ДМП Траулерс". Но вот что интересно: ранее 11 супертраулеров находились в эксплуатации ЗАО "Супер" и 3 - в эксплуатации ОАО "Холдинговая компания "Дальморепродукт". За 1996-1997 гг. ЗАО "Супер" выплатило несколько миллионов долларов лизинговых платежей. А ДМП с 1996 г. не платил ни цента. Подчеркиваю: ни одного цента. Вот тут начинается самое интересное: в 1999 г. по просьбе губернатора Приморья Евгения НАЗДРАТЕНКО 11 судов изымаются из управления ЗАО "Супер" и передаются в управление "ДМП Траулерс", принадлежащее на 100 % ОАО ХК "Дальморепродукт".
В своем письме Наздратенко указывает, что ДМП является стабильно работающим предприятием, систематически производит все текущие платежи за построенные суда. В письме указывается, что администрация Приморского края считает, что передача судов "ДМП Троулерс" увеличит платежи в федеральный и местный бюджеты и позволит накапливать средства для расчета за проданные суда.
- Но президент ДМП Юрий ДИДЕНКО уверяет, что они накапливали средства...
- У нас теперь моден девиз "Дела - выше слов", так вот дела такие - ДМП как не платил ни цента за эксплуатацию 3 судов, так ничего не заплатил и после передачи 11. Этого наш комитет допустить не мог, мы были вынуждены пойти на жесткие меры и приостановить промысел 14 супертраулеров.
- В результате крайними оказались рыбаки, простаивающие на путине.
- Тут не нужно быть ясновидящим: все подобные действия осуществляются по одному сценарию. Правительственные чиновники оказались буквально завалены однотипными письмами приморских рыбаков: мол, действия Госкомрыболовства приводят к провалу путины и, соответственно, непоступлению налоговых платежей в бюджет. Нашу твердую линию правительство полностью поддерживает - и ситуация постепенно нормализуется: деятельность Госкомрыболовства наконец-то привела к тому, что операторы судов, которые пользовались по- строенными на государственные деньги судами бесплатно, наконец-то начнут перечислять в бюджет в погашение задолженности России перед Парижским клубом.
- Не так давно вице-премьер Михаил КАСЬЯНОВ добился отсрочки платежей Парижскому клубу. Не скажет ли теперь, к примеру, президент ДМП Юрий Диденко: "Раз Парижский клуб дал России отсрочку - то и я пока погожу возвращать долги бюджету"?
- Говорить он может все, что ему угодно, у нас свобода слова, но платить в бюджет, возвращать долги будет в срок. Прежней вольницы "хочу - плачу, не хочу - не плачу" уже не будет. У правительства хватит сил и решимости поставить всех на место. А не будет - передадим эти суда другой структуре, которая будет управлять ими более рационально.
- Вы много говорили о падении объемов рыбодобычи. А как Госкомрыболовство намерено развивать отрасль?
- Что касается перспективной политики Госкомрыболовства, то мы собираемся принять меры к возврату незаконно "угнанных" судов. Кроме того, строительство рыболовецких судов в основном будет осуществляться на отечественных предприятиях. Во-первых, это обходится гораздо дешевле само по себе, во-вторых, легче контролируется. Дело в том, что суда на зарубежных верфях строятся, как правило, по завышенным раза в два ценам. Где оседает разница, догадаться нетрудно. Ну и, конечно, нужно создавать рабочие места в России.
- Юрий Петрович, для дальневосточных рыбаков больная тема - иностранцы и "удобные флаги", ведущие промысел в наших водах. Как ваш комитет относится к этому?
- Госкомрыболовство - за российский флаг. И в ближайших планах - обеспечение льгот и преференций судам, которые ходят под российским флагом. Но мы категорически против ситуаций, когда иностранные суда под завесой российского флага проникают в святая святых российских рыбаков. За примером далеко ходить не надо: ДМП продал рефрижераторы ЛАСКАРИДИСУ - и тот под нашим флагом проник в Охотское море. Госкомрыболовство обратился к правоохранительным органам с просьбой расследовать эту сделку как совершенно недопустимую.
- В Приморье самый большой рыбодобывающий флот. Очевидно, приморские рыбаки вправе ждать от Госкомрыболовства большего внимания к их проблемам?
- В рыбной отрасли Приморского края мы ждем больших перемен. Причем слово "ждем" не следует понимать буквально: сидим и ждем у моря погоды. Рыбное хозяйство Приморья мы возьмем под особый контроль. Причина - небывалая криминализация в этой сфере. Я уже приводил частные примеры, но и про всю рыбную отрасль Приморского края можно сказать: она находится на одном из последних мест по уплате налогов среди всех рыбодобывающих регионов, и это при том, что обладает самым мощным флотом.
Еще один из явных признаков криминализации рыбного бизнеса - львиная доля добытого приморскими предприятиями уходит на продажу за рубеж, после чего сырье, проданное иностранцам, возвращается к нам по заоблачным ценам в виде готовой продукции. Идет масштабная браконьерская добыча морепродуктов без квот. Дело в том, что квотами торгуют многочисленные фирмы, не имеющие к промыслу отношения, зато связанные с чиновниками. Огромные обороты по контрабанде. За год только в Японию вывезено крабов нелегально на $320 млн., а всего в 1999 году было нелегально выловлено и продано за рубеж рыбопродукции на $700 млн. Страна потеряла только в виде налогов $230 млн.
И при этом наши руководители регулярно ездят в Японию и просят богатого соседа ссудить нас деньгами. Недавно выпросили кредит в $375 млн. то есть примерно ту сумму, на которую браконьеры "поставили" им одних только крабов! Немудрено, что японцам нравится иметь дело с нашими "бизнесменами": Япония - одна из немногих стран, которая отказалась предоставлять России сведения о российских рыболовных судах, которые заходят в их порты для реализации рыбы и морепродуктов.
- И как вы намерены бороться с этим?
- По нашей инициативе для борьбы с "нелегалами" будет принято постановление правительства, по которому владельцы судов с уловом ценных видов рыб и морепродуктов перед продажей иностранцам будут обязаны возвращаться в наши порты для декларирования продукции. Эта мера позволит лишить владельцев судов возможности укрываться от налогов. Для контроля за процессом развернута система спутникового мониторинга. Причем каждый судовладелец обязан за свой счет поставить на судно датчик, который будет передавать всю информацию о местонахождении судна. Судовладельцам это вполне по средствам.
Наш комитет намерен провести ревизию всего флота, дабы исключить возможность получить квоту, к примеру, под списанный или затонувший траулер. Изменится и порядок выдачи квот: на вылов морепродуктов они будут выделяться прежде всего тем предприятиям, которые исправно платят налоги и не имеют задолженности перед бюджетом. Кроме того, объем квот будет зависеть от степени интеграции предприятия в российскую экономику - приоритет будет за теми, кто займется переработкой продукции на своей территории.
И еще один очень важный момент, который считаю необходимым выделить: Комитет намерен положить конец порочной практике некоторых предприятий, которые наносят ущерб российским интересам в нашей экономической зоне. Я уже упоминал, что под российским флагом в район традиционно российского промысла - Охотское море - "проникли" иностранные предприниматели, в частности знаменитые миллионеры - братья Ласкаридисы. В свое время Ласкаридисы купили у ДМП по явно заниженным ценам несколько высококлассных судов. При этом греки получили уникальное право - использовать на этих судах российский флаг, а значит, работать в зоне исключительных российских интересов - Охотском море. Эта сделка нанесла колоссальный ущерб российским морякам - Ласкаридисам удалось захватить основные грузоперевозки в основном рыбодобывающем регионе России. Российские моряки за один сезон лишились работы, а Ласкаридис стал монополистом в российских водах.
- Представляю, с какими сложностями вам придётся столкнуться. Ведь вы затронете интересы очень влиятельных и богатых людей...
- Простите, но тут я вынужден возразить: вы даже не можете представить сложность и объем этих проблем. Повторю, это полное переустройство нашей отрасли. И это вовсе не прожекты, не мечты, у нас есть четкий план, а главное - генеральная линия Госкомрыболовства нашла полное понимание в правительстве, у первого вице-премьера Касьянова и и.о. президента ПУТИНА. Но понимания, конечно, было бы недостаточно - мы имеем полную поддержку.
Я хочу сказать, что у нас есть и силы, и средства. И уже в ближайшее время российские суда будут работать в освоенных во времена СССР прибрежных зонах Анголы, Аргентины, Мавритании, Марокко, Мозамбика.
- Можно только представлять, какой крик поднимут наши конкуренты: "русские идут"!
- Во-первых, тогда уж пусть кричат "русские возвращаются", поскольку мы в тех районах не новички. Во-вторых, никакого крика мы вообще не ожидаем: все произойдет на совершенно законных основаниях, в соответствии с международными соглашениями. Мы как раз покажем пример законной, цивилизованной работы: престиж страны для нас - не просто слова. Вот, а теперь вернемся "в родные воды": мы не можем и не будем ограничиваться только административными мерами при наведении порядка в рыбной отрасли. Если кто-то нарушает законы - тут не грех и "власть употребить", но главными инструментами, конечно, должны стать экономические. Мы упрощаем процедуру оформления в портах, чтобы судам было выгодно осуществлять перегрузку в российских портах, подчеркиваю: выгодно.
- Вы много и подробно говорили о тактике, текущей "политике" вашего комитета - теперь несколько слов о стратегии. Заглянем в будущее?
- Да мы только этим и занимаемся! В текучке, в повседневной работе - мы мало думаем вот о чем: да, пока рыбная отрасль стоит на скромном, далеко не первом месте, все первые места заняты нефтью, газом, рудами, углем. Такое положение дел кажется нам естественным: или, скажем, привычным, потому что именно эти отрасли дают стране основную прибыль, приносят валюту. Но давайте заглянем немного вперед: недра, как бы ни были они богаты, - истощатся. Мы выкачаем всю нефть, весь газ, добудем и сожжем весь уголь и даже торф. Ведь это запасы невозобновляемые, одноразовые. Они даны нам природой только раз, "второй попытки" и быть не может, тогда как рыбные богатства, богатства морей - можно назвать неиссякающей кладовой. И если разумно, ответственно, с умом и совестью использовать их - они станут неубывающим, вечным, поистине "золотым запасом" России. Ради этого мы и работаем.

"Золотой Рог"