СИМВОЛЫ ПЕТРОПАВЛОВСКА -
ПОД АРЕСТОМ
Как это было:
ИСТОРИЯ РАЗВАЛА КАМЧАТСКОЙ БРХФ
Какие мы дикие, право.
И всяк со своим нравом.
И все по-своему правы,
И множим душевные раны,
И узнаём очень рано,
Что поздно жалеть о былом.
Так выразился камчатский поэт из Корфа Евгений Анфиногенов по поводу всех постперестроечных передряг, которые напрочь разделили некогда "дружный" советский народ - по национальностям, достатку, видам, подвидам и родам. И сегодня былые "партай геноссе", забыв, что им преподавали в бесплатных институтах про "ум, честь и совесть нашей эпохи", в кровь мочалят друг другу носы за передел некогда казённого имущества, лишь бы самому "не остаться с носом".
Такое кровопускание и трата нервов и денег происходит уже третий год и между Камчатской ОАО ПТФ "Рыбхолодфлот" (внешний управляющий А.С. Букша) и президентом Приморского СП "Посейдон" В.В. Васильевым.
А началась эта история ещё раньше, когда, навострившись в ваучерной и акционерной приватизации, приморские бизнесмены кинулись "помогать" восстанавливать зашатавшиеся вместе со страной камчатские рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия. Одним из первых и ярко отличившихся на этом поприще и стал Василий Васильевич Васильев.
В первой половине 90-х годов он уже приватизировал Гайдамакский СРМЗ и рыболовецкий колхоз "Новый Мир" и стал скупать акции Олюторского РКЗ в пос. Пахачи на Камчатке. Это ему вскоре удалось, т.к. в Пахачи к тому времени произошёл полный развал предприятия, и, уезжая оттуда, бывшие его работники с удовольствием продавали свои акции за бесценок кому ни попадя - лишь бы поиметь "с поганой овцы, хоть шерсти клок". Да и не так нас воспитывали до этих самых "условий переходного периода", чтобы держаться за какие-то эфемерные акции.
В результате Олюторский РКЗ почил в бозе. Ведь для того, чтобы его загружать сырцом, ему нужны добывающие суда, а где их брать? Ну, конечно же, - тоже на Камчатке! Теперь Василий Васильевич обратил свои взоры на сотрясающуюся в перестроечных конвульсиях Петропавловскую базу "Рыбхолодфлот". БРХФ - была одной из старейших на Камчатке и обладала различными типами судов для различных видов деятельности. Здесь были танкеры, приёмные и транспортные рефрижераторы, добывающий флот и буксирные суда.
Разговариваю с нынешним внешним арбитражным управляющим ОАО ПТФ "Рыбхолодфлот" Александром Стефановичем Букшей:
- Как же вы отдали универсальную Базу в чужие руки? Камчатских руководителей, что ли, не нашлось?
- К 1996 году Васильев уже обладал контрольным пакетом акций БРХФ. В принципе, сама идея у него была многообещающая - возродить старейшее на Камчатке предприятие. А какой умысел на самом деле - не известно. Он обратился и в областную администрацию за поддержкой своей идеи и внесении им порядка 5 000 000 долларов инвестиций в развитие базы. К январю 1996 года через друзей-партнёров скупается 53 процента акций. Затем проводится отчётно-выборное собрание, ставится свой директор, избирается совет директоров и начинается "оздоровительная" политика по возрождению БРХФ. Но на самом деле не проводится ничего. Провели аудиторскую проверку и выяснили, что долгов оказалось в полтора раза больше, чем предполагали первоначально, и решили, что не стоит её реанимировать. В октябре же 96 года создают новую компанию - "Камчатрыбхолодфлот", куда передают шесть валютоёмких новых промысловых судов: 3 краболова и 3 рыбака, и начинают распродажу поношенных, но вполне пригодных судов и отправляют на металлолом старые, но ещё рабочие.
Частному предприятию "Киназ" к тому времени задолжали 11,5 миллиардов неденоминированных рублей. Пришлось отдавать два парохода: ПР "Пахачу" и МТР "Ичинский". Но поскольку ситуация не улучшилась, стали делать ставку на банкротство и продали ещё 30 судов. Впоследствии на балансе не стало числиться ни одного судна. В 1997 году, узрев, к чему привела БРХФ васильевская политика, камчатская половина акционеров начала арбитражные процессы. И только в следующем, 98 году, дойдя до высшего арбитражного суда, мы получили свидетельство на право собственности теми шестью промысловиками, которые были переданы с баланса БРХФ в уставный капитал вновь созданной фирмы "Камчатрыбхолодфлот" - это шесть средних траулеров: "Святой Пётр", "Святой Павел" - символы Петропавловска, "Святой Николай", "Механик Носков", "Крутогорово", "Елизово" и плавбаза "Камчатский шельф". Но вернули мы их только на бумаге.
В октябре 1997 года, как только наступил накал страстей, Васильев отдаёт распоряжение капитанам сниматься с промысла и идти в Пусан. И только "Святого Николая", который зашёл в Петропавловск, мы задержали и оставили здесь. Остальные же пять с тех пор остались в Южной Корее. За это время самый новый из них - "Механик Носков" был переоформлен Василием Васильевичем на компанию "Посейдон" и, говорят, работал где-то у Новой Зеландии, а по последним данным - снова объявился в Пусане под именем "Одесо" и флагом государства Бему.
На другие четыре траулера мы предоставили документы о том, что они пренадлежат "Рыбхолодфлоту", и сразу же японская компания "Шойо Суйсан Ко ЛТД" (генеральный директор Юрий Алексеевич Злыгостев) предъявила иск БРХФ, оформленный как переуступка долга от русских компаний - Гайдамакского СРЗ и ООО "Уни-Экспресс".
В этом месте я перебиваю Александра Стефановича двумя вопросами: "Почему японской компанией руководит русский человек? и - Что это за переуступка долга?"- и Букша продолжает своё повествование:
- Мы неоднократно интересовались: кто является учредителем этой компании, но нам нигде не дали такую информацию. Но зато выяснили, что Злыгостев является правой рукой Васильева по бизнесу. И вот, когда они раскручивали банкротство БРХФ, то преднамеренно создали долги перед своими структурами - Гайдамакским СРЗ и ООО "Уни-экспресс" - фирмами Василия Васильевича. (Тогда, в 96 году, проведя эти долги через решение Приморского арбитражного суда, что было очень удобно, истец и ответчик в лице тогдашнего генерального директора А.Т. Попкова, подчинённые и, естественно, согласные с решением суда, придали долгам форму законности). Когда же в дальнейшем поняли, в какую сторону развивается ситуация, - эти долги и передали родственной компании "Шойо Суйсан" в Японии по договору переуступки долга. Но сделали это всё неправильно. На подобную передачу должно быть разрешение Центробанка РФ. Это в пределах России можно переуступать. А за рубежом всё не так делается. Но корейский суд - "самый гуманный в мире"-на редкость интересно поступает: принимает в делопроизводство ксерокопии документов и по ним предъявляет претензии. Главное - внести на депозит суда требуемую или залоговую сумму. И он начинает работать. А там - в процессе суда - можно предоставлять подлинники.
По этому иску мы и боролись с января 98 по декабрь 99 в Южной Корее. Сначала корейский суд принимал документы о том, что разбирательство по этим траулерам ещё не закончено на территории России, поэтому он откладывал рассмотрение претензий к корейской стороне. В апреле 98 года мы дорешали эту проблему в Высшем арбитраже и предоставили требуемые документы. Стали рассматривать по существу. И только 13 декабря 1999 года закончили это рассмотрение и вынесли решение о том, что иск компании "Шойо Суйсан" неправомерен. Тогда "Шойо Суйсан", уже 14 декабря, вносит новый иск к БРХФ по новым основаниям. Теперь декларируются долги за ремонт плавбазы "Камчатский шельф", который "Шойо Суйсан", якобы, проводила в Южной Корее. Такой ремонт плавбазе был в своё время произведён, но проводила ли его "Шойо Суйсан" и какая сумма затрачена - это доказать сложно, т.к. документы по этому ремонту здесь вообще не появились. На мои запросы, в которых я просил показать документы по этим претензиям, я вообще ответа не получил.
Министерству иностранных дел России наши суда вообще не нужны. Видя такое дело, капитаны "Святого Петра", "Святого Павла" и "Елизово" ("Крутогорово" не решился) в ночь на 1 августа прошлого года предприняли попытку убежать оттуда, но были настигнуты южно-корейской морской полицией уже в нейтральных водах, отконвоированы в бухту Чинхэ близ Пусана и поставлены на рейде на якоря. К экипажам приставлена охрана и запрещён сход на берег, а капитанов посадили в участок до окончания расследования и уплаты штрафов.
Даже в этой ситуации наши люди оказались без защиты. Только однажды приехал вице-консул представительства МИД РФ из Сеула С.В. Семёнов - посмотрел: состояние экипажей и арестованных нормальное, содержание нормальное - и всё. Правда, впоследствии, уже после признания судом иска к БРХФ неправомерным, два письма они написали: одно - в адрес Чанвонского окружного суда, рассматривающего это дело, и другое - портовым властям: на каком основании они удерживают наши траулеры. Но поскольку в этих письмах вопросы были поставлены неконкретно, то и ответ в консульстве получили без конкретики.
После вынесения решения Высшего арбитражного суда в нашу пользу мы продали эти злополучные суда компании "Галис". В начале июля 99-го года "Галис" отправил документы о том, что суда не принадлежат БРХФу, в корейский суд. Суд абсолютно не реагирует на представленные документы, но процессы идут, и вот 13 декабря, как писалось выше, наконец-то судом выносится решение о неправомерности исковых требований японской компании к "Рыбхолодфлоту", но уже 14-го, на основе нового иска, судебный пристав-исполнитель с новым приказом об аресте едет к портовым властям, оставляет его им, садится на катер - едет на траулеры. Капитаны предоставляют ему документы о том, что суда уже не принадлежат базе "Рыбхолодфлот", а, значит, и новый иск здесь не при чём. Тот изучает документы, делает соответствующие выводы и едет в агентирующую компанию, где убеждается, что, фактически, он пытался арестовать имущество ООО "Галис" в обеспечении иска к БРХФ. Мы, в свою очередь, подаём от БРХФ иск о неправомерности ареста, а "Галис" подаёт административный иск о незаконном удержании судов. И тем не менее портовые власти продолжают удерживать суда, а мы втянулись в новый виток тяжб.
В договоре между БРХФ и "Шойо Суйсан", по которому этот иск представлен, указано, что все спорные вопросы между нами должны рассматриваться в Токийском суде. А они его подали в Корейский, и Корейский, не понятно почему, всё-таки принял этот иск.
23 февраля прошёл первый процесс после нового их иска. Но суду непонятными стали несколько вопросов, а нанятые нами корейские юристы не смогли на них ответить, несмотря на простоту поставленных вопросов. Я усматриваю в этом умышленное затягивание процесса нанятыми нами юристами. Заседание было перенесено на 14 марта. А 14 марта "Шойо Суйсан" попросила суд изучить материалы первого иска, приобщить их к материалам второго иска и изучить обстоятельства августовского побега судов из-под ареста. Суд удовлетворил это ходатайство и отложил слушание до 4 апреля. Соответственно экипажи, настроенные на уход из Кореи, стали волноваться и многие подали заявления на списание. Меняем экипажи. А это - опять лишняя трата денег.
27 февраля из Южной Кореи прилетел генеральный директор фирмы "Галис", который присутствовал на судебном заседании 23 февраля в Пусане и сообщил редакции "ТВ": "Корейскому суду, по-видимому лучше, когда дело длится, длится и длится, как "пары" рекламируемой жвачки "Эрвейс", потому что на этом они зарабатывают деньги.
В Пусане две мощные, влиятельные юридические компании, обладающие знаниями международного морского права, и одну наняли мы - другую "Шойо Суйсан". Но они, опять же, хитро поступают: юридически подписать контракты с конкретными сроками и результатами исполнения дела отказываются. Это разумное раскручивание дела на максимально длительные сроки. Чтобы как можно больше выжать средств из клиентов".
А что же тогда Министерство иностранных дел? Неужели его нигде в мире не уважают, если такая маленькая страна, как Южная Корея, может диктовать нам свои условия.
Ярослав Отрок
МОРСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
ФОНД КАМЧАТКИ - ЭТО БЛЕФ!
Его нужно переименовать в Речной или в Лесной. По крайней мере, такое название более подходит для тех программ, которые будут финансироваться из средств Морского экологического Фонда Камчатской области. Камчатгоскомэкология, прикрывая свою бездеятельность по сбору средств от тех организаций, которые являются источниками загрязнения, выделило львиную долю средств, поступившую от ущерба, нанесенного рыбным ресурсам прикамчатских морей и внутренних водоемов полуострова, на очистные сооружения Петропавловска-Камчатского и охрану прибрежных лесных полос камчатских рек, хотя в Положении о Фонде четко и ясно записано, что средства Фонда расходуются на территории внутренних морских вод, континентального шельфа и исключительной экономической зоны.
И эта формула чести Фонда оказалась таким же блефом, как и все остальное. Не удивительно - и.о. Генерального прокурора Устинов сообщил губернаторам краев и областей России, что такая практика подмены понятий в системе экологических Фондов России - правило, а не исключение. Благотворительный Общественный Фонд сохранения биоресурсов Северной Пацифики также подавал заявку на создание на базе нашего Фонда, журнала "Северная Пацифика" и Дальневосточной рыбацкой студии Дальневосточного эколого-информационного центра с долевым участием Камчатской области в этой программе сбора и распространения по всему рыбацкому Дальнему Востоку информации об охране и рациональном использовании биоресурсов прикамчатских морей. Наша идея получила поддержку в администрации области, в двух комитетах Совета народных депутатов (бюджетном и экологии, которые рекомендовали выделение на Дальневосточный эколого-информационный центр до 10-15 % от средств, поступивших на счет Морского Фонда), в самом Камчатгоскомэкологии (в лице ее непосредственного руководителя А.К. Ефименко и его ближайших сотрудников), но только не в Морском экологическом Фонде, средствами которого заведуют все (мы готовы опубликовать список членов Правления), кроме тех, кто имеет хоть какое-то отношение к рыбным ресурсам, их охране и рациональному использованию.
Там нам был дан полный отлуп - нашу заявку даже не стали рассматривать. И это, на наш взгляд, соответствует идеологии тех, кто сел на денежный мешок - кого хочу, того и финансирую, независимо от того, кто делает дело, а кто растрачивает собранные на экологию средства.
Комитет по экологии Совета народных депутатов попытался найти компромиссное решение по вопросу финансирования нашего Фонда, но, увы, это ему не удалось. Оно и понятно - Речной или Лесной экологический Фонд не способен решать вопросы сохранения морских ресурсов. С таким "Морским" Фондом нам не по пути. Фонд "Северная Пацифика" официально отказывается от какого-либо с ним сотрудничества.
И считаем, что для решения вопросов сохранения морских ресурсов прикамчатских морей Морской экологический Фонд Камчатской области должен быть самостоятельным юридическим лицом с независимым и компетентным Правлением, озабоченным не прикрытием собственной бездеятельности на суше, а решением реальных проблем МОРЯ.
Благотворительный Общественный
Фонд сохранения биоресурсов Северной Пацифики.