КТО ИЗ САХАЛИНСКИХ КРАБОЛОВОВ САМЫЙ ЗЛОСТНЫЙ БРАКОНЬЕР?

В пятом номере "ТВ" на восьмой странице мы перепечатали информацию Национального Информационного агентства ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ под названием "Сахалинские краболовы стали самыми злостными браконьерами". Вскоре нам позвонил разъяренный представитель ООО "Севкур" И.А. Писанко, который потребовал немедленного и принципиального опровержения тех фактов, которые были опубликованы. На наше робкое замечание о том, что мы опубликовали официальную информацию НИА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, он не прореагировал и потребовал в самой решительной (и достаточно грубой) форме сатисфакцию (то бишь моральное удовлетворение) - а то, дескать, хуже будет. Чем конкретно недоволен И.А. Писанко, нам выяснить так и не удалось, поскольку обиженный представитель ООО "Севкур" неустанно повторял, что мы обязаны, обязаны и еще раз обязаны, а иначе... Наши попытки объяснить, что это перепечатка, а не собственный материал, что, кроме обязанностей, мы имеем право собирать и распространять информацию, а также иные права - были тщетны.
Мы очень сильно испугались, прямо, можно сказать, сдрейфили. Тем более что в данной информации, и действительно, не все так, как было на самом деле. А на самом деле было следующее:
Утром 5 марта текущего года на экране локатора судна "В.Тимонов", выполнявшего патрульные работы в Охотском море на юго-западе Камчатки, появилась "точка". Данный район является излюбленным местом браконьеров, незаконно добывающих различные виды крабов. Это хорошо известно инспекторам КРИОМБИР, поэтому было принято решение следовать к цели для опознания и проверки.
"Тимонов" изменил первоначальный курс и пошел на сближение. Первые несколько минут расстояние сокращалось, но затем медленно начало увеличиваться. Стало ясно, судно уходит от преследования. С "Тимонова" на международном 16 канале УКВ радиостанции, который на всех судах обязан быть постоянно включен, начали вызывать неизвестное судно и требовать сообщить свое название. Ответа не последовало. Неизвестное судно упорно шло на юг в сторону Северо-Курильска, до которого оставалось не так уж много, по крайней мере, вызывать на помощь авиацию было уже поздно. Понимая, что через несколько часов судно юркнет в узкую щель Второго Курильского пролива и затеряется там в группе других судов, стоящих на рейде Северо-Курильска, на "Тимонове" дали "самый полный". Расстояние медленно стало сокращаться. Произвели расчет - до Северо-Курильска вроде бы должны догнать. И тут, как будто также все просчитавший и пришедший к такому же выводу, а поэтому не очень веселый, из УКВ радиостанции раздался голос "беглеца".
Им оказался СРТМ-К "Сах-фрахт-3". Судну приказали застопорить ход и лечь в дрейф. Казалось бы, самая интересная часть детектива - погоня - закончена, а значит, закончен и сам детектив. Но все оказалось далеко не так. Едва поднявшись на палубу "Сахфрахта", представители ФПС поняли, что беседой о том, что попытки убежать от патрульного судна могут закончиться в суде, не обойдешься. Кстати, у судьи, в отличие от санкций за другие нарушения, предусматривающих наказание - штраф с конфискацией орудий лова и судна или без таковой, за невыполнение законных требований представителей органов охраны более часа, предусмотрена безальтернативная конфискация судна. А события последних месяцев, помноженные на авторитет корабельной и авиационной артиллерии ФПС, подтвердили, что это объективная реальность.
Ряд специфических признаков подсказал представителям КРИОМБИР, что на этом судне придется "пахать". И уже под конвоем "Тимонова" "Сахфрахт" последовал в Северо-Курильск, где в течение почти двух суток происходила полная проверка судна. По итогам проверки был составлен протокол о нарушении действующих правил рыболовства, в котором только краткое описание события нарушения заняло целую страницу.
В ходе проверки был выявлен целый букет нарушений, за любое из которых можно было смело передавать дело в суд. Главное - был выявлен интереснейший случай массовой амнезии - экипаж "забыл" зафиксировать и отчитаться за вылов почти двух тонн краба стригуна. При пересчете имеющейся на судне продукции была выявлена недостача около двух тонн краба. Припертые к стене члены экипажа выдали инспекторам следующую версию недостачи. Ночью какой-то вредитель или разгильдяй, а может быть даже "судовой барабашка" совершил диверсию в морозильной камере - выключил вентиляторы. В результате более тонны лап и клешней, бывших за сутки до этого 1622 крабами общим весом в 1946 килограмм, вместо того, чтобы заморозиться, пришли в полную негодность, и их буквально за несколько часов до встречи с "Тимоновым" пришлось выбросить за борт, предварительно пропустив через дробилку панцирей. В промысловый журнал данный "полтергейст" и его последствия, естественно, записаны не были, как будто эти 1622 краба никто и не ловил, а они сами, скуки ради, постригли себя на мелкие кусочки. Инспектора КРИОМБИРа не стали уподобляться участникам популярной телепередачи "Детектив-шоу" и выяснять правдоподобность версии о "полтергейсте", а, как водится в подобном случае, рассчитали нанесенный ущерб, который потянул чуть более чем 13,5 тысяч рублей, и предъявили его нарушителю. Диагноз - массовая "амнезия" - инспектора также квалифицировали правильно - искажение данных о вылове. В объяснительных, приложенных к делу, это прямо подтверждено: "учет вылова велся по выходу готовой продукции", т.е. нет продукции нет и вылова. А еще в трюме "Сахалинфрахта" были обнаружены 262 ящика мороженой продукции, на которых отсутствовала маркировка даты выпуска. Если выход продукции не зафиксирован ни в один из дней, значит, официально продукция отсутствует, а если нет продукции, то, согласно вышеприведенной цитате из объяснений, нет и вылова. В последующем продукция может так и не материализоваться в официальных документах, а вследствие этого не будет официально зафиксирован и вылов. Куда может деться продукция? Вариантов много: она может быть испорчена "барабашкой" и поэтому выброшена за борт, она может быть перегружена на другое судно и вывезена им без всякого учета за рубеж, да мало ли куда может деться продукция. Хотя, по правде говоря, не так уж и много: Япония и Южная Корея - вот два места, куда ежегодно вывозится неучтенная продукция на сотни миллионов долларов.
Не сложно предположить, что, не случись встреча с "Тимоновым", никто бы и не вспомнил об этих двух тоннах "испорченного" краба.
Кроме этих нарушений в ведении судовой документации, в судовом журнале обнаружилось отсутствие двух листов - 63 и 90.
Орудия лова на "Сахфрахте" также оказались не в порядке. При осмотре порядка крабовых ловушек выяснилось, что в обязательной маркировке указано название другого судна. На недоуменное замечание представителей ФПС о том, что в случае обнаружения такого порядка в запретном районе спрос будет с судна, чье название нанесено на порядке, они услышали следующую, не лишенную мистики, историю.
За несколько дней до встречи с "Тимоновым" "Сахфрахт" подвергся беспредельному по своей наглости грабежу. Прямо из-под самого носа у "Сахфрахта" какая-то шхуна, не иначе "Летучий Голландец", выхватила его порядок крабовых ловушек и пустилась наутек. Воодушевленный праведным гневом "Сахфрахт" бросился в погоню за призраком-грабителем. Но призрак есть призрак - никому еще не удавалось поймать "Летучий Голландец". Используя преимущество в скорости, шхуна растаяла в густом охотоморском тумане. На счастье, на другой день кто-то из коллег рыбаков сообщил обездоленному "Сахфрахту", что видел, как вновь материализовавшийся призрак выставлял украденный порядок (краб он и для призрака краб - деликатес). Придя в указанные коллегами координаты, "Сахфрахт" действительно обнаружил крабовый порядок, и, не мешкая, вытащил 116 крабовых ловушек... Чужих! (стоимостью около 600 рублей каждая). Со школьной скамьи зная закон перехода и сохранения материи, экипаж "Сахфрахта" решил: если призрак утащил их ловушки, а они оставят себе чьи-то, то этот кто-то будет вынужден умыкнуть ловушки у того же "Летучего Голландца". В итоге все останутся при своих, за исключением супостата-призрака, и это будет справедливо. Данным умозаключением и успокоили совесть...
Выслушав эту историю, инспектора КРИОМБИРа попросили капитана "Сахфрахта" отобразить ее на бумаге, что он добросовестно и сделал в одной из объяснительных. Правда, инспектора с сожалением посетовали, что этот жанр творчества они не в силах оценить по достоинству, но могут передать это творение оригинального жанра - тайное хищение чужого имущества (ст. 158 Уголовного кодекса РФ) настоящему ценителю - транспортному прокурору. К концу вторых суток разбирательства у инспекторов на руках оказалась целая кипа объяснительных, которые вместе вполне потянули бы на томик сказок "Тысяча и одна ночь".
Здесь было все: объяснительная по поводу невыхода на связь, объяснительная по поводу отсутствия в судовом журнале двух листов, объяснительная по поводу отсутствия маркировки даты выпуска на ящиках готовой продукции, объяснительная по поводу искажения данных по вылову, объяснительная по поводу порчи продукции, объяснительная по поводу наличия на борту чужих ловушек и, кажется, еще какие-то объяснительные, все просто сложно упомнить. Ознакомившись с этим фундаментальным трудом, инспектора поняли, что оценить его по достоинству они вряд ли смогут. И поэтому приняли решение вести "Сахфрахт" в Петропавловск. Но тут вновь на судне дал знать себя "полтергейст". Главный двигатель никак не хотел работать. Не помогли даже пинок в картер и страшнейшее проклятье типа "Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса", от которого в фильме "Кавказская пленница" мгновенно заводился автомобиль. Механическая служба многозначительно заводила под лоб глаза, разводила руками, тяжело вздыхала, но дело продолжало стоять на месте.
Чтобы снять заклятие с двигателя, инспекторам ничего не оставалось делать, как пригласить с "Тимонова" собственного шамана по прозвищу "дед" (старший механик). Последний после ритуального камлания и магических прикосновений к топливной аппаратуре снял заклятье, и судно снялось в Петропавловск.
Почти две недели на рейде Петропавловска происходило изгнание злых духов с судна. Оно закончилось выдачей капитану "Сахфрахта" священного амулета в виде постановления о наложении штрафа в размере 200 минимальных размеров оплаты труда (чуть более 16,5 тысяч рублей), после чего "Сахфрахт - 3" отправился в Охотское море долавливать квоту.
Кстати, изъятое на судне разрешение на право ведения промысла было возвращено непосредственно представителю ООО "Севкур" в Петропавловске Писанко И.А., так что последний должен быть полностью в курсе произошедшего.
Учитывая, что при подготовке этого материала была получена интереснейшая информация о деятельности не только судна, но и фирмы-судовладельца за последние два года, в том числе и работ по так называемым научным квотам, редакция планирует в ближайших номерах ознакомить с этой информацией наших читателей.

 

Кто-то в этом году останется без лимитов

30 марта в Камчатрыбводе прошло заседание комиссии по лицензированию рыбопромышленной деятельности. Комиссия состоит не только из специалистов Камчатрыбвода, но и из представителей департамента по рыболовству. В числе обычных вопросов, касающихся выдачи лицензий на промышленное рыболовство и рыбоводство, рассматривался вопрос об аннулировании лицензий у ряда предприятий, нарушающих условия действия лицензий.
Права на эти действия предоставлены комиссии "ПОЛОЖЕНИЕМ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ПРОМЫШЛЕННОГО РЫБОЛОВСТВА И РЫБОВОДСТВА", которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 г., N° 967. Пункт 20 данного "Положения" гласит: "Уполномоченные органы приостанавливают действие выданных ими лицензий или аннулируют их в случае:
Уполномоченный орган в 3-дневный срок после принятия решения о приостановлении действия лицензии или об аннулировании ее в письменной форме информирует об этом решении лицензиата и органы Государственной налоговой службы Российской Федерации. В случае изменения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, действие лицензии может быть возобновлено".
Во время обсуждения данного вопроса было предложено не прибегать сразу к самым жестким мерам - аннулированию лицензий, а для начала приостановить их действие у самых "заслуженных" предприятий. Таковыми оказались: ООО "КИМЧИГА", ИЧП БОБРЯШОВ, ООО "ТРИАДА-1", АО "АНАПКИНСКАЯ", ООО "ШЕЛЬФ".
Представитель департамента по рыболовству проинформировал членов комиссии о том, что в настоящее время в департаменте также ведется работа по сокращению количества претендентов на лососевые квоты этого года, численность которых значительно превышает, возможно, допустимое количество пользователей. Для этого департаментом будет использован ПРИКАЗ КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ от 22 марта 1995 г. N49 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩИХ ДОПУСТИМЫХ УЛОВОВ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ". А конкретно пункт 13 этого "Положения", в котором говорится следующее: "В случае нарушения правил рыболовства, в том числе непредставления установленной отчетности, пользователь может быть лишен права на получение квоты или объем квоты может быть снижен".
Комиссия решила на очередном заседании в апреле рассмотреть информацию отдела рыбоохраны Камчатрыбвода о ходе поступлений штрафов и возмещения ущербов за нарушения, допущенные в сезон 1999 года. По результатам данного рассмотрения планируется приостановить действие лицензий нескольким десяткам предприятий, не расплатившимся по прошлогодним штрафам и не компенсировавшим нанесенный ущерб. Буквально сразу же после заседания комиссии должен пройти рыбопромысловый совет, на котором будут распределены лососевые квоты 2000 года. Естественно, что все те, у кого лицензии аннулированы или их действие приостановлено, останутся в этом году без квот, т.е. пополнят число безработных. Что характерно, большая часть этих потенциальных безработных задолжала государству по 40-80 рублей.
Видимо, совсем обнищал народ.

Пресс-центр Камчатрыбвода