НЕ РЫБАКИ "В ЗАКОНЕ", А ЗАКОН - ДЛЯ РЫБАКОВ
Наша газета не раз рассказывала о нестабильной ситуации в отрасли. И одной из причин нынешнего кризиса является то, что отношения рыбаков с государством до сих пор не отрегулированы законом. Многим из наших читателей, например, известна нелегкая судьба федерального законопроекта "О рыболовстве и охране водных биологических ресурсов", который несколько лет путешествовал по различным парламентским комитетам, министерствам и ведомствам, но так и не был принят Госдумой РФ прошлого созыва. Однако недаром говорят: нет худа без добра. Не дождавшись федерального закона, сахалинцы решили создать собственное законодательное поле, в котором могла бы устойчиво развиваться одна из ведущих отраслей экономики островной области. Президент ассоциаций рыбопромышленников Сахалина и рыбопромышленников Дальнего Востока Владимир Горшечников возглавил рабочую группу по разработке соответствующего областного закона, а спустя чуть больше года такой закон был принят Сахалинской думой и введен в действие. Вместе с тем, накопив первый положительный опыт законотворчества, сахалинцы резонно рассудили о том, что можно попробовать применить этот опыт уже и на федеральном уровне. По предложению Владимира Горшечникова, областная дума, опираясь на свои полномочия субъекта законодательной инициативы, приняла специальное постановление, согласно которому группе высокопрофессиональных юристов была поручена разработка концепции нового федерального законопроекта о рыболовстве. О том, каким будет новый закон, и рассказывает сегодня депутат Сахалинской думы, президент ассоциации рыбопромышленников Сахалина и рыбопромышленников Дальнего Востока Владимир Петрович ГОРШЕЧНИКОВ.
- Для начала хотелось бы понять - чем не устраивает вас прежний законопроект. Ведь проще, казалось бы, внести в него поправки, нежели тратить немалые средства на разработку совершенно нового...
- Мы уже пробовали идти таким путем более года назад. Провели обсуждение прежнего законопроекта не только среди рыбаков и депутатов нашей области, но и среди рыбопромышленников всего Дальнего Востока, привлекли ряд ведущих специалистов отрасли из Москвы. Однако результат оказался поистине удручающим - ни одна из более чем тысячи поправок, подготовленных в рыбацких регионах страны, так и не была учтена Госдумой РФ прежнего созыва. Более того, законопроект был подготовлен ко второму чтению в парламенте с массой поправок от различных министерств и ведомств, которые, по сути дела, превратили его уже в закон... для чиновников, но не для самих рыбаков. Один из главных недостатков прежнего законопроекта виден уже в его названии - "О рыболовстве и охране водных биологических ресурсов".То есть, согласно концепции, Закон должен регулировать отношения в двух, причем совершенно разных, сферах. А это, на мой взгляд, - в корне неверно, поскольку такой важнейший вопрос, как охрана водных биологических ресурсов заслуживает совершенно отдельного закона, в котором определялись бы не только основные его субъекты и правила их взаимодействия - например, подразделения рыбоохраны и пограничной служб. Но еще и такая, тесно связанная с проблемой охраны область правоотношений, как воспроизводство подобного вида ресурсов. Другой грубейшей ошибкой в концепции прежнего законопроекта было просто юридически безграмотное смешивание совершенно разных объектов правоотношений. Проще говоря, разработчики этого закона почему-то пришли к выводу: все водные ресурсы и для государства, и для пользователя - равны. На самом же деле рыбаки вовсе не случайно делят их на ресурсы пресноводных водоемов и морские живые ресурсы. И дело здесь вовсе не в том, что для добычи одной и той же, скажем, горбуши в реке и в океане используются совершенно разные промысловые технологии. Куда важнее другое: одна и та же рыба в реке и в океане выступает в качестве совершенно разных объектов правоотношений. В первом случае на нее распространяются права местных органов власти, поскольку по Конституции РФ природные ресурсы, сосредоточенные, например, в озерах и реках Сахалинской области, находятся в совместном ведении как самой области, так и Федерации. В то же самое время горбуша, которую наши рыбаки промышляют в российской 200-мильной экономзоне, подпадает уже только под федеральное законодательство, а также под целый ряд международных и межправительственных соглашений вроде Конвенции ООН по морскому праву или, например, российско-японскому соглашению по вопросам рыболовства в зоне близ Курильских островов.
Кстати заметить, из этой ошибки логично вытекает и еще одна несуразность в концепции. Разработчики прежнего законопроекта совершенно не учли то важнейшее обстоятельство, что в последние годы между краевыми и областными администрациями, с одной стороны, и правительством РФ - с другой, подписано несколько десятков различных соглашений о разделении полномочий и предмета ведения. Проще говоря, региональные и центральные государственные органы произвели своеобразное перераспределение власти, договорившись совместно решать ряд важнейших вопросов, связанных с формированием бюджетов, с эксплуатацией имеющихся в регионах природных ресурсов и тому подобных. Пакет таких соглашений с центральными органами власти - в том числе и по вопросам освоения рыбных запасов - подписан, например, и администрацией Сахалинской области. И это вполне понятно: не может же, в самом деле, сидящий в далекой Москве чиновник лучше нас разобраться в том, какие именно виды морепродуктов, когда и в какой последовательности вылавливать у берегов Сахалина и Курил. Но в том-то и проблема, что подобные отношения между государствеными органами разного уровня до сих пор регулируются, по преимуществу, нормативными актами, которые, естественно, зависят от смены правительства и президента. Закон же мог бы закрепить сложившийся механизм правоотношений на многие годы вперед, внес бы стабильность и укрепил связи регионов и центра. Я могу привести и другие примеры грубейших ошибок разработчиков прежнего законопроекта, но, по-видимому, уже ясно - в прежнем виде закон принимать сегодня ни в коем случае нельзя. Такой закон принесет одной из ведущих отраслей экономики страны только вред. Образно говоря, в итоге мы получим рыбаков в законе, поскольку подобные правоотношения уже сегодня загоняют их в лоно браконьерства. А нам, согласитесь, нужно совсем иное - закон, который поможет рыбакам нормально жить и стабильно развиваться, что только на пользу и государству.
- Но что, в таком случае, готовы предложить вы в своем альтернативном законопроекте?
- Это без труда можно понять даже по его названию. Мы предлагаем новой Госдуме РФ принять закон "О рыболовстве и управлении морскими живыми ресурсами". То есть мы сразу же выводим из правового поля ресурсы пресных водоемов, которые находятся в совместном ведении субъектов и Федерации, чьи отношения регулируются уже совершенно другим законодательством. Далее, мы вводим понятие управления ресурсами на государственном уровне, что, согласитесь, чрезвычайно необходимо. Более того, по нашей концепции, такое управление предусматривает и создание новой управленческой вертикали. В советские времена подобная вертикаль выстраивалась сугубо через государственные органы власти и их подразделения и схематично выглядела так: Министерство - региональные производственные объединения - предприятия. Нынешнее же время диктует совершенно иную модель: Госкомрыболовство РФ (а возможно, и Министерство рыбного хозяйства РФ) - региональные администрации - отраслевые ассоциации, объединения и союзы пользователей - предприятия.
На первый взгляд, мы лишь предлагаем ввести региональные органы власти .да заменить среднее звено этой управленческой вертикали. Но на самом деле у нас появляются новые рычаги управления отраслью. Так, местные органы власти будут поддерживать баланс интересов региона и центра, не позволяя ущемлять интересы своих рыбаков и в то же время нацеливая их же на реализацию территориальной составляющей общефедеральной программы развития отрасли. Кроме того, если учесть, что в среднем звене теперь сосредоточены новые собственники, а следовательно и совершенно иные субъекты правоотношений, мы предлагаем замену не просто элемента управления, но коренную смену самих отношений между государством и рыбаком. В этом случае государство сможет проводить свою политику не только распределяя федеральные ресурсы, но и контролируя их эффективную эксплуатацию с помощью, скажем, системы госзаказов на рыбопродукцию. В свою очередь, рыбак будет заинтересован в реализации такой системы управления, поскольку при ней он получает гарантии на выделение государством определенного объема сырьевых ресурсов в течение длительною периода - скажем, ближайших 10-15 лет. Подобная схема управления отраслью, как видите, помогает решить сразу три главных задачи, которые мы определили в концепции альтернативного законопроекта. С одной стороны, мы обеспечиваем продовольственную безопасность страны, поскольку государство при такой схеме станет требовать от рыбака в первую очередь не налоги или внебюджетные платежи, а - продукцию, которой можно накормить население. И в этой связи альтернативный законопроект, например, вообще исключает такое понятие, как платные аукционы и конкурсы, плату за промысел ряда морских ресурсов. Какая уж тут продовольственная безопасность, если с помощью таких аукционов и конкурсов, с введением платности ресурсов у нас буквально разоряются российские рыбаки, а им на смену приходят иностранцы и даже криминальный капитал, обладающие необходимыми финансовыми ресурсами?.. С другой стороны, желая обеспечить и интересы государства, мы предлагаем ему свою помощь: по новой концепции законопроекта государство будет уже совместно с рыбаками управлять и заботиться о сохранении морских живых ресурсов - именно для того и выстраивается новая управленческая вертикаль. И, наконец, как следствие изменившихся между государством и рыбаками отношений, - мы переходим к обеспечению по-настоящему стабильной работы рыбопромышленного комплекса, поскольку в этом случае в устойчивом развитии отрасли заинтересованы буквально все. Большое внимание в нашем альтернативном законопроекте уделено порядку распределения квот, который подвергается жесткой критике со стороны рыбаков на протяжении вот уже многих лет подряд. И главным недостатком, на наш взгляд, здесь было то, что распределение квот производилось по преимуществу исполнительной властью через различные нормативно-правовые акты. Причем из-за частой смены руководства штаба отрасли такие акты зачастую даже противоречили друг другу, добавляя нервотрепки, а то и убытков рядовым рыбакам. Мы же предлагаем закрепить новым законом и новый механизм раздела квот, который будет гарантировать "прозрачное" распределение ресурсов среди предприятий.
При этом выделенный в целом на регион объем ресурсов должен гарантироваться государством на длительный период времени, а перераспределять его министр рыбного хозяйства РФ или даже глава российского правительства могут лишь с согласия руководителей органов власти конкретных субъектов федерации, и, возможно, даже - на специальном заседании Совета Федерации РФ. Вот тогда в распределении квот и прекратится тот беспредел, который все мы сегодня наблюдаем.
- Об альтернативном законопроекте как о состоявшемся факте уже начали говорить политики самого разного уровня, причем многие из них даже приписывают себе заслугу по его разработке и продвижению. Ну, а что вы - непосредственный инициатор разработки нового закона - можете сказать о том, когда он наконец будет принят?
- Я надеюсь, что уже в нынешнем году альтернативный законопроект поступит на слушания в Госдуму РФ. Именно с этой целью мы встречались с нынешним спикером Госдумы РФ Геннадием Селезневым, когда он побывал на Сахалине в ходе предвыборной поездки. Для скорейшего продвижения нашего законопроекта я также постоянно работаю с целым рядом других депутатов Госдумы. И судя по тому, как развиваются события, - у нас есть все шансы примерно через месяц получить полностью готовый новый законопроект. Естественно, что в первую очередь мы постараемся детально познакомить с ним всю рыбацкую общественность региона, ну а затем - будем добиваться включения этого законопроекта в ближайшие планы работы российского парламента. Поверьте, мы приложим все усилия, чтобы обновленный закон о рыболовстве и управлении морскими живыми ресурсами Госдума приняла как можно скорее.
Записал С. Сактаганов.
ПАРУСА НАДЕЖДЫ НАД ПСРЗ
Недавно из дока Первомайского судоремонтного завода вышла краса и гордость российского флота - учебный парусник "Надежда". Судно еще ни разу не ремонтировалось у себя на родине. И вот впервые эта честь выпала приморским судоремонтникам.
Для ремонта "Надежды" использовалось самое передовое оборудование, практически не имеющее аналогов на всем Дальнем Востоке России. Была проведена пескоструйная очистка корпуса от ракушек по оригинальной технологии, которая во Владивостоке используется только на ПСРЗ. В общем, как уверяют корабелы, ремонт произведен на высочайшем уровне.
Недавно Первомайский судоремонтный завод приобрел водоочистную машину немецкого производства, которая используется также для очистки корпуса судна. Под давлением в 1000 килограммов обычной пресной водой сбиваются окалина, ржавчина и ракушка. Кроме того, с покупкой этого агрегата отпадет надобность в приобретении специального шлака, привозимого издалека и используемого в пескоструйной машине.
Первомайский судоремонтный завод является активно развивающимся предприятием. Сейчас у его причальной стенки и в доках стоят на ремонте 18 судов. Портфель заказов полностью сформирован. Даже существует небольшая очередь среди заказчиков, которых полностью устраивают и сроки ремонта, и оплата. Но самое главное, что рабочие ПСРЗ теперь вовремя и в срок получают свои заработанные нелегким трудом деньги. Причем средняя заработная плата судоремонтника составляет 3,5 тысячи рублей. Согласитесь, совсем не плохо, если учесть, что тысячи людей в наше время не имеют не то что стабильного заработка, но и работы вообще.
А ведь еще год назад на этом судоремонтном предприятии дела шли, скажем прямо, не блестяще. На заводе осталось всего 400 человек из числа старых кадров. На горизонте маячила безрадостная перспектива свертывания производства и его постепенная распродажа. На худой конец предприятию грозила участь превращения в обычный торговый склад. Но, к счастью, этого не произошло.
Год назад ПСРЗ изменил форму собственности и получил статус закрытого акционерного общества. Пришло молодое, перспективное руководство во главе с генеральным директором Игорем Пушкаревым. Закупили новое оборудование. Сейчас Первомайский судоремонтный завод располагает двумя современными доками. Число рабочих увеличилось до 800 человек. И практически каждый день набираются все новые и новые люди. В дальнейшем руководство планирует увеличить количество рабочих мест до полутора тысяч.
Такая ситуация не просто радует, она вселяет надежду на дальнейший подъем и развитие судоремонтной промышленности в крае. Похоже, что наконец настало время ремонтироваться в родной гавани, а не гнать суда за тридевять земель в иностранные порты. И для этого у наших судоремонтников есть все необходимое - и квалифицированные кадры, и передовые технологии, и дешевая рабочая сила. Возможно, что в скором будущем в приморских доках мы увидим не только российские суда, но и корабли под иностранными флагами.
- Недавно на нашем заводе побывала делегация корейской фирмы "Самсунг", - рассказывает начальник судоремонтного производства ПСРЗ Николай Богомягков. - Она изучала возможности нашего предприятия. В результате достигнутой договоренности этим летом корейцы планируют поставить к нам в док большой морозильный траулер. Когда-то он был куплен в России, и вот теперь настало время его ремонтировать. Наши гости посчитали, что российский судоремонт для них выгоднее, поскольку в 2,5 раза дешевле корейского. Кроме этого их полностью устраивает качество работ. Так что все флаги будут в гости к нам. По крайней мере, корейский - почти наверняка.
А пока рядом с красавицей "Надеждой" высятся мачты учебного судна "Паллада", которое получило постоянную прописку у причальной стенки Первомайского судоремонтного завода. И теперь, когда эти два парусника стоят борт о борт друг с другом, - зрелище, надо вам сказать, незабываемое...
Александр АЛЕКСЕЕВ, "Владивосток"