"ТВ"-архив

ГОД 1994 ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА:

ВЕЛИКИЕ ПРИТЯЗАНИЯ ВЕЛИКОГО

РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННИКА ЕВГЕНИЯ НАЗДРАТЕНКО - "СЕВЕРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ" ДОЛЖНЫ ПРИНАДЛЕЖАТЬ ПРИМОРЬЮ

СУЕТА ВОКРУГ КУРИЛ
"Немецкая волна". В споре о четырех островах Южно-Курильской гряды раздаются новые голоса. Глава администрации Приморского края Евгений Наздратенко обратился к администрации Сахалинской области, настойчиво требуя в срочном порядке рассмотреть вопрос о передаче островов под юрисдикцию Приморских краевых властей.
В Южно-Сахалинске к предложению Наздратенко отнеслись как к сумасшествию, но неизвестно, как к новации отнесется Москва.
Официальный же Токио, в недоумении наблюдающий за противоречивыми высказываниями первых лиц российского руководства, сейчас вынужден анализировать интригу на местном уровне. Сегодня, впрочем, есть все основания рассматривать предложение Евгения Наздратенко как составную часть московской интриги, по которой Курилы предлагаются как лакомый инвестиционный кусочек самым разным странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Не случайно, наверное, последнее время и местные, и центральные газеты публикуют ранее секретную информацию о минерально-сырьевых ресурсах островов, которые якобы не встречаются в таких количествах нигде и к тому же лежат практически на поверхности.
По существу, можно говорить о провале первоначального плана российского руководства превратить Курилы в зону совместного российско-японского бизнеса, поскольку Токио не намерен участвовать в таком проекте и по-прежнему продолжает настаивать на однозначной принадлежности островов Малой Курильской гряды Японии.

"Рабочая трибуна" 1994, 3 июля

ГУБЕРНАТОР РЕШИЛСЯ ПОТЯГАТЬСЯ С ЯПОНЦАМИ
Шансы японцев заполучить Курильские острова становятся все призрачнее. Токио, может быть, и имеет вес в мировой политике, но, вероятно, не до такой степени, чтобы тягаться с губернатором Приморского края Евгением Наздратенко, который пока ни в чем не знал отказа у российских властей. Глава краевой администрации, встречаясь с лидерами партий и общественных организаций, сообщил им, что обратился к президенту России с предложением передать Курильские острова, входящие в состав Сахалинской области, в административное подчинение Приморского края. Встреча Наздратенко была посвящена предстоящим выборам главы администрации края. Надо отметить, что Наздратенко и так считается единственным претендентом на победу. Однако он постарался ещё более укрепить свои позиции и выдвинул великую цель краевого масштаба, которая, похоже, по его мнению, должна объединить все политические сипы региона. Губернатор сообщил собравшимся, что одновременно направил премьер-министру Виктору Черномырдину, директору Федеральной службы контрразведки Сергею Степашину и главе администрации президента Сергею Филатову технико-экономическое обоснование необходимости присоединения Курильских островов к Приморскому краю. Перед сомневающимися Наздратенко нарисовал прекрасные перспективы. В единый экономический комплекс войдут расположенный на Шикотане крупнейший рыбоперерабатывающий завод и крупнейший рыболовецкий флот в Приморье. На островах начнутся разработки крупных запасов полезных ископаемых- марганца, химически чистой серы, золота. Вложения для этого необходимы минимальные, а отдача будет скорой, поскольку все это лежит практически на поверхности. По мнению Наздратенко, на Курилах уже сейчас могли бы развернуть производственные мощности Ярославский и Хрустальненский горнообогатительные комбинаты, объединения "Дальполиметалл" и "Бор", горнорудная компания "Восток" (президентом которой Наздратенко был до назначения на пост губернатора). Наздратенко полагает, что со стороны Японии его позиция вызовет резкое неприятие, однако он уверен, что предложенный им шаг "экономически" укрепит рубежи России. По мнению наблюдателей, шаг Наздратенко весьма рискован. Его идея действительно может привлечь на его сторону дополнительные голоса избирателей, но столько же шансов и за то, что сторонников у губернатора поубавится. Весьма сомнительно, что нарисованная им перспектива реальна: юридически для ее воплощения необходимо проведение двух референдумов - на Сахалине и в Приморье, решение Совета федерации, поддержанное квалифицированным большинством, и согласие президента, И если большое количество идей не противопоказано политикам, то склонность к досужим фантазиям не прибавляет им авторитета у избирателей.

СЕРГЕЙ АГАПОВ,
"Коммерсант-Дейли", 13 августа 1994 г.

"РЫБНЫЕ УШИ" В ГЕНЕРАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ВЕЛИКОГО ГОСУДАРСТВЕННИКА
(Из открытого письма главе администрации Приморского края Е.И.НАЗДРАТЕНКО первого вице-губернатора Сахалинской области И.П. Долгих)
Уважаемый Евгений Иванович!
Администрация Сахалинской области внимательно рассмотрела Ваше письмо от 15.07.94 г. N№ 8-I/1756 "О вопросах развития экономического потенциала Курильских островов" в адрес Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина и Председателя Правительства Российской Федерации В.С.Черномырдина с предложением территориального объединения Курильских островов с Приморским краем и считаем его, по меньшей мере, непоследовательным и неперспективным. В Сахалинской области, как субъекте федерации, в нарушение статьи 67 Конституции РФ каких-либо предложений от Приморского края по территориальным вопросам не поступало. Экономическое и социальное положение на Курильских островах в настоящее время, в силу региональных особенностей и действующего экономического механизма хозяйствования, :действительно остается сложным. Однако Вы, как глава администрации Приморского края, и разработчики доклада из ИНП РАН, на который делается ссылка в письме, не можете не знать, что нынешнее положение на островах во многом является также следствием проводимой десятилетиями, по существу, колониальной политики по отношению к нашим территориям и монопольного хозяйствования здесь бывшего Минрыбхоза СССР и его приморского подразделения - "Дальрыбы". Их ориентация, не без участия бывшего приморского партийного руководства, на создание гигантских рыбоперерабатывающих плавбаз (предприятий-судов) и концентрацию в г. Владивостоке транспортного, рефрижераторного и обслуживающего флота, других инфраструктурных подразделений рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока, привела к окончательному запустению отдаленных территорий и разорению местных рыбохозяйственных предприятий, застою в развитии добывающего флота, портового хозяйства и береговой рыбоперерабатывающей базы, соответствующей социальной инфраструктуры. Может, и не вина его, но бывший "Приморрыбпром", принявший в 60-е годы участие в развитии рыбоперерабатывающей базы в Малокурильском на о. Шикотан в годы массового подхода сайры, ушел с острова вместе с уходом сайры, оставив после себя барачное жилье и временные перерабатывающие мощности, которые удалось в последующие годы воссоздать практически заново усилиями предприятий "Сахалинрыбпрома" и области. Располагая богатейшими ресурсами, местные предприятия и население Курил, в силу такой политики центра и края, оказались, по существу, отстраненными от участия в их освоении и социальном обустройстве территории. Сахалинцы помнят, что за счет ресурсов Курил и других отдаленных территорий многие годы ускоренно развивались крупные портовые города и экономика Приморского края. Курильские острова никогда не снабжались за счет Приморья. Поставки на них продовольствия и товаров народного потребления, другой продукции всегда осуществлялись за счет централизованных фондов Сахалинской области. Сконцентрированным в Приморье флотом осуществлялись лишь их транспортные перевозки. Нетрудно предвидеть, что получат Курилы, решись область, с согласия населения, на такое территориальное объединение. Испытывая тот же дефицит бюджета и финансовый кризис, как и Сахалинская область, да вдобавок жесточайший энергетический кризис, нынешние власти Приморья смогут, в лучшем случае, пойти по стопам своих предшественников, возможно, на какое-то время загрузить свои мощности, не оставив курильчанам последних надежд на собственное благополучие. Хотя, возможно, ресурсов Курил и хватит, чтобы будущему губернатору Приморья удержаться у власти на очередной выборный срок. Ваше предложение не учитывает новые экономические условия, открывшиеся с переходом на рыночную экономику, как и статью 74 Конституции, предусматривающую на территории Российской Федерации свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. В условиях единого .экономического пространства и хозяйственной самостоятельности предприятия и финансовые структуры Приморья имеют возможность на равных с сахалинскими и другими предприятиями участвовать в хозяйственном освоении природных богатств Курильских островов. Администрации области и курильских районов не препятствуют хозяйственным связям. В текущем году из 510 тыс. тонн распределенных к добыче в районах Курил рыбных ресурсов предприятия Приморья имеют лимитов 150 тыс. т. Осваивают ресурсы островов и другие края и области Дальнего Востока. Область приглашает хозяйствующие субъекты Приморья к взаимовыгодному сотрудничеству и в последующие годы. Строго на рыночных условиях решаются сейчас курильчанами и другие вопросы, касающиеся транспортных, снабженческих и других услуг. Задача администрации - не мешать, а поддерживать сохраняющиеся старые и создаваемые новые хозяйственные связи между самостоятельными предприятиями Курил и Приморского края, тем более не перехватывать волевым порядком следующие сюда транзитом через Приморский край топливо и другие уже оплаченные товары и грузы.
От творящегося на территории края беспредела руководство области вынуждено было в апреле т.г. искать защиту даже у Председателя Правительства РФ В.С.Черномырдина, министра путей сообщения Г.М.Фалеева и в Генеральной прокуратуре РФ. В январе т.г. по официальному распоряжению администрации края слито на ТЭЦ Приморья 2719 тыс. тонн топочного мазута, отгруженного "Ангарскнефтеоргсинтезом" через Находкинскую базу для "Сахалиннефтепродукта" и оплаченного им. Предприятиям области месяцами не возвращаются средства за самовольно перехваченные с ведома руководства края грузы. До настоящего времени не рассчитались за них Лучегорский угольный разрез (16,5 млн. руб.) и Ярославский ГОК (158,5 млн. руб.). И этот список можно продолжить. Лишать сопредельную область принадлежащего ей топлива в разгар зимы, когда на счету каждая тонна и введена веерная система подачи электроэнергии, чтобы не заморозить города и поселки, считаем не только безнравственным, но и преступным. Из-за слива бензина, отгруженного в марте, было поставлено под угрозу проведение в области весенне-полевых работ. Учитывая принципы Вашей деятельности и в ответ на Ваш "штурм" российских властей о передаче островов под свою юрисдикцию, сахалинские журналисты, видимо, справедливо подметили и разглядели за дымовой завесой слов о радении за благо курильчан и обещаний улучшить снабжение их всем необходимым, откровенно торчащие "рыбные уши". Совершенно очевидно, что, как и раньше, Вам чужды интересы сахалинцев и курильчан. Хотя, возможно, и найдется какая-то часть легковерных людей, готовых ухватиться за эту спасительную соломинку. Поднятый Вами вопрос не только не решает проблем "северных территорий", как Вам видится, а порождает новые внутренние проблемы. Вам ли не знать, что основой стабильности на Дальнем Востоке может быть только незыблемость как внутренних, так и государственных границ РФ. Горький опыт последних лет других регионов России является наглядным тому подтверждением. Сахалинская область готова к экономическому сотрудничеству со всеми субъектами Федерации Дальнего Востока и других регионов, но заявляет, что в решении территориальных вопросов будет твердо следовать Конституции Российской Федерации и вытекающих из нее государственных и правовых норм. Администрация области рассматривала и рассматривает Курильские острова как неотъемлемую часть единого народнохозяйственного комплекса области. И если в Приморье рыбохозяйственный комплекс занимает незначительный удельный вес, то экономика Сахалинской области более чем на 50 процентов базируется на использовании рыбных и других морских биологических ресурсов. Добыча рыбы и морепродуктов в 1989 и 1990 годах, до спада в последние годы, составляла по области соответственно 1032 и 927 тыс. тонн. С оживлением экономики объемы их добычи могут вплотную приблизиться к ранее достигнутым показателям. В противном случае, с утратой Курильского промыслового района, будет разрушен весь сформированный десятилетиями рыбохозяйственный комплекс области, что допустить мы не можем. Поэтому область никогда, ни при каких обстоятельствах не может дать согласия на передачу Курил под юрисдикцию Приморья. ...

"Губернские ведомости"

27 августа 1994 г.

 

АРБИТРАЖ ПРИЗНАЛ НЕЗАКОННОЙ ПРОДАЖУ АКЦИЙ НАХОДКИНСКОГО РЫБНОГО ПОРТА.

Арбитражный суд Приморского края признал незаконными две сделки по продаже в общей сложности 268 тыс. акций ОАО "Находкинский рыбный порт" (НРП), которые были санкционированы гендиректором инвестиционной компании "Первый порт" Денисом Любимовым. Теперь к прежнему владельцу вернется чуть больше половины 38-процентного пакета акций "Находкинского рыбного порта", который во второй половине 1999 года по частям перешел в собственность местных фирм "Диаспора", "Клевер" и "Финансовый маркетинг". Ценные бумаги НРП, вокруг которых разгорелся скандал, были приобретены "Первым портом" на инвестиционном конкурсе в 1994 году. По номинальной стоимости - 100 тогдашних, неденоминированных рублей за акцию (всего 511820 акций). А осенью 1999 года эти акции с подачи Дениса Любимова были проданы по 18 копеек за штуку. В то же самое время котировки акций НРП на фондовом рынке достигали 15 долл., а их балансовая стоимость оценивалась в 29,9 рублей за штуку. В ноябре, уже после сделки с "Диаспорой", "Клевером" и "Финансовым маркетингом", совет директоров "Первого порта" спохватился и отстранил г-на Любимова от должности. Временно инвестиционную компанию возглавил генеральный директор НРП Михаил Веселов. Он и обратился в прокуратуру Находки с заявлением о возбуждении по данному факту уголовного дела, а также оспорил сделки в арбитраже.

"Время MN".

КАЗАЧКИ-ТО ЗАСЛАННЫЕ!

Редакции "ТВ" стало известно, что некоторые рыбопромышленные предприятия Дальнего Востока берут, якобы в аренду, на условиях бербоут-чартера суда республики Польша. Поляки, как известно, отказались расплачиваться за прошлогодние квоты, выбрали нынешние и сейчас разыскивают очередных "лохов" для сдачи судов в аренду. Названия этих судов: "Регулус", "Рекин", "Богар", "Хайдук". Последний уже выловил 499 тонн рыбы в счет квот одной из Магаданских компаний. Остается ждать дождичка в четверг, после которого будут выплачены деньги.

 

"РЫБНЫЙ" МИНИСТР

Юрий СИНЕЛЬНИК. Председатель Государственного комитета РФ по рыболовству. Назначен 24 декабря 1999 года. Возраст - 36 лет. Женат. Растут две дочери. Юрист по образованию. Закончил Академию внешней торговли, факультет подготовки руководящих кадров при Министерстве внешнеэкономических связей. Владеет испанским, английским, французским и немецким языками.
Когда-то - не правда ли, звучит странно, ведь и прошло всего десять лет - наш регион был не последним в стране по добыче и переработке продуктов моря, строительству судов и их ремонту, организации научных исследований как на просторах Мирового океана, так и в области создания новых орудий лова, технологий переработки морепродуктов.
Сегодня эта отрасль как у нас, так и в целом по России переживает глубочайший кризис. Достаточно сказать, что в прошлом году, когда в экономике страны отмечался пусть небольшой, но обнадеживающий прирост, рыбная промышленность продолжала скольжение вниз: вылов сократился по сравнению с 1998 годом более чем на 330 тысяч тонн (9%), а выпуск пищевой продукции - на 254 тысячи тонн (10%).
Принимать в таких условиях "хозяйство", на мой взгляд, все равно что пытаться остановить движение лавины, сооружая забор из прутьев. Да и какой сегодня из Комитета по рыболовству хозяин, если у судов, заводов по ремонту и строительству, предприятий по переработке морепродуктов появились владельцы, если сегодня практически весь рыбопромышленный комплекс акционировался?
Кроме того, рыбная отрасль сегодня - одна из самых криминализированных. Достаточно привести такой факт: в прошлом году потери государства от незаконной продажи промысловиками добычи на экспорт составили свыше семисот миллионов долларов. А о "разборках" за акции портов, судоремонтных и судостроительных заводов, рыбоконсервных комбинатов, о списании и распродаже пароходов на "иголки" мы знаем не по рассказам.
- Вы, Юрий Петрович, с коллективом Пионерской базы "Океанрыбфлот" все это прошли. Так стоило уходить оттуда, где только-только отладили производство, и подставлять грудь под лавину?
Задумался бывший генеральный директор из Пионерского, не спешит с ответом. Да и каким он может быть? Таким, что кому-то нужно быть первым? Так это из прошлого, когда никто ничего не считал, когда работали по едко сформулированному кем-то принципу "Надо, Федя, надо".
Я знаю, Синельник другой: практик-прагматик, когда главенствует экономическая целесообразность. Сошлется на карьерные соображения? Однако такая ли уж это карьера - быть капитаном на судне, у которого в ураган отказал двигатель и порваны якорные цепи?
- Да, вопрос, - вздыхает "рыбный" министр, понимая, что пауза затягивается, а он явно из той среды новых руководителей, которые откровенно говорят, если не знают или еще не смогли точно сформулировать ответ, такие не станут прятаться за общими рассуждениями. - Диагноз болезни отрасли определен. Люди в комитете собраны грамотные - смогли определить основные "болевые" точки. Теперь дело за операцией...
Есть точка опоры. Осталось опереться.
Леша Кремлев приехал в Москву из Архангельска. Вообще-то и по должности - один из руководителей объединения "Севморфлот", и по возрасту - под сорок уже - Кремлева надо бы величать по имени-отчеству: Алексей Александрович. Но в этом невысоком человеке столько мальчишеского обаяния, столько доверительной, почти детской распахнутости и открытости, что кроме как Лешей его редко кто называет.
Алексей Александрович внимания на это не обращает - на подобные мелочи у него просто нет времени. К Синельнику на встречу он прибыл, потому что вырисовываются контуры проекта постройки десяти среднетоннажных судов-морозильщиков на заводах в Архангельске и Северодвинске.
Первый опытный образец уже проходит испытания, но Алексей Александрович удовлетворения не испытывает.
- Дорогим вышло строительство "первенца", - сетует. - Да и то сказать, иностранные партнеры, к примеру, Норвегия, поставили условие: "начинку", то есть навигационное оборудование, оснастку будут они поставлять. Вначале согласились, а когда подсчитали - под семь миллионов судно потянуло. Это в долларах.
Вот и ждет Кремлев в приемной "рыбного" министра: за пять минут вопрос снижения стоимости - и значительного - строительства не обсудишь. А к Синельнику на прием и губернаторы, и вице-губернаторы, и мэры, и директора спешат: о квотах и новых принципах подхода их распределения прослышали...
Если не ошибаюсь, Синельник и Кремлев познакомились еще в дни учебы на факультете подготовки руководящих кадров. Не то чтобы подружились, но друг другу понравились - сближало желание дело делать.
Леша в то время в областной администрации обретался: молодой, энергии и идей много, темперамент и работоспособность - суток не хватало. А начальство на пятнадцатой минуте его доклада засыпать начинало: не привыкло начальство к такому темпераменту, да и в вопросе не очень разбиралось...
Вот Кремлев на конкретику и ушел: десять судов да в наше-то время на российских стапелях заложить!..
- А намного, Алексей Александрович, можно удешевить строительство одного судна?
- Затем и приехал к Юрию Петровичу, подсчеты привез. Он проверит, потом должен в правительстве доказать и поддержку получить.
Гораздо позже Синельник заметил: "Поддержку в правительстве получим". Он, по обыкновению, помолчал, добавил грустно:
- Эх, половину бы этого заказа да на Калининград отдать!
Мы оба понимаем - на какой срок и сколько людей на том же самом "Янтаре" были бы работой обеспечены. Отдать бы можно, но не могут калининградцы сегодня уложиться даже в те экономические параметры, которыми оперируют судостроители Архангельска и Северодвинска, оспаривая право на размещение заказа у себя.
Леша Кремлев не без гордости сообщил, что архангелогородцы в прошлом году обеспечили в промышленности темпы прироста на 15 процентов, а коллектив судостроительного завода "Звездочка" из Северодвинска - на 19 процентов.
Все просто нынче: построишь быстро, качественно, дешево - получишь заказ.
К председателю комитета тем временем на прием прошел вице-мэр Корсакова Константин Анатольевич Филиппов.
Смущенно отреагировал на вопрос: "Что занесло вас, Константин Анатольевич, в столицу?"
- Вице-мэром стал не так давно, к обращению по имени-отчеству не привык. Раньше-то все Костя да Костя, опять же по возрасту на Константина Анатольевича не тяну.
Улыбнулся, посерьезнел:
- А в столице вот почему... И рассказал вице-мэр о положении дел в рыбной промышленности города - неплохом пока, о том, что суда-маломерки строят, переработку отлаживают, людей работой заняли. Вопрос же его - о квотах. Вроде бы немало сказал вице-мэр, картину четко нарисовал, а по времени минут в пять уложился. Синельник это оценил:
- Принцип нашего подхода к распределению квот знаете?
Кивнул вице-мэр Корсакова, бумаги на стол положил.
- Что ж, - усмехнулся, проглядывая бумаги "рыбный" министр. - Вам и волноваться нет резона.
Уже прощаясь, заметил Синельник:
- Отцу и брату привет передавайте.
Вспыхнул радостно Филиппов, но сдержался:
- Передам.
Ушел вице-мэр, а Синельник пояснил:
- На пустыре, на обычных лодчонках несколько лет назад Константин Анатольевич, его отец и брат начинали. Сегодня горбушу в банках на экспорт поставляют...
Будет счастлив гражданин - будет счастливо Отечество.
Позволю себе отступление - впрочем, в рамках темы. Я устал от важных, вальяжных, старых начальственных лиц, по которым годы прошлись, словно каток, расплющив, размазав, оставив лишь печать усталости, нажитых пороков и болезней.
Я устал от коротких вспышек активности, оканчивающихся, как правило, продолжительными перерывами на отдых, устал от бесконечных обещаний, от метаний иных "проржавевших" долголетних руководителей в поисках безошибочной политической гавани. Это - прошлое. Сегодня я вижу новые лица - молодые, я слышу не пустые обещания - вижу дела.
О сидящих у власти людях старой школы Леша Кремлев сказал, если помните: засыпают через 15 минут серьезного разговора. Хочу добавить: их всегда учили руководить, им совершенно чуждо такое понятие - управлять. Разница, как понимаете, огромная.
Заседание коллегии Комитета по рыболовству было посвящено корректировке пунктов намеченной программы по выводу отрасли из кризиса. На заседание прибыли сотрудники аппарата правительства РФ Леонид Холод и Михаил Дементьев. Они не просто курируют рыбопромышленный комплекс, но и осуществляют связь с другими министерствами и государственными комитетами.
Дело в том, что неудачи рыбной отрасли - это огромный "букет" проблем: и потеря за последние семь лет более 800 добывающих, обрабатывающих, транспортно-рефрижераторных судов, и дикая система налогообложения, когда владельцы пароходов, уходящих на промысел, вынуждены платить 25 процентов дорожного налога от стоимости топлива или декларировать остатки питьевой воды при заходах в российский порт (лишь один пример), износ до 60 процентов всего флота, превращение процесса распределения квот в регионах на обычное "хочу - дам, а если дам - то сколько хочу", а это и истощение ресурсов в российской экономической зоне, и дорогостоящее удовольствие организовать экспедицию на промысел в районы Мирового океана, и многое другое. Но главное, на мой взгляд, - абсолютная правовая пустота: ни первая, ни вторая Госдумы не смогли принять основополагающий закон "О рыболовстве и охране водных ресурсов" - закон, который бы устанавливал общие "правила игры". Чьей вины в том больше - прежних ли руководителей Госпромрыболовства, не желавших лишний раз "тревожить" народных избранников своими проблемами, думцев ли, заигравшихся в политику, - о том сейчас не говорят ни члены коллегии Комитета по рыболовству, ни кураторы от правительства: что толку винить прошлое, если жить нужно будущим и сегодня.
Проект закона подготовлен, согласован и будет утвержден. С новыми депутатами уже разговаривают - и Синельник, и работники аппарата правительства России, да и депутаты понимают "перезревшую" актуальность задачи.
Коллегия же сосредоточилась на решении текущих моментов: скажем, как воздействовать на ветеринарную службу, которая при заходах судов в наши порты позволяет себе растягивать их обработку на три-четыре дня. Таможенников, пограничников удалось "урезонить" - готовы за три часа провести обработку судна, а вот ветеринары...
Словно им "до фени", извините за жаргон, что мало кто пойдет на потери, особенно в разгар промысла, что твердолобость ведомственных предписаний приносит убытки - и огромные - не только судовладельцам, портам, перевозчикам и переработчикам. Но и государству, в конце концов, каждому из нас.
Любопытный пример: рыбаки Мурманска выбрасывают зубатку за борт - нерентабельна? Да нет, наоборот, но... Необходимо из улова отдать на пробы 25 штук санитарным инспекторам, еще 25 хвостов - ветеринарным работникам, а, кроме того, 25 зубаток попадет в руки сотрудников ЦСМ. Толком объяснить, что делают с этими экземплярами, никто не может. Их или выбросят после проведения анализов, или же съедят. А если судно выловило лишь семьдесят штук метровой зубатки? Где взять недостающие? Это никого не касается: не можешь представить необходимое - плати. Вот и летит рыба за борт.
Наши порты страдают от того, что суда не спешат к родным причалам. В портах бьются над проблемой тарифных ставок, возможно, вскоре вообще эту ставку до мизера доведут, а суда все одно к родным берегам спешить не будут.
Да и зачем: если даже портовые сэкономишь, таможенники ограбят пошлинами, налоговики - налогом на добавленную стоимость.
В Мурманске с помощью Комитета по рыболовству смогли провести эксперимент: освободили судно от НДС и пошлин. Всего лишь за четыре захода в родной порт с учета на бирже труда сняли триста человек. За это же время - три месяца - местный комбинат по переработке продукции расплатился с долгами в бюджеты всех уровней.
И просто и удобно: на судне продукции, скажем, на 150 тысяч долларов, заставил уплатить пошлины и налоги - рапортуй об успехе. Но так ли это, если в следующий раз по такой грабительской схеме никто в порт не зайдет. И обычный, доступный школьнику подсчет показывает: заключив договор бербоут-чартера с судовладельцем на 10 лет на заход судна в порт и освободив от пошлин и НДС, государство получит выгоды раз в семь больше, нежели от разовых сборов.
Я вот о чем думаю: нас никогда не учили работать для себя, нас никогда не учили сомневаться, задаваться вопросом - а выгодно ли это мне? Сомнение означало зачастую инакомыслие, а это было чревато. И отличие новых управленцев в том, что они засомневались, они попытались ответить на сакраментальный вопрос: если это невыгодно мне, еще многим, почему должно быть выгодно государству?
Я полагаю, руководители старой формации засыпали через 15 минут серьезного разговора не просто потому, что не понимали сути. Они инстинктом самосохранения чувствовали, ощущали: попытаться понять - значит обречь себя, и прежде всего себя, на неудобства и беспокойство, на несвойственную их природе работу - доказывать, просчитывать, убеждать.
Потяни за ниточку - узелок развяжется.
К Синельнику пожаловал губернатор одного из регионов: невысокий, брезгливо-снисходительное выражение лица, броский откат головы... Пожаловал не один - в сопровождении то ли помощников, то ли охранников, постоянно хватающихся... нет, не за оружие - за мобильные телефоны.
Давить приехал, выколачивать - походкой небрежной прошествовал в кабинет. Авторитет! Разительное отличие и от Леши Кремлева, и от Константина Филиппова, да и от "легенды рыбной промышленности" Владимира Михайловича Каменцева или Юрия Дмитриевича Маслюкова, побывавших в свое время на постах вице-премьеров, заходивших в кабинет председателя Госкомрыболовства с достоинством, но без апломба.
Выходил же губернатор раздраженный, громко выражал неудовольствие - видимо, не поняли, не пошли навстречу, не согнулись перед авторитетом...
Но вот гонцы из компании "Корякрыба" уходили довольные. У них на море тридцать судов суетится, у них - своя переработка, в коллективе более восьмисот человек трудятся. У компании нет долгов. Компания еще и поселку помогает - светом, теплом, садик и школу поддерживает.
И решило местное начальство "поиграть мускулами", власть решило показать: квоты, мол, подрежем, глядишь, владельцы компании, да и весь коллектив сговорчивей будут.
- Честно говоря, не надеялся на оперативную и мощную поддержку, - шепнул мне в коридоре один из "гонцов"-коряков. - Слышали, что новый председатель решает вопросы, и решает справедливо. Но червило сомнение - а вдруг.
- Так в чем же суть, основа новой концепции, Юрий Петрович? - спросил, воспользовавшись короткой паузой.
- Или не поняли? - искренне удивился Синельник.
- Уточнить хочу.
- А суть проста, - председатель комитета слегка расслабился. - Работаешь, иными словами, флот имеешь, рыбу не на чужбину на переработку сдаешь, а в родной порт, заказы на постройку или ремонт судов на своих верфях размещаешь - тебе и квоты. Ведь запасы морепродуктов - это единственное, что принадлежит полностью государству. И государственный протекционизм, о чем мы уже говорили, в том и состоит: грамотно и эффективно управлять этим богатством.
Звонок - и беседа прервана: Синельника вызывают в правительство России. Теперь секретарю предстоит успокоить ожидающих в приемной, мол, если обещана встреча сегодня, значит, состоится, не навсегда уезжает председатель в "Белый дом", вернется.
Я же по цепочке начинаю двигаться: квотирование провели, кстати, на основе конкретных просчитанных заявок рыбодобывающих регионов. Но как отследить, проконтролировать - не перепроданы ли, не уйдет ли улов на переработку за границу?
Что ж, это продумали тоже. Получаешь квоты на лов в особой экономической зоне России - будь добр, установи на судне нечто вроде опознавателя, своеобразный прибор-маячок, который через систему спутников будет сообщать в "центр слежения" не только координаты судна, но и обстановку в районе. С его помощью можно отслеживать вылов.
Ну да не в технических тонкостях дело. Честно говоря, то, что сегодня внедряется, было известно давно: о смещении "центра тяжести" добычи в особую экономическую зону (200 миль) России, о бесконтрольности со сбытом сырья за рубеж и протекционистских мерах западных государств, к примеру, Норвегии. О многом знали.
Так что же изменилось? Стиль работы. Руководить - значит заботиться прежде всего о собственном спокойствии, то есть блюсти свои интересы. Управлять - значит отстаивать интересы государства, то есть наши с вами. Вот такое, на мой взгляд, существенное отличие.
Рабочий день "рыбного" министра заканчивается поздно: в приемной секретарь жалуется, что по двенадцать часов нередко длится: звонки, заседания, встречи, подготовка протоколов, решений...
Но приносит результат. И он пусть маленький, но уже есть: все же налоговые платежи комплекса в бюджет выросли по сравнению с 1998 годом почти в три раза и перевалили за отметку 2,5 миллиарда рублей.
Вошла секретарь - ждут уже, объяснила. Синельник взглянул на часы - 20.03, улыбнулся точности гостей - у них это в крови, распахнул дверь кабинета. Гости вошли спокойно, оглядевшись, присели. Каждый из них не раз сиживал здесь: бывший "штаб" когда-то Министерства рыбного хозяйства СССР почти в полном составе во главе с Каменцевым пришел к новому хозяину кабинета.
Долгим и деловым был разговор: не о себе говорили гости - Николай Исаакович Котляр, Николай Павлович Кудрявцев, Юрий Иванович Кокорев, о деле, которому отдали большую часть жизни.
За плечами у них - опыт, знания людей и их возможностей, связи, что немаловажно, и четкое видение проблем.
- Ты председатель, Юрий Петрович, - подвел итог после более чем трехчасовой беседы Владимир Михайлович Каменцев, - тебе принимать решения. Мы же готовы пахать по мере сил в качестве советников. - Усмехнулся: - Советников штатных или нештатных - не суть важно. Важно дело...
И пошли гости домой, отказавшись от машины, мол, прогуляемся, поговорим еще, кое-что обсудим.
А Синельник подписал последнюю в тот день бумагу: бывший в свое время замом Кокорев Юрий Иванович по настоянию друзей возвращался в комитет начальником финансово-экономического управления.

Дмитрий Николаев,
"Калининградская правда"