КОНСТИТУЦИОННОСТЬ ПО-ПРИМОРСКИ,

или умение наводить слепых на столбы

СТАТЬЯ 5.
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Опубликованные в конце марта в газете "Рыбак Приморья" материалы о пресс-конференции, посвященной проблеме распределения квот, подсказали редакции "ТВ" интереснейшую тему - анализ распределения квот минтая на Дальнем Востоке за последние 5 лет. Актуальность темы связана также с тем, что все рыбные начальники, начиная с Госкомрыболовства и кончая департаментами рыболовства краев и областей, всюду твердят о том, что делается все возможное для того, чтобы сделать "прозрачным распределение квот". На Камчатке, например, в течение нескольких лет информация об утвержденных квотах печатается в средствах массовой информации, поэтому достаточно перебрать подшивки газет - и официальные данные о выделенных квотах окажутся у вас перед глазами. Что и было сделано.
Но перед тем как ознакомить с результатами нашей работы читателей, приведем ряд цитат на эту тему средств массовой информации и властьимущих представителей Приморского края.
Губернатор Приморского края Е.Наздратенко в своем интервью, опубликованном в газете "Владивосток" 10 декабря 1999 года под заголовком "Реальный бюджет вместо экономических сказок", нес такое, что и буйной фантазией назвать сложно. Чего стоит только следующее высказывание:
"В Корякском автономном округе, - говорит Евгений Наздратенко, - проживает всего 32 тысячи жителей. Они получают квоты на вылов 9 000 тонн крабов. Это почти столько же, сколько получает Приморье, где население - почти два с половиной миллиона человек. Посчитайте - получится, что на каждого жителя там приходится чуть ли не по тонне краба".
Ну то, что при делении 9000 тонн на 32 тысячи жителей никогда не получится одной тонны, а будет 281 килограмм с четвертью, так это у Евгения Ивановича с арифметикой плохо. А вот то, что он утверждает, будто Корякский округ получил квоту 9000 тонн краба, это уже напоминает симптомы определенной болезни. (Для справки сообщаем квоты на камчатский краб Корякского автономного округа за последние 5 лет: 1996 год - 2255 тонн; 1997 год - 1400 тонн; 1998 год - 1580 тонн; 1999 год - 2410 тонн; 2000 год - 1935 тонн).
Теперь высказывание чиновника рангом поменьше.
"Напомнил В. Рисованый и о том, что общая ситуация в рыбохозяйственном комплексе края традиционно зависит от того, какими объемами наделяется Приморье при распределении минтая между регионами Дальнего Востока, потому как минтай является основным объектом промысла приморских рыбаков. Самый простой анализ работы отрасли за минувшие несколько лет показывает, что объемы квот по вылову минтая, выделяемые Приморью, сокращаются из года в год. На 2000 г., к примеру, выделено минтая 80 процентов от уровня года 1999-го, а от уровня 1997 года эта цифра составляет немногим более 56 процентов... Одновременно с объективным ухудшением состояния сырьевой базы Тихоокеанского рыбопромыслового бассейна нарастают тенденции местничества и сепаратизма в других дальневосточных регионах. Постоянное лоббирование собственных интересов Магаданской, Камчатской областями, Чукотским и Корякским округами привело к тому, что Приморский край больше, чем соседи, потерял от ухудшения сырьевой базы".
Данные высказывания В.Рисованого опубликованы в газете "Рыбак Приморья" N№13 от 31 марта 2000 года в статье "Приморским рыбакам урезают уловы". В.Рисованый - председатель комитета рыбного хозяйства краевой администрации Приморского края.
Что касается прессы, то здесь особого разнообразия во мнениях на предмет распределения квот не наблюдается. Газеты, не задумываясь, как зашоренные, печатают мнения губернатора и его окружения, причем зачастую цитируют их скудный лексический запас, с помощью которого те характеризуют деятельность своих коллег - губернаторов Сахалина, Камчатки, Корякии, Чукотки, Магадана и Хабаровского края. Запас этот состоит из применяемых в разных вариациях выражений: сепаратизм, удельные княжества, местничество, региональные князья, массированное лоббирование собственных интересов и некоторые другие.
Правда, есть и отступления, так сказать, свежие и оригинальные мысли. Андрей Ивлев в газете "Владивосток" в статье "Региональные князья ОДУрели" и Юрий Васильев в "Рыбаке приморья" в статье "ОДУмайтесь, еще не поздно!" опубликовали очень интересные идеи. Поскольку они в принципе аналогичны, процитируем последнего - Ю.Васильева, уличающего Госкомрыболовство ни больше ни меньше, как в антиконституционности при распределении квот. Причем, по мнению Васильева, были нарушены конституционные права не Чукотки или Корякии, а Приморского края как субъекта федерации:
"Узнали и ахнули: "принципы" очевидно противоречили не только пятой статье Конституции, провозглашающей равноправие субъектов Российской Федерации, но и действующему законодательству".
Каково изложено, а? Не Комитет по рыболовству, а сборище "врагов народа". Пожалуй, пора показать, как на деле ущемляются конституционные права приморских рыбаков, показать, какую часть составляет их "мизерная" доля при дележе квот между Дальневосточными регионами. А для примера возьмем минтай, который является, по словам В.Рисованого, "основным объектом промысла приморских рыбаков" (да и, по нашему мнению, всех остальных дальневосточников).
(В целях экономии места, номера приказов Госкомрыболовства и постановлений Правительства, а также даты их издания не указаны).
Как видно из приведенной таблицы 1, половина выделенных квот минтая достается Приморью. И 90% этих квот выделено в Охотском и Беринговом морях у берегов Чукотки, Камчатки и Магаданской области. При этом необходимо учесть, что Приморье всегда выбирало свои квоты и после этого прихватывало путем различных "олимпиад" и иной "законной и конституционной деятельности" еще часть и чужих квот. Об этом говорит В. Рисованый в статье Олега Клименко "Рисованый нарисовал печальную картину" в газете "Золотой Рог":
Таблица 1
РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ К ВЫЛОВУ КВОТЫ МИНТАЯ
ПО СУБЪЕКТАМ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД 1996-2000 гг.
 Квоты по годам в тоннах и отношение к общей квоте в %
Регионы 1996 1997 1998 1999 2000
Предприятия Приморского края 1009160
46,58%
1045200
45,73%
882410
47,19%
869719
50,44%
702159
49,21%
Предприятия Хабаровского края 158210
7,3%
157750
6,9%
131170
7,0%
126265
7,32%
101998
7,15%
Предприятия Магаданской области 76800
3,55%
74200
3,25%
56000
3,1%
46690
2,71%
42167
2,96%
Предприятия Сахалинской области 328100
15,15%
329950
14,43%
273730
14,64%
258980
15,02%
218622
15,32%
Предприятия Камчатской области 517000
23,86%
508270
22,24%
436720
23,35%
385702
22,37%
311677
21,84%
Предприятия Корякского АО 24500
1,13%
39300
1,72%
35000
1,87%
29000
1,68%
25139
1,76%
Предприятия Чукотского АО 30000
1,39%
60000
2,63%
55000
2,94%
8000
0,46%
25038
1,76%
АО "Дальрыба" 22660
1,04%
25000
1,09%
- - -
Дальрыбвтуз - 3000
0,13%
- - -
ДВИПК (АО "ВБТРФ") - 1000
0,04%
- - -
Прил-е к пр. N° 234 от 27.12.96 - 12180
0,53%
- - -
Дополнительные квоты - 30000
1,31%
- - -
ИТОГО 2166430
100%
2285850
100%
1870030
100%
1724356
100%
1426800
100%
"Причем, если еще два года назад приморские рыбаки после выборки собственных квот по минтаю имели возможность работать в счет общебассейновых квот, то вот уже второй год подряд объем возможной добычи определяется только объемом выделенных лимитов".
В данном случае В.Рисованный несколько лукавит, утверждая, что приморцы второй год подряд находятся в жестких рамках выделенных квот. В прошлом году приморские рыбаки за несколько часов успели значительно перебрать выделенную им квоту, причем речь идет не о десятках или сотнях, а о тысячах тонн. (Как говорится в народе "Воровать так миллион"). Ну, а что касается 2000 года, то прошел только квартал, все еще впереди.
Если такое распределение ущемляет конституционные права приморских рыбаков, то "справедливое", по Ю. Васильеву, распределение, надо полагать, будет выглядеть в выставлении вдоль всех берегов Чукотки, Корякии, Камчатки, Сахалина и иных притеснителей высоченного забора и запрещения под страхом сурового наказания не только выходить в море и ловить рыбу, но и приближаться к забору, чтобы, не дай бог, не увидеть, как рыбаки Приморья осуществляют свои конституционные права в области рыболовства.
При подготовке этого материала мы столкнулись с интересным фактом, а именно со странной тенденцией при распределении квот, так сказать, внутри, между конкретными пользователями Приморского края.
Так, если в Приморье, да и вообще на Дальнем Востоке просматривается четкая тенденция к снижению общих квот и к увеличению числа пользователей, а вследствие этого уменьшение квот каждого пользователя (некоторым предприятиям выделяют квоты по 30-50 тонн), то у такой организации, как "Дальморепродукт", тенденции к снижению квот не просматривается. Это хорошо видно из таблицы 2.
Таблица 2
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КВОТ МИНТАЯ
МЕЖДУ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ
Регионы 1996 1997 1998 1999 2000
Предприятия Приморского края 1009160 1045200 882410 869719 702159
Предприятия Приморского края в % к общей Дальневосточной квоте 46,58% 45,73% 47,19% 50,44% 49,21%
"Дальморепродукт" 167580 154800 135300 141760 213850*
"Дальморепродукт" в % к общей квоте Приморского края 16,61% 14,81% 15,33% 16,30% 30,46%

*Совместно с "Дальморепродукт - Троулерс"
         
Шторма перестройки и приватизации изрядно потрепали таких гигантов рыбной промышленности Приморья, как Преображенская база тралового флота, ТУРНИФ, Южморрыбфлот, Дальневосточная база флота, ВБТРФ, Приморский Крайрыбаксоюз и др. предприятия края, а "Дальморепродукт" по-прежнему на плаву и вроде даже развивается. Вопрос только за счет кого и какими средствами? За счет кого - понятно: за счет не получивших квоты и ржавеющих у причалов Приморья, Камчатки и Сахалина судов, рыбаки которых остались без работы. А средства - они в принципе тоже известны. В собственности "Дальморепродукта" без МРСов и им подобных находится следующий флот, способный работать на минтае: 7 плавбаз, БАТМ "Игор" и 30 СТРов, ровно две трети которых пенсионного возраста (построены в 1980 году и ранее, а нормативный срок эксплуатации примерно 18 лет). Часть этого флота к тому же переделана под ярусный и крабовый промысел.
Так под какой же флот выделяются эти довольно большие квоты?
Это 14 "голубых испанцев", "Сага Си", "Клеймор Си", "Хейзер Си" и всем известный "Америкэн Монарх". Все перечисленные суда являются собственностью иностранных фирм, временно работающих под российским флагом, то есть иностранным флотом, таким же как польский, корейский, японский и иные, вытеснившие из российских морей отечественный флот, вопреки российским законам и Конституции.
Что же касается Конституции Российской Федерации, то в ней, ко всему прочему, имеются статьи 46 и 53, которые можно впрямую использовать в данном случае, когда квоты незаконно переданы иностранному флоту. Эти статьи гласят о следующем:
СТАТЬЯ 46.
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
СТАТЬЯ 53.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

 

Хочется надеяться, что, ознакомившись с данными по распределению квот приморские рыбаки снимут с глаз повязку, надетую на них чиновниками местной администрации, и сделают вывод о том, кто и за счет кого эти квоты получает, чьи конституционные права при этом нарушаются и кем.
А сделав выводы, воспользуются статьей 46, статьей 53 Конституции Российской Федерации для защиты своих прав.