Резонанс
КАК ЭТО БЫЛО:
ИСТОРИЯ РАЗВАЛА КАМЧАТСКОЙ БРХФ
СИМВОЛЫ ПЕТРОПАВЛОВСКА -
ПОД АРЕСТОМ
Идущая вот уже несколько лет война за биоресурсы под флагом отлучения приморских рыбаков от богатств шельфа, прилегающего к территории Камчатки, от стадии процесса перешла нынче в стадию активных наступательных действий. В камчатских СМИ ломаются перья в защиту своих местных рыбаков от экспансии приморцев. Но все чаще этот театр военных действий используется как прикрытие для удовлетворения амбиций, не имеющих ничего общего с радением за интересы рыбацкие. Именно под жернова такой борьбы попала известная приморская рыбопромышленная корпорация "Посейдон". Лозунгом "Камчатка - для камчадалов" особенно активно потрясает арбитражный управляющий ОАО "Рыбхолодфлот" А.С.Букша, занимавший в недавнем прошлом кресло заместителя генерального директора этого предприятия. В обеспечении информационной поддержки особенно старается недавно народившееся газетное приложение к журналу "Северная Пацифика" - "Тихоокеанский вестник". Так вот, на страницах этого издания РПК "Посейдон" представлена не иначе как разорительница и грабительница камчатских предприятий. А на президента "Посейдона" В.В.Васильева, как говорится, без суда и следствия приклеен ярлык злого гения банкротства. На эти состряпанные лихими перьями изыски можно было и рукой махнуть, если б не некоторые принципиальные обстоятельства.
Во-первых, камчатские предводители затеянной тяжбы против приморского "Посейдона", мягко говоря, втирают очки, пытаясь взвалить всю вину на него за банкротство известного на Камчатке "Рыбхолод-флота".
В "Рыбхолодфлоте" вовлекают в свою воинственную вакханалию не только чиновников из Госкомрыболовства, но делаются попытки обрести поддержку и в кабинетах приморской администрации. Цель войны предельно ясна. Бой идет за плавающую собственность в виде четырех траулеров. С 1998 года эти суда стоят под арестом в Южной Корее, в порту Чин-Хэ. А в начале августа прошлого года и вовсе развернулись драматические события, сопровождаемые приемами и атрибутами киношного боевика. Разработав операцию по уходу из корейского порта из-под ареста, на одном из судов по приказу капитана связали корейского вачмана, осуществлявщего охрану. Суда стали выдвигаться из зоны Кореи. Но вачман оказался изворотливым. Развязался, выпрыгнул в иллюминатор. Проплыв почти 12 миль, прибыл к портовым властям. Южнокорейская морская полиция настигла суда и отконвоировала их в бухту Чин-Хэ, близ Пусана. По этому инциденту были судебные разбирательства в отношении участвовавших в угоне траулеров. Но по долговым счетам перед японской фирмой так никто и не рассчитался. После неудавшегося ухода из-под ареста был запущен новый шар противостояния --патриотический. По прессе пошли гулять воззвания в Госкомрыболовство, а также в различные профсоюзные организации. В них господа-судовладельцы наконец вспомнили об экипажах на арестованных вследствие их деятельности судах. Но, лихо перевернув все события с ног на голову, арбитражный управляющий А.С. Букша во всем происходящем с камчатскими судами обвинил РПК "Посейдон" и его президента В.В. Васильева. В "Тихоокеанском вестнике" Василий Васильевич был представлен как всемогущий злодей, из-за которого камчатские рыбаки томятся в южнокорейском плену. А "Рыбхолодфлот", от нынешних управленцев которого делаются все эти страшилки-навороты в камчатских СМИ, если верить публикациям, растаскан "Посейдоном" тайно и с отхватыванием лакомых кусков. Эти перлы печатного гнева, едва успела просохнуть типографская краска, достигли берегов Приморья. Тридцать экземпляров "Тихоокеанского вестника" пришли посылкой в находкинский офис "Посейдона". Чуть меньшим тиражом позаботились проинформировать другие приморские рыбацкие предприятия.
Публикации с Камчатки с лживо стреляющими строчками достали и президента "Посейдона" В.В. Васильева, который в эти дни находится за пределами родной Ливадии. Десять лет знаю этого человека. Олимпийским спокойствием, умением не таить обиду даже на явных недоброжелателей отличается его характер. А тут грязные стрелы клеветы полоснули его в самую душу. Прислал в корреспондентский пункт факс, в котором просто, без красивой словесной шелухи разложил по полочкам все взаимоотношения руководимой им компании с Камчаткой. Напомнил и о том, что там было сделано "Посейдоном" реально.
Для меня написанное Васильевым не открытие. Ведь о том, как четыре года назад завязался бизнес у "Посейдона" на разоренном приватизаторами камчатском "Рыбхолодфлоте", знаю до тонкостей не только я. Но и наши постоянные читатели могут вспомнить. Ибо аргументированные материалы на эту тему проходили на страницах "РП" в 1997-1998 годах. Именно тогда начиналась борьба некоторых бывших управленцев "Рыбхолодфлота" с "Посейдоном" за остатки спущенной собственности. Закончилась вся арбитражная канитель весьма странным судебным решением о применении двухсторонней реституции. А это значит, что шесть судов (в их число входят и те четыре СТРа, "Святой Петр", "Святой Павел", "Крутогорово", "Елизово", которые стоят в Пусане) возвращаются из уставного капитала приморцев "Рыбхолодфлоту". А "Посейдону", все по тому же арбитражному решению, "Рыбхолод-флот" обязан вернуть долги в сумме трех миллионов долларов. Именно столько было затрачено приморской корпорацией на ремонт флота и снаряжение экспедиций.
Но размахивающие флагом камчатского патриотизма нынешние "рулевые" "Рыбхолодфлота" о долгах приморцам предпочитают не вспоминать. Это камчатское предприятие находится в стадии процедуры активного банкротства. За долгами уже выстроилась целая очередь. Дойдет ли она когда-либо до "Посейдона", не знает никто.
Что до четырех судов, ставших в хозяйственных распрях золотой фишкой для удовлетворения личных интересов людей, называющих себя громко рыбопромышленниками Камчатки, то не "Посейдон" удерживает их в Корее. Власти порта Масан не дают разрешения на их выход из-за вполне конкретной и банальной причины. Не обеспечивается "Рыбхолодфлотом" иск по долгам, выставленный ему японской фирмой "Шойо Суйсан Ко ЛТД".
Не состоятельно и подвязывание "Посейдона" к истории банкротства "Рыбхолодфлота". Разыгрывание этой карты камчатскими "радетелями" за предприятие с самого начала шито паутиной лукавых интриг и построением голых эмоциональных инсинуаций. И что особенно удивляет в этой истории, так это участие в ней арбитражного управляющего А.С,Букши. Возглавив сегодня акцию затянувшихся тяжб с РПК "Посейдон" и найдя в его лице врага, он всю вину за развал экономики "Рыбхолодфлота" пытается повесить на посейдоновцев. Что ж, спустить всех собак на стороннего дядю особого труда не нужно. А ведь именно А.С.Букша до того, как прийти в развалившийся "Рыбхолодфлот" внешним арбитражным управляющим, занимал здесь кресло заместителя генерального директора. И я думаю, что Александр Стефанович еще не успел вместе со своими единомышленниками по борьбе с "Посейдоном" забыть всю предысторию появления приморцев на камчатском предприятии. Во-первых, он, как и другие управленцы "Рыбхолодфлота", с удивительной легкостью в 1996 году продал этим посейдоновцам свои акции некогда любимого ими предприятия. По-видимому, любовь эта канула в лету после неудачного эксперимента с рыночными реформами. И чтоб снять с себя ответственность за свои развальные действия, руководство "Рыбхолод-флота" решило уйти в тень. Разгребать же "авгиевы конюшни" тогда, в 1996 году, предстояло "Посейдону", который приобрел контрольный пакет "Рыбхолодфлота". А вкупе с ними 45 миллиардов неденоминированных рублей долга этого предприятия, арестованные расчетные и валютные счета. Тут же выяснилось, что аж с 1993 года это предприятие не перечисляло взносы в пенсионный фонд и в фонд медицинского страхования. Весь этот шквальный наворот долгов, продавая акции приморцам, руководство "Рыбхолодфлота" перечислило. Но при этом подчеркнуло, что посейдоновцы приобретают мощные основные фонды в виде пятидесяти единиц рыбодобывающего флота, полностью обеспеченного квотами.
Но уже первая аудиторская проверка показала, что продавцы акций здорово кинули посейдоновцев со своим "Рыбхолодфлотом". И приморцы приобрели не просто зажатую тисками кризиса рыбацкую собственность, а кота в мешке. Оказалось, что не 45 миллиардов долга, а все 170 зависли по неплатежам в бюджет, к ним еще 11 миллиардов неплатежей по зарплате прибавилось. Что до квот, то их тоже получили в четыре раза меньше, чем было обещано при покупке акций. Как, в сторону чьих интересов рулили в "Рыбхолодфлоте" его бывшие управленцы, тоже очень скоро выяснилось. Увидев, что на предприятии появился новый хозяин, начавший гасить долги предшественников, всколыхнулись различные фирмы и банки, сразу же обложившие предприятие исками.
Не буду углубляться во все многочисленные примеры на этот счет. Но один все же приведу. Так, еще в 1994 году, за два года до прихода нашего "Посейдона", ЧП "Киназ" поставило "Рыбхолодфлоту" 26 тысяч тонн дизельного топлива. "Документального подтверждения - куда оно ушло, мы не нашли. Зато долги предшественников выставили нам, - замечает финансовый директор "Посейдона" И.А. Бурлакова. - И мы погасили иск этой компании на 11 миллиардов рублей в старых, разумеется, ценах. Одновременно пришлось выручать из "американского плена" и СТР "Святой Петр", который, непонятно для чего, загнали руководители "Рыбхолодфлота" аж в Сиэтл. Якобы на переоборудование. А заплатить почти полтора миллиона долларов за это удовольствие забыли. Опять гасили этот долг мы."
Надо сказать, что тогда, в 1996 году, один за другим ударяли тяжелые сюрпризы. Например, выяснилось, что весь добывающий и обрабатывающий флот прежние управленцы предприятия умудрились загнать в кабальную аренду. Она не только не оплачивалась, но и была оформлена в основном на своих людей. В том числе и на некоторых лиц из управленческого аппарата. Очень скоро в "Посейдоне" поняли, что за большие деньги приобрели экономически несостоятельное предприятие. И все же, как могли, спасали обанкротившийся "Рыбхолодфлот". Помощи со стороны местных структур ждать не приходилось. Они помогали не "Посейдону", а многочисленным друзьям прежнего руководства "Рыбхолодфлота". Решения арбитражных судов помогали спускать за бесценок флот. Так, СТК "Камчатский", балансовой стоимостью в 18 миллиардов рублей, судебными исполнителями был продан всего за 2 миллиарда. А еще шесть траулеров ушли с торгов и вовсе за 6 миллиардов рублей.
Надо заметить, что руководство "Посейдона", несмотря даже на такой расклад событий, ведущий к окончательному параличу производственной деятельности, делало все, чтоб рыбацкое дело не заглохло в "Рыбхолодфлоте". Вбухивая, как в бездонную бочку, сумасшедшие суммы на погашение долгов прежнего руководства, посейдоновцы нашли возможность вызволить флот из аренды, отремонтировать его в счет будущих расчетов на Гайдамакском судоремонтном заводе. Но уже тогда, в 1998 году, стало окончательно ясно, что "Рыбхолодфлот", отяжеленный долговыми цепями, как неповоротливый монстр, не сможет в таком состоянии удержаться на плаву. А продлевать агонию за счет массовой распродажи оставшегося флота президент "Посейдона" В.В. Васильев считал преступлением.
- Не для того мы пришли на Камчатку. Поэтому, чтоб сохранить для промысловой работы живой флот, который отремонтировали за счет своих финансовых вливаний, мы обратились к властям Камчатской области за разрешением выделить его в отдельное предприятие. И это решение они поддержали, - рассказывает В.В.Васильев. - Так образовалось ООО "Камчатрыбхолодфлот", в установный капитал которого вошли шесть судов и плавбаза "Камчатский шельф". Это новое предприятие успешно работало. Триста рыбаков имели в нем работу, стабильно выплачиваемую зарплату. А область - регулярные отчисления налогов.
Итак, с "Камчатрыбхолодфлотом" не только В.В.Васильев связывал надежды на добрые перспективы в развитии рыбацкого дела на Камчатке, но и рыбаки этого предприятия. Да, такой стиль бизнеса с чистыми руками, как у "Посейдона", на просторах матушки России - не всем по душе. Как показали все последующие события, для народившегося "Камчатрыбхолодфлота" тоже был заготовлен банкротный сценарий. На этот раз - под прикрытием борьбы за справедливость. Этот посыл, как лозунг, через прессу был выброшен для общественности Камчатской области все тем же арбитражным управляющим. В качестве реальных действий посыпались иски против "Камчатрыбхолодфлота". Смысл у них был общий - парализовать работу предприятия и забрать живой рыбацкий флот.
Всю эту активную деятельность инициировал А.С.Букша. Находится в роли арбитражного управляющего "Рыбхолодфлота", который был, замечу вам, разрушен при его деятельности на посту зам.директора. Интересно, чьи интересы он сейчас отстаивает? Я думаю, можно представить, как на разоренном предприятии осуществлялась его управленческая работа, если, всегда имея лишь голый оклад, он сумел приобрести в личную собственность суда и акции нескольких предприятий. Не по щучьему же велению это все к нему пришло? - недоумевает В.В.Васильев. - Можно сколько угодно гнать волну ажиотажа вокруг арестованных за долги судов, что ржавеют в Пусане. Но, может, все же отбросить квасной патриотизм, которым так ловко прикрываются эти люди, и посмотреть правде в глаза? Я тоже, как и рыбаки с судов, арестованных в Пусане, хотел бы знать, почему камчатские управленцы "Рыбхолодфлота" направляли на этот флот людей. Но при этом и пальцем не ударили, чтобы рассчитаться за долги. Пожалуй, и дальше будут размахивать лозунгом "Камчатка - для камчадалов". Но от такого, с позволения сказать, оздоровления при помощи арбитражных управленцев никакое предприятие не поднять.
В этом с президентом "Посейдона" трудно не согласиться. Я тоже не припомню громких примеров на нашем постприватизационном пространстве на предмет возрождения экономики с помощью арбитражного управления. Зато растаскивания остатков собственности с молотка - сколько угодно.
У камчадалов с приходом "Посейдона" был шанс не только не потерять рабочие места на рыбацком флоте, но и преумножить их. Развернув псевдопатриотическую войну, сделать этого не дали. А ведь воители при этом прикрывались интересами рыбаков. Но о каком радении за интересы рыбхолодфлотовских рыбаков может идти речь, если четыре СТРа, за которые велись с "Посейдоном" тяжбы арбитражным управляющим, уже в июле 1999 года были переданы им в собственность ООО "Галис". Главным учредителем этой компании является С.Фесуненко, в свое время отлученный от работы в "Посейдоне" за непринятие существующих здесь принципов честного бизнеса. Но это уже другая тема:
Как сообщили "Н", зампредседателя комитета рыбного хозяйства администрации края Илья Иванов, Госкомрыболовство самовольно перераспределило крабовые квоты рыбодобывающим предприятиям, не согласовав свои действия с Приморским рыбохозяйственным советом. Губернатор Евгений Наздратенко направил председателю Госкомрыболовства г-ну Синельнику телеграмму, в которой выражается резкий протест против такого шага Москвы. Это уже тенденция: сначала нашим рыбакам были урезаны на 185 тысяч тонн квоты на вылов морепродуктов на текущий год, с 1 апреля вдвое подорожали железнодорожные тарифы на вывоз рыбы в центральные регионы страны, теперь вот наши крабовые права ущемили. К чему бы это?
Алексей Чернышев,
"Владивосток"