СКАНДАЛ, РАЗРАЗИВШИЙСЯ В НАЧАЛЕ МАЯ ПО ПОВОДУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЯПОНСКИМ РЫБАКАМ ВОЗМОЖНОСТИ ВЕДЕНИЯ ПРОМЫСЛА ЛОСОСЯ В ТРИДЦАТИМИЛЬНОЙ ОХРАНЯЕМОЙ ЗОНЕ КОМАНДОРСКОГО ЗАПОВЕДНИКА ЯВИЛСЯ ЛОГИЧЕСКИМ ЗАВЕРШЕНИЕМ ОШИБОЧНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСКОМРЫБОЛОВСТВА В ОТНОШЕНИИ ПРОДАЖИ КВОТ ИНОСТРАННЫМ ГОСУДАРСТВАМ.
И хотя чиновники комитета заверяют всех, что произошла "случайная техническая ошибка", которую они тут же исправили, никакой случайности здесь нет. Это становится очевидным, если рассмотреть развитие российско-японских лососевых отношений на протяжении последних лет. Для начала можно просто сравнить протоколы переговоров за 1999 и 2000 годы. Чем "заплатили" японцы за расширение района и что потеряли по сравнению с прошлым годом? Во-первых, общая квота снижена с 14183,5 тонн до 12810 тонн, т.е. на 1373,5 тонны. Во-вторых, стоимость за один килограмм квоты выросла на 2 иены - с 241 до 243 иен. В-третьих, и это, пожалуй, самое главное, количество судов уменьшилось на 6 единиц - с 73 до 67. Почему японцы так заинтересованы в выставлении наибольшего количества судов? Все очень просто - чтобы не платить рыбакам, для которых лососевый промысел является традиционным, пособие по безработице. Вот поэтому ежегодно на межправительственном уровне и ведутся переговоры между нашими странами о выделении японским рыбакам квот на вылов лосося в российской экономической зоне. Безусловно, рыба, как товар, для японцев тоже представляет определенную ценность, но это не главное. Среди нашего населения бытует массовое заблуждение, якобы Россия является чуть ли не единственным местом, где обитает лосось. Это далеко не так. На всем Дальнем Востоке в зависимости от года вылавливается порядка 200 тысяч тонн лосося. Столько же Япония ежегодно вылавливает искуственно выращенной кеты. Причем рыбоводные заводы Японии могут выращивать и больше, но считают, что это будет экономически не выгодно, поскольку упадут цены на внутреннем рынке. Кроме этого, Япония закупает нерку в США, Канаде, а также кижуч в Чили, в пределах 200 тысяч тонн. В итоге ежегодно через рынок Японии проходит до полумиллиона тонн лосося. Так что 15-20 тысяч тонн российского лосося особого влияния на рынке Японии не оказывают. Бытует мнение, что искусственный и дикий лосось сильно отличаются по вкусу. Но о вкусах, как известно, не спорят. А с другой стороны, положа руку на сердце, многие ли из нас могут отличить по внешнему виду нерку от кижуча, не говоря уж про вкус?
Проигрыш в этих трех пунктах: снижение численности судов, повышение цены за килограмм и снижение общей квоты надо было чем-то компенсировать, и японцы "случайно" получили расширение района дополнительной площадью порядка 1500 квадратных километров. Так же "случайно" при общем снижении квоты по сравнению с прошлым годом на 1373,5 тонны в этом районе, официально называемом район N№ 1, квота не уменьшилась, как во всех остальных, а увеличилась на 60 тонн и составила 4960 тонн. Квота этого района по нерке, представляющей для японцев особый интерес, также немного подросла - всего на 2,5 тонны, но не уменьшилась же. Так же "случайно" все забыли, что в этом году в Охотском море у западного берега Камчатки согласно научному прогнозу ожидается большой подход горбуши и со стопроцентной гарантией можно предсказать, что тысячи тонн этой рыбы, как в и 1998 году, будут повсеместно гнить вспоротые рыбаками исключительно только для изъятия икры, поскольку обработать ее не хватает ни сил, ни средств, а пропустить лишнюю рыбу на нерестилища нельзя - сама себя задушит. Эту рыбу, если даже бесплатно отдать японцам, потерять не жалко - только больше пользы будет. Так нет же, в этом районе квоту почему-то снизили.
Что характерно, район N№ 1 в этом году, как и в иные годы, является единственной надеждой несчастных жителей Усть-Камчатска, которые вот уже несколько лет живут практически без света и тепла, да какой там живут - выживают. Для них лосось, в прямом смысле, является спасителем. Каждая рыбина - это литры топлива. Каждая рыбина - это калории тепла. Каждая рыбина - это киловатты электроэнергии. Но, все соглашения почему-то ставят наших рыбаков в положение этаких пасынков. Судите сами, японцы уже приступили к промыслу, а рыбаки Усть-Камчатска еще не знают, выделена ли им квота из остатков, не проданных японцам. Промысел наши рыбаки начнут в июне месяце, когда японские рыбаки уже успеют сдать первую рыбу на рынки. Всем известно, что первые продукты, появляющиеся на рынках, продаются по самой высокой цене. И это относится как к рыбе, так и к редиске, как к японскому центральному рыбному рынку, так и к маленькому базарчику в российской глубинке. Ну, на ставные морские невода некоторые устькамчатцы хоть и поздно и не в полных объемах, но квоту получат, что же касается активного морского промысла тралами, кошельковыми неводами и даже теми же экологически опасными дрифтерными сетями, то об этом остается только мечтать - квоты на промысел российским рыбакам не выделяются. Аргументируется это тем, что дрифтерный промысел российских рыбаков будет наносить громадный ущерб в виде погибших в сетях птиц и морских млекопитающих. А траловый и кошельковый лов не обеспечивают безопасность обитателей мелких речек, т.е. за одно траление или замет может быть выловлена вся популяция какой-либо маленькой речушки. Последний аргумент явно не состоятелен, хотя бы потому, что длина порядков сетей, выставляемых только одним японским судном составляет 32 километра, а судов всего 67. Слава богу, ловить они будут в районе N№ 1 не одновременно, а по очереди, сначала первая половина - 33 судна, а затем вторая. По сравнению с этой громадной, многокилометровой стеной дрифтерных сетей трал или кошельковый невод выглядит не более чем детский сачок для ловли бабочек.
Что касается вреда, наносимого дрифтерными сетями, то это общеизвестный факт, но почему-то несмотря на это, японцы с 1988 года ведут промысел в нашей экономической зоне, официальный учет количества птиц и зверей, погибших в сетях, начал вестись с 1994 года. С тех пор, согласно подсчетам специалистов, количество погибших птиц и зверей, в том числе и занесенных в "Красную книгу", перевалило за сотни тысяч. И это тоже общеизвестно. Но почему-то год от года японцы получают квоты и приходят к нашим берегам, несмотря на довольно серьезные решения, принимаемые по данному поводу. Причем принимаемые на самом высшем рыбохозяйственном уровне. Для примера хотелось бы процитировать первые три пункта из постановления коллегии Комрыбхоза.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

28 апреля 1992 г.
Протокол N°3
г. Москва

Об использовании дрифтерных сетей при промышленном лове лососей в северной части Тихого океана

В результате мер, принятых Комитетом рыбного хозяйства России по прекращению крупномасштабного японского промысла дрифтерными сетями лосося российского происхождения за пределами двухсотмильной зоны страны, а также подписания 11 февраля 1992 г. Россией, Канадой, США и Японией Конвенции о сохранении запасов анадромных видов рыб в северной части Тихого океана, создались благоприятные условия для рационального развития лососевого хозяйства на Дальнем Востоке. Ранее принятые меры по ограничению японского промысла в открытых водах Тихого океана позволили уже в 1991 г. добыть свыше 250 тыс. т лосося. В целях стабилизации уловов лососей, Коллегия Комитета рыбного хозяйства при Минсельхозе Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
  • 1. ГПО "Дальрыба" (т. Васькову) до 1 июля 1992 г. осуществить корректировку существующей программы КЦП "Лосось" с учетом прекращения иностранного дрифтерного лова лососей в российской экономической зоне, а также масштабов естественного и искусственного воспроизводства и подготовить предложения по срокам полного прекращения иностранного промысла лососей в экономической зоне России и внести в Комрыбхоз.
  • 2. Управлению сырьевых ресурсов (т. Цукалову), Управлению международного сотрудничества (т. Николаеву), ВНИРО (т. Елизарову) до 01.10.92 подготовить конкретные предложения по поэтапному сокращению иностранного дрифтерного промысла лососей о экономической зоне России и полному его прекращению к 1995 году. ( выделено автором)
  • 3. Т.т. Цукалову, Васькову, Акулину обеспечить проведение отечественного лова дрифтерными сетями в экономической зоне России только в период максимальных подходов лососей в строгом соответствии с рекомендациями науки, а также для научно-исследовательских целей.
  • Председатель коллегии, Председатель Комрыбхоза России В.Ф. Корельский
    Пять лет прошло с того момента, как должен был быть прекращен японский дрифтерный промысел в нашей экономзоне, восемь лет прошло с момента принятия этого решения. Что же изменилось за эти годы?
    По данным Дальневосточного рыбинформцентра японские рыбаки получали квоты на вылов и оплачивали их следующим образом:
    Год Квота (т) Оплата (млн. иен)
    1992 20780 23559
    1993 22000 26819
    1994 19200 24019
    1995 28530 33653
    1996 22180 27303
    1997 26250 31373
    1998 17732 22850
    1999 17575* 22945*
    2000 12810 3112,8
    * По данным "Т.В." квота в 1999 году составляла 14183,5 тонн, на общую сумму 5362,8 млн. иен.
    Как видно из приведенной таблицы максимальная квота выделена японским рыбакам в 1995 году, именно тогда когда их промысел должен был быть прекращен вообще. Так что говорить о какой-либо последовательности в действиях главного рыбного ведомства страны довольно сложно. Более того, положение постоянно усугублялось.
    Для того чтобы убедиться в этом достаточно перелистать подшивку газеты "Комсомольская правда". В номере от 19 июля 1997 года опубликована статья Валерия Кульбакова "Рыбные" генералы загнали нашего лосося в японские сети". Суть статьи полностью отражена в ее названии и очень сильно напоминает нынешнюю ситуацию, в которой опять игнорируются интересы российских рыбаков в угоду иностранцам. Предмет конфликта 1997 года четко изложен письме Заместителя председателя Комитета по безопасности Государственной Думы С.Ф. Сигарева.

    Генеральному Прокурору Российской Федерации СКУРАТОВУ Ю.И. копии: 1. Министру внутренних дел, Заместителю Председателя Правительства РФ генералу армии КУЛИКОВУ А.С.
    2. Председателю Государственного Комитета РФ по рыболовству РОДИНУ А.В.

    Уважаемый Юрий Ильич!
    В преддверии выполнения Указа Президента РФ, направленного на борьбу с коррупцией в высших должностных эшелонах власти, просим дать правовую оценку положению дел в рыбодобывающей отрасли региона Дальнего Востока, которое, согласно имеющимся в Комитете по безопасности материалам и анализа последних публикаций в японских СМИ, позволяет предположить, что, в результате безответственного решения принятого Госкомитетом по рыболовству в 1997 г. нанесен существенный вред интересам Российской Федерации.
    Решением Комитета на 1997 г. ловля дрифтерного лосося Японии увеличена с 22 тыс. тонн в 1996 г. до 26 тыс. тонн. Российская же - сокращена с 18 тыс. тонн (1996 г.) до 6 тыс. тонн в текущем году.
    Сложившаяся в результате ситуация привела к тому, что большинство российских предприятий поставлены на грань банкротства и разорения, так как в подготовительный период ими произведены затраты на подготовку судов к лову, заключены различные контракты (в том числе и с иностранными партнерами), получены кредиты.
    Японская ассоциация добилась от комитета, чтобы российские предприниматели сдавали лосось только через ее представителей, обещая высокие цены. Реально же при поступлении первой рыбы в 1997 г. она покупается за 600 иен против 1200 в 1996 г. Таким образом, став монополистом в реализации российской продукции, ассоциация диктует свои условия, тем самым продолжая дело разрушения российского промысла лосося. При этом японские судовладельцы продают лосось, выловленный по российским квотам, за 1500 иен. Имея 26 тыс. тонн и подобное неравенство в ценах, Япония уже к следующему году останется одна на лососевом промысле.
    Парламент России, Комитет но безопасности просят Вас совместно с налоговой полицией России незамедлительно провести комплексную проверку деятельности Госкомитета по рыболовству и дать оценку соответствия принятых решений правовым нормам. Полученные материалы послужат основанием для выступления Комитета по безопасности о раскрытии преступлений, совершаемых в рыбной отрасли.
    О результатах рассмотрения депутатского запроса в соответствии со ст.13 "Закона о статусе депутата Федерального Собрания РФ" прошу сообщить в установленный законом срок.

    Заместитель председателя Комитета по безопасности,Член Комиссии по коррупции в высших должностных эшелонах власти, депутат С.Ф. Сигарев.

    Как видите, ушли Скуратов, Куликов, Родин, в кресле последнего успел посидеть и также уйти еще один председатель Госкомрыболовства и ряд его подчиненных, но вопрос о японском промысле лосося в нашей экономзоне так кардинально и не решен. Наверное, можно ежегодно менять весь штат Госкомрыболовства, но лучше от этого не станет, разве что только хуже. И год от года чиновники из главного рыбного ведомства будут "наступать на те же грабли" - допускать "случайные технические ошибки" наподобие нынешней, если в стране не изменится принцип распределения квот между отечественными и иностранными рыбаками.. Вернее принцип уже существует, он определен в пункте 3 ст.9 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" гласящей:
    "3. Иностранные заявители могут использовать живые ресурсы в научных, промысловых и других целях после (выделено автором) удовлетворения всех заявок российских заявителей при условии (выделено автором), что российские заявители не имеют возможности выловить весь допустимый улов заявленных видов живых ресурсов в конкретных промысловых районах, и только (выделено автором) в соответствии с международными договорами Российской Федерации с государствами, гражданами которых являются эти иностранные заявители или в которых они зарегистрированы, с соблюдением настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации".
    Остается только четко соблюдать эти требования закона, потому как на словах все - от простого рыбака до председателя Госкомрыболовства против присутствия иностранного флота в нашей экономзоне, а на деле именно иностранцы работают, а наши стоят в виду отсутствия лимитов.
    Известный классик марксизма сказал, что сырьем обычно торгуют абсолютно неразвитые страны. В рыбной отрасли Россия торгует уже даже не сырьем, а продает иностранцам право на добычу этого сырья в своей экономической зоне. Как говорится "отступать дальше некуда".

    Александр НИКОЛАЕВ.
    Фото Виктора НИКУЛИНА