|
ПРОДАВЦЫ ВОЗДУХА
Предлагаем купить по частям 32 тонны воздуха за общую сумму 100 миллионов рублей
По сути, такое предложение было опубликовано в Камчатской газете «Рыбак Камчатки» в разделе официальных ведомостей областной администрации. А конкретно это предложение называется постановление губернатора Камчатской области № 100 от 25 апреля 2001 года «О мерах по финансированию строительства и развития объектов газо-энергетического комплекса Камчатской области за счет внебюджетных средств в 2001 году», и два приложения к этому постановлению.
Суть данного постановления сводится к следующему: рыбопромышленным предприятиям Камчатской области предлагается купить квоты на минтай, треску, палтус и терпуг в различных промысловых районах, а вырученные от этих продаж деньги администрация планирует потратить на строительство газопровода.
А еще конкретнее, в постановлении планируется продать 32 тысячи тонн минтая по цене 3100 рублей за тонну. Промысел планируется вести в Охотском море в Камчатско-Курильской, Западно-Камчатской и Северо-Охотоморской зонах.
Все вроде бы понятно, логично и целесообразно. Но это только на первый взгляд. Сделать же это невозможно по следующим причинам.
Во-первых, в области нет таких квот на минтай. Из 157,5 тысяч тонн минтая предприятия области выловили чуть более 140 тысяч тонн, остаток разойдется в качестве прилова при промысле маломерным флотом камбалы, трески и наваги. Работать на этих видах без прилова минтая физически невозможно, поэтому, как только закончится квота на минтай, рыбвод моментально закроет промысел.
Во-вторых, многие наверняка помнят события первых минтаевых аукционов, когда лоты по 500 тонн минтая по цене 1800 тысяч рублей (т.е. по 3600 рублей за тонну) с трудом продавались по цене чуть выше стартовой. Но это был зимний, икряной минтай, цена которого стабильно на 3040% выше, чем на летний, нагульный, один вид которого отобьет аппетит к любой рыбе. Кстати именно «это», нечто грязно-серое и подозрительно пахнущее, в настоящее время продается на рыбных рынках областного центра. Так что довольно сомнительно, что кто-то из промышленников решит приобретать квоты минтая по такой цене.
В-третьих, и это, пожалуй, главное, даже при наличии квот вообще и их бесплатности в частности осуществлять специализированный промысел минтая невозможно, поскольку это запрещено правилами рыболовства. Статья 14.3 действующих правил гласит: «В зоне СССР запрещается специализированный промысел минтая в подзонах Западная Камчатка и Камчатско-Курильская с 01 января по 14 января и с 01 апреля по 31 декабря; в Северо-Охотоморской подзоне с 01 января по 14 января и с 21 апреля по 31 декабря...». А постановление подписано 25 апреля через 5 дней после прекращения промысла, то есть поезд уже ушел. Процедура же изменения правил рыболовства довольно сложна, и самое главное длительна по времени, поскольку требует проведения экологической экспертизы и различных согласований.
Маловероятно, что губернатор настолько всесилен, что сможет устранить эти три препятствия, да и вряд ли он будет этим заниматься, осознав, в каком нелепом положении он оказался, пытаясь продать то, что продать невозможно. Вопрос в другом. Почему он оказался в таком положении? Ответ вроде бы очевиден некомпетентность в рыбных вопросах. Но не все очевидное и лежащее на поверхности является истинным. Ведь всезнающих людей, как известно, не существует, как не существует людей, никогда не ошибающихся. Поэтому компетенция в какой-то отрасли промышленности, пусть даже и ведущей в области, качество для губернатора желательное, но отнюдь не обязательное: для этого существуют другие люди или целые организации, в обязанности которых входят задачи по подготовке проектов решений по тем или иным вопросам. В данном конкретном случае это КРХС (Камчатский рыбохозяйственный совет), который «является коллегиальным экспертно-рекомендательным, решающим (в пределах своей компетенции) органом». По крайней мере, так записано в положении о КРХС. И хотя никакими решающими функциями он не наделен, но именно это слово, надо полагать, и привело к той ситуации, что в постановлении губернатора рыбакам предложено купить «воздух». Почему именно это слово? А что, можно поверить, что все желающие пошли в КРХС для того, чтобы делать экспертные заключения или давать рекомендации, необязательные к исполнению? Чтобы делать экспертные заключения, надо быть специалистом, причем не менее чем областного масштаба. А чтобы давать необязательные к исполнению рекомендации, нет необходимости быть членом какой-либо организации: ходи себе и давай рекомендации, лишь бы за психа не приняли. Так что желающие рвались в КРХС исключительно с целью что-либо решать, а не какой иной. Но это желающие, т.е. 15 человек ровно половина членов КРХС, представители законодательного органа Камчатской области. Как известно, эти представители свои прямые обязанности выполняют «спустя рукава», вспомните, сколько раз срывались сессии местного законодательного собрания из-за того, что часть депутатов не являлась на сессию и не было кворума. Стоит ли после этого говорить об их общественно-полезной работе в КРХС.
Кроме них, в КРХС входят также представители различных контролирующих структур, которые должны быть там просто по роду своей деятельности. Связь этих структур с рыбной промышленностью довольно узкоспецифичная, но положение обязывает, и их представители зачастую откровенно убивают время, выслушивая разговоры о тралах, лимитах и прочих далеких для них вещах. А вот кого в КРХС нет, так это рыбаков-профессионалов, которые могли бы дать квалифицированное экспертное заключение или предложение по вопросам, связанным с рыбным промыслом. А ведь это одна из главных функций КРХС, которая указана в статье 6.2 положения о Камчатском рыбохозяйственном совете. В ней говорится, что КРХС «разрабатывает предложения для администрации Камчатской области по распределению лимитов вылова биоресурсов, выделяемым Государственным комитетом по рыболовству для пользователей всех форм собственности, включая совместные предприятия, с учетом нормативных документов, регулирующих порядок распределения квот». Вот и разработали продажу воздуха.
Думаете это единственный казус? Ничего подобного. В этом же постановлении губернатора N№100 предлагаются к продаже рыбакам квоты на треску, палтус и терпуг, которые уже давно бесплатно закреплены за ними постановлением правительства РФ, на право вылавливать которые рыбвод давно уже выдал им разрешения и которые они успешно долавливают. Т.е. продать им эти квоты всё равно, что провернуть обратно для получения кусков мяса пропущенный через мясорубку фарш.
И это не все. В этом же постановлении губернатора планируется продать предприятиям Усть-Камчатского района 1000 тонн нерки. Это при том, что государственная экологическая экспертиза даст заключение по лососевому прогнозу только 15 мая, но уже сейчас известно, что прогноз камчатских ученых по усть-камчатской нерке подвергнут серьезной критике и, очевидно, будет серьезно изменен в сторону уменьшения. Так что, возможно, будет утвержден прогноз на более чем 1000 тонн нерки, а может быть, и нет, говорить пока рано.
Таким образом, КРХСом испечен еще один ком. А хотелось бы блинов.
Александр НИКОЛАЕВ
продолжение темы
Шутка от Наздратенко
В ЦЕЛЯХ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ ПО СОГЛАСОВАНИЮ МПР РОССИИ ПРИКАЗОМ ГOCKOMPЫБOЛOBCTBA РОССИИ ОТ 28 03 2001 HP 100 ПРОДЛЕВАЮТСЯ СРОКИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПРОМЫСЛА МИНТАЯ ПОДЗОНАХ ЗАПАДНАЯ КАМЧАТКА КАМЧАТСКО-КУРИЛЬСКАЯ ДО 10 04 2001 ТЧК КАМЧАТРЫБВОДУ ОХОТСКРЫБВОДУ ИСХОДЯ ИЗ РЕАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКИ ПРОМЫСЛЕ ЗПТ ОСНОВАНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ НАУКИ ЗПТ НАЧАЛОМ МАССОВОГО НЕРЕСТА МИНТАЯ НАЗВАННЫХ ПОДЗОНАХ ПРЕКРАЩАЕТ ЕГО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ПРОМЫСЕЛ ТЧК ПРОДЛЕНИЕ СРОКА ДЕЙСТВИЯ РАЗРЕШЕНИЙ ПРОМЫСЕЛ МИНТАЯ ПРОИЗВОДИТЬ УЧЕТОМ ОСВОЕНИЯ ВЫДЕЛЕННЫХ КВОТ КАЖДЫМ СУДНОМ ЗПТ ИСХОДЯ ИЗ МИНИМАЛЬНЫХ РАСЧЕТНЫХ ОБЪЕМОВ ВЫЛОВА В СУДОСУТКИ ПРОМЫСЛА ТЧК ДОВЕДИТЕ СВЕДЕНИЯ СУДОВЛАДЕЛЬЦЕВ КАПИТАНОВ РЫБОПРОМЫСЛОВЫХ СУДОВ ТЧК ИНФОРМИРУЙТЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ФПС РОССИИ МПР РОССИИ
565 НАЗДРАТЕНКО
|
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ
ЯЦКЕВИЧУ Б.А.
ГОСКОМРЫБОЛОВСТВО РФ
НАЗДРАТЕНКО Е.И.
КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ
И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ ГОСДУМЫ РФ
ГЛУБОКОВСКОМУ М.К.
ВНИРО
КОТЕНЕВУ Б.Н.
ТИНРО-ЦЕНТР
БОЧАРОВУ Л. Н.
КАМЧАТНИРО
СИНЯКОВУ С.А.
Уважаемые господа!
Комитет по рыболовству Российской Федерации приказом № 100 от 28.03. 2001 г. в целях рационального использования водных биоресурсов по согласованию с Министерством природных ресурсов продлил сроки специализированного промысла минтая в Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской промысловых подзонах на 10 промысловых суток.
По мнению наших читателей, данный приказ издан не в целях рационального промысла, а как раз наоборот, так как сроки промысла минтая самым непосредственным образом связаны с его нерестом и в указанные десять дополнительных промысловых суток будет изыматься нерестящийся минтай, что является нарушением Правил рыболовства и наносит ущерб рыбным ресурсам России. Непонятно, как могло Министерство по природным ресурсам согласовать данный приказ без проведения экологической экспертизы. Не ясна роль рыбохозяйственной науки, визировавшей данный приказ.
Хотелось бы узнать Ваше личное мнение по этому вопросу, чтобы иметь возможность довести его до наших читателей.
С уважением,
С.И. Вахрин, главный редактор
В редакцию газеты «Тихоокеанский вестник» Вахрину С.И.:
В марте 2001 г. в адрес ТИНРО-центра поступали запросы из охотоморской экспе-диции, Госкомрыболовства и ВНИРО о возможности продления срока промысла минтая в объединенной Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзоне по причине тяжелых ле-довых условий. Основанием для продления промысла может служить задержка сроков не-реста минтая, так как окончанием путины является предполагаемый срок начала массово-го нереста. Проанализировав ситуацию, специалисты ТИНРО-центра пришли к выводу, что хотя ледовитость Охотского моря в 2001 г. выше, чем в 2000 г., биологические про-цессы развиваются гораздо быстрее, и начало массового нереста минтая у Западной Кам-чатки придется на середину первой декады апреля. Учитывая эти расчеты, а также тот факт, что часть вылова, проходящего по официальной статистике по Охотоморской подзоне, следует отнести к западнокамчатской популяции, ТИНРО-центр не нашел оснований для продлений сроков промысла в объединенной Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзоне. Эта позиция ТИНРО-центра полностью совпала с мнением наших коллег из КамчатНИРО. Сообщения с научно-исследовательских судов от 1 апреля свиде-тельствуют об обвальном нарастании зрелости половых продуктов минтая и возможном начале массового нереста в ближайшие дни. В связи с этим ТИНРО-центр считает, что решение о продлении сроков промысла может негативно сказаться на воспроизводстве минтая.
Зам. директора ТИНРО-центра В.Ф. Савиных
Коллектив ВНИРО разделяет Вашу озабоченность состоянием запасов минтая в Охотском море, в том числе восточноохотоморского, нерестящегося в районе Западной Камчатки.
Наша позиция по этому вопросу изложена в многочисленных публикациях. Мы признательны Вам за то, что Вы следите за ходом промысла и его управлением. Поскольку считаем, что только объединенными усилиями ученых, управленцев, честных судовладельцев, контролирующих и инспектирующих органов, общественности можно остановить нерациональную и бесконтрольную (с 1998 г.) эксплуатацию запасов.
Относительно вопроса продления промысла до 10 апреля наша позиция обусловлена тем, что сроки массового нереста восточноохотоморского минтая в течение 2 последних лет сдвинулись на более позднее время в связи с аномально низким температурным режимом и высокой ледовитостью Охотского моря. Ледовитость моря в 2001 г. превосходит таковую в 2000 г., и это сказалось на освоении ОДУ, прежде всего среднетоннажным флотом.
По запросу Госкомрыболовства свое мнение о возможности продления промысла минтая во ВНИРО направили ТИНРО-центр и КамчатНИРО. Институты признают факт задержки массового нереста минтая в районе Западной Камчатки в 19992000 г. на месяц. Информация о биологическом состоянии минтая на местах нереста в марте 2001 г., представленная ТИНРО-центром и КамчатНИРО, свидетельствует о задержке нереста в этом году. По прогнозу КамчатНИРО, массовый нерест в районе Западной Камчатки задержится на месяц. Однако оба института высказались против продления промысла.
На 23 марта квота в Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах была освоена на 76%. В прошлые годы, в случае невозможности реализации квоты до 31 марта, вводилась «олимпийская система», в результате которой остаток квоты выбирали крупнотоннажные суда (например «Американ-Монарх»), среднетоннажные суда, соответственно, квоту не реализовывали. Ученый Совет ВНИРО, во избежание порочной практики «введения олимпийской системы», учитывая гидрологическую ситуацию и биологическое состояние рыб на конец марта, не возражал против продления промысла минтая при условии усиления наблюдений за биологическим состоянием рыб. В случае поступления оперативной информации о начале массового нереста промысел необходимо прекратить ранее 10 апреля.
В заключение мы выражаем надежду на дальнейшее сотрудничество с редакцией «Тихоокеанского вестника» в деле сохранения и восстановления рыбных запасов России.
Директор ВНИРО Б.Н. Котенев
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГРУППА МОНИТОРИНГА
пресс-релиз
В апреле 2001 года аналитической группой было выявлено 15 судов, капитаны которых нарушили «Временное положение о спутниковом позиционном контроле российских промысловых судов» и «Приложение к Приказу Госкомрыболовства России № 185 от 10 октября 1996 года».
По причине искажения ССД промысел был приостановлен 1 судну и 14 судам по причине нарушения позиционирования. За отчетный период 5 судов исправили допущенные нарушения и продолжили промысел. Общий простой судов на промысле составил 25 судосуток. Учитывая, что средний минимальный суточный вылов минтая в первую декаду апреля составлял порядка 17,64 тонн, тем самым было сохранено порядка 441 тонны водных биоресурсов.
В рамках совместной работы с Отделом регулирования рыболовства Камчатрыбвода по вопросу выдачи и внесения изменений в разрешения на промысел в 2001 году на предмет наличия нарушений было проверено более 30 судов. Выявлено 8 организаций, имевших нарушения Приложения к Приказу Госкомрыболовства № 185 и Временного положения о спутниковом позиционном контроле российских судов.
|