|
Открытие Америки Абрамовичем
Есть две Чукотки. О первой, о Чукотском полуострове, мы наслышаны со школы. О второй, о Чукотском автономном округе, как правило, знают специалисты. Меду тем это не одно и то же.
ЧУКОТКА ЧУКОТКЕ РОЗНЬ
Для начала в том, что площадь полуострова всего 49 тыс. кв. км, а округа 737,7 тыс. кв. км. Чувствуете разницу? Целая Франция, и та занимает всего 551 тыс. кв. км. И на такой огромной территории, как Чукотский автономный округ, к началу политико-экономического переворота им. М.С. ГОРБАЧЕВА проживало только 157 тыс. человек. Ныне и того пуще в два с лишним раза меньше. И на таком просторе при таком малолюдье колоссальнейшие природные богатства. Вполне хватит на целые Соединенные Штаты. Для их безбедной жизни долгие-долгие годы. К моменту всеобщего экономического погрома страны здесь добывали золото, олово, вольфрам, ртуть, каменный и бурый уголь. А трудящиеся, в основном высококвалифицированные специалисты, знаменитый северный длинный рубль. Не торопясь возвращаться в родные места. И не проклиная судьбу. Как сейчас. Главным чукотским извозчиком вместо былых оленей стала авиация. А действующий Северный морской путь гарантировал жителям округа бесхлопотное зимование.
Была, правда, и еще одна, как бы третья Чукотка из редкостного собрания человеческих типов, характеров и взаимоотношений, где подлинный героизм и крайняя наивность сливались в привлекательный образ. Его ярко и широко прописал в своих рассказах талантливый прозаик Альберт МИФТАХУТДИНОВ. И есть своя закономерность в том, что вместе с этой, человеческой Чукоткой в небытие вскоре ушел и сам писатель.
Выделим пока два непреложных факта. Первый Чукотка еще недавно не числилась заброшенной и слаборазвитой. А второй ее богатства где были, там и остались, а стало быть, к ним всегда можно вернуться.
ЗВЕЗДА РОМАНА АБРАМОВИЧА
В декабре 1999 г. Чукотка приветствовала триумфатора. Роман Аркадьевич АБРАМОВИЧ, 1966 г. рождения, прописка московская. Выдвинутый избирателями округа в депутаты Госдумы и получивший около 60 процентов от проголосовавших, он взошел на чукотском небосклоне внезапно и ошеломляюще. Несмотря на разоблачающие материалы и реплики в СМИ о его причастности к «семье» и о сомнительности его богатств. Комментаторы объясняли его ход прежде всего как желание укрыться в священном алтаре Госдумы от вероятностей юридического преследования. Тем более с Чукотки ничего не стоит в любую минуту перемахнуть на Аляску. Дело без малого нескольких минут. На самолете. Прецедент Анатолия СОБЧАКА уже был.
Только все это было прелюдией к настоящему действию. И вслед за хорошо рекламируемой в СМИ кампанией по «гуманитарной» помощи страдающему от голода и холода населению Чукотки последовал второй рывок. В губернаторы. С почетным съемом с дистанции единственного конкурента НАЗАРОВА и со страховкой в виде другого москвича, которому тоже вдруг как бы захотелось в чукотские губернаторы. Чтобы местные соискатели не учудили чего со срывом выборов. Кстати, губернаторский пост куда менее защищен от карающей верховной десницы, чем депутатское кресло. «Добровольность» отставки Е. НАЗДРАТЕНКО общеизвестна.
ОТКРОЕТ ЛИ АБРАМОВИЧ АМЕРИКУ?
Еще до выборов знатоки утверждали: в случае победы Р. Абрамовича на поверхность нашей горькой жизни вновь всплывет блистательный проект Аляско-Сибирской железной дороги. И не ошиблись. Идея строительства железной дороги от Аляски через всю Сибирь с тоннелем под Беринговым проливом не из ординарных и в самом деле. И хотя ей уже за сто лет, она завораживает даже наших современников. Пока не начинают интересоваться различными подробностями. К примеру откуда дровишки? В Россию эта идея залетела в конце XIX века. Историки ее знают как проект Ллойк Де ЛОБЕЛЯ. По имени человека, пробивавшего ее через российскую власть и добившегося своего перед Первой мировой. Через царскую семью. Ибо российские специалисты были против. Как и местная власть приамурский генерал-губернатор. И по сугубо инженерным мотивам. И по глубоко государственным.
Подлинная суть проекта заключалась (и будет заключаться!) в суровой экономической подоплеке. Чьи денежки того и чай, и музыка. И в качестве «музыки» предусматривалась передача Россией в полное американское распоряжение широкой полосы отчуждения по обе стороны возводимой дороги с ветками к месторождениям и с правом беспошлинного вывоза добытого в США.
Отзываясь об Аляско-Сибирской железной дороге, тогдашний глава Приамурского края П.Ф. УНТЕРБЕРГЕР написал: «Подобное явление не имело прецедента в русской истории и встречается обыкновенно лишь в государствах слабых как в экономическом, так и в военном отношении, не соответствует достоинству России». Отметим, проект Аляско-Сибирской железной дороги (АСЖД) появился вскоре после немалых и упорных усилий американских деловых и правительственных кругов утвердиться на Амуре и Сахалине. А главное после продажи Аляски. И совпал с мощным натиском американских промышленников на Севере. Включая Чукотку.
Только за одно десятилетие, с 1890 по 1900 год, и лишь в Сан-Франциско с Чукотки были доставлены 93561 бочка китового жира, 2 584 000 фунтов китового уса и 70176 фунтов моржовых клыков. Шел форменный разбой, прикрытый крышей «Северо-Восточного Сибирского общества». Его сколотили американские промышленники. А прикрыли в 1912 г., надавив на царскую власть, русские, поддержанные научной общественностью Дальнего Востока и Петербурга. А в 1921 г. В. К. АРСЕНЬЕВ резко запротестовал против засилья американских «колонистов» уже на Колыме.
В 1991 г. в США возрождается консорциум по строительству АСЖД с представительством, как водится, в Москве. В середине 90-х, в ходе утверждения ныне действующей федеральной целевой программы долгосрочного, до 2005 года, развития Дальнего Востока и Забайкалья, в ее тексте вдруг появилась строка об АСЖД. Без всяких консультаций с дальневосточниками. Правительства Чукотки в том числе. По счастью, как и сто лет назад, стройку задробили эксперты. По все тем же мотивам.
Между тем с 1992 г. в США начинается шумная пропагандистская акция реклама и апробирование на американском электорате грандиозной идеи Сибирских штатов Америки с границей России до Енисея и с прописыванием Чукотки, в частности, как штата Беринг. Немногим позже в печать попал и другой план, не предназначенный для многих глаз, международного раздела Восточной Сибири и ДВ на зоны «управления». К кому отходят Сахалин и Курилы догадайтесь с трех раз. А вот Камчатка и Чукотка оказываются под эгидой США.
И тут, наконец, грянул Абрамович. С идеей строительства тоннеля под Беринговым проливом. Очень интересная мысль. Жаль, не свежая. Что никак не отменяет надежд и чаяний населения многострадальной Чукотки. Как и веры в Спасителя.
ПРОГНОЗ НА ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗАВТРА
Честно говоря, не очень благоприятный. Отдадим должное смелости и рискованной расчетливости молодого 33-летнего бизнесмена. Да, Чукотка есть кладезь, но на первом этапе Р. Абрамовича ждут серьезные расходы. Как в старом анекдоте о желании депутатов израильского кнессета после победоносной египетской войны объявить далее войну и самой могущественной стране Америке. И все уже были «за», кроме одного старого еврея, который сказал: «Ну, хорошо объявим войну Америке и завоюем ее
Но тогда же нам ее придется кормить!..» И кнессет проголосовал против.
И сегодня есть опасность, что эти расходы могут подзатянуться. Включая расходы на пробивание проекта АСЖД. О последних хорошо осведомлены американские партнеры. Они еще сто лет назад вдоволь настучались в различные правительственные двери. Еще хуже, что история имеет привычку повторяться. И, судя по событиям в нашей стране, не раз. А с новым витком рухнет и проект. Со всеми издержками. И вряд ли при этом Р. Абрамович с его противоречивыми заслугами спокойно отсидится на приглянувшейся ему Чукотке. Даже проведя там успешный референдум о добровольном присоединении ее к Аляске. И совсем плохо то, что у его американских сподвижников уже занялась алая заря серьезных финансово-экономических трудностей. И вся полнота ответственности за проект тогда ляжет лично на него. Нешуточное дело, коль профинансировать такое сооружение, как АСЖД, не под силу даже сотне Р. Абрамовичей. Что же касается американских партнеров в критических случаях они не очень-то заботятся о ближних. Исторический опыт.
А пока, по слухам, Р. Абрамович размышляет о переносе «столицы» Чукотки из Анадыря в Певек. Еще одна интересная мысль.
Юрий Ефименко,
Дальневосточный капитал
|