|
КАМЧАТРЫБВОД ИНФОРМИРУЕТ
В последнее время участились случаи публикаций материалов в Камчатских средствах массовой информации, касающихся производственной деятельности маломерного флота. В связи со сложившейся вокруг нее конфликтной ситуацией редакция газеты «Тихоокеанский вестник» решила получить консультацию от наиболее компетентного в области регулирования рыболовства источника Камчатрыбвода, после чего информировать читателей о существующем порядке ведения промысла на маломерном судне.
Данным вопросом в этом году занимались: антимонопольный комитет, прокуратура. И уже это говорит о его актуальности. Решения этих органов власти и губернатора целиком были на стороне рыбаков, но страсти до сих пор кипят, т.е. конфликт не исчерпан.
Официальным основанием для возникновения разногласия явилось разноречивое толкование правил о месте регистрации этих судов. До настоящего года маломерный флот регистрировался в ГИМС и морском рыбном порту, кроме этого существуют так называемые самостийники мотоботчики, не зарегистрированные ни в каких организациях. Весь маломерный флот (независимо от места регистрации), занимаясь ловом рыбы, вступает в определенные юридические взаимоотношения с государственными контролирующим органами. Но прежде всего о предмете конфликта о месте регистрации.
Кодекс Торгового Мореплавания (далее КТМ) определяет понятие «судно» как самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Что касается рыбопромысловых судов, то это понятие также определено в КТМ, это «обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для промысла водных биологических ресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения» (ст. 7 КТМ).
Понятие «торгового мореплавания» определено в ст. 2 КТМ. Это «деятельность, связанная с использованием судов для:
перевозок грузов, пассажиров и их багажа;
промысла водных биологических ресурсов; ...»
Рыбопромысловые суда согласно этому же кодексу регистрируются в морских рыбных портах.
Правила регистрации судов и прав на них в морских рыбных портах утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. К данной деятельности Камчатрыбвод отношения не имеет. Поэтому абсолютно безразлично относится и к месту регистрации мотоботов вообще, будь то рыбный порт, ГИМС или яхт-клуб, но есть и частные исключения из этого правила. Так, например, когда судно занимается лицензионным или любительским промыслом, можно даже вообще нигде не регистрироваться, по крайней мере, на взаимоотношение с органами рыбоохраны данный факт не влияет. Если же судно занимается промышленным ловом, то его регистрация в уполномоченной на то государством структуре рыбный порт обязательна. Иначе рыбвод просто не выдаст разрешения на промысел. Здесь существует одна очень важная особенность. Существует приказ Госкомрыболовства, обязывающий капитанов рыбных портов регистрировать промысловые суда только в рыбных портах, но он обязателен только для капитанов этих портов. Правда, рыбводы официальных указаний выдавать разрешения только судам, зарегистрированным в рыбном порту не получали, по крайней мере, до настоящего времени. Поэтому, руководствуясь правилами хорошей морской практики (есть на флоте такие неписанные законы, которыми руководствуются моряки всего мира), с целью упорядочения системы учета промыслового флота и координации функций контроля за промыслом, безопасностью мореплавания и сохранению человеческой жизни на море в едином государственном органе Госкомрыболовстве, которому подчиняются как рыбводы, так и администрации морских рыбных портов, руководство Камчатрыбвода в свое время приняло решение выдавать разрешительные билеты промысловым судам, зарегистрированным только в морском рыбном порту. Что касается яхт и прогулочных катеров, то права ловить рыбу их никто не лишает, поскольку любительская и лицензионная рыбалка доступна каждому. Как говорится: «Богу богово, а кесарю кесарево».
Но конфликт почему-то продолжается, более того он усиливается. Почему же большие группы недовольных мотоботчиков обивают пороги рыбводовских и иных кабинетов, вместо того чтобы «пахать голубую ниву» и заваливать рынки города дешевой рыбой? И чего они, в конечном счете, хотят эти мотоботчики?
Для того чтобы это понять, необходимо знать, каковы взаимоотношения между рыбаками и контролирующими органами.
Что касается пограничников и других инспекций, то тут все просто: соблюдаешь правила рыболовства проверили, и нет проблем, не соблюдаешь составили протокол об административном правонарушении. С рыбводом все намного сложнее. Там оформляют разрешения, и в связи с этим требуется оформить много бумаг. Какие и когда разобраться сразу вроде бы сложно, но, если «разложить все по полочкам», проблем особых не возникает.
В принципе существует три организационных вида лова рыбы, которые могут осуществлять владельцы мотоботов. Первый это любительское и спортивное рыболовство, правила ведения которого не требуют от рыбаков никакой отчетности и предусматривают только несколько ограничений по запрещенным орудиям и местам лова. Главное это то, что правила не предусматривают какой-либо платы за выловленную любителями рыбу, но при этом устанавливают суточные нормы вылова на одного человека. Так, например, ежедневно можно бесплатно поймать 30 камбал, 50 штук наваги, сотню корюшек, 25 штук терпуга и т.д. При этом виде лова никаких взаимоотношений с «властью» и никаких взаимных обязательств по отношению друг к другу не возникает. Разве что проверят рыбака контролеры на предмет соблюдения этих любительских правил. Вот и все.
Вторым видом является лицензионное рыболовство. В общем-то это подвид первого любительского рыболовства, но за деньги. И с несколько большими ограничениями. Ограничивается несколькими часами время лова, участок лова ограничивается сотнями метров или несколькими километрами, есть ограничения и по орудиям лова. Количество рыбы, разрешенной к вылову по одной лицензии, также ограничено. Как преимущество необходимо отметить то, что по лицензиям можно ловить рыбу лососевых пород, что категорически запрещено в первом случае. Что интересно, так это то, что правилами рыболовства допускается лов ценных видов рыб по лицензиям. При этом понятие «ценные виды рыб» ни в одном действующем нормативном документе не расшифровывается. То есть это может быть все что угодно, как колюшка размером с полпальца, так и 200-килограммовый палтус. Но главное отличие здесь то, что рыболов в обязательном порядке вступает в определенные юридические отношения с контролирующими органами при приобретении права на лов, т.е. лицензии. Причем оплата происходит не по факту вылова, а наперед, при покупке лицензии. Будете вы ловить рыбу или нет, поймаете ее или нет это уже ваши личные проблемы. Единственное, где вы еще можете столкнуться с контролирующими службами, это при проверке выполнения условий, указанных в лицензии. На этом ваши взаимоотношения с «властью» заканчиваются. Оформление документов при данных взаимоотношениях покупка лицензии, процедура довольно простая и не требующая много времени.
Последний третий вид промышленное рыболовство. Тут также существует ряд ограничений, регулирующих правила ведения промысла. Но нет ограничений по времени можно ловить хоть круглосуточно. Район промысла просто огромен. Разрешенный к вылову объем дается не в десятках штук, а в тоннах, т.е. в тысячах штук. И самое главное бесплатно. Ну, если не считать, конечно, платы за различные справки и бланки, необходимые для оформления документов на промышленное рыболовство. Так эти и аналогичные платежи существуют по всей стране. Нужна справка из дурдома о том, что ты здоров, плати. Талон прохождения автомобилем техосмотра плати. Медкомиссия плати. Пожарники плати, и т.д. и т.п. Это не оправдание системы поборов, а всего лишь констатация объективной реальности.
Почему этот вид промысла требует несколько большего количества бумаг, вполне объяснимо. Процедура оформления разрешения на промысел одинакова что для мотобота, вылавливающего в сезон 35 тонн, что для супертраулера, который за год может выловить и 10 тысяч тонн. Да и стоимость этих 35 тонн, указанных в разрешении, на рынке 5080 тысяч рублей, согласитесь это не автобусный билет продать. Главными для оформления разрешения являются два условия. Это, во-первых, наличие выделенных лимитов, и второе наличие лицензии на промышленное рыболовство. Рыбвод не занимается выделением и распределением лимитов, но лицензии на промышленное рыболовство мотоботчикам выдаются именно в рыбводе.
Дело в том, что основная часть различных видов коммерческой деятельности как у нас в стране, так и за рубежом подлежит лицензированию. Выдаются лицензии на право занятия медицинской и юридической деятельностью, лицензии на право продавать за рубеж какой-то определенный вид товара и т.д. и т.п., в том числе лицензируется и такой вид деятельности, как промышленное рыболовство.
Просьба только не путать: «Лицензия на право занятия промышленным рыболовством дает право заниматься определенным видом деятельности, а не вылавливать 5, 10 или сколько-то там еще тонн рыбы». Эти лицензии выдают всем желающим, только на Камчатке их получили более полутора тысяч предприятий и частных предпринимателей без образования юридического лица. Процедура получения лицензии не сложная, она состоит из рассмотрения уставных документов и справок о регистрации предприятия в налоговых органах и Госкомстате.
Частные предприниматели и юридические лица, которым выделены лимиты и которые получили лицензию на промышленное рыболовство, представляют соответствующие документы в рыбвод, где в течение нескольких дней им оформляют разрешение на право ведения промысла. После чего, получив промысловый журнал и пройдя аттестацию на предмет знания правил рыболовства, капитан мотобота может смело направлять свое судно к выходу из Авачинской бухты, сразу за которым открывается Великий Тихий океан с его несметными богатствами.
Требований же у Камчатрыбвода к работающим мотоботчикам всего два: выполнение условий ведения промысла, указанных в разрешении и своевременная и точная отчетность.
Александр НИКОЛАЕВ
ГДЕ МАШИНА С МИГАЛКАМИ?
В Камчатской области побывала представительная комиссия во главе с первым заместителем председателя Госкомрыболовства А. Моисеевым (бывший офицер-подводник) и чиновниками минфина, погранслужбы, МВД. Им жутко не понравилось, что их не встречали и не сопровождали машины с мигалками (даже на Сахалине им выделяли мигалку). Рыбные генералы не нашли возможности пообщаться с большим коллективом «Камчатрыбвода», своими подчиненными.
Приехав в управление, они дали нагоняй начальнику, что на въезде на служебную стоянку охранник не опустил веревочку перед джипами (его не предупредили). Затем они потребовали найти газету «Рыбак Камчатки». Заместитель начальника рыбвода В.А. Дудников принес газету. Один из москвичей, шибздик, спросил у Дудникова, кто он такой. Тот ответил, что он заместитель. «А почему вы держите руки в карманах?» Когда тот ответил, что, мол, вы сами тоже держите руки в карманах, и вообще тут не казарма и каким тоном вы разговариваете, москвич закричал, чтобы тот вышел из кабинета, зашел и доложил, как положено. Дудников ушел и не возвращался. После чего столичные начальники собрались и уехали. Несколько сотен членов коллектива рыбвода, просидев еще немного в актовом зале, недоуменно разошлись.
«Вести»
ЗАКОН О ГОСГРАНИЦЕ ПОЗВОЛИТ СТИМУЛИРОВАТЬ РЫБОДОБЫЧУ
Комитет по безопасности подготовил к первому чтению внесенный депутатом Виталием Ледником проект федерального закона «О внесении дополнения в Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации».
Предлагается дополнить закон нормой, согласно которой «пропуск через Государственную границу российских судов, ведущих промысел за пределами 12-мильной зоны, не осуществляя заходы в порты иностранных государств, осуществляется без оформления документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары».
В. Ледник считает, что реализация закона позволит стимулировать деятельность рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей промышленности в Калининградской области и в целом по России, так как финансовые затраты на оформление документов, а также простои судов, связанные с прохождением пограничного контроля, ложатся дополнительной нагрузкой на юридические лица, осуществляющие промысел рыбы в прибрежных водах, и увеличивают цену рыбы и рыбной продукции.
Пресс-служба Государственной Думы РФ
Возвращаясь к напечатаному
В прошлом номере в сообщении «Крабовый полтергейст» мы обещали опубликовать подробности разбирательства между тремя службами охраны биоресурсов, названия которых читателям, наверное, уже известны. Это КРИОМБИР, Корякская спецморинспекция и Камчатрыбвод. Службы обвиняют друг друга в пособничестве браконьерству и произволе. Кроме того, в деле участвуют представители рыбной науки, ну и, естественно, судовладельцы трех арестованных судов. Кто здесь прав, а кто виноват, сказать сейчас довольно сложно. Поэтому мы приносим извинения своим читателям за то, что не можем из моральных соображений назвать судовладельцев, а также проинформировать о том, кто из контролирующих структур чем занимался. Суда стоят в порту, разбором «полетов» занимается прокуратура. Со своей стороны не снимаем с себя обязательств опубликовать подробности данного факта сразу после окончания расследования.
Соб.инф.
|