Общественному совету по предпринимательству при губернаторе Камчатской области
ДОКЛАД
о совместной работе маломерного флота и береговых предприятий и принципах выделения квот для маломерного флота на путину 2002 года
Учитывая сложную обстановку в Камчатской области по обеспечению рыбой-сырцом береговых перерабатывающих предприятий, Ассоциация рыбодобывающих и перерабатывающих предприятий (АРПП) предлагает вам рассмотреть наш проект основных принципов распределения квот вылова биоресурсов между пользователями всех форм собственности Камчатской области, участвующими в программе обеспечения сырцом береговых предприятий (далее по тексту «Программа»).
Основными целями данной Програмы, на наш взгляд, могут быть:
1) сохранение уже имеющихся и создание новых рабочих мест в сфере добычи и переработки рыбы и морепродуктов, а также в смежных сферах (торговля, транспорт и др.);
2) повышение эффективности использования биоресурсоа в целях пополнения бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов;
3) создание реальных условий снижения себестоимости выпускаемой продукции, тем самым повышая конкурентоспособность камчатской продукции на внешнем и внутреннем рынках, что приведет к увеличению поступлений финансовых ресурсов на полуостров;
4) обеспечение социально незащищенных слоев населения, а также социально значимых объектов (дома престарелых, детские дома, детские дошкольные и школьные учреждения и т.п.) доступной по цене рыбой и морепродуктами.
Мы оставляем этот список открытым и в него можно добавить и другие цели.
Для претворения в жизнь этой Программы мы предлагаем создать при КРХС рабочую комиссию:
из работников Департамента по рыболовству, курирующих вопросы маломерного флота и береговых предприятий;
представителей добывающих компаний, имеющих флот и способных обеспечить поставленные задачи;
представителей береговых перерабатывающих предприятий, добившихся хороших результатов;
представителей лицензионных и контролирующих органов;
представителей АРПП.
В задачи данной рабочей комиссии будут входить:
оценка готовности перерабатывающих и добывающих предприятий к работе по Программе;
отбор компаний для конкурса документов на право участия компаний в Программе;
осуществление регулярного контроля над ходом выполнения Программы;
проводить ежегодный анализ и предлагать поправки в Программу следующего года.
Все протоколы рабочей комиссии должны быть утверждены на КРХС.
Далее мы хотим предложить основные критерии, по которым будет происходить отбор компаний для участия в Программе.
А) Для добывающих компаний:
1) наличие собственного, технически исправного флота, зарегистрированного в администрации морского рыбного порта г. Петропавловска-Камчатского;
2) отсутствие задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды (исключение текущие платежи);
3) загрузка береговых перерабатывающих мощностей в предыдущий год;
4) фактическое освоение собственных квот вылова в прошлый год с учетом причин неосвоения своих квот вылова;
5) инвестиции в производство, увеличивающее объемы вылова и сдачи сырца на берег;
6) участие в совместных с перерабатывающими компаниями проектах, обеспечивающих высокие результаты.
Б) Для береговых перерабатывающих предприятий:
1) компании, имеющие круглогодичный цикл работы;
2) предприятия, которые имеют не только производственные мощности по замораживанию рыбы, но и имеющие консервное производство, тем самым способные наиболее полно использовать поступающий сырец;
3) предприятия, имеющие добывающий флот и береговые перерабатывающие мощности, способные выпускать мороженую продукцию высокого качества и широкого ассортимента за счет высокой технической оснащенности производства, а также способные производить переработку отходов на муку;
4) береговые перерабатывающие предприятия, способные выпускать мороженую продукцию высокого качества и широкого ассортимента за счет высокой технической оснащенности производства, а также способные производить глубокую переработку отходов;
5) социально значимые предприятия, имеющие государственные обязанности или государственный заказ, градообразующие или победившие в тендерах на поставки рыбопродукции для государственных нужд, имеющие дипломы выставок, полученные за высокое качество продукции, при этом предприятие должно обладать производством, возможности которого отражены в пунктах 1, 2, 3, 4;
6) предприятия, имеющие высокотехнологическое оборудование и направляющие инвестиции в производство, позволяющие увеличить ассортимент выпускаемой продукции и повысить качество;
7) компании, не подходящие под критерии, указанные в пунктах 16, но обладающие преимуществом тем большим, чем больше положительных факторов имеет компания.
При этом все компании должны:
не иметь задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды (исключение текущие платежи);
иметь не менее 50 % постоянных рабочих мест, при этом первоочередным преимуществом пользуются компании с высокоэффективной экономикой производства, уплачивающие наибольшие платежи в бюджеты и фонды.
Право на подачу документов для участия в Программе имеют компании, подпадающие под указанные выше критерии, зарегистрированные в государственных регистрационных органах не позднее 1 января будущего года и подавшие своевременно с обоснованным расчетом заявки в Департамент по рыболовству Камчатской области.
Новые компании могут быть привлечены к участию в Программе только на основании конкурса документов при наличии вакансий, которые могут возникнуть:
если какая-либо компания выбывает из Программы по своему желанию или на основании решения рабочей комиссии за допущенные нарушения, или если компания перестает отвечать основным принципам (критериям) Программы;
если государственными органами увеличивается квота на сырец для работы по Программе.
Наличие вакансий определяется рабочей комиссией и утверждается на КРХС.
Информация о наличии вакансий, как и результаты конкурса документов, публикуются в местной печати.
Принятие решения о победе в конкурсе документов или отказе в участии в Программе в любом случае должно быть аргументировано. Результаты конкурса документов вручаются участникам под роспись или отправляются заказной корреспонденцией по указанным адресам.
К участию в Программе не могут допускаться:
вновь созданные государственные предприятия;
предприятия, в уставном капитале которых доля государственной собственности превышает 50 %.
Проведя анализ работы маломерного флота и береговых предприятий в 2001 году в рамках АРПП, мы сделали следующие выводы.
Предложенная администрацией области система распределения квот для маломерного флота громоздка, неповоротлива и поэтому малоэффективна. Добыча сырца по АРПП в среднем уменьшилась в 2 раза. Предприятия несут большие расходы по доставке сырца на берег: на перегруз, хранение рыбной продукции, повышенные расходы на изготовление рыбной продукции (из-за повышения тарифов на электроэнергию и прочее). Все это приводит к уменьшению прибыльности предприятий и, как следствие, уменьшению поступлений в бюджет всех уровней. Предложенная администрацией система платы за ресурсы ставит некоторые предприятия на грань банкротства, сокращает рабочие места и ухудшает социально-экономическое положение населения, занятого в переработке и добыче рыбы. В этой связи АРПП предлагает:
1) наделять компании, работающие по выше названной Программе, квотами на сырец изначально в полном объеме, необходимом для производственной деятельности;
2) выделять ресурсы бесплатно;
3) предусмотреть компенсационные квоты на высокоэффективные объекты промысла (минтай, треска, краб) с тем, чтобы промысловые компании могли вести добычу, а перерабатывающие обработку малоэффективных объектов промысла;
4) добиться в комитете по рыболовству разрешения вести специализированный промысел минтая в Охотском море маломерному флоту в летний период.
Председатель правления АРПП А.А. Каменев
|