|
ЯПОНЦЫ ДОЕДАЮТ ИСЧЕЗАЮЩИХ КИТОВ
В НАЧАЛЕ ОКТЯБРЯ НАЧАЛАСЬ МЕЖДУНАРОДНАЯ КАМПАНИЯ ЗА ЗАПРЕТ «НАУЧНОГО ЗАБОЯ КИТОВ», ВЕДУЩЕГОСЯ ЯПОНИЕЙ С 1986 Г. ДЕЛО В ТОМ, ЧТО В 1986 Г. КОММЕРЧЕСКИЙ КИТОБОЙНЫЙ ПРОМЫСЕЛ БЫЛ ЗАПРЕЩЕН МЕЖДУНАРОДНОЙ КИТОБОЙНОЙ КОМИССИЕЙ. НО ЯПОНИЯ ПРОДОЛЖАЕТ ИСТРЕБЛЯТЬ КИТОВ  ЖИВОТНЫХ, КОТОРЫЕ ДЛЯ ВСЕГО МИРА ЯВЛЯЮТСЯ СИМВОЛОМ ПЛАНЕТЫ.
Причем киты истребляются исключительно в угоду желудкам гурманов. Правда, кулинарные интересы прикрываются научными. За последние 12 лет под предлогом так называемого «научного китобойного промысла» Япония забила более четырех тысяч карликовых полосатиков (полосатики киты, у которых складки на нижней стороне тела выглядят как полоски). Всего же с 1986 года было убито более 21 тысячи китов. В 1994 г. акватория Мирового океана, омывающая Антарктиду, была объявлена китовым заповедником, но Япония вела свой преступный промысел и в этих водах.
В 2000 г. Япония заявила о своих планах по ежегодному забою пятидесяти полосатиков Брайда и десяти кашалотов в добавление к продолжающемуся ежегодному забою более чем пятисот карликовых полосатиков.
Вот интересно, японцы хотят сказать, что они будут проводить сравнительный анализ содержимого желудочно-кишечного тракта всей полутысячи убитых ими животных?
Или, может быть, чучела карликового полосатика должны быть в каждой мало-мальски приличной японской школе?
В реальности же «научный промысел китов» выдумка. Все дело в мясе китов, которое считается деликатесом. Японские рестораны предлагают посетителям блюда из этих крупных млекопитающих за огромные деньги. Командой специалистов были проведены исследования, в результате которых был сделан вывод о том, что значительная часть китового мяса, подаваемого в ресторанах, принадлежит охраняемым видам китов, промысел которых запрещен. Такими видами китов являются настоящий полосатик, горбач, сейвал и полосатик Брайда.
Япония никак не реагирует ни на общественное мнение, ни на резолюции Международной Китобойной Комиссии. Наряду с многочисленными письмами протеста зоозащитных организаций, к Японии обратились главы США и Великобритании.
ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ?
Напишите письмо и поддержите требование кампании: запретить «научный» промысел китов, ведущийся Японией в нарушение решений Международной Китобойной Комиссии. Письмо необходимо направить послу Японии в России г-ну Минору Тамба по адресу: 103009, Москва, Калашный переулок, д. 12. В России массовый сбор подписей в защиту китов уже ведется в Москве, Санкт-Петербурге, Карелии, Мурманске, Северодвинске, Нижнем Новгороде и в области, Великом Новгороде, Мончегорске, Вологде, Волгограде, Саратове, Ростове-на-Дону, Чите, Брянске и его области, Тверской, Ярославской, Псковской, Владимирской, Рязанской, и Пензенской областях, Краснодарском и Приморском краях, Йошкар-Оле, Дагестане и Сахалине.
По ушам серых китов больше не стреляют. Пока.
Однако у китов есть угрозы и помимо гурманов. Мы уже писали о том, как нарушается нормальная жизнь серых китов из-за сейсморазведки у берегов Сахалина. Компания Эксон, которая вела сейсморазведку, после получения письма МПР с требованием закончить работы до 15 сентября, закончила их 7 сентября. Эксон распространил о своем решении пресс-релиз с сообщением, что работы им выполнены полностью и применены беспрецедентные меры по охране китов. Но, по данным информированных источников, Эксон не в полной мере завершил свою программу по сейсморазведке. К сожалению, своим письмом МПР снижал экологические требования к проведению работ т.е. давал возможность вести работы в более благоприятном режиме. Это включало сокращение буферной зоны с 5 км до 4 для всех краснокнижных видов китов, включая серых (буферная зона это участок моря в радиусе стольких-то км, при захождении китов в который работы должны останавливаться) и сокращение буферной зоны для всех зубатых китов до 1 км. Также разрешалось вести работы днем и ночью, в туман и при плохой погоде. По мнению экспертов, решение было очень противоречивым как можно соблюдать было буферную зону 4 или сколько-то км, если вести работы ночью и в туман? Это означало, что появляется риск того, что киты просто начнут выбрасываться на берег. Сейчас сейсморазведка прекращена природоохранная общественность одержала победу...
Но необходимо полное запрещение сейсморазведки в местах пастбищ этих редких животных ведь нет никакой гарантии, что работы не возобновятся в следующем году. А если на пастбищах обнаружат нефть пиши пропало, китам придется опять потесниться?
КИТЫ И НЕФТЬ
Состояние популяций крупных китов в Дальневосточных морях России все еще оценивается как плачевное результат крупномасштабного китобойного промысла, длившегося более 100 лет. Однако недавно возникли новые серьезные рукотворные угрозы некоторым из наиболее уязвимых популяций китов, например, западной или охотско-корейской популяции серых китов. Они связаны с началом интенсивной разработки нефтегазовых шельфовых месторождений и существующим проектом сооружения приливной электростанции в Охотском море. Эта деятельность создает реальную опасность разрушения главных и, очевидно, единственных в Охотском море летне-осенних пастбищ этих чрезвычайно малочисленных групп животных, что, в свою очередь, грозит их окончательным вымиранием.
В течение длительного времени вообще считалось, что охотско-корейская популяция серого кита была полностью уничтожена китобоями. Однако, начиная со второй половины 1970-х годов, единичные серые киты стали вновь появляться в Охотском море. Их главное и, вероятно, единственное пастбище расположено вблизи северо-восточного побережья Сахалина, где практически вся охотско-корейская популяция держится постоянно в течение летне-осеннего сезона. Численность этой популяции оценивается в настоящее время не более чем в 100 животных. Темпы размножения животных в ней очень низки, что вызывает самые серьезные опасения за ее дальнейшую судьбу.
Опасения связаны и с началом интенсивного освоения шельфового Пильтун-Астохского нефтегазового месторождения, ведущимся международным консорциумом «Сахалин Энерджи» буквально вплотную к китовым пастбищам. Первая буровая платформа «Моликпак» установлена здесь осенью 1998 г. и с нее начато бурение более 10 скважин. Чуть южнее находится плавучее нефтехранилище с челночными танкерами, регулярно подходящими к нему для вывозки нефти. Согласно проекту, в будущем число буровых платформ может быть доведено до трех, между ними и берегом будут сооружены донные трубопроводы для перекачки нефти, планируются регулярные рейсы вертолетов для жизнеобеспечения буровиков, сброс в море жидких отходов и т.д. Естественно, все это будет сопровождаться подводными строительными работами, интенсивным судоходством. Серые киты очень чувствительны к беспокойству. Так, практически сразу же после начала самой первой стадии нефтепоисковых работ на шельфе северо-восточного Сахалина в конце 1960-х начале 1970-х годов все серые киты быстро покинули прибрежные воды около залива Пильтун и отошли далеко в море. Вернулись они на свои обычные кормовые места только после того, как работы по нефтеразведке были окончены.
Вот лишь несколько реальных угроз, связанных с нефтедобычей.
Прежде всего, это химическое загрязнение акватории отравляющими веществами, содержащимися в сбрасываемых в море производственных отходах, отравляющих дно, где серый кит и добывает свой основной корм. Из-за длительности воздействия опасны даже малые дозы токсикантов. Возможно возникновение фатальных для столь малочисленной популяции патологических изменений в организме китов и, особенно, в их репродуктивной системе в связи с постепенным накоплением в тканях тела животных различных токсикантов и канцерогенов при постоянном, из года в год, питании активно аккумулирующими их донными организмами, даже если концентрации токсичных веществ в самих сбрасываемых и попадающих в воду отходах не будут превышать предельно допустимых.
Что же говорить о последствиях аварийных нефтеразливов и других непредвиденных выбросов, причиной которых могут стать не только технические неполадки, но и естественные факторы, связанные с высокой сейсмичностью района и тяжелой ледовой обстановкой.
Специалисты считают, что негативное воздействие «Моликпака» уже проявилось летом 1999 г. в районе Пильтуна российско-американской экспедицией отмечено несколько настолько истощенных китов, что их лопаточные кости, прорвав кожу, торчали наружу (ничего подобного у китов никогда ранее не наблюдалось). Не исключено, что группа китов, находившаяся осенью 1998 г. неподалеку от «Моликпака», могла попасть в пятно каких-то высокотоксичных отходов, сброшенных с него в море, и подверглась интоксикации, повлекшей за собой их тяжелое заболевание и крайнее истощение.
Единственный выход создание сезонного прибрежно-морского заказника (с условным названием «Пильтунский»), который должен охватывать 10-километровую прибрежную зону северо-восточного Сахалина от г. Оха на севере до зал. Чайво на юге. В период пребывания китов в акватории заказника (с 1 мая по 30 ноября) должны быть запрещены заход туда моторных судов любого тоннажа, полеты над ним и ближе чем в 1 км вдоль его границ любых воздушных судов на высоте ниже 1 км, проведение сейсморазведки в пределах заказника и непосредственной близости от него. Строительные работы на побережье и передвижение по нему сухопутных моторных транспортных средств должны быть максимально ограничены. Естественно, в заказнике и вблизи него должны круглогодично соблюдаться правила токсикологической безопасности.
«Экологическая вахта Сахалина»
ПРОГРАММА АРПП ПРИНЯТА ГУБЕРНАТОРОМ
На прошлой неделе в малом зале областной администрации прошло специальное заседание общественного совета по предпринимательству при губернаторе Камчатской области. На повестке дня стоял вопрос о совместной работе маломерного флота и береговых предприятий в 2001 году и определения принципа выделения квот для маломерного флота на путину 2002 года. Обсуждение данного вопроса основывалось на одноименной программе, предложенной председателем Ассоциации рыбодобывающих и перерабатывающих предприятий, Каменевым Александром Анатольевичем. Текст программы был опубликован в прошлом номере «ТВ».
В ходе обсуждения поднимались такие злободневные вопросы, как обеспечение города свежей рыбой, ценовая политика и некоторые другие. Но все же главным оставался вопрос о наиболее удачной, выгодной как для предпринимателей, так и для администрации форме взаимодействия маломерного флота и береговых предприятий. И администрация, и предприниматели согласились, что будущее Камчатки зависит от того, как правильно распорядиться ее главным богатством рыбой. Вылавливать рыбу мы уже научились, но перерабатывать ее у нас пока получается слабо. В основном на экспорт в соседние страны уходит рыба первичной обработки, а с ней и налоги, и рабочие места, и наше с вами благополучие. Верно было замечено на заседании, благодаря нашей с вами рыбе, в Южной Корее вырос такой город-красавец как Пусан, в Китае из деревни в современный город с небоскребами превратился Далянь. Поэтому в планах администрации и предпринимателей в ближайшие несколько лет существенно сократить экспорт сырца и развить современные береговые перерабатывающие мощности для выпуска конкурентоспособной продукции глубокой переработки.
Программа, предложенная на обсуждение, в целом отвечала поставленным планам и была одобрена губернатором с небольшими поправками. Было решено включить программу в систему распределения квот на вылов биоресурсов Камчатской области и выделить на путину 2002 года сблокированную квоту для обеспечения рыбой-сырцом береговых предприятий в рамках АРПП. Предполагается до двадцати компаний-участников. В настоящее время ведется совместная работа АРПП и Департамента по рыболовству Камчатской области.
Соб. кор.
|