«Тихоокеанский вестник»
21(46), 18 октября
 :  На главную  :
11 января 2001 25 января 2001 8 февраля 2001 22 февраля 2001 7 марта 2001 22 марта 2001 5 апреля 2001 19 апреля 2001 3 мая 2001 17 мая 2001 31 мая 2001 14 июня 2001 28 июня 2001 12 июля 2001 26 июля 2001 9 августа 2001 23 августа 2001 6 сентября 2001 20 сентября 2001 4 октября 2001 18 октября 2001 1 ноября 2001 15 ноября 2001 29 ноября 2001 13 декабря 2001 27 декабря 2001  
       

Выступление В. Зиланова на парламентских слушаниях
в Южно-Сахалинске 13 сентября 2001 года

В ИНТЕРЕСАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В этой беспрецедентной японской рыболовной экспансии против России большое значение играли Курильские острова и южная часть Сахалина, которыми в то время обладала Япония. Они были форпостом на подступах к рыбным богатствам Охотского моря, Приморских районов и Берингова моря. Ущерб, который был нанесен рыбным запасам, и особенно лишения удобных районов лова для местного российского населения трудно переоценить.
В годы Второй мировой войны рыбные ресурсы Охотского моря были одними из основных источников пополнения продовольствия не только населения Японии, но и ее армии и флота. По экспертной оценке, именно из районов, прилегающих к острову Сахалин и Курильским островам, в Охотском море добывалось в военные годы японским рыболовством до 1,5–2 млн тонн рыбы и морепродуктов ежегодно. На предвоенные и первые военные годы приходится развитие агрессивного дрифтерного морского промысла лососевых у Северных Курил, который препятствовал проходу на нерест рыбы в реки Камчатки. Этот вид промысла был развит вопреки мнению даже ряда японских ученых и отдельных рыбопромышленников, которые считали, что лов лососей дрифтерными сетями в открытом море «приведет в недалеком будущем к еще большему сокращению их ресурсов». В последующем именно развитие интенсивного японского морского дрифтерного промысла побудило участников Сан-Францисского мирного договора 1951 г. ввести в упомянутом договоре специальную статью, которая обязывала Японию заключить договоренности с Союзными Державами по сохранению и рациональному использованию рыбных запасов. В частности, в статье 9 было сформулировано, что «Япония немедленно приступит к переговорам с Союзными Державами, желающими этого, о заключении двусторонних или многосторонних соглашений, предусматривающих меры по регулированию или ограничению рыболовства и консервации и развитию рыбного промысла в открытом море». И действительно, такие договоренности были достигнуты в 1952 г., прежде всего между США, Канадой, с одной стороны, и Японией — с другой, посредством подписания «Конвенции о рыболовстве в северной части Тихого океана». В соответствии с Конвенцией, а также под давлением США японские рыбаки взяли обязательства не вести промысел лососевых дрифтерными сетями в северо-восточной части Тихого океана — восточнее 175 градуса западной долготы. Другими словами, эта договоренность спровоцировала направление деятельности мощного для того времени японского дрифтерного флота на интенсивную эксплуатацию лососевых, образующихся в реках Камчатки, Сахалина, Курильских островов, Приморья, Хабаровска и других районов Дальнего Востока Советского Союза. Одновременно с этим начала расти японская рыболовная активность и по использованию других рыбных запасов в Охотском, Беринговом морях, в частности, сельди, крабов, камбалы, минтая и других объектов промысла. В этих условиях советское правительство приняло в 1955–1956 гг. ряд мер по защите своих экономических интересов, введя в одностороннем порядке запрет на японский промысел лососевых в определенных открытых районах Охотского моря, у восточной Камчатки и Курил, известной как «Линия Булганина». Кроме того, морской лов лососевых ограничивался лимитом в 50 тыс.т. Такой активный шаг с нашей стороны побудил японских рыбопромышленников и правительство Японии пойти на переговоры и выработать в 1956 г. «Конвенцию о рыболовстве в открытой северо-западной части Тихого океана между Советским Союзом и Японией», которая действовала почти 20 лет, вплоть до объявления института 200-мильных экономических зон. По существу, рыболовные проблемы, с которыми столкнулась Япония в первые послевоенные годы были определенным катализатором к скорейшему заключению «Совместной Декларации между СССР и Японией от 19 октября 1956 г.». Пункт 8 Декларации полностью был посвящен вопросам настоящих и будущих отношений двух стран в этой весьма динамичной сфере деятельности в северной части Тихого океана, каким является морское рыболовство. В частности, в нем, наряду с вступлением в силу Конвенции о рыболовстве и Соглашения о сотрудничестве при спасении людей, терпящих бедствие в море, с момента вступления в силу самой Декларации было сказано: «Учитывая заинтересованность как СССР, так и Японии в сохранении и рациональном использовании природных ресурсов рыбы и других морских биологических ресурсов, СССР и Япония будут в духе сотрудничества принимать меры в целях сохранения и развития рыболовных ресурсов, а также регулирования и ограничения ловли рыбы в открытом море».
Таким образом, уже в самом начале установления дипломатических отношений с Японией в послевоенный период наша страна стремилась обеспечить свою безопасность, включая и рациональное использование рыбных ресурсов у своего побережья на Дальнем Востоке, ограничивая интенсивное японское рыболовство в открытом море. Такой подход нашей страны сыграл важную роль в развитии в целом советско-японских отношений. Безусловно, были определенные отрицательные элементы в условиях существующего тогда режима свободы рыболовства за пределами 12-мильных территориальных вод, что привело к падению, а в ряде случаев и к длительной депрессии запасов сельди в Охотском море, запасов лососевых, крабов и минтая. В этом немалая доля вины не только рыбопромышленников, но и политиков обеих сторон, которые использовали рыболовство для достижения сиюминутных политических целей.
Вместе с тем в период 20-летнего действия «Конвенции о рыболовстве в открытой северо-западной части Тихого океана» удалось, наряду со сдерживанием экспансии рыболовного флота Японии по интенсивной эксплуатации запасов морских живых ресурсов в водах, прилегающих к побережью российского Дальнего Востока, развивать российско-японское деловое сотрудничество по различным научно-техническим направлениям в области рыбного хозяйства, а также организовать координацию действий двух стран в различных международных рыбохозяйственных организациях. Послед- нее направление имело важное значение в укреплении авторитета Советского Союза и Японии в этих международных организациях с учетом того, что в 60–80-х годах Япония и Советский Союз занимали соответственно первое и второе место в мире по вылову морских живых ресурсов, что в сумме достигало почти 35% от мирового вылова.
С введением в 1976–77 гг. 200-мильных рыболовных, а в последующем экономических зон отношения Советского Союза с Японией вступили в новую фазу развития, которую в целом можно характеризовать как этап вытеснения японского флота из 200-мильной зоны России в дальневосточных морях с одновременным развитием коммерческих отношений по широкому спектру в области рыбного хозяйства. Вылов японского флота в 200-мильной зоне России был уменьшен в десятки раз с 800–1200 тыс.тонн до 80-120 тыс. тонн, а лососевых, происходящих в дальневосточных реках России, — с 80–120 тыс. тонн до 10–12 тыс. тонн.
Кроме того, с середины 90-х годов удалось добиться полного прекращения нерационального японского дрифтерного промысла лососевых российского происхождения в открытом море за пределами 200-мильных зон в северо-западной части Тихого океана. Последняя мера, наряду с другими мероприятиями, позволили восстановить запасы лососевых и не только предотвратить дальнейшее падение их вылова российскими рыбаками, но и стабильно наращивать в последние годы уловы, доведя их до 180–250 тыс. тонн ежегодно.
К сожалению, в последние годы (1995–2001 гг.) японский дрифтерный промысел лососевых, теперь уже в российской 200-мильной исключительной экономической зоне на платной основе с разрешения федеральных органов, вновь стал стремительно развиваться, что неминуемо приведет к сокращению их запасов. Такой подход не отвечает нашим национальным интересам.
Таким образом, положения Совместной российско-японской Декларации 1956 г., касающиеся вопросов рыболовства, имели для своего времени позитивный характер как в установлении двусторонних добрососедских отношений, так и в формировании соответствующей правовой базы сотрудничества двух стран в различных областях рыбного хозяйства.
В последующем, в условиях 200-мильных экономических зон, была сформирована новая правовая база сотрудничества, включающая в себя Соглашение о взаимных отношениях в области рыболовства у побережья обеих стран 1984 г., Соглашение о сотрудничестве в области рыбного хозяйства 1985 г., Соглашение о промысле морской капусты японскими рыбаками 1961, 1981 гг., которые наряду с Соглашениями по ведению промысловых операций от 1975 г. позволяли динамично развивать сотрудничество в области рыбного хозяйства в условиях 200-мильных зон и которые действуют и в настоящее время. Более того, Советский Союз предоставил японской стороне возможность вести промысел морской капусты в своих территориальных водах в районе у о. Сигнальный на условиях, что «Японские рыбаки, занимающиеся промыслом морской капусты… должны соблюдать законы, постановления и правила СССР, действующие в этом районе» (статья 5 Соглашения 1963, 1981 г.). На это в то время свое согласие японцы безоговорочно дали и выполняли его весь период вплоть до распада СССР.
В начале 1991 г. на межправительственном уровне было принято позитивное по своему содержанию «Совместное советско-японское заявление по вопросам дальнейшего развития сотрудничества в области рыбного хозяйства», которое имело долгосрочную направленность, но, к сожалению, осуществить его, по известным причинам, не удалось.
С распадом СССР, реформированием экономики России в направлении рыночных отношений соответственно изменялись и отношения в области рыболовства между Россией и Японией. Для последнего 10-летнего периода характерно, наряду с широким развитием коммерческих связей, обострение соперничества и конкуренции двух стран за сырьевые ресурсы, а также использование японскими, да и российскими определенными кругами рыболовных отношений в качестве одного из инструментов внешней политики по продвижению «территориальных притязаний» Японии на южную часть Курильских островов. Небывалых масштабов достигли в этот период браконьерство, коммерциализация допуска японских рыбаков для промысла в российскую исключительную экономическую 200-мильную зону в Охотском и Беренговом морях, которая в последний год приняла такую уродливую псевдорыночную форму, как «квотные аукционы по продаже рыбы в воде» как для российских, так и иностранных пользователей. Последняя мера Правительства России, введенная известным постановлением за № 1010, как показывает анализ специалистов отрасли, ведет не только к лишению российских рыбаков возможности вести традиционный промысел морских живых ресурсов в своей 200-мильной исключительной экономической зоне в дальневосточных морях, но и к росту браконьерства, зависимости отечественных рыбопромышленников от иностранного, и прежде всего японского, капитала, разрушению сложившейся правовой базы сотрудничества и возникновению политической напряженности, особенно в приграничных морских регионах.
Минэкономразвития России, не разобравшись в существе сложных вопросов экономики, международного права относительно промысла морских живых ресурсов, изобрело не только «продажу рыбы в воде» посредством аукционных торгов, но и выставило на них рыбные запасы, имеющие различный правовой статус, что и вызвало политический скандал. На аукционы были выставлены наряду с запасами полностью образующимися в нашей зоне также и трансграничные запасы и запасы дальнемигрирующих рыб. По послед— ним двум категориям, куда относится сайра, да и минтай Курильско-Хоккайдского района у нас нет достаточных, с международно-правовой точки зрения, прав на их самостоятельное единоличное распоряжение.
Еще раз отмечу: система «квотных аукционов по продаже рыбы в воде» не отвечает динамичному развитию рыболовства в приморских приграничных с другими государствами регионах России и она должна быть отменена. Это требование должно быть отражено в наших рекомендациях. За это высказался Совет Федерации. К сожалению, депутаты Государственной Думы дважды выносили этот вопрос на свои пленарные заседания, однако решений так и не было принято.
Особо следует остановиться на использовании рыболовных отношений между Россией и Японией в политических целях и, в частности, по продвижению «территориальных притязаний» Японии на южную часть Курильских островов. Наиболее наглядно эта тенденция была реализована при разработке и заключении «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов» от 21 февраля 1998 г. В соответствии со статьей 1 данного Соглашения японские рыболовные суда явочным порядком могут осуществлять промысел морских живых ресурсов в территориальных водах у островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и группы островов Малой Курильской гряды. При этом они не берут никаких обязательств по соблюдению законов, постановлений и правил Российской Федерации, действующих в этом районе. Напомню, что ранее, во времена Советского Союза, такое обязательство японской стороной было взято и выполнялось при осуществлении промысла морской капусты в территориальных водах острова Сигнальный на протяжении более 30 лет.
В Соглашении 1998 г., и особенно в его ежегодных приложениях, которые составляют неотъемлемую часть данного Соглашения, ничего внятно не сказано о контроле за промыслом со стороны компетентных органов Российской Федерации, так же как и о мерах наказания японских подданных в соответствии с законами и правилами России. По существу, данное Соглашение предоставляет право вести промысел в территориальных водах России японским рыбакам с соблюдением японского законодательства в этой области, что является ползучей юрисдикцией Японии в области рыболовства в российских территориальных водах у островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Малой Курильской гряды, т. е. в водах тех островов, на которые претендует Япония.
Этим же целям, судя по наименованию и содержанию, служит и «Программа российско-японского сотрудничества по развитию совместной хозяйственной деятельности на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи», которая подписана 4 сентября 2000 г. заместителем министра иностранных дел Российской Федерации А. Лосюковым и заместителем министра иностранных дел Японии Р. Като.
Необходимо также отметить, что начавшийся и продолжающийся в 1998–2001 гг. японский промысел в районе территориальных вод России у Южных Курил обусловил лишение российских рыбаков прав вести активный промысел в местах промысла японских рыбаков, что наносит не только экономические потери нашим рыбакам, но и ведет к моральному ущербу. Одновременно с этим имеющиеся производственные мощности российских рыбопромышленников, способные полностью использовать рыбные запасы в этих районах, вынуждены простаивать. В этой связи, назрела необходимость прекратить действие Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов от 21 февраля 1998 г., как это предусмотрено статьей 7 данного Соглашения, что и следует отразить в рекомендациях наших слушаний.
С точки зрения промышленного морского рыболовства, район, прилегающий к Южным Курилам (о.Кунашир, Итуруп, Шикотан и ряд островов Малой Курильской гряды), на который претендует Япония, имеет важное значение для России как один из самых высокопродуктивных рыболовных районов. Его площадь 200-мильной зоны, при общей площади островов всего в 5,1 тыс.кв.км, составляет около 200 тыс.кв.км. Мелководная часть района является своеобразным «детским рыболовным садом». Многочисленные реки островов Южных Курил служат местами нереста лососевых, а проливы между островами являются основными миграционными путями кеты, горбуши, нерки и других рыб, образующихся в реках Сахалина, Камчатки и Приморья. У Южных Курил имеется единственное место в северной части Тихого океана, где глубинные воды поднимаются к поверхности (апвелинг), создавая тем самым благоприятные условия для активных биопродукционных процессов. Наряду с рыбными запасами район богат крабами, моллюсками, водорослями. В целом рыбные запасы и запасы морепродуктов позволяют добывать в районе Южных Курил от 800 тыс. тонн до 1,5 млн тонн ежегодно. Кроме того, этот район один из благоприятных для развития марикультуры и, прежде всего, выращивания лососевых, моллюсков, крабов и водорослей.
Все эти важные рыболовные особенности морского района Южных Курил несомненно учитываются японской стороной в ходе своих территориальных притязаний на них.
В целом за последний 10-летний период в двустороннем российско-японском сотрудничестве в области рыбного хозяйства, наряду с расширением и развитием экспортно-импортных операций, достигших почти 1 млрд долларов США, и оплатой японскими рыбаками за право промысла в 200-мильной зоне России около 60–80 млн долларов США ежегодно, ослабли стратегические направления сотрудничества на межправительственном, региональном уровне и между рыбопромышленниками двух стран. Деловые контакты между первыми руководителями рыбных отраслей России и Японии не проводились уже в течение последних 9 лет. Безусловно, в этом имеется фактор понижения статуса федерального органа России — от министерства до комитета. Вместе с тем политизация двусторонних рыболовных отношений, а точнее попытка определенных японских и российских кругов использовать рыболовство как разменную монету в территориальных играх вокруг южной части Курильских островов не способствует динамичному развитию сотрудничества в этой области и не отвечает национальным интересам и безопасности России в Дальневосточном регионе.
Хочу обратить внимание участников слушаний и на такой важный вопрос, как исчезновение из лексикона Декларации 1993, 1998 гг., Заявлений Токийского 2000 года и Иркутского 2001 года такого важнейшего понятия, как безопасность (см.таблицу). А ведь именно безопасность является сердцевиной советско-японской Декларации 1956 года. В новых межгосударственных российско-японских документах оно подменено словосочетанием «законность и справедливость» и всюду упоминаются острова «Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи» как спорные. Что мы отказались от обеспечения своей безопасности в данном регионе? Кому это выгодно?
На эту сторону вопроса участникам будущих парламентских слушаний надо обратить особое внимание.
Для того, чтобы вывести рыболовные отношения России и Японии на новый прагматический курс, необходимо, прежде всего, отказаться от использования этого направления в политических целях, прекратить действие Соглашения о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов 1998 г. и разработать комплекс мер по активизации сотрудничества России и Японии в тех направлениях рыбного хозяйства, которые отвечают их национальным интересам, безопасности в северо-западной части Тихого океана и которые были бы взаимовыгодными и соответствующими рыболовным региональным кругам двух стран. Если в ближайшее время этого не будет сделано, сотрудничество между Россией и Японией быстро перейдет только к экспортно-импортным операциям с рыбой, рыбопродукцией и морепродуктами.
Потенциал российско-японских отношений в области рыбного хозяйства с учетом того, что обе стороны являются пока еще лидерами мирового морского рыболовства, на порядок превышает нынешнюю реальность.
В качестве основы нового прагматического курса сотрудничества в области морского рыболовства без всяких территориальных притязаний могли бы быть приняты, по моему мнению, следующие направления:
— совместные научно-поисковые работы по освоению рыбных запасов открытых районов северной части Тихого океана и в целом Мирового океана;
— создание российско-японского научно-исследовательского центра по управлению, сохранению и рациональному использованию лососевых северо-западной части Тихого океана;
— кооперация в развитии марикультуры как основы устойчивого рыболовства в прибрежных районах обеих сторон;
— передача японского опыта по развитию прибрежного рыболовства и переработки рыбы российским рыбопромышленникам в целях ускоренного становления прибрежного рыболовства в Дальневосточных регионах России;
 — совместные операции по переработке и сбыту рыбы и морепродуктов с использованием новейших технологий и применительно к рынкам России, Японии и других стран;
— взаимный обмен информацией об экспортно-импортных операциях двух стран с рыбой и рыбопродукцией;
— обучение рыболовным профессиям, обмен программами, опытом и кадрами в этой области.
В качестве первого практического шага было бы полезным разработать и заключить на межправительственном уровне:
— Декларацию об управлении, сохранении и оптимальном использовании морских живых ресурсов северо-западной части Тихого океана, а также
— Соглашение о предотвращении экспортно-импортных операцией с морскими живыми ресурсами, выловленными в нарушение международных и национальных норм в северной части Тихого океана.
Безусловно, имеется и целый ряд других направлений сотрудничества, но все они, включая и вышеупомянутые, требуют, прежде всего, обсуждения и одобрения на региональном уровне соответствующих субъектов Российской Федерации и провинций Японии их рыбопромышленными кругами, учеными и специалистами.
Полезным было бы предложить японской стороне, ее рыбопромышленным кругам провести следующие организационные мероприятия:
1. «Круглый стол» с участием рыбопромышленников Японии и России, в ходе которого выявить наиболее взаимоприемлемые долгосрочные направления сотрудничества в области рыбного хозяйства.
2. Научно-практическую конференцию с участием исполнительных властей приморских регионов Дальнего Востока России и соответствующих провинций Японии, на которой обсудить предложения по сотрудничеству рыбопромышленников двух стран и механизмы, пути их реализации.
Президент, правительство, политические партии, движения, Государственная Дума, Федеральное Собрание Российской Федерации должны сформулировать ясную и реалистическую консолидированную позицию в отношении территориальных притязаний Японии па южную часть Курильских островов, принадлежащих России, и информировать общественность и население страны о своих шагах по защите территориальной целостности Российской Федерации.
Такой подход будет отвечать как национальным интересам России, так и формированию нового климата доверия и безопасности в этом Тихоокеанском регионе.
Что касается позиции работников рыбного хозяйства России относительно территориальных притязаний Японии на российские Южные Курилы, то она была четко высказана в специальном Заявлении III Съезда профсоюзов отрасли и принята единогласно 21 мая 2001 года. В нем, в частности, говорится: «…Российские рыбаки ставят перед руководством государств вопрос о сохранении целостности Российской Федерации и прекращения на всех уровнях переговоров и дискуссий о возможности передачи Южных Курил Японии». Данное Заявление передано в секретариат с тем, чтобы оно было в материалах слушаний.
Территориальные притязания Японии к России — это, по моему мнению, продукт, рожденный «холодный войной», и руководство обеих стран, народы России и Японии, осознав это, должны снять его окончательно с повестки дня в своих двусторонних отношениях.
 
ЗИЛАНОВ
Вячеслав Константинович,
профессор, академик МАНЭБ, заместитель председателя Координационного совета работников рыбного хозяйства России
 

АНАЛИЗ положений межгосударственных договоренностей

между Советским Союзом, Россией и Японией по территориальным притязаниям на Южные Курилы

И ПОДХОДУ ПО ПРОБЛЕМАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЗА ПЕРИОД 1956–2001 ГГ.

 
Декларация 1956 г.
Н. Хрущев — И. Хатояма Н. Булганин А. Громыко
 
«Стороны…
подтверждают, что в своих отношениях будут руководствоваться принципами Устава Организации Объединенных Наций, в частности, нижеследующими принципами, изложенными в статье 2 этого Устава:
а) разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость;
Союз Советских Социалистических Республик и Япония согласились на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией переговоров о заключении мирного договора.
При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией».
 
Заявление 1991 г.
М. Горбачев — Т. Кайфу А. Бессмертных
 
«Стороны…
в своих взаимоотношениях будут руководствоваться принципами, изло-
женными в статье 2 Устава ООН
, в частности, следующими:
а) разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.
…провели обстоятельные и углубленные переговоры по всему комплексу вопросов, касающихся разработки и заключения мирного договора между Японией и СССР, включая проблему территориального размежевания, с учетом позиций сторон о принадлежности островов Хабомаи, острова Шикотан, острова Кунашир и острова Итуруп.
Проделанная ранее совместная работа и в особенности переговоры на высшем уровне позволяют констатировать ряд концептуальных положений: мирный договор должен стать документом окончательного послевоенного урегулирования, включая разрешение территориальной проблемы, открыть долгосрочную перспективу советско-японских отношений на дружественной основе, исключить нанесение ущерба безопасности другой стороны».
 
Декларация 1993 г.
Б. Ельцин — М. Хосокава А. Козырев
 
«Стороны…
подтверждая важность строительства двусторонних отношений на основе уважения целей и принципов Устава ООН,
придерживаясь общего понимания о необходимости преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого,
провели серьезные переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи.
Они соглашаются в том, что следует продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса, исходя из исторических и юридических фактов, и на основе выработанных по договоренности между двумя странами документов, а также принципов законности и справедливости и таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения».
 
Декларация 1998 г.
Б. Ельцин — К. Обути Е. Примаков
 
«Стороны…
позитивно оценивая развитие отношений между Российской Федерацией и Японией на базе Токийской декларации…
…учитывая, что российская сторона передала ответ на предложение японской стороны по решению вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, сделанное в ходе встречи на высшем уровне в Каване в апреле с.г., дают указание своим правительствам активизировать переговоры о заключении мирного договора на основе Токийской декларации и договоренностей, достигнутых во время встреч на высшем уровне в Красноярске и Каване.
…подтверждают свою решимость прилагать все усилия с целью заключения мирного договора к 2000 году. Для этого они поручают создать в рамках существующей Совместной российско-японской комиссии по вопросам заключения мирного договора Подкомиссию по пограничному размежеванию.
…понимают важность сотрудничества, связанного с островами Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи с тем, чтобы способствовать углублению взаимопонимания между жителями соседних районов России и Японии и развитию разностороннего сотрудничества и тем самым создать условия для скорейшего заключения мирного договора».
 
Заявление 2000 г.
В. Путин — Е. Мори И. Иванов
 
Стороны согласились продолжать переговоры с тем, чтобы, опираясь на все достигнутые до сих пор договоренности, в том числе Токийскую декларацию о японо-российских отношениях 1993 года и Московскую декларацию об установлении созидательного партнерства между Японией и Российской Федерацией 1998 года, выработать мирный договор «путем решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи».
 
Заявление 2001 г.
В. Путин — Е. Мори И. Иванов
 
«Стороны…
— договорились вести дальнейшие переговоры о заключении мирного договора на основе принятых до настоящего времени документов, включая Совместную декларацию СССР и Японии 1956 года, Совместное советско-японское заявление 1973 года. Совместное советско-японское заявление 1991 года, Токийскую декларацию о российско-японских отношениях 1993 года, Московскую декларацию об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией 1998 года, Заявление Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии по проблеме мирного договора 2000 года и настоящее Заявление;
— подтвердили, что Совместная декларация СССР и Японии 1956 года представляет собой базовый юридический документ, положивший начало процессу переговоров о заключении мирного договора после восстановления дипломатических отношений между двумя странами;
— исходя из этого, согласились ускорить дальнейшие переговоры с целью заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи и таким образом достичь полной нормализации двусторонних отношений на основе Токийской декларации о российско-японских отношениях 1993 года;
— договорились активизировать переговоры с целью достижения взаимоприемлемого решения и в ближайшее возможное время определить конкретное направление движения к заключению мирного договора;»
 
 
НУЖНА ЛИ РОССИИ РЫБНАЯ ОТРАСЛЬ?
Счетная палата выявила более 200 нарушений в управлении водными биоресурсами.
ЯПОНЦЫ ДОЕДАЮТ ИСЧЕЗАЮЩИХ КИТОВ
За последние 12 лет Япония забила более
4000 китов.
РЫНОК САППОРО
Прогноз цен по отдельным видам морепродуктов в октябре 2001 года.
хроника объявленной войны
НЕЗАВИСИМАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Деятельность
медиа-комплекса
«Северная Пацифика».
«Правда и ложь Вячеслава Скалацкого, или всегда ли можно доверять вице-губернатору»
ЛЮБОПЫТСТВО НЕ ПОРОК…
 
 
sign ОАО «Холдинговая компания «Дальморепродукт» (ДМП) приобрело 90 % акций ЗАО «Дальморепродукт-
Всеволод Сибирцев».
sign На Шикотане неудачно завершилась лососевая путина, зато хорошо началась сайровая.
sign Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) считает необходимым резко уменьшить размеры квоты на научный вылов водных биоресурсов.
sign Отбор бирж на проведение рыбных аукционов будет произведен сразу же после установления общедопустимого улова на 2002 г.
 
 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕФОРМИРУЕТ РЫБНУЮ ОТРАСЛЬ
 
 
• ПРОГРАММА АРПП ПРИНЯТА ГУБЕРНАТОРОМ
 
 
В ИНТЕРЕСАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Выступление В. Зиланова на парламентских слушаниях
в Южно-Сахалинске 13 сентября 2001 года
АНАЛИЗ положений межгосударственных договоренностей
между Советским Союзом, Россией и Японией по территориальным притязаниям на Южные Курилы и подходу по проблемам безопасности за период 1956–2001 гг.
 
 
• РЫНОК САППОРО.
ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ НА СВЕЖУЮ РЫБОПРОДУКЦИЮ НА 06.10.01
• РОССИЙСКИЙ КАМЧАТСКИЙ КРАБ.
ПРОМЫСЕЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТАВОК
• КРАБ ВОЛОСАТЫЙ.
ЗАКРЫТИЕ АМЕРИКАНСКОГО ПРОМЫСЛА В БЕРИНГОВОМ МОРЕ
• МИНТАЙ.
ИТОГИ РАБОТЫ СЕССИИ ПО ПРОМЫСЛУ В БЕРИНГОВОМ МОРЕ
• ИКРА ГОРБУШИ.
РОССИЙСКИЕ АУКЦИОНЫ
• ИКРА КЕТЫ ПРОБОЙНАЯ.
РЫНОК ЦУКИДЗИ
• РЫНОК САППОРО.
ПРОГНОЗ ЦЕН ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ МОРЕПРОДУКТОВ В ОКТЯБРЕ 2001 Г.
• СУРИМИ.
ПРОИЗВОДСТВО И РЫНОК.
 
 
По материалам ИТАР-ТАСС
• • США ТРЕБУЮТ ЭКСТРАДИЦИИ РОССИЙСКИХ МОРЯКОВ
• • ТРАУЛЕР «ПЕТРОПАВЛОВСК» ВЕРНУЛСЯ В РОДНОЙ ПОРТ
• • РОССИЯ БУДЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ В СОБСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСАХ
 
 
НА КИПРЕ СТАЛИ РАЗВОДИТЬ РЫБУ… В МОРЕ
10 ЧАСОВ В ЛЕДЯНОЙ ВОДЕ ПРОВЕЛ 58-ЛЕТНИЙ РОССИЙСКИЙ РЫБАК
ЖИЗНЬ В КАЖДОЙ КАПЛЕ
 Copyright © 2000–2001 ООО «Редакция «Северная Пацифика».
Использование оригинальных материалов без ссылки на источник запрещено.
 
Индексы газеты
«Тихоокеанский вестник»:
51842 — для частных лиц
51843 — для предприятий и организаций

 
СОЮЗ ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ Мультипортал ЮНПРЕСС - молодежное информационное пространство Сайт активного поколения NEXT "Пять с плюсом" IDGroup.ca — исследование канадского рынка товаров и услуг с учетом предложений и объективных возможностей российского производителя, экспортера  и  импортера Почтовый Ящик Редакции Архив «ТВ»