|
Герман ГРЕФ:
«Рыбаки сами себе взятки давать не будут
»
Главной целью недавнего визита на Сахалин министра экономического развития и торговли Германа Грефа стало, безусловно, ускорение работ по нефтегазовым шельфовым проектам. Однако на состоявшейся после поездки прессконференции в числе прочих прозвучал и вопрос о ближайшем будущем аукционов по продаже квот, против которых, как известно, активно протестуют дальневосточные рыбаки. И вот что ответил Герман Греф
Вы знаете, должен вам сказать сразу же по поводу того, что рыбаки негативно относятся к аукционам. В этом году, перед заседанием правительства, мы провели сначала Коллегию Госкомрыболовства, а потом Коллегию Министерства экономического развития по этому вопросу, затем уже заседание правительства прошло. Я бы так сказал уровень понимания смысла и необходимости проведения аукционов стал на порядок выше. Ни на той, ни на другой коллегии ни один из губернаторов, включая участвующих в заседании правительства, не высказался против аукционной системы. Более того все сказали, что не так страшен черт, как его намалевали сначала, что аукционы имели положительное значение и что проведение аукционов дало целый ряд положительных эффектов, которых, собственно говоря, изначально от их проведения не ожидали. Все участвующие губернаторы подтвердили, что необходимо сохранить аукционное распределение соответствующей части квот.
Теперь второе какое количество квот будет продаваться на аукционе. Останутся бесплатными квоты, что особенно касается дальневосточного региона: для поселков, расположенных на побережье и которые занимаются только этим промыслом, так называемым градообразующим предприятиям. Их немного, несколько десятков, по списку они будут утверждены, им просто бесплатно квоты будут розданы. В будущем сохранятся и бесплатные квоты для научно-исследовательских работ.
Остальные квоты будут платными. Первая часть, промышленные квоты, будет распределяться по соответствующей методике, утверждаемой федеральным правительством и субъектами Федерации, целевым назначением для береговых рыбоперерабатывающих предприятий. Все остальные квоты, которые останутся, промышленные квоты, будут продаваться на аукционе по несколько измененным процедурам, которые учитывают уже опыт предыдущего года.
Теперь в отношении сроков. Мы изначально говорили о том, что аукционы это форма распределения квот, но не цель, к которой мы пытаемся подойти, и не механизм фискального изъятия доходов в бюджет. Это механизм наведения порядка, прозрачности и постановки на экономические рельсы всей рыбной промышленности. Потому что там, к сожалению, серый сектор в разы больше белого сектора. Получают супердоходы браконьеры, а государство и в конечном итоге общество не получают ничего. Или почти ничего. Сейчас, в 2001 году, ситуация уже достаточно радикально поменялась. У нас появились механизмы отслеживания все-таки, во-первых, прозрачного распределения квот, и механизмы отслеживания эффективности использования этих квот в той методике, о которой я сказал, распределения между субъектами федерации промышленных квот, распределения между береговыми перерабатывающими предприятиями, где превалирующим фактором как раз был фактор экономической эффективности работы рыбоперерабатывающих предприятий.
Как только сформируется механизм работы саморегулируемых организаций правительство для себя решение такое приняло, мы отменим аукционы и передадим распределение квот на саморегулируемые организации, в которых уровень прозрачности, как вы понимаете, на порядок выше. Потому что рыбаки сами себе взятки за квоты давать не будут.
И переход к биржевой торговле, создание инфраструктуры биржевой торговли уже переработанными и выловленными рыбными ресурсами. Вот, собственно говоря, та перспектива, в том числе та, которую мы вчера обсуждали на заседании, на нашем совещании с губернаторами (речь идет о заседании в Хабаровске, где с главами региональных администраций Г. Греф провел обсуждение обновленного варианта Федеральной программы развития Дальнего Востока и Забайкалья. Прим. ред.), и такое предложение было сделано Игорем Павловичем (губернатор Сахалинской области И. П. Фархутдинов. Примеч. ред.) и всеми поддержано. Поэтому мы будем прилагать усилия к созданию этой инфраструктуры и постепенному уходу от аукционного распределения квот.
(Ответ Г. Грефа цитируется дословно, по записи, сделанной на пресс-конференции в Южно-Сахалинске.)
КОММЕНТАРИЙ:
АУКЦИОНЫ САМОЛИКВИДИРУЮТСЯ.
ГЛАВНЫЙ ВОПРОС КОГДА И С ЧЬЕЙ ПОМОЩЬЮ?
Как уже могли убедиться наши читатели, один из главных вдохновителей и организаторов аукционной продажи квот сделал на минувшей прессконференции целый ряд весьма примечательных заявлений, которые еще несколько месяцев назад вряд ли бы прозвучали из уст Германа Грефа.
Чтобы разобраться в причинах произошедших изменений и понять суть сказанного министром экономического развития и торговли, мы решили обратиться за комментарием к президенту ассоциаций рыбопромышленников Сахалина и рыбопромышленников Дальнего Востока Владимиру Петровичу ГОРШЕЧНИКОВУ.
Первый вопрос совершенно очевиден: действительно ли наши рыбаки столь кардинальным образом поменяли свое отношение к аукционам по продаже квот?
Большинство дальневосточных рыбаков по-прежнему убеждено: аукционы не только губительны с экономической точки зрения для нашей отрасли, но еще и наносят колоссальный вред социально-экономической ситуации в приморских регионах страны.
И это не голословное утверждение. Достаточно лишь познакомиться с материалами прошедшего в начале октября «круглого стола», организованного в Москве Комитетом по природным ресурсам и природопользованию Госдумы РФ. В нем, наряду с депутатами российского парламента, представителями администраций приморских регионов, учеными и специалистами многих других заинтересованных структур, приняли активное участие, естественно, и представители самих рыбаков. Так вот, в рекомендациях, подготовленных участниками этого «круглого стола», есть раздел, который недву-смысленно характеризует наше общее отношение к аукционной продаже квот.
В частности, говорится следующее: «...Проведенные в 2001 году аукционы не привели к росту экономической эффективности рыбохозяйственной отрасли. Поставленные организаторами аукционов задачи по наведению порядка в распределении квот не выполнены. Упущенная выгода от снижения вылова водных биоресурсов, простоя судов и других потерь превышает сумму доходов, полученную от проведения аукционов. До 35 процентов уменьшились поступления налогов в бюджеты всех уровней. Продолжается снижение общего объема вылова. Происходит вытеснение российского рыбака с международного рынка рыбной продукции путем продажи на аукционах до 50 процентов квот иностранным пользователям. Псевдоэкономические меры, не учитывающие реальных факторов в рыболовной отрасли, способствуют развитию браконьерства и контрабанды.
Сложившаяся ситуация привела к снижению нормы душевого потребления рыбных продуктов населением России, происходит свертывание рыбопромышленного производства, сокращаются рабочие места и, как следствие, растет социальная напряженность в коллективах отрасли...».
По-моему, к этой, поистине убийственной характеристике аукционов просто нечего добавить. Однако хотел бы обратить внимание читателей сейчас на другое «круглый стол» в российском парламенте проходил всего за полторы недели до заседания правительства, на котором и предстояло обсудить итоги проведения аукционов и выработать решение об их дальнейшей судьбе. Учитывая это обстоятельство, участники «круглого стола» обратились со своими рекомендациями к президенту, правительству, Госдуме РФ и Политсовету партии «Единство». И в числе подготовленных ими рекомендаций есть и такая: «...Исключить в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год» применение непредусмотренных законодательством платежей в виде поступлений от реализации квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов и преду-смотреть в доходной части бюджета реальные поступления за платность водных биологических ресурсов». Говоря проще, участники «круглого стола» высказались за ликвидацию аукционов и введение в главный финансовый закон страны совершенно иной формы получения платы за использование водных биологических ресурсов.
И, похоже, рекомендации «круглого стола» не остались незамеченными. На состоявшемся заседании правительства было принято весьма примечательное указание. В частности, Госкомрыболовству, Минэкономразвития, Минсельхозу РФ глава правительства Михаил Касьянов поручил в срок до 15 ноября подготовить предложения о совершенствовании порядка распределения квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов. Если перевести «протокольный язык» официального документа на общеупотребимый, то получается следующее: нынешний порядок распределения квот НЕСОВЕРШЕНЕН, его необходимо менять с учетом тех замечаний и предложений, которые направляли в правительство в течение нынешнего года все заинтересованные стороны, в числе которых, естественно, были и мы, рыбаки. И хотя в правительственном документе и речи не идет, казалось бы, об аукционах, уже состоявшийся визит на Сахалин Германа Грефа и сделанные им здесь заявления подтверждают: в правительстве наконец-то начали менять свое отношение к столь неприемлемой для рыбаков форме платности за использование водных биоресурсов!..
Несмотря на помпезные заявления центральных СМИ, опубликованные после памятного заседания правительства, что так называемое «бюджетное задание» по аукционной продаже квот перевыполнено и в казну с рыбаков дополнительно собрано чуть ли не 7 миллиардов рублей, Герман Греф в своем выступлении на Сахалине вновь подчеркнул: главная цель аукционов это наведение порядка, прозрачности в рыбной отрасли и борьбы с браконьерством. Не напоминает ли это вам попытку высокопоставленного государственного деятеля отступить с занимаемых им прежде позиций, сохранив при этом, что называется, свое «политическое лицо»?..
Во-первых, я не исключаю того, что Германа Грефа могли в свое время просто элементарно подвести те чиновники Минэкономразвития и Госкомрыболовства, которые в конце 1999 года и готовили все необходимые документы по организации предстоящих аукционов. Экономика рыбной отрасли очень сложна и разобраться в ней сразу не сможет даже самый опытный управленец. В противном случае, не стали бы на первые аукционы выставлять на продажу квоты на селедку, которую рыбаки могли выловить лишь полгода спустя, или, наоборот, квоты на краба, сезон промысла на многие виды которого уже как раз истекал к моменту торгов. Согласитесь здесь явный почерк непрофессионалов, людей крайне далеких от реалий рыбной промышленности.
А вот о самом Германе Грефе у меня лично сложилось вполне положительное впечатление. Напомню, что еще в марте нынешнего года, когда правительство впервые решило обсудить ход аукционов, а также аргументы сторонников и противников такой формы распределения ресурсов, меня единственного представителя рыбаков не только Дальнего Востока, но и вообще всей страны пригласили на это заседание и даже предоставили возможность выступить. Так вот, слушая доклад Германа Грефа на этом заседании, наблюдая за его реакцией на выступления других и участвуя в общей беседе в перерыве, я сделал для себя вывод: это не просто умный человек и высококвалифицированный профессионал, но еще и весьма опытный политический деятель, способный просчитывать предстоящие тактические ходы и видеть общий стратегический рисунок своих действий в довольно острой и динамично меняющейся ситуации. И его минувший визит на Сахалин это лишь подтверждает. Ведь посмотрите на суть заявлений Германа Грефа: он обнадежил буквально всех. Сторонники аукционов услышали, что любимые ими торги продолжатся и на следующий год. Губернаторы что их мнение при распределении квот теперь будет учитываться в обязательном порядке. Рыбаки что правительство уже приняло для себя решение в будущем отменить аукционы. Словом, абсолютно все услышали как раз то, что и хотели. Разве это не почерк опытного, умелого политика?..
Кстати, как вы отнеслись к заявлению Германа Грефа о предстоящей отмене аукционов и передаче распределения квот так называемым саморегулирующимся организациям?
Когда я выступал на упомянутом уже мартовском заседании правительства, то одним из предложений, порученных мне огласить рыбаками-дальневосточниками, как раз и было предложение передать распределение квот ассоциациям, союзам и иным объединениям рыбопромышленников. Помнится, выслушав его, глава российского правительства Михаил Касьянов заметил, что это правильно, поскольку уж рыбаки-то сами себе взятки за квоты давать не будут. Поэтому, когда я услышал те же самые слова, но уже спустя полгода из уст министра экономического развития и торговли, то, как говорят в таких случаях политики, испытал чувство глубокого удовлетворения.
Однако в политике чувства вещь весьма опасная. Поэтому, оценивая сложившуюся сегодня ситуацию, вывод делаю совершенно однозначный: рыбакам предстоит еще, по меньшей мере, целый год упорной и нелегкой борьбы против аукционной системы. Во-первых, на торговле квотами в Москве процветает ныне весьма широкий круг людей от тех, кто ведет биржевые торги, и до тех, кто представляет на подобных торгах интересы иностранцев, скупающих через подставные фирмы дополнительное количество национальных сырьевых ресурсов по ценам, которые оказались куда ниже стоимости тех же квот, но проданных в рамках межправительственных соглашений, например, в прошлом году. Это весьма мощное лобби, обладающее огромными финансовыми ресурсами и довольно большим влиянием в среде столичных чиновников. А значит, они без борьбы не сдадутся и будут делать все, чтобы аукционная продажа квот сохранилась как можно дольше.
Второе и, пожалуй, еще более важное обстоятельство это кого именно признает правительство в качестве саморегулируемых организаций рыбаков. Дело в том, что федеральный законопроект о взаимодействии общественных объединений и ассоциаций с органами власти еще только внесен в Государственную думу, и когда он будет принят не ясно. А ведь именно этот новый федеральный закон и должен придать вполне конкретный правовой статус таким отраслевым общественным объединениям, как, например, наши ассоциации рыбопромышленников Сахалина и рыбопромышленников Дальнего Востока. Поэтому над продвижением этого законопроекта, над инициированием подготовки соответствующих нормативных актов в заинтересованных министерствах и ведомствах и предстоит сегодня работать нам рыбакам, губернаторам приморских территорий, депутатам Госдумы и вообще всем тем, кто продолжает бороться с аукционной продажей квот. Причем браться за эту работу мы должны буквально сегодня. Ведь одно из незыблемых правил политики гласит: упустишь инициативу пожнешь поражение...
С. САКТАГАНОВ
«Рыбак Сахалина»
(печатается в сокращении)
|