«Тихоокеанский вестник»
5(30), 7 марта
 :  На главную  :
11 января 2001 25 января 2001 8 февраля 2001 22 февраля 2001 7 марта 2001 22 марта 2001 5 апреля 2001 19 апреля 2001 3 мая 2001 17 мая 2001 31 мая 2001 14 июня 2001 28 июня 2001 12 июля 2001 26 июля 2001 9 августа 2001 23 августа 2001 6 сентября 2001 20 сентября 2001 4 октября 2001 18 октября 2001 1 ноября 2001 15 ноября 2001 29 ноября 2001 13 декабря 2001 27 декабря 2001  
       

КИЛОГРАММ ИКРЫ НА РЫБООХРАНУ,

или сможет ли Камчатрыбвод остановить браконьеров

интервью «Тихоокеанского вестника» с начальником отдела рыбоохраны Камчатрыбвода Алексеем Петровичем БИБКО и президентом Благотворительного Общественного Фонда сохранения биоресурсов Северной Пацифики (Фондом «Северная Пацифика») Сергеем Ивановичем ВАХРИНЫМ.
 
«Тихоокеанский вестник»: Мы знаем, что в последние годы браконьерство на нерестовых лососевых водоемах Камчатки приняло просто грандиозные размеры. Насколько верна эта оценка, нет ли в ней преувеличения?
А. Бибко: Какое тут может быть преувеличение, если килограмм икры на камчатских рынках стоит уже около двадцати американских долларов. Чуть ниже ее стоимость у перекупщиков. Целые села в долинах крупнейших рек, таких как Камчатка или Большая, ничем не занимаются, кроме браконьерства, которое приносит им колоссальную прибыль. О каком возрождении сельского хозяйства в Пущино, Шаромах, Майском, Апачах можно говорить, когда с весны до осени все жители, поголовно, находятся на водоемах — и дети, и женщины, и старики, не говоря уже о взрослых мужчинах. На Западной Камчатке браконьерство достигло промышленных размеров — на вырученные от продажи икры деньги покупаются дома, джипы, обеспечивается безбедная старость. Браконьерские деньги направляются и на организацию новых браконьерских бригад — хорошо экипированных, пользующихся услугами вертолетных предприятий, имеющих устойчивую, надежную радиосвязь, прикрытие, оповещение.
То есть сегодня мы столкнулись с колоссальной проблемой — война за сохранение рыбных ресурсов полуострова ведется на два фронта: с одной стороны, с бандитами, криминальными структурами, мафиози, коррупционерами, а с другой стороны — с нищим собственным народом, который выходит на реки, чтобы обеспечить себе нормальное существование в условиях нашего процветающего дикого капитализма.
«ТВ»: Все это, конечно, достаточно печально. И, надо полагать, Камчатрыбвод, как государственная структура, вероятно, получает какие-то дополнительные ассигнования для борьбы с браконьерством, которое приняло просто чудовищные размеры.
А.Б.: О чем вы говорите? Государство в последние годы делает все возможное (да и невозможное с точки зрения здравого смысла), чтобы уничтожить эти органы или превратить их в нечто аморфное, не способное к активной борьбе с браконьерами.
Я не буду отвечать на ваш вопрос, зачем это нужно государству. Я не знаю ответа на этот вопрос.
Но я, как начальник отдела рыбоохраны, знаю другое. Государственный инспектор рыбоохраны получает зарплату на руки чуть больше одной тысячи рублей. Старший государственный инспектор, руководитель районной инспекции, — полторы тысячи (ну, две, когда есть какие-то доплаты типа продуктовых).
При этом на одного инспектора рыбоохраны приходится для охраны 700 км рек, 4260 гектаров озер, 60 км побережий.
Для того, чтобы нам — по минимуму! — прикрыть нерестилища, Камчатрыбводу нужно не менее трехсот инспекторов. У нас их по штату 105. Но если учитывать, что путина приходится на лето, на период отпусков, и у нас работают люди, а не роботы, которые также имеют право на отдых, то в путине обычно задействовано человек 80.
Это не просто мизер — это практически ноль, и мы фактически ведем работу вокруг населенных пунктов, не имея постоянной возможности попасть в так называемые труднодоступные места. Мы, конечно, пытаемся это сделать, прилагаем неимоверные усилия, но возможности наши до банального просты, когда нет самого главного, — нет нормального финансирования.
За последние годы потребности Камчатрыбвода (даже на сегодняшнем уровне) удовлетворяются только на 30-50 процентов.
Мы с тяжелым сердцем представляем себе путину 2001 года. Горбуши на Западной Камчатке не будет. Лимиты на вылов других видов — мизерные.
В то же время цены на икру и рыбу стремительно растут — то есть спрос настолько велик, что желающих заработать на рыбе будет не просто много в этом году, а очень много. Тем более, что кто-то захочет и поправить свое материальное положение в связи с неудачами путины-2000.
Короче, работы будет не просто много, а очень много.
«ТВ»: То есть грядет шторм, девятый вал, который обрушится на нерестилища Камчатки. И способна ли справиться Ваша команда с этим штормом?
А.Б.: Мы, как государственная структура, обязаны предпринять все необходимое для того, чтобы сохранить рыбные ресурсы, как бы трудно нам это физически, материально ни было.
В этом году мы пришли к выводу о необходимости реализации одного из наших резервов, которым мы прежде пользовались достаточно успешно, но в последние годы, в связи с реформами и реструктуризациями в Министерстве рыбного хозяйства, Госкомрыболовстве, смене руководства и на самом верху, и в Камчатрыбводе, никто этим не занимался.
Речь идет о том, что в соответствии со статьей 6.12 «Правил рыболовства во внутренних водоемах Дальнего Востока» рыбодобывающие предприятия обязаны принимать участие в рыбоохранной работе — нанимать на работу внештатных инспекторов рыбоохраны, арендовать транспорт для передвижения рыбоохранных групп.
В прошлом — а это было до 1991 года — каждый рыболовецкий колхоз и госпромхоз в соответствии с необходимостью во внештатных инспекторах в Камчатрыбводе принимали на работу энное количество людей, которые выполняли работы по рыбоохране в составе инспекторских групп, а получали деньги в этих колхозах или госпромхозах.
Были, конечно, проблемы — внештатники иногда по году не могли получить свою зарплату: то им нужно было прилететь куда-нибудь в Ичу или Запорожье, чтобы расписаться в колхозной ведомости, то в каком-нибудь северном госпромхозе не было денег, то еще какие причины. Люди мучались, но внештатных инспекторов мы все-таки ежегодно таким образом набирали.
Когда же появились рыбопромышленные предприятия различной формы собственности, а колхозы и госпромхозы акционировались, мы получили от последних такое заявление: а почему мы должны содержать внештатников, а новые предприятия, получившие квоты на вылов рыбы, не должны. Если все — так все. А если не все — то никто!
И вот тут перед нами встал серьезный вопрос: что делать-то будем? Ведь если колхозы имели лимиты по несколько тысяч тонн лосося, госпромхозы — сотни тонн, то небольшие предприятия имели одну, две, пять, десять тонн.
И вот тогда было решено использовать другую методику: предприятиям было предложено не нанимать самостоятельно внештатных инспекторов, а перечислять деньги на их полное или частичное содержание, исходя из объемов реального вылова предприятий.
Деньги было предложено аккумулировать на счете Благотворительного Общественного Фонда спасения лососей Камчатки, президентом которого был наш сотрудник, начальник пресс-центра, Сергей Иванович Вахрин. И дело пошло.
«ТВ»: Сергей Иванович, а почему именно на счете Благотворительного Фонда?
С.В.: А потому что идея благотворительности в сбор средств на привлечение внештатных инспекторов была заложена изначально. В это время рыбная промышленность, ориентированная на внутренние водоемы, переживала не лучшие времена, и мы понимали, что не соберем такое количество денег, которое нам нужно. А нам нужно было тогда собрать средства для приглашения на Камчатку 40 государственных инспекторов рыбоохраны из разных регионов страны.
И мы собрали эти деньги. Лососевики дали тогда наименьшую часть. Большую вложили благотворительно рыбаки, работающие в экономзоне, где дела шли получше.
Но в 1992 году наш эксперимент оправдался полностью, и мы смогли обеспечить внештатными рыбинспекторами многие подразделения Камчатрыбвода.
А затем был разрыв в девять лет. В 1993 году я ушел в управление культуры области, затем Камчатрыбвод получил лимиты и смог привлекать людей самостоятельно, затем была возможность привлекать внештатников на контракты и таким образом оплачивать им их труд. А в последние годы, в связи с передачей охраны морских биоресурсов в ФПС, возможности Камчатрыбвода резко уменьшились. В 1999-2000 годах финансирование было не просто недостаточным — критическим. Но на 2001 год прогноз самый худший за последние годы.
Поэтому было принято решение об использовании статьи 6.12 и привлечении рыбопромышленных предприятий к охране рыбных запасов Камчатки. Исполнителем этой программы был обозначен Благотворительный Общественный Фонд сохранения биоресурсов Северной Пацифики, который был создан на основе БОФ спасения лососей Камчатки.
«ТВ»: Какой принцип на этот раз был заложен в систему участия предприятий: самостоятельный наем внештатных инспекторов и оплата аренды за транспорт рыбопромышленников или сбор средств от этих предприятий через Фонд?
А.Б.: Именно последний. Почему? Сегодня на Камчатке более ста пятидесяти предприятий, специализирующихся на промысле лососей. При этом разница в лимитах настолько велика, что даже сопоставить эти предприятия невозможно: кто-то должен по своим объемам содержать кучу инспекторов, а кто-то — только одну лишь пуговицу на его мундире, потому что имеет мизерный лимит.
Но мы помним принцип, заложенный колхозами и госпромхозами: или все, или никто. Поэтому участвовать должны все.
А если все, то как быть тогда, если на долю одного предприятия приходится две целых и три десятых инспектора, а на долю другого — ноль целых двадцать восемь сотых. При округлении этих цифр теряет рыбоохрана. Если их доводить до целых — три инспектора и один, то будут недовольны рыбопромышленники.
Но даже не это главное. При договоре с предприятиями о самостоятельной оплате ими зарплаты внештатников и транспорта, мы не можем гарантировать этим людям, что они получат свои деньги в срок, и вообще то, что они их получат.
Так было в советские времена, когда финансовая дисциплина была покрепче, а в условиях дикого капитализма мы знаем формулу новых русских: «Семь раз подкинь, один раз кинь». Поэтому наша задача — уже до путины собрать средства и, исходя из реальной суммы, составлять смету реальных же расходов. В положение о внештатных инспекторах мы включили и такой важный пункт — сбор средств производить после окончания путины, когда рыбаки уже не только поймали рыбу, но и реализовали ее на рынке и выручили средства.
«ТВ»: Следовательно, вы определили какие-то нормативы отчисления рыбопромышленных предприятий на рыбоохранные цели.
А.Б.: Конечно. Расчет шел по самому минимуму — только на самое необходимое. Нам нужно дополнительно 200 единиц внештатных инспекторов. Почему двести?
Во-первых, потому что существуют расчеты Госкомрыболовства о количестве инспекторов рыбоохраны, требующихся для обеспечения нормальной работы Камчатрыбвода на охране внутренних водоемов. Требуется же 300 человек. 100 мы имеем. Нужно еще 200.
Во-вторых, оперативная группа инспекторов, как правило, состоит из государственного инспектора рыбоохраны, штатного водителя, и двух внештатных инспекторов — сотрудника милиции и общественного инспектора.
Для 100 наших инспекторов, чтобы создавать полноценные оперативные группы, нужно еще, как минимум, 200 внештатных инспекторов.
А кроме того, нужен еще и авто- и авиатранспорт.
«ТВ»: все это, конечно, потребует огромных дополнительных затрат с рыбопромышленников, что не может не сказаться на их возможностях, себестоимости рыбопродукции и так далее и тому подобное?
А.Б.: Да что вы! Там смешные цифры. С тонны выловленной рыбы, в зависимости от вида, рыбопромышленник должен вложить в рыбоохрану (в соответствии со своими обязанностями по ст. 6.12 «Правил рыболовства во внутренних водоемах Дальнего Востока») сумму, выручаемую этим рыбопромышленником от продажи икры весом от полукилограмма (горбуша) до полутора килограмма (нерка). С тонны рыбы — стоимость килограмма икры. Вот и все, что мы хотим получить для обеспечения работы внештатников.
«ТВ»: Кое-кто из рыбаков назвал это мероприятие по привлечению внештатных инспекторов рыбоохраны государственным рекетом. Как вы можете прокомментировать эти слова?
С.В.: И я, и Алексей Петрович, и начальник Камчатрыбвода Владимир Геннадьевич Резванов уже имели беседы по этим вопросам с рыбопромышленниками, с некоторыми даже по их инициативе.
И, как мы их поняли, они, в принципе, не против участия в этих мероприятиях. Просто они забыли про действующую статью «Правил рыболовства». Они привыкли уже к тому, что Камчатрыбвод обходился без их участия.
Но те времена миновали. К сожалению, конечно. Потому что нам всем нужен сильный рыбвод, который способен самостоятельно защищать ресурсы. Теперь это приходится делать всем миром.
Поэтому нам понятна первая реакция рыбаков (впрочем, далеко не всех: многие отдают себе полный отчет в том, что вся эта работа, в конечном итоге, принесет пользу самим рыбакам, и перечисляют средства на эту программу).
Вторая реакция: платить сразу или по частям. Здесь мы также исходим из принципа: как вам лучше. Главное, чтобы в апреле-мае Камчатрыбвод смог знать, чем он реально располагает и как распланировать эти средства на всю путину.
А.Б.: Органы рыбоохраны будут существовать даже в том случае, если камчатский лосось будет истреблен. Будем охранять другие водные биоресурсы.
Будет меньший спрос, меньшая ответственность, большая свобода, общение с природой, а не с вооруженным браконьером, который также прекратит свое существование вместе с последним выпотрошенным им лососем.
Но мы-то ведь живем не одним днем. Мы хотим, чтобы лосось всегда приходил в камчатские реки. В этом и наша профессиональная гордость, чтобы лосось был и оставался символом нашего полуострова, главным объектом охраны Камчатрыбвода.
Но без объединения усилий рыбаков и инспекторов рыбоохраны мы не справимся и не спасем лосось. Горько это говорить, но факты упрямая вещь.
И пока у нас есть такое право — привлекать рыбопромышленников к охране рыбных ресурсов, — мы будем это право использовать. Лишат нас этого права, все равно будем искать пути совместного решения наших общих проблем — проблем сохранения национального нашего достояния — камчатского лосося.
 

ИЗ ПРАВИЛ РЫБОЛОВСТВА ВО ВНУТРЕННИХ ВОДОЕМАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА:

6.12. Ежегодно предусматривать в план по труду средства для найма и оплаты временных внештатных инспекторов и аренду автотранспорта, используемого для охраны внутренних рыбохозяйственных водоемов.
В необходимых случаях выделять по заявкам органов рыбоохраны людей и транспорт.
 
«УТВЕРЖДАЮ»
НАЧАЛЬНИК КАМЧАТРЫБВОДА
РЕЗВАНОВ В.Г.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИВЛЕЧЕНИИ ВНЕШТАТНЫХ ИНСПЕКТОРОВ РЫБООХРАНЫ

1. В связи с тем, что штатная численность государственных инспекторов рыбоохраны Камчатрыбвода не позволяет проконтролировать нерест лососей на всей площади рыбохозяйственных водоемов Камчатской области, в соответствии со статьей 6.12 «Правил рыболовства во внутренних водоемах Дальнего Востока» рыбопромышленные компании Камчатской области, получающие лимит на промысел лососей, привлекаются к участию в рыбоохранной работе по найму внештатных инспекторов и аренде авто-, авиатранспорта.
2. Организационная работа по сбору средств для найма внештатных инспекторов рыбоохраны, аренде авто-, авиатранспорта, привлечению общественности к работе внештатными инспекторами и оплате их труда возлагается на Благотворительный Общественный Фонд сохранения биоресурсов Северной Пацифики (Фонд «Северная Пацифика»), осуществлявшего в 1991-1995 гг. работу по привлечению внештатных инспекторов.
3. Отчисления в Фонд «Северная Пацифика» проводятся как благотворительный взнос рыбопромышленных предприятий на программу «Внештатные инспектора» на основе утвержденных нормативов отчисления денежных средств для привлечения внештатных инспекторов рыбоохраны и аренды авто-, авиатранспорта. Нормативы отчислений зависят от освоенных этими компаниями лимитов на промысел тихоокеанских лососей: чавычи, нерки, кижуча, кеты, горбуши.
4. Поступление денежных средств в Фонд производится по завершении лососевой путины (то есть в период с 1 октября по 31 декабря текущего года).
5. В соответствии со статьей 11.4 «Временного положения о порядке распределения общих допустимых уловов водных биологических ресурсов» Камчатрыбвод (отдел регулирования) контролирует поступление средств от рыбопромышленных компаний на рыбоохранную работу и учитывает этот факт как приоритетный при последующем распределении лимитов на вылов тихоокеанских лососей.
6. По завершении рыбоохранного сезона Камчатрыбвод (отдел рыбоохраны) совместно с Фондом представляют начальнику Камчатрыбвода отчет по расходованию средств, выделяемых на привлечение внештатных инспекторов и аренду авто-, авиатранспорта с последующей публикацией этого отчета в газете «Тихоокеанский вестник».
Начальник отдела рыбоохраны Камчатрыбвода Бибко А.П.
 
«УТВЕРЖДАЮ»
НАЧАЛЬНИК КАМЧАТРЫБВОДА
РЕЗВАНОВ В.Г.

НОРМАТИВЫ ОТЧИСЛЕНИЙ РЫБОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ДЛЯ ОПЛАТЫ ТРУДА ВРЕМЕННЫХ ВНЕШТАТНЫХ ИНСПЕКТОРОВ РЫБООХРАНЫ И АРЕНДЫ АВТО-, АВИАТРАНСПОРТА

Рыбоохранный сезон по сохранению лососевых в водоемах Камчатской области длится с мая по сентябрь включительно (то есть пять месяцев в текущем году).
1. Заработная плата внештатного инспектора рыбоохраны устанавливается в соответствии с заработной платой государственного инспектора рыбоохраны (14420 рублей за пять месяцев), командировочных расходов (54075 рублей за пять месяцев) и расходов на приобретение спецодежды (резиновые сапоги, рабочая одежда — 1000 рублей) и необходимого снаряжения для работы в полевых условиях (палатки, спальные мешки, резиновые лодки — 4000), а также налоговыми и другими отчислениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Итого расходы на 1 внештатного инспектора рыбоохраны за 5 месяцев путины составляют 73495 рублей (2625$).
Общие затраты: 14.699.000 рублей.
2. Аренда автотранспорта: из 200 внештатных инспекторов формируется 50 инспекторских групп (по 4 человека в каждой). Потребность в автотранспорте — 50 автомобилей на 5 месяцев. Норма ГСМ на месяц — 500 литров. Общая сумма затрат за аренду автотранспорта 2.250.000 рублей.
3. Потребность Камчатрыбвода в дополнительных авиаоблетах нерестилищ на вертолетах — 200 часов. Стоимость 1 часа — 15 000 рублей. Итого: 300000 рублей.
4. Содержание структуры Фонда, обеспечивающего финансовое и техническое решение данного проекта, — 10% от проектной суммы.
ИТОГО: 21.943.900
ОДУ по лососю Камчатской области в среднем составляет 50.000 тонн в год.
Таким образом, соотношение затрат на привлечение внештатных инспекторов рыбоохраны, авто- и авиатехники составляет 440 рублей (или примерно 16 долларов) рыбоохранных затрат на 1 тонну выловленного лосося.
Исходя из видовой товарной стоимости рыбопродукции за 1 тонну чавычи и нерки затраты на рыбоохранную деятельность рыбопромышленников составят  — 840 рублей , за 1 тонну кеты и кижуча — 560 рублей , за тонну горбуши — 280 рублей.
Начальник отдела рыбоохраны Камчатрыбвода Бибко А.П.
 
 
ДОПЛАВАЛИСЬ…
Недавно российский флот понес еще одну очень существенную потерю
О КВОТНЫХ АУКЦИОНАХ И НЕ ТОЛЬКО О НИХ:
взгляд природоохранной организации
КИЛОГРАММ ИКРЫ НА РЫБОХРАНУ,
или сможет ли камчатрыбвод остановить браконьеров
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ ОТЕЧЕСТВО?
ФПС расстреляла рыболовный траулер
 
 
sign 5 марта в Москве под председательством премьера РФ Михаила Касьянова состоялось совещание руководителей Дальневосточных территорий по вопросам распределения квот на вылов рыбы и морепродуктов.
sign Сложная обстановка складывается в Охотском море — площадь ледовых полей превысила норму на 15%
sign Программу развития рыбохозяйственного комплекса Приморья на ближайшие 10 лет рассмотрел на очередном заседании рыбохозяйственный совет края.
 
 
• Дальморепродукт: как всегда двуличие
17 февраля 2001 г. дальневосточные рабопромышленники объявили бойкот проведению первого в истории России аукциона по продаже квоты на вылов охотоморского минтая.
 
 
• НАЧАЛИСЬ «АУКЦИОНЫ» ВЕРНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВУ
• «САХАЛИН-2»: ПРОЕКТ СЕБЯ ОПРАВДАЕТ
 
 
АНАЛИТИЧЕСКАЯ группа мониторинга
ПРЕСС-РЕЛИЗ
АССОЦИАЦИЯ РЫБОПРОМЫШЛЕННИКОВ КАМЧАТКИ
ЗАЯВЛЕНИЕ
 
 
• КРАБ-СТРИГУН ОПИЛИО
Рынок североамериканской продукции в январе 2001 г.
• РЫНОК САППОРО.
оптовые цены на свежую рыбопродукцию на 27.02.01
• ИКРА МИНТАЯ.
перспективы аукционов по российской продукции
• ИКРА ГОРБУШИ МОРОЖЕНАЯ.
аукцион в январе
• РЫБОЙ ВСЕХ НАКОРМИМ
В 2000 году контрактосодержателями Хабаровского края экспортировано 65 тысяч тонн рыбы, рыбопродукции и морепродукции, что составило 34% от общего объема добычи
• СТАТИСТИКА ЯПОНСКОГО ИМПОРТА
НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ ВОДНОГО ПРОМЫСЛА ИЗ РОССИИ В 2000-1999 ГГ.
 
 
• • ИЗ ПРАВИЛ РЫБОЛОВСТВА ВО ВНУТРЕННИХ ВОДОЕМАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
• ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИВЛЕЧЕНИИ ВНЕШТАТНЫХ ИНСПЕКТОРОВ РЫБООХРАНЫ
• • НОРМАТИВЫ ОТЧИСЛЕНИЙ РЫБОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ДЛЯ ОПЛАТЫ ТРУДА ВРЕМЕННЫХ ВНЕШТАТНЫХ ИНСПЕКТОРОВ РЫБООХРАНЫ И АРЕНДЫ АВТО-, АВИАТРАНСПОРТА
 
 
БЕРИНГОВОМОРСКАЯ ДЕПРЕССИЯ
(Окончание. Начало в №№ 2, 3, 4.)
«ЗЕЛЕНЫЕ» ГОТОВЫ ПОМОЧЬ РОССИИ
На прошедшей пресс-конференции руководители российского представительства Всемирного фонда дикой природы (WWF) представили схему зачета внешних долгов бывшего Советского Союза под названием «долги на природу»
В ВЕЛИКОБРИТАНИИ ПОГИБЛИ 80 ТЫС. РЫБ
Эта экологическая катастрофа произошла на реке Бредифорд в графстве Девон
ОПАСНАЯ ТЕРРИТОРИЯ
Военно-морская база на острове Адак (Алеутские острова) считается одним из самых загрязненных и опасных для жизни объектов в США
ПОДПИСКА!
По вашим многочисленным просьбам ООО Редакция журнала «Северная Пацифика» объявляет бесплатную индивидуальную подписку на газету «Тихоокеанский вестник», начиная с № 6 (31).
 
 
БИЛИ, БЬЕМ И
БУДЕМ БИТЬ

1 марта в Северо-Восточном региональном управлении ФПС России, в П-Камчатском, состоялась прессконференция корреспондентов камчатских СМИ с командующим войсками северо-восточного региона генерал-лейтенантом Н.П. Лисинским
ЗАЯВЛЕНИЕ АССОЦИАЦИИ РЫБОПРОМЫШЛЕННИКОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
 
БРАКОНЬЕРСТВО ПОД КРЫШЕЙ
«силовики» не в силах справится с охраной биоресурсов

 Copyright © 2000–2001 ООО «Редакция «Северная Пацифика».
Использование оригинальных материалов без ссылки на источник запрещено.
 
Индексы газеты
«Тихоокеанский вестник»:
51842 — для частных лиц
51843 — для предприятий и организаций

 
СОЮЗ ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ Почтовый Ящик Редакции Архив «ТВ»