|
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ ОТЕЧЕСТВО?
Накануне 23 февраля праздника всех патриотических мужчин России страну облетела заставляющая задуматься каждого тревожащая душу весть: на Дальнем Востоке русскими пограничниками потоплен русский траулер-браконьер.
Не буду здесь восстанавливать хронологию происшедших событий все известные газеты России посчитали за счастье опубликовать этот предпраздничный материал на своих страницах напомню лишь вкратце:
21 февраля в 15:20 камчатского времени с океанской стороны острова Шиашкотан (Средние Курилы) рыбопатрульным судном «Пагелла» было обнаружено промысловое судно траулер японской постройки водоизмещением 2500 тонн типа Хоккутэнсэн, занимающийся добычей крабов в территориальных водах и не отвечающий на радиозапросы.
Не подпустив к себе «Пагеллу» ближе 5 миль (10 км), засеченный на радаре и визуально траулер бросился в бега строго на выход из территориальных и, далее, экономических вод, чем и выдал свою браконьерскую сущность.
«Пагелла», доложив обстановку в пограничный центр (г. Петропавловск-Камчатский), получила приказ преследовать нарушителя границы и рыболовной зоны и пустилась на всех парах (максимальная скорость 12 узлов 22,3 км/час) в погоню. Траулер же имел форсированный ход 17 узлов (31,5 км/час), и «Пагелла» стала заметно отставать. Тогда штаб Северо-Восточного регионального управления ФПС в Петропавловске отдает распоряжение патрулирующему этот район немного южнее, у острова Симушир, ПСКРу «Камчатка», имеющему скорость на форсаже 13,5 узлов (25 км/час) идти на перехват в точку, которую определили на удалении 130 миль от о. Симушир и 250 миль от Петропавловска-Камчатского, и поднимает в воздух военный самолет АН-72, имеющий на вооружении пушку ГШ-23 и неуправляемые ракетные снаряды С-5, для опознания и принуждения остановиться неопознанному объекту. В результате «неопознанный объект» так и остался неопознанным по причине его затопления за пределами 200-мильной рыболовной зоны, а гораздо позже начало разбирательства со снятым с плотов экипажем, состоящим из 28 человек, уже в городе Петропавловске.
Траулер гнали до границы экономической зоны без малого сутки, до 13:20 22 февраля, и за это время трижды приходилось поднимать в воздух самолет с аэродрома Елизова и обстреливать безоружного, но упорного беглеца. Для слежения за нарушителем был привлечен также самолет С-130 береговой охраны 17-го района США.
Затонул траулер на глубине 5000 метров. Концы, как говорится у моряков, в воду.
На первой пресс-конференции, состоявшейся в праздничный день 23 февраля в региональном управлении северо-восточной пограничной службы, первый заместитель начальника управления генерал-майор С.Г.Казаков после ознакомления журналистов с происшествием заявил: «Мы документально можем подтвердить, что расстреляли то самое судно, за которым гнались. И однозначно могу сказать: наша позиция в этом вопросе не меняется: к тем, кто не будет подчиняться требованиям пограничной службы об остановке, мы применяли и будем применять оружие. Это наше законное право, и мы будем им пользоваться».
А теперь давайте порассуждаем над истинным положением вещей. Я и сам не знаю: кто сегодня в нашей стране прав, кто виноват. По-видимому, прав тот, у кого больше прав. А у пограничников их, кажется, больше, чем достаточно. Я абсолютно не удивлюсь, если и тех, кто отдавал приказания об уничтожении гражданского судна, и тех, кто его расстреливал, как учебную мишень, представят к высоким правительственным наградам. Потому как они «правы» и действовали «по закону». У них такая профессия Родину защищать. А у рыбаков, которые сегодня не знают, куда и к кому устроиться на работу, чтобы уйти в море, иная профессия рыбу Родине добывать. И число их со времен «перестройки» не уменьшилось. А флот после этой поганой «перестройки», при попустительстве и даже содействии новой государственной власти, почти весь пришел в негодность: устарел, списан, распродан на металлолом, разворован на запчасти, новый не построен и работать негде. И люди радуются теперь любому трудоустройству. Если государство их, как теперь модно говорить, «кинуло» они согласны идти и в криминальные рыболовецкие структуры. Ведь эти криминальные структуры зарегистрированы официально этим самым «демократическим» государством. Что же тут тогда криминального? А вот теперь еще один траулер выбыл из списков существующих потоплен без суда и следствия, «по закону», и еще 28 рыбаков остались выброшенными на улицу, плюс выработанная продукция на дно ушла. Нет, пардон, место жительства им на пока подыскали: 10 человек комсостава, как злостных нарушителей, из здания учебного отряда морчасти погранвойск, где они три дня содержались под арестом по статье 30 Закона о государственной границе, перевели в изолятор временного содержания, а остальных 18 рядовых рабов российских обстоятельств в спецприемник. А закон этот странен по своей сущности для русского человека: тех двоих «всенародно избранных», которые супердержаву с дерьмом смешали и народы ее предали, заботой окружили, пожизненным пенсионом и личной охраной обеспечили, а рыбаков (и не только), которым теперь хоть бы где заработать (тут уже не до патриотизма), чтобы семьи свои прокормить и обеспечить свое существование, расстреливают свои же русские. А может они и не русские вовсе? За терроризм и убийство (не одного, а целого ряда людей) сейчас к расстрелу не приговаривают, а дают пожизненное заключение, и наоборот, за какой-то эфемерно-незаконный вид промысла (это он сегодня не законен, а придет к власти другой руководитель узаконит его) расстреливают немедленно, только предупреждают капитана, перелагая свою ответственность на него: «Ответственность за возможные на судне жертвы целиком возлагаются на вас!» Звучит как хорошо всем знакомое: «Именем революции!» Боже правый! «Все смешалось в доме Облонских!»
Сейчас мы наконец-то стали понимать, что, когда, допустим, террорист, угоняя самолет, заставляет экипаж лететь за границы России, самолет не следует сбивать при пересечении границы, потому что в нем ни в чем не повинные люди. Ему дают приземлиться, а потом организовывают операцию по обезвреживанию преступника. А освободив людей, экипаж не сажают в тюрьму и не расстреливают за то, что они подчинились требованиям угонщика, и не обвиняют в измене родине.
Разве пограничники не могли гнать беглеца до того порта, куда бежал этот неопознанный «Альбатрос», а потом сделать заявление властям о выдаче судна вместе с экипажем? Дорого топливо стоит? Ну, тогда, конечно, легче расстрелять. Но еще существует радиосвязь, и его у Шикотана могли перехватить патрульные суда Тихоокеанского регионального управления. Или они тоже тихоходные? Тогда для каких целей выставлять на патрулирование у границ рыболовной экономической зоны и территориальных вод тихоходные суда, которые не могут догнать современный рыболовный траулер? Значит, надо иметь на их бортах дежурные вертолеты с группами захвата, чтобы высаживать их на убегающие суда для обезвреживания руководящей верхушки браконьерского судна: капитана и старшего механика. Ведь именно они отвечают за деятельность судна, его механизмов, за экипаж и получают повсеместно сегодня от судовладельцев дополнительный, ощутимо-весомый «бонус». И они до конца будут выполнять все предписания руководителя фирмы, не взирая даже на протесты экипажей. В этом случае очень подходит высказывание Козьмы Пруткова : «Зри в корень!». А мы как боролись во все времена со следствием, а не с причинами, так и сейчас продолжаем это делать, только еще с более запущенным его свойством: не со следствием, а с последствиями.
Находясь на судне под руководством капитана, команда поневоле должна выполнять его распоряжения в отношении деятельности судна. Она не может обидеться на его неправоправные действия и сойти на берег. К тому же существует еще и судовой Устав, который предписывает подчинение всех людей, находящихся на судне, капитану, потому что он является «единоначальником». И то, что они после второго обстрела дружно заделали первые снарядные пробоины в корпусе это их святая обязанность на судне. А еще они боролись, прежде всего, за спасение своих жизней вместе с судном.
Сначала пограничное начальство утверждало, что утопили траулер потому, что он был без флага принадлежности и не выходил на связь. Да нет же! После обстрела, когда он получил первые пробоины, капитан вышел на связь и на русском языке сообщил название судна, порт приписки и имя судовладельца, а потом и российский флаг вывесил. Допускаю, что соврал, но ведь ясно же стало, что на судне свои, русские люди.
Представляю, что на судне творилось во время обстрела. Какие там кингстоны они могли открыть, как выдвигали версию пограничники о затоплении судна? Собрались, небось кучей под надстройкой, чтобы меньше была вероятность прострела главной палубы снарядами, да водку глушили, чтобы умирать было нестрашно. Не зря генерал-майор Казаков обмолвился, что при снятии с плотов они в тяжелом алкогольном опьянении находились. А кто бы не напился, когда по тебе стреляют, а тебе и ответить нечем. Хоть напиться и умереть не ощущая сильной боли.
Хорошо, что без жертв обошлось, а то бы появились дополнительные расходы средств и нервов на разбирательства с семьями погибших. И кто его знает к каким последствиям они бы привели и в какую сторону вывели и преследователей и пострадавшую сторону.
И вот теперь эти «спасенные» и привезенные с места трагедии в Петропавловск «Камчаткой» и «Пагеллой» 28 человек сидят в СИЗО, а к ним не то что прессу, а и адвоката не пускают. А ведь их всех и содержать-то в таком состоянии права не имеют силовые структуры. Если выявили капитана и стармеха, значит, извольте остальных отпустить... Но с другой стороны куда им идти, если их дома на Сахалине, а документы, удостоверяющие личности, им хоть и привезли, но на руки не выдают? А в нашей стране, как известно, «без бумажки ты букашка...» Руководители СВРУ ФПС говорят, что следствие еще не выяснило до конца основных виновников в случившемся и пр., и пр. Следствие следствием, но есть еще и постследственная правда, и она все равно всплывет рано или поздно. А вот какой великий пример наши пограничники подали американской береговой охране своим профессиональным менталитетом бей своих, чужие будут бояться? Не знаю, насколько БОХ США станет бояться наших пограничников, но вот наши суда с этого времени они тоже станут расстреливать. Не кого-нибудь, а именно русских. Прецедент создан. Это они с удовольствием теперь станут делать в Беринговом море, на спорной линии Шеварднадзе. Хотя раньше ни в кого не стреляли. Им ничего не остается делать, как «помогать» нашим пограничникам, потому что между ними договор существует о взаимной помощи. Даже в нашей экономзоне. Приспособы для обрезания траловых ваеров они уже изготовили, теперь пушки расчехлят. И попал наш рыбак между двух огней. А ведь народу России тоже надо рыбой питаться, несмотря на то, что Москва забрала всю полноту власти над ее выловом и сбытом.
На пресс-конференции 1 марта начальник СВРУ ФПС России генерал-лейтенант Н. П. Лисинский подтвердил свою приверженность к дальнейшим расстрелам браконьерских судов, сказав, что «у браконьеров интернациональное лицо». Думаю, что подобными действиями ФПС России показала не способность к развязыванию экономического рыбацкого гордиевого узла, а способность к безоговорочному его разрубанию мечом «законности». А это приведет в свою очередь к сдаче в конце концов наших ресурсов иностранным пользователям. Можно ли защитить края того, что уже продано изнутри?
Ярослав ОТРОК
БИЛИ, БЬЕМ И БУДЕМ БИТЬ
1 марта в Северо-Восточном региональном управлении ФПС России, в Петропавловске-Камчатском, состоялась пресс-конференция корреспондентов камчатских СМИ с командующим войсками северо-восточного региона генерал-лейтенантом Н. П. Лисинским. Сначала Николай Павлович проинформировал собравшихся о результатах расследования действий и причин расстрела и затопления «неизвестного» рыболовного траулера 22 февраля на траверзе острова Шиашкотан на границе экономической зоны России, а затем отвечал на вопросы журналистов. Его речь приводится нами ниже почти дословно:
Группа дознания из представителей СВРУ, ФСБ, областной прокуратуры, силовых структур Камчатской области, РУБОП продолжает вести разбирательство среди спасенных членов экипажа. На данный момент установлено, что жертв среди 28 членов экипажа нет. Капитан, как мы и предполагали, находился среди них. В ходе следствия установлена его личность, установлено также название судна, его судовладелец и фамилии и должности всех членов экипажа. У экипажа изъята валюта в сумме свыше 24 тысяч американских долларов. В интересах следствия полученные данные не разглашаются. В заключение могу сказать, что Указ Президента Российской Федерации о передаче функций охраны морских биологических ресурсов в ФПС будет выполнен. Много идет сегодня различных толкований: способны или не способны мы выполнять данную задачу. Информирую, что для этого у нас есть все силы и средства. Задачи будут выполнены. Благодарю за внимание.
... Вылазок в наши воды это судно в январе текущего года сделало несколько, и, когда мы их задерживали 21-го 22-го февраля, они не смогли до конца выбросить всю крабовую продукцию за борт. А промысел крабов с января 2001 года запрещен.
... Это не «Альбатрос 101», но, возможно, какой-то из последующих номеров. На данное время этих «Альбатросов» несколько, так же, как и «Рыбаков», «Рыбак 1», 2, 3, 4. Браконьеры, одним словом.
... Причина затопления судна от огневого поражения, выполненного пограничниками СВРУ. Судно не было затоплено экипажем. Прямым попаданием была разбита аммиачная установка, и судно получило пробоины уже после второго обстрела. Первое попадание они заделали и продолжили бег. Но после последнего обстрела они уже не смогли заделать пробоины.
На вопросы, не смущает ли пограничников обстоятельство, что приходится стрелять по своим судам, и будут ли выпущены задержанные на свободу после того, как им судовладелец перешлет авиапочтой гражданские паспорта и прочие удостоверения личностей, генерал-лейтенант ответил:
У бандитов и браконьеров лицо интернациональное. У них нет национальности. Мы выполняем задачу по охране наших рубежей, по охране наших вод, и нам разницы нет: российское это судно или иностранное. Тем более, его принадлежность не была установлена. Это судно-пират. Без опознавательных знаков, без флага государства принадлежности.
Паспорта им уже привезли. Не знаю, какое решение примет прокурор, но на сегодняшний день против них возбуждено уголовное дело о нарушении государственной границы. У них нет документов, на основании которых они ее пересекли. Подтвержден тот факт, что они выходили из уже названного мной порта. (Не помню и у меня не записано, когда Лисинский упоминал о порте их выхода, но на основании некоторой другой информации я понял, что речь идет о порте Вакканай).
На вопрос, кто отдавал команду на поражение этого судна и доложено ли было в тот момент об этом директору ФПС России Тоцкому, Лисинский даже с некоторой гордостью ответил о себе в третьем лице:
Начальник регионального управления Лисинский Николай Павлович. Я могу принимать решения самостоятельно. Это одна из моих функций. Мы руководствуемся законодательством России, Законом о границе России, Законом об оружии, Постановлением Правительства о применении оружия и рядом постановлений нашего ведомства. Но перед применением его на поражение были выполнены все предусмотренные предупредительные меры для добровольной остановки судна. И, чтобы не допустить ухода в Японию, как перед этим произошло с СТМ-17, мы вынуждены были принять такие меры.
Сегодня в море патрулирует наши воды достаточное количество пограничных судов. Более, чем в прежние годы. И браконьеры знают об этом. Пусть думают.
Геннадий СТРУНАЧЁВ
ЗАЯВЛЕНИЕ
АССОЦИАЦИИ РЫБОПРОМЫШЛЕННИКОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Ассоциация рыбопромышленников Дальнего Востока глубоко встревожена произошедшими в феврале нынешнего года беспрецедентными случаями обстрела военнослужащими Федеральной пограничной службы России отечественных рыболовецких судов, ведущих промысел в дальневосточных морях. Неоднократное применение боевого оружия против судна СТМ-17, а также обстрел на поражение и потопление неизвестного траулера, присвоившего себе название «Альбатрос-101», показали, что отдельные руководители пограничной службы в Дальневосточном регионе оказались неспособными эффективно применить обычные меры к задержанию нарушителей, а также принять в критической ситуации взвешенные и решительные действия, обычно дающие нужный результат, но не ставящие под угрозу жизни людей.
Ни в коем случае не оправдывая браконьерства, а также очевидных нарушений закона, все еще происходящих в дальневосточных морях, Ассоциация рыбопромышленников Дальнего Востока решительно протестует против применяемой отдельными руководителями пограничной службы в нашем регионе практики поспешного распространения непроверенных сообщений, которые зачастую наносят огромный моральный и материальный урон законопослушным рыбакам и их семьям. Примером такого рода может послужить недавнее заявление пресс-службы Северо-Восточного регионального управления ФПС об обстреле и потоплении судна «Альбатрос-101» в то самое время, когда в действительности экипаж этого судна находился на ремонте и стоял в порту.
С учетом сложившейся ныне в дальневосточных морях обстановки, а также возникшей в связи с последними инцидентами тревоги среди рыбаков и членов их семей, Ассоциация рыбопромышленников Дальнего Востока обращается к руководству Федеральной пограничной службы России с настойчивым призывом: обязать руководителей региональных подразделений ФПС, при неукоснительном соблюдении требований закона о задержании браконьеров и нарушителей государственной границы, ни в коем случае не забывать и об основополагающих принципах гуманности, исключающих обстрелы на поражение гражданских судов, а также об обязательности тщательной проверки информации о нарушителях, предназначенной ФПС для опубликования.
Президент Ассоциации рыбопромышленников Дальнего Востока Горшечников В.П.
27 февраля 2001 года.
|