|
В. ГОРШЕЧНИКОВ:
«правительство осталось при своeм мнении, рыбаки и губернаторы при своeм
»
ПРОТЕСТЫ НАШИХ РЫБАКОВ ПРОТИВ АУКЦИОННОЙ ПРОДАЖИ КВОТ, ПОДДЕРЖАННЫЕ МНОГИМИ ГУБЕРНАТОРАМИ ПРИМОРСКИХ ТЕРРИТОРИЙ, А ТАКЖЕ СОВЕТОМ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИВЕЛИ К ТОМУ, ЧТО НА ДНЯХ В МОСКВЕ ПРОШЛО СПЕЦИАЛЬНОЕ СОВЕЩАНИЕ ПОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОМ ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА МИХАИЛА КАСЬЯНОВА. НА ВСТРЕЧУ, ГДЕ ОБСУЖДАЛИСЬ ПЕРВЫЕ ИТОГИ АУКЦИОННОЙ ПРОДАЖИ КВОТ, КРОМЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ, ГУБЕРНАТОРОВ РЯДА РЕГИОНОВ, ПОБЫВАЛ И ЕДИНСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЫБАК ПРЕЗИДЕНТ АССОЦИАЦИЙ РЫБОПРОМЫШЛЕННИКОВ САХАЛИНА И РЫБОПРОМЫШЛЕННИКОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА, ДЕПУТАТ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ВЛАДИМИР ГОРШЕЧНИКОВ. И ВОТ КАКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ВЫНЕС ОН ИЗ ПРЯМОГО РАЗГОВОРА С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ:
Тон минувшего совещания был задан Министром экономического развития и торговли Германом Грефом, который огласил итоги первых аукционов и сказал, что, в принципе, организаторы торгов довольны полученными результатами. Ну, а неявку многих участников и то, что проданы были не все лоты, Греф объяснил весьма своеобразно виновата чуть ли не погода. Дескать, ледовая обстановка в дальневосточных морях сложилась непростая, промысел почти не ведется, а поэтому многие рыбаки решили не рисковать, покупая квоты, поскольку саму рыбу можно еще и не поймать.
Это объяснение выглядело довольно нелепо еще и потому, что именно мы, рыбаки, на протяжении нескольких месяцев не уставали повторять: на аукционах будут продавать не саму рыбу, а лишь право на ее лов. Поэтому, насильно втискивая всех нас в прокрустово ложе аукционов, организаторы торгов уже заранее знали, что именно они будут продавать рыбакам, а значит, могли бы поинтересоваться и нынешними условиями промысла того же минтая. Однако суровые климатические условия Охотского моря оказались для них, как выяснилось, большим откровением:
К сожалению, ничем не порадовал нас и выступавший следом новый председатель Госкомрыболовства РФ Евгений Наздратенко. Ожидалось, что недавний губернатор Приморья, понимавший и не раз отстаивавший в этой должности интересы своих рыбаков, и на этот раз выскажется против аукционов. Увы, Евгений Наздратенко в своем выступлении их поддержал. И это, в общем-то, закономерно, ведь войдя в правительство, он вынужден следовать проводимой здесь политике, что называется играть в команде по установленным здесь правилам.
И тем не менее, наверняка были на этом совещании и те, кому аукционы совсем не по нраву?
Конечно. Активно выступили в поддержку рыбаков, в защиту интересов приморских регионов первый заместитель представителя Президента в Дальневосточном федеральном округе Геннадий Апанасенко, наш губернатор Игорь Фархутдинов, губернатор Магаданской области Валентин Цветков и другие. Причем реакция правительства на выступления противников аукционов была не только мгновенной, она показала еще и то, что здесь довольно внимательно изучали наши протесты и даже изменили аргументы в пользу платного распределения квот. Например, когда Геннадий Апанасенко предложил пополнять бюджет не с помощью аукционов, а с введением платы за промысел ряда видов рыбы и морепродуктов, то тут же последовала реплика главы российского правительства. Михаил Касьянов заметил, что деньги не главное, главное в идее аукционной продажи квот это борьба с коррупцией. Отреагировал глава правительства и на тревогу губернаторов за судьбу рыбацких поселков, сообщив, что рассматривается возможность дотации таким населенным пунктам. В общем, было бы необъективно говорить, что в правительстве совсем уж не расслышали протестов российских рыбаков и «не заметили» обращения Совета Федерации.
Вы были на этом совещании не только единственным представителем рыбаков, но еще и единственным рыбаком, кому дали возможность напрямую сказать правительству, что думают наши рыбаки об аукционах. Какова же была реакция?
Естественно, что, понимая, насколько серьезные решения могут быть приняты на совещании столь высокого уровня, я заранее подготовил выступление. Хотел, например, объяснить, насколько экономически неоправданна такая новация, что бюджет страны лишь потеряет из-за кризиса в такой ведущей отрасли экономики, как рыбное хозяйство, и так далее. Однако, когда выяснилось, что все наши аргументы в пользу других вариантов пополнения бюджета страны уже никому не нужны, говорить пришлось совсем о другом. Я постарался объяснить, почему аукционы не дадут «прозрачности» в распределении морских биологических ресурсов. В частности, обратил внимание собравшихся на то, что у нас уже сложился за эти годы целый механизм распределения квот. Каждый год на Дальнем Востоке, например, проходит научно-промысловый совет, который определяет общедопустимый улов (ОДУ) на весь бассейн. Затем собираются рыбохозяйственные советы и распределяют выделенный каждой области или краю объем между ассоциациями и объединениями, которые, в свою очередь, делят квоты уже между конкретными предприятиями. Решения рыбохозяйственных советов утверждаются губернаторами, потом приказом Госкомрыболовства, и лишь после этого каждый из рыбаков может приступать к промыслу. Идеален ли такой порядок распределения ресурсов? Нет, даже рыбаки говорят о том, что его надо совершенствовать.
Но не проще ли было в этом случае правительству поручить Госкомрыболовству отладить действующий ныне механизм, нежели затевать совершенно неоправданные, на мой взгляд, новации с аукционами. Кстати заметить, на это и глава правительства, и министр экономического развития и торговли также отреагировали оперативно, заметив: предложение вполне разумное и в будущем ресурсы надо делить по ассоциациям рыбаки, дескать, друг другу давать взятки не будут, поскольку каждому из них квоты нужны для собственной работы.
Говорил я также о том, что подобные аукционы не проводятся ни в одной рыболовной державе мира, а у наших соседей, в Японии, квоты даже являются, в соответствии с действующим у них законодательством, собственностью не правительства или какого-либо министерства, а собственностью самих рыбаков. Постарался обратить внимание и на то, что аукционы, по сути дела, будут провоцировать браконьерство, поскольку убытки от покупки квот рыбак может компенсировать лишь одним способом незаконным промыслов дополнительного и неучтенного количества ресурсов. Однако вот на это уже никакой реакции не последовало, и если подвести общий итог минувшему заседанию, то он неутешителен правительство от аукционов отказываться не собирается.
В марте состоятся сразу три аукциона, где среди прочих будут выставлены на продажу и 184 лота на промысел сразу нескольких видов краба в дальневосточных морях. А ведь многие из 129 входящих в вашу ассоциацию предприятий как раз и живут тем, что добывают краба. Какую же тактику изберут сегодня рыбаки АРСа будут продолжать бойкот аукционов или все-таки примут в них участие?
Я просто напомню, что, когда инициаторы аукционов заявляют будто изъяли для продажи всего лишь небольшой процент от общего количества квот, они лукавят. Минтая, камбалы или трески, может, взято действительно немного, но вот что касается краба то здесь на аукционы планируется выставить все 100 процентов промысловых объемов.
Так что деваться многим из нас просто некуда: придется ехать в Москву и покупать хотя бы по одному-двум лотам. В противном случае надо просто закрывать предприятие. А остаться без работы, поставить под угрозу благополучие тысяч работников плавсостава и сотрудников береговых подразделений никто из рыбопромышленников Дальнего Востока, конечно же, не желает.
Тревожит нас сегодня и другое обстоятельство: аукционы уже начинают подрывать единство рыбаков, сталкивают их лбами. Буквально в тот же день, когда в Москве проходило совещание в правительстве, я узнал о заявлении представителя Пионерской базы тралового флота, что он за аукционы. Казалось бы, почему? А ларчик открывается просто на мартовские торги впервые выставляются квоты на треску в Баренцевом море. Вот на эту треску и нацелилась Пионерская база, которая расположена в Калининграде и традиционно вела промысел только на Балтике. Но, согласитесь, точно так же сахалинского, камчатского или приморского краба у нас могут завтра «перебить» на торгах и вовсе какие-нибудь московские фирмы. И на чем тогда будет работать одна из ведущих отраслей нашего региона, чем будут жить многие из дальневосточников?..
Означает ли это, что, даже принимая вынужденное участие в аукционах, наши рыбаки продолжат борьбу против подобной формы распределения ресурсов?
Мы будем не только продолжать убеждать каждого, кто готов нас услышать. Как показала проведенная недавно независимая юридическая экспертиза аукционы и по форме, и по сути своей абсолютно незаконны. Новации Минэкономразвития идут вразрез с действующей Конституцией, Гражданским Кодексом и целым рядом федеральных законов. Значит, есть все основания для юридической защиты своих интересов. И некоторые из приморских рыбопромышленников уже подали в суд, в ближайшие дни намерены сделать это и сахалинские рыбаки
Интервью вел С.Сактаганов
|