«Тихоокеанский вестник»
6(31), 22 марта
 :  На главную  :
11 января 2001 25 января 2001 8 февраля 2001 22 февраля 2001 7 марта 2001 22 марта 2001 5 апреля 2001 19 апреля 2001 3 мая 2001 17 мая 2001 31 мая 2001 14 июня 2001 28 июня 2001 12 июля 2001 26 июля 2001 9 августа 2001 23 августа 2001 6 сентября 2001 20 сентября 2001 4 октября 2001 18 октября 2001 1 ноября 2001 15 ноября 2001 29 ноября 2001 13 декабря 2001 27 декабря 2001  
       

В. ЗИЛАНОВ:

«РЫБНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ: ПРИУМНОЖАТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ, ИЛИ ДЕЛИТЬ И РОДАВАТЬ?»

В последнее время рыбную отрасль сотрясают скандалы, кадровая чехарда в руководстве, часто меняющиеся по воле чиновников правила взаимоотношений в этой области между федеральными органами и приморскими субъектами, а также между Госкомрыболовством и рыбопромышленниками. Все это отражается на эффективности рыболовного бизнеса, создает неустойчивую производственную среду с огромным риском для инвесторов. Более того — ряд экспертов считают, что кризис в рыбном хозяйстве перерастает в разрушение отрасли.

РЫБНЫЕ РЕСУРСЫ И РЫНОК

Природа наделила наши прибрежные и 200-мильные морские воды щедро. По запасам крабов, минтая, осетровых мы занимаем первое место в мире, а по сельди, треске, камбаловым, наваге, лососевым — второе. По другим объектам морского промысла — мойве, окуневым, кильке, шпроту, палтусу, сайре и т.д. — мы также в первой пятерке. Справедливости ради следует сказать, что наши ресурсы находятся в большинстве своем в суровых северных морях — Баренцевом, Охотском, Беринговом, что вызывает периодическое колебание их численности. Урожайные годы сменяются неурожайными. Отсюда наше рыболовство в северных водах, по аналогии с сельским хозяйством, можно сказать находится в зоне рискованного промысла. Например, еще не так давно в дальневосточных морях нами добывалось ежегодно до 600-800 тыс.тонн сельди-иваси. К этому еще и японские рыбаки добывали 3-4 млн.тонн. Урожайность сельди-иваси резко снизилась, и этот вид потерял свое значение в отечественном рыболовстве. Вместе с тем, наряду с природными факторами, на состояние рыбных запасов влияет и чрезмерный, особенно неконтролируемый в условиях рыночных отношений, промысел. Погоня за прибылью неминуемо ведет при отсутствии строгого контроля к хищнической эксплуатации биоресурсов и особенно тех, которые имеют повышенный спрос на рынке. Это, прежде всего, крабы, осетровые, треска, икряной минтай и другие. Численность этих рыбных запасов за годы реформ снизилась под влиянием рыночных сил. Стремясь получить максимальную прибыль, новые рыбопромышленники выбирают крупную треску, икряной минтай, выбрасывая за борт всю другую рыбу и ту, что имеет меньшую рыночную стоимость. Все это наносит значительный урон рыбным запасам. «Выбросы» — это новый бич нашего морского рыболовства. Кроме того, в 200-мильной дальневосточной зоне России и прежде всего в Охотском море длительное время ведут промысел по специальным межправительственным соглашениям рыбаки разных зарубежных стран и даже тех, которые не являются странами дальневосточного региона. Например, рыболовные суда Польши. В разные годы иностранные суда изымают от 200 до 600 тыс.тонн. Все это в совокупности — давление «рыночных сил», браконьерство, иностранный промысел — уже нанесло, при попустительстве соответствующих наших ведомств, значительный урон рыбным запасам 200-мильной экономзоны России. Так, еще недавно, в 1996 году, запасы минтая позволяли добывать до 3 млн тонн, теперь же — не более 1,5 млн тонн. И даже эта величина вряд ли будет достигнута в 2001 году. Еще более плачевное положение складывается с рядом запасов крабов и осетровых. Последние — осетровые — уже переведены в разряд прилова и то только для научных целей и в объеме всего 536 т. А ведь на заре перестройки и реформ вылов осетровых, исходя из рекомендаций науки, составлял 12-15 тыс.т! Вот где уроки рынка и браконьерства!!! Именно на осетровых либералы опробовали в последние два года аукционы по продаже квот в воде. Результат, как говорится, налицо.
Хотя рыбные запасы нашей 200-мильной экономической зоны находятся в напряженном состоянии, а по отдельным популяциям они подорваны, тем не менее потенциальные возможности при надлежащем управлении и соответствующем контроле за рыболовством позволяют пока еще добывать около 4,4-4,8 млн тонн ежегодно. Напомню читателям, что еще в 1998 году наш вылов в целом составлял 4,7 млн тонн, в 1999 и 2000 году он скатился до 4,1-4,0 млн тонн. Отечественное рыболовство приобрело характер монопромысла, т.е. сосредоточилось на отдельных валютоемких видах. В Баренцевом море — это треска, пикша; в Охотском и Беринговом морях — это минтай, крабы. Целый ряд других видов — сайра, камбаловые, сельдевые, сайка, мойва и другие — недоиспользуются. Более того, способы лова тоже стали моноспособами — 95% улова берется тралами. Кошельковые невода, орудия сетного промысла в прибрежной зоне, ярусный лов под влиянием псевдорыночных реформ заброшены. Вот здесь-то и должна быть проявлена государственная рыболовная политика — и прежде всего в надлежащем государственном управлении рыбными ресурсами и рыболовством. Вместо этого чиновники разных федеральных служб настойчиво продавливают псевдорыночные новации — выставление рыбных ресурсов в воде (как будто это уже товар) на аукционы. Да и еще для своих же рыбаков при осуществлении ими промысла в своей же 200-мильной экономической зоне! Подобного нет ни в одной из соседних с Россией стран с развитой рыночной экономикой. Нет этого ни в Норвегии (в Баренцевом море мы имеем с ней общие запасы трески и пикши), ни в США (в Беринговом море имеем с ними общие запасы минтая), ни в Японии (в Японском море и у Курильских островов) и Китае (по пограничным рекам). В этих странах ведется научное государственное управление рыбными ресурсами. Одновременно широко осуществляются практические работы по воспроизводству и выращиванию рыбы в морской прибрежной зоне.

МАРИКУЛЬТУРА — ОСНОВА РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА XXI ВЕКА

В современном рыночном мире, который затронул и морское рыболовство, достаточно наглядно проявились тенденции по увеличению рыбных ресурсов за счет использования достижений в биотехнике выращивания рыбы и ракообразных в морских прибрежных водах. Аквакультура и ее морская часть — марикультура — становится основой устойчивости водных ресурсов и их ритмичной поставки на мировой и внутренний рынок той или иной страны. Лидерами здесь являются опять-таки наши соседи. На северо-западе — Норвегия, на Дальнем Востоке — Китай, Япония и США. Так, Норвегия за последнее десятилетие довела выращивание лососевых — семги и форели — в морских садках (фермерские хозяйства) до 560-600 тыс. тонн в год! По своей рыночной стоимости этот объем равен стоимости морских уловов Норвегии в естественных водоемах объемом в 2,0-2,5 млн тонн. Не менее впечатляющие результаты достигнуты Китаем, который за счет выращивания рыбы и других водных объектов в пресных и морских водах ежегодно получает 17-23 млн тонн! Кроме того, в естественных морских водах Китай добывает еще 15-17 млн тонн. Другой наш сосед на востоке — Япония — ежегодно выращивает в морских прибрежных водах 780-830 тыс. тонн высококачественной рыбы и ракообразных и добывает в морях еще 6-7 млн тонн. Беринговоморский наш сосед — США — тоже преуспел в этом направлении — ежегодно выращивает в морской и пресной воде до 400-420 тыс.тонн, а в морских водах вылавливает дополнительно еще 4,5 млн тонн. Заметим, все эти страны — Норвегия, Китай, Япония, США — наши соседи и находятся почти в равных морских климатических условиях, у всех у них развитые рыночные отношения. Нет никаких аукционов по продаже рыбных ресурсов в воде.
А каковы наши успехи в аквакультуре, включая марикультуру? В 1988-1990 годах Россия выращивала 150-254 тыс.тонн рыбы, в основном в пресных водах. Сейчас всего 52-100 тыс.тонн, а в морских водах немногим более 5 тыс. тонн. Снижение в два раза! Весь мир идет по пути наращивания объемов марикультуры, мы же идем в обратном направлении. Может быть у нас нет достаточных научных наработок? Имеются, и еще какие! Ученые и практики России разработали биотехнику выращивания не только лососевых, но и осетровых, камбалы-калкан, многих видов пресноводных рыб. А по акклиматизации и вселению новых видов, таких как королевский краб (созданы запасы в Баренцевом море), горбуши (в Белом море), кефалевых (в Азовском, Каспийском морях), мы являемся мировыми лидерами. Так почему же у нас не идет широко в практическом направлении в условиях формирующихся рыночных отношений развитие марикультуры в прибрежных регионах?
Да только потому, что нет четко разработанного экономического механизма и соответствующих организационных структур по развитию этого важного, поистине ведущего в ХХI веке направления по насыщению внутреннего рынка рыбной продукцией. Административные путы, налоговые нагромождения не дают возможности развивать это направление. Нет ясного разграничения полномочий в этой области между центром и регионами. Вот сюда, а не на рыбные аукционы, нужно было бы направить энергию грефовских экономчиновников с тем, чтобы создать экономические, действительно рыночные условия для ускоренного развития марикультуры в прибрежной зоне приморских регионов. Однако, видимо, делить и продавать — это больше подходит для них, чем приумножать и использовать рыбные ресурсы во благо своего народа, центра и регионов.

ПОСЛЕДСТВИЯ АУКЦИОНОВ

То, что постановление правительства за № 1010 ничего общего не имеет с совершенствованием государственного управления водными биологическими ресурсами и внедрением рыночных отношений, вряд ли требует доказательства. Главная цель этого постановления — ввести аукционы по продаже квот в воде (напомню, это ведь не товар; товаром рыба становится, когда попадает на палубу судна, т.е. когда будет выловлена), навязать регионам новую, выгодную федеральным чиновникам систему распределения квот на вылов рыбы. Последнее направление ставит задачу пересмотреть критерии распределения квот, которые определены Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года, что является противозаконным. Именно поэтому ряд губернаторов дальневосточных регионов обратились к Генеральному прокурору Российской Федерации Устинову с просьбой об отмене упомянутого постановления правительства. Последствия аукционов легко просчитываются.
Во-первых, в аукционах не смогут принимать участие мелкие и средние рыбопромышленники. Новый класс собственников мелких и средних судов, рожденных реформой. Они обречены на разорение и отстранение от рыбного бизнеса.
Во-вторых, крупные рыбопромышленники и ряд средних, не имея собственных оборотных средств, вынуждены брать дополнительные кредиты, прежде всего у иностранных банков и иностранных партнеров, т.к. именно за рубежом ставки по кредитам ниже, чем в российских банках. Не исключено внедрение на аукционы криминальных теневых денег.
В-третьих, выиграв даже аукцион, рыбопромышленник вынужден идти на превышение квот с тем, чтобы оправдать затраты на аукцион, а продукцию все больше будут поставлять за рубеж, рассчитываясь за кредиты.
В-четвертых, затраты на аукционы рыбопромышленники отнесут на себестоимость рыбной продукции, что повлечет рост розничных цен не менее чем на 15-20%. К тому же рыбопродукция российских рыбопромышленников станет неконкурентоспособной с аналогичной рыбопродукцией зарубежных рыбопромышленников не только на внутреннем рынке, но и на внешнем, т.к. иностранные рыбаки ведут промысел этих же запасов (норвежцы — трески, пикши в своей зоне Баренцева моря; американцы — минтая в своей зоне Берингова моря), получая квоты от своих правительств без всякой оплаты.
В-пятых, аукционы на рыбные запасы в воде создадут неустойчивый инвестиционный климат особенно по обновлению основных фондов морского рыболовства — флота. Ну кто будет вкладывать инвестиции в обновление, модернизацию судов, которые окупятся только через 5-6 лет, а ресурсы на вылов ежегодно надо выигрывать на аукционе?
Не менее важно узнать у правительства, каковы гарантии того, что, выиграв аукцион, рыбопромышленник все же обнаружит в море рыбные ресурсы и сможет их добыть? А если нет? Кто покроет его убытки? Кто возместит ему затраты? Ведь правительство считает, что продает на аукционе товар — рыбные ресурсы в воде. Напомню: никогда рыбные ресурсы в воде товаром не были, даже в рыночной экономике. Это изобретение достойно занесения в книгу Гиннеса.
В-шестых, после двух-трех лет аукционов, которые неминуемо разорят российских рыбопромышленников, их место займут иностранные фирмы, т.к., если государство не может использовать квоты, оно, в соответствии с международным правом, должно передать их соседним государствам. Не в этом ли глубокий смысл аукционов и цели их организаторов?
Совет Федерации, внимательно рассмотрев положения постановления правительства за №  1010 в Комитете по экономической политике и в Комитете по аграрной политике, принял на своем пленарном заседании, состоявшемся 31 января, обращение к Президенту России Путину В.В. с просьбой отменить данное постановление правительства, сохранить на 2001 год порядок распределения квот, действовавший в 2000 году, и создать рабочую группу, состоящую из представителей обеих палат Федерального Собрания, рыбопромышленников и представителей регионов для выработки оптимальных решений по этим проблемам.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Извечный русский вопрос вот уже десять лет мучает рыбников. Надежды на Президента остаются, опять-таки в силу русской ментальности — царь-батюшка рассудит. Однако в рыночных условиях, когда уже навязана либералами посредством ряда законов платность водных биоресурсов, маневренность Президента ограничена. Безусловно, что платность рыбных ресурсов в воде — это еще и дополнительный налог на рыбаков, и вот здесь Президент может специальным указом изменить налоговую базу. Но это полумеры. Главное, Президент, правительство должны определиться в основных направлениях рыболовной политики России. Каковы ее основные цели? Является ли она, как это было на протяжении двухсотлетней истории, компонентом продовольственной безопасности? Или это удел флибустьеров-одиночек — рыбопромышленников. Во всех приморских зарубежных странах рыбная отрасль играет важную роль как поставщик белков животного происхождения на внутренний и внешний рынки. Она является также компонентом не только продовольственной безопасности страны, но и безопасности в целом, т.к. обеспечивает заселенность отдаленных приморских регионов, а рыбаки — это самый подготовленный резерв для военного морского флота. Именно по этим соображениям правительства ведущих зарубежных стран осуществляют по отношению к своей рыбной отрасли протекционистскую политику. Настало время и нашему правительству повернуться лицом к рыбному хозяйству. Необходимо незамедлительно разработать и утвердить Концепцию морской рыболовной политики России и Программу по ее осуществлению. Председателю правительства Касьянову М.М. полезно было бы собрать рыбопромышленников от приморских регионов, а не околорыбных чиновников, и выслушать их мнение о путях развития отрасли. Навести порядок в кадровом вопросе. Почему Президент Путин В.В. находит время встретиться с бизнесменами, нефтяниками, энергетиками, учеными, журналистами, творческой интеллигенцией, а у правительства нет для рыбников времени. Вот уже полтора месяца в приемной председателя правительства лежат по этому вопросу десятки предложений рыбаков с мест, но воз и ныне стоит на месте. В этих условиях рыбаки вынуждены идти на объявление забастовок и созыва чрезвычайного Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства. Настало время правительству перейти от деления и продажи рыбных ресурсов к их приумножению и устойчивому использованию в целях насыщения рыбной продукцией внутреннего рынка страны.
В. Зиланов,
Председатель комитета рыбохозяйственного комплекса Ассоциации «Север-Запад», заслуженный работник рыбного хозяйства России
 
 
В. ЗИЛАНОВ:
«РЫБНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ: ПРИУМНОЖАТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ, ИЛИ ДЕЛИТЬ И РОДАВАТЬ?»
С ПАРШИВОЙ ОВЦЫ ХОТЬ ШЕРСТИ КЛОК
Беседа с председателем Р/К «Красный труженик» М.П. Пузыревым
МЫ МОЖЕМ ВЫЖИТЬ ТОЛЬКО ЗА СЧЕТ РЫБЫ
Интервью с главой администрации Усть-Большерецкого района С.Г. Придворевым
КРАСНАЯ РЫБАЛКА
За биоресурсы внутренних водоемов ведется жесткая война
 
 
sign Почти все лоты на состоявшемся 20 марта аукционе по продаже квот на вылов рыбы ушли по тройной цене
sign Из-за отсутствия квот на добычу морепродуктов у причалов в Хабаровском крае простаивает 48 рыболовных судов
sign «Стрельба на поражение по браконьерам в дальневосточных морях, которые ведут российские пограничники, — мера крайне неприятная, но необходимая в настоящее время» — Е. НАЗДРАТЕНКО
 
 

 
 
•            …«ФИГ ВАМ» НАЗЫВАЕТСЯ
Именно такими словами и можно обозначить главное, что было вынесено губернаторами приморских областей Дальнего Востока после совещания в Правительстве России по поводу аукционов по продаже квот на вылов рыбы в дальневосточных морях
 
 

 
 
• Исследование состояния и направления возрождения рыбной промышленности в условиях Дальнего Востока на основе прибрежной рыбохозяйственной деятельности
• МИНТАЙ.
перспективы поставок сурими, филе и фарша в 2001 г.
• РЫНОК САППОРО.
оптовые цены на свежую рыбопродукцию на 12.03.01
• ИКРА МИНТАЯ.
очередные торги американской продукции
 
 
• • ГЕРМАН У МИШИ СИЛЕН В МАТЕМАТИКЕ
Как мы уже сообщали, в декабре прошлого года Госкомрыболовство под неусыпным руководством Правительства незаконно заключило ряд международных соглашений на вылов рыбы в российской эконмзоне. Сведя данные по пяти странам в таблицу, мы получили объемы вылова в тоннах, которые изъяты у наших рыбаков и на взаимной основе, т.е. на основе обмена (Япония и Северная Корея) и напрямую проданы иностранцам (Китай, Южная Корея и Польша).
 
 
«ЯБЛОКО» ЗАЯВЛЯЕТ О РЫБНОМ РАСКОЛЕ В ДУМЕ
«Мы будем продолжать настаивать на прояснении механизма работы аукционов по продаже квот на вылов рыбы» — Сергей Митрохин
ОТКРЫТИЕ ТРЕСКОВОЙ ПУТИНЫ
11 марта в полдень в районе острова Кадьяк началась местная путина тихоокеанской трески
200 КИТОВ ВЫБРОСИЛИСЬ НА СУШУ
Около 200 китов были найдены выброшенными на берег острова, расположенного к югу от одного из крупнейших японских островов Кюсю.
МОРСКИЕ ЗАПОВЕДНИКИ — ЭТО ВЫХОД
Всемирный фонд дикой природы (WWF) предлагает создать большее количество морских заповедников для защиты запасов рыб, стремительно сокращающихся под давлением траулеров и ярусоловов.
ДЕЛЬФИНЫ-УБИЙЦЫ
В последнее время ученые США обеспокоены поведением дельфинов. Дело в том, что их характер резко испортился.
ЖИВОТНЫЕ КАК ИНДИКАТОР ЭКОЛОГИИ
По мнению специалистов, исчезновение нескольких видов земноводных служит показателем кризиса, охватившего глобальную экологическую систему.
ПОИСКИ СУДНА-БЕГЛЕЦА
Неделю корабли и самолет Тихоокеанского регионального управления /ТОРУ/ ФПС России ведут поиски судна-беглеца «СТМ— 17»
«КАМЧАТКА РЫБАЦКАЯ» (ГТРК «КАМЧАТКА»)
В Беринговом море радиопрограмму «Камчатка рыбацкая» теперь можно услышать на частоте 7360 и 11975 кГц в диапазоне коротких волн.
ПОДПИСКА!
По вашим многочисленным просьбам ООО Редакция журнала «Северная Пацифика» объявляет бесплатную индивидуальную подписку на газету «Тихоокеанский вестник», начиная с № 6 (31).
 Copyright © 2000–2001 ООО «Редакция «Северная Пацифика».
Использование оригинальных материалов без ссылки на источник запрещено.
 
Индексы газеты
«Тихоокеанский вестник»:
51842 — для частных лиц
51843 — для предприятий и организаций

 
СОЮЗ ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ Почтовый Ящик Редакции Архив «ТВ»