|
Первая общественная российско-американская конференция «Проблемы сохранения биологических ресурсов Берингова моря» 5-7 апреля 2001 гю, г. П.-Камчатский
РЕЗОЛЮЦИЯ
В работе конференции приняли участие:
- Благотворительный Общественный фонд сохранения биоресурсов Северной Пацифики (Камчатка, Россия).
- Тихоокеанский центр защиты окружающей среды и природных ресурсов (США).
- Всемирный фонд дикой природы (США, Россия).
- Центр природного лосося (США).
- Ассоциация федераций рыбаков Тихоокеанского побережья (США).
- Совет по сохранению морских ресурсов Аляски (США).
- Общество охраны дикой природы (США).
- Ассоциация коренных рыбаков Уналашки (США).
- ИСАР-ДВ (Владивосток, Россия).
- Клуб «Кайра» (Чукотка, Россия).
- Магаданский центр окружающей среды (Магадан, Россия).
- Общественная организация «БРОК» (Владивосток, Россия).
- Общество эскимосов Чукотки «Юлик» (Чукотка, Россия).
- Сахалинская ассоциация рыбопромышленников (Сахалин, Россия).
- Дальневосточная ассоциация рыбопромышленников (Россия).
- Ассоциация рыбопромышленников Камчатки (Камчатка, Россия).
- Общественная организация «Экологическая вахта Сахалина» (Сахалин, Россия).
- Гринпис России (Россия).
- Камчатская Лига Независимых Экспертов (Камчатка, Россия).
- Общественный фонд охраны прибрежных экосистем и устойчивого рыболовства Камчатки (Камчатка, Россия).
- Союз общественных организаций (общин) коренных малочисленных народов Камчатской области «ЯЯР» (Камчатка, Россия).
- Общественная организация юристов и врачей «ЭЕК» (Камчатка, Россия).
- Общественная организация коренных малочисленных народов (общин) «Кояна» (Камчатка, Россия).
- Общественная организация коренных малочисленных народов поселка Раздольный «АЛЭСКАМ» (Камчатка, Россия).
- Община коренных жителей поселка Паратунка «ИТАЛ» (Камчатка, Россия).
- Елизовская районная ассоциация коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока (Камчатка, Россия).
- Родовая община «ЛАЧ» Мильковского района Камчатской области (Камчатка, Россия).
- Общественное учреждение информационный центр «Абориген Камчатки» (Камчатка, Россия).
- Семейная община «Кам-Як» (Камчатка, Россия).
На конференции заслушаны доклады представителей общественных организаций, рыбопромышленных предприятий, научных институтов, государственных учреждений России и США. Обсуждались вопросы общей оценки ситуации и основные проблемы сохранения биоресурсов в Беринговом море, в том числе:
правовое обеспечение морского природопользования, в частности распределения квот;
развитие экономических механизмов управления морскими биологическими ресурсами;
значение и проблемы развития прибрежного рыболовства;
повышение эффективности природоохранной деятельности путем создания морских охраняемых акваторий;
борьба с браконьерством;
совершенствование режимов природопользования;
проблемы использования водных биологических ресурсов коренными народами;
усиление роли общественных организаций, в том числе объединений и ассоциаций рыбаков, рыбацких профсоюзов.
Конференция выражает озабоченность в связи с ухудшением состояния популяций ряда морских птиц, млекопитающих, рыб и морских беспозвоночных, которые представляют исключительное по своему значению биологическое разнообразие Берингова моря.
Также Конференция выражает обеспокоенность постоянным ухудшением состояния природной среды, природно-ресурсной базы и условий рыбохозяйственной деятельности в Беринговом море. В качестве причин этого явления назывались: слабая разработанность международных и национальных правовых механизмов, регулирующих рыбопромысловую и другую хозяйственную деятельность, недостаточная урегулированность вопросов разграничения экономических зон между США и Россией в рамках соглашения 1990 г., недостаточный учет природно-климатических циклов в развитии экосистем при долгосрочном и краткосрочном планировании хозяйственной деятельности. Следствием экологических проблем Берингова моря является ухудшение социального положения населения прибрежных зон, занятого рыбохозяйственной деятельностью.
Конференция считает необходимым обратить внимание рыбаков, государственных и общественных организаций Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки на целый ряд важнейших проблем.
Высокое разнообразие и уникальность условий воспроизводства биологических ресурсов Берингова моря (основные запасы минтая, тихоокеанских лососей, крабов и морских млекопитающих).
Уникальность аборигенных приморских культур, ориентированных на использование биологических ресурсов Берингова моря.
Своеобразие политико-географического положения Берингова моря, которое в значительной части перекрывается 200-мильными экономическими зонами России и США, где морские живые ресурсы представляют единый экологический комплекс.
Истощение запасов минтая и камчатского краба в море в целом и крабов-стригунов в восточной его части, слабую предсказуемость поведения экосистемы в условиях глобальной дестабилизации климата.
Исключительную экологическую опасность крупномасштабного использования дрифтерных и донных жаберных сетей.
Опасность использования в рыболовном промысле добывающих судов повышенной мощности (типа «Американский Монарх»).
Проблемы прилова и нерационального использования сырья выбросов отходов переработки и некондиционной рыбы при обработке, что, как следствие, сопровождается переловом.
Серьезность проблемы загрязнения и засорения Берингова моря отходами рыбохозяйственной деятельности (биологические отходы, потерянные орудия лова, загрязнение нефтепродуктами).
Обеспокоенность рыбаков вопросом границ экономических зон России и США в Беринговом море.
Серьезные социальные и медицинские проблемы, возникающие вследствие ограничения доступа коренного населения к водным биоресурсам.
Особую ситуацию, складывающуюся в районах традиционного природопользования (например, в Анадырском заливе и проливе Литке), где развитие коммерческого рыболовства может нанести ущерб коренным народам России и США из-за подрыва сырьевой базы их промысла.
Обеспокоенность российской общественности отсутствием государственной поддержки в области развития прибрежного рыболовства.
Важность распространения опыта административных и общественных рыбохозяйственных советов Аляски, обеспечивающих баланс участия государственного регулирования и общественного влияния в решении экологических, экономических и социальных проблем, связанных с рыболовством.
Роль охраняемых природных акваторий (морских и водосборных) в получении фоновых данных о состоянии окружающей среды и воспроизводстве ресурсов.
Опасность форсированного продвижения нефтеразведки и нефтедобычи по шельфу Северной Пацифики в исключительной экономической зоне и отсутствие правильной оценки рисков добычи углеводородов и другой индустриальной деятельности на шельфе.
Планы японского правительства начать регулярные перевозки радиоактивных отходов Северным морским путем из Японии в Европу на переработку и обратно, что несет в себе серьезную угрозу радиоактивного загрязнения в случаях аварий.
Проблемы биологического загрязнения, связанные с интродукцией видов, не характерных для данной акватории.
Необходимость поддержки совместных научных проектов в области комплексного изучения Берингова моря.
Конференция рекомендует:
- Поиск и апробирование новых форм и путей участия общественности в борьбе с браконьерством.
- Приоритетное развитие регулируемого потребительского рыболовства как одной из форм борьбы с браконьерством и обеспечения существования местного населения.
- Обеспечение участия российских и американских рыбаков и общественности в принятии решений по проблемам Берингова моря.
- Разработку комплексной программы на основе скоординированных мер совместного российско-американского изучения и регулирования рыболовного промысла в акватории Берингова моря, а также подготовку Конвенции по рыболовству в Беринговом море.
- Запрещение использования в крупномасштабном экспедиционном промысле дрифтерных и донных жаберных сетей.
- Обязательность мер, направленных на уменьшение отрицательного влияния орудий лова на объекты промысла, другие организмы и среду обитания, в том числе оснащение рыбодобывающих судов аппаратурой по обнаружению и подъему утерянных орудий лова.
- Создание общественного органа по контролю за сохранностью рабочих мест в традиционных местах проживания рыбаков и зверобоев; содействие созданию рабочих мест при их утрате, в т. ч. путем развития рыбопереработки и промысла маломерным флотом.
- Обеспечение приоритетного права коренного населения на использование водных биоресурсов в нормах, исходящих из физиологических и социальных потребностей.
- Проведение тщательной оценки воздействия на окружающую среду программ развития коммерческого рыболовства в районах традиционного промысла, в частности в Анадырском заливе и проливе Литке.
- Создание прибрежно-морских территорий традиционного природопользования.
- Таксацию (зонирование) акватории Берингова моря с целью создания сети особо охраняемых участков с различными уровнями ограничения хозяйственной деятельности (от полного заповедания до исключительного использования в целях рыбного хозяйства) для сохранения биологического разнообразия и ресурсного потенциала региона.
- Целевую поддержку существующих особо охраняемых морских природных акваторий в российской части Берингова моря.
- Введение международно признанных критериев особо чувствительных к нефтяному загрязнению участков в правила рыбохозяйственной таксации (зонирования).
- Развитие и поддержку информационных центров, обеспечивающих рыбаков, государственные организации и общественность достоверной информацией о состоянии биологических ресурсов, проблемах рыболовства, экологических рисках рыбохозяйственной и индустриальной деятельности. Особое внимание должно быть уделено обеспечению населения и государственных организаций объективной и свободной от пропаганды нефтяных компаний информацией о рисках, связанных с освоением углеводородных ресурсов шельфа.
- Регулярное проведение российско-американских общественных конференций по проблемам биологических ресурсов Берингова моря.
Сопредседатели:
Сергей Вахрин, БОФ «Северная Пацифика» (Россия)
Девид Гордон, Тихоокеанский центр защиты окружающей среды и природных ресурсов (США)
Шутка от Наздратенко
Глава Госкомрыболовства велел минтаю не метать икру
Непотопляемый приморский гу-бернатор сделал свой первый не-стандартный шаг на посту пред-седателя Госкомрыболовства, Приказом от 28 марта он продлил на 10 дней промысел минтая в двух районах Охот-ского моря вопреки правилам ры-боловства, предписывающим заканчивать этот промысел к 1 апреля. Дело в том, что именно в это время главная рыба наших дальневосточных морей начинает нерест. Ловить ее в этом со-стоянии означает подрывать числен-ность будущих рыбьих стад (при том, что общий запас минтая в восточной части моря, по оценкам ихтиологов, со-кратился с 2,7 млн т в 1996 году до 1,2 млн в 2000-м). С другой стороны, проку от такой ловли мало: полностью созревшая икра не годится в перера-ботку. Нетрудно предсказать, что рыбаки будут просто выкидывать «пере-зрелую» рыбу за борт, оставляя лишь ту, из которой можно сделать популярный продукт. Выброшенная рыба (а ее и без новшеств г-на Наздратенко набирается обычно до 30% улова) не засчитывается в выделенную рыболовной компании квоту, хотя в море она возвращается уже мертвой и в поддержании численности вида не участвует.
Так что мотивировочную часть приказа («в целях рационального использования водных биоресурсов») можно счесть лишь первоапрельской шуткой.
В том же приказе утверждается, что в этом году массовый нерест минтая ожидается позже обычного.
По идее, этот прогноз основан на данных мони-торинга минтайного стада. Ведут его ис-следовательские суда двух профильных институтов: петропавловского Камчат-НИРО и владивостокского ТИНРО-центра. Оба они утверждают, что никой «задержки нереста» не предвидится, и потому высказываются категорически против попытки рыбного ведомства легализовать промышленное браконьерство. Однако головной институт отрасли ВНИРО, расположенный в Москве, с готовностью согласовал про-дление путины. Видимо, ему удалось наладить собственный мониторинг не рыбы, а настроений начальства.
Угадать последние нетрудно: еще в бытность свою губернатором Евгений Иванович щедро покровительствовал некоторым крупным приморским ры-боловным компаниям и особенно «Дальморепродукту». Накануне путины-2001 ему удалось обеспечить любимые корпорации максимальными квотами на вылов (из той части, кото-рая не была выставлена на нашумев-шие аукционы, а выделялась региональным властям). Однако приморские компании не смогли вовремя вос-пользоваться губернаторской добротой и отнюдь не из-за «сложной ледовой обстановки». Красе и гордости флота «Дальморепродукта» траулеру-гиганту «Американский монарх» (ра-нее за чрезмерную прожорливость из-гнанному из экономических зон США и Чили) в результате единодушного протеста рыбаков и экологов был зап-рещен собственный лов: его можно было использовать лишь как плавучую базу. A 11 принадлежащих компании суперсовременных траулеров, как на грех, оказались арестованными за дол-ги в Пусане. Остались невыбранными и квоты ряда иностранных компаний, слишком поздно допущенных к феде-ральным аукционам. Все это и породило документ, предписывающий рыбе воздержаться от нереста.
По закону такие решения должны проходить государственную экологическую экспертизу. Однако после ликвидации в прошлом году Госкомэкологии эта функция оказалась в распоряжении Министерства природных ресурсов, руководство которого всегда проявляло завидную чуткость в удов-летворении запросов промысловиков. Вот и сейчас вместо заключения независимой экспертизы приказ г-на Наздратенко обоснован неким «согласованием» от МПР. Запрос президента благотворительного экологического фонда «Северная Пацифика» Сергея Вахрина в Генеральную прокуратуру о проверке законности приказа оста-ется без ответа.
Таким образом, «диктатура» закона установлена уже и на Тихом океане. Дальше ехать некуда.
Борис ЖУКОВ,
«Московские новости»
Рыбные аукционы:
немножко просчитались
Не успели рыбаки выйти на промысел по только что купленным квотам, как вокруг «рыбных» аукционов разразился новый скандал.
Попытка оценить итоги проведенных в феврале-марте аукционов по продаже квот на вылов морских биоресурсов завершилась вмешательством в этот процесс Счетной палаты в аукционных документах обнаружены существенные ошибки. Рабочая группа межведомственной комиссии по проведению аукционов, анализировавшая организацию торгов 20–22 марта, выяснила, что Центральная российская универсальная биржа (ЦРУБ) приписала лишние лоты трем участникам аукциона: двум компаниям по одному лоту, а третьей аж пять. В итоговом протоколе были также выявлены ошибки в ценах. Помимо этого, комиссия указала на недостатки в самом проведении аукционов на ЦРУБ. Нашлись претензии, хотя и менее значительные, и к отобранной без конкурса для проведения июльских торгов Европейско-Азиатской бирже (она проводила, напомним, самые первые, минтаевые, торги).
Теперь решено полностью проверить всю документацию по аукционам, проведенным на ЦРУБ 20, 21 и 22 марта, а также выборочно проверить Европейско-Азиатскую биржу. На этой неделе представители Счетной палаты уже начали изучать результаты всех шести аукционов, состоявшихся за два месяца. Одновременно ревизоры проведут расследование действий сотрудников ЦРУБ, чтобы выяснить, были ли обнаруженные ошибки случайностью или подлогом. Что интересно, все озвученные претензии предъявляются только к биржевикам, организаторы же аукционов из Минэкономразвития вне подозрений.
Меж тем стало известно, что проверки документации по торгам были инициированы не без участия Министерства по антимонопольной политике (МАП). Еще на прошлой неделе появилась информация о письме МАП в Минэкономразвития, в котором антимонопольщики выражали «крайнее недоумение и озабоченность решением межведомственной комиссии по проведению аукционов». По мнению руководства МАП, комиссия, вопреки конкурсному порядку отбора бирж (установленному Минэкономразвития и согласованному с антимонопольным ведомством), самостоятельно приняла решение о проведении следующих, июльских, торгов Европейско-Азиатской бирже. Это обстоятельство также будет проверяться. В общем, все эти странные самовольства, откровенные нарушения и удивительные для опытных биржевиков ошибки наводят на печальные размышления о темных сторонах «самой прозрачной и честной системы распределения квот».
Татьяна Ощепкова, «Ежедневные новости»
|