|
ИТОГИ ОХОТОМОРСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ ЗАВЕРШИЛАСЬ ОХОТОМОРСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ПО ПРОМЫСЛУ МИНТАЯ. ЕЕ ИТОГИ ПРОКОММЕНТИРОВАЛИ В КОМИТЕТЕ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ КРАЯ.
В объединенных подзонах побережья Камчатки (Западная Камчатка и Камчато-Курильская) квота приморских рыбодобытчиков составляла 114 800 тонн. По итогам экспедиции освоено 113 500 тонн. Остаток лимита в размере 1 300 тонн планируется добрать при промысле донно-пищевых видов рыб в качестве прилова. В Североохотоморской подзоне лимит составил 189 300 тонн. Здесь недоосвоенными на специализированном промысле минтая остается примерно 14 000 тонн. После закрытия промысла минтая флот приморских рыбаков перейдет на добычу сельди, промысел на которую разрешен до 1 мая. Прилов минтая при этом официально ограничен 30 процентами, и, по прогнозам специалистов, на этом объекте промысла рыбодобытчики смогут взять еще примерно 4 тысячи тонн минтая в счет остатка лимита. А в сентябре начнется специализированный промысел сельди охотоморской траловым и кошельковым способами. При этом в прилове всегда присутствует минтай. Его рыбаки края планируют выловить не меньше прошлогодних объемов порядка 7 тысяч тонн. «Таким образом, остаток лимита минтая в Североохотоморской подзоне позволит рыбодобытчикам нынешней весной и осенью спокойно, без нарушений Правил рыболовства, заниматься промыслом сельди», считает заместитель председателя комитета рыбного хозяйства администрации края Илья Иванов. По его словам, остаток региональной квоты на вылов минтая в Североохотоморской подзоне в основном сложился из-за недоосвоения лимита в размере почти 7 тысяч тонн промысловыми судами компании «Дальморепродукт». Еще 4 тысячи тонн недобрали предприятия Приморского рыбакколхозсоюза. Впрочем, если колхозники охотно шли навстречу предложениям администрации края передать часть своих лимитов другим, уже освоившим свои квоты пользователям, то холдинг «Дальморепродукт» неоднократно гарантировал полное освоение квот и делиться лимитами с коллегами категорически отказывался. В разгар Охотоморской минтаевой экспедиции приятная новость поступила из Госкомрыболовства России. Для переоформления разрешительных билетов, а необходимость в этом во время промысла возникает нередко, теперь рыбакам не придется останавливать работу и «бегать» по морю в поисках судна с инспектором, чтобы он лично заверил бумаги, теряя драгоценное время рыбалки и расходуя топливо. Отныне, согласно решению Госкомрыболовства, возвращается действовавший два года назад порядок оформления бумаг телеграфным способом.
«Работа Охотоморской экспедиции проходила в очень сложной ледовой и промысловой обстановке. Нередко случались простои промыслового флота у некоторых предприятий, рассказывает Илья Иванов. Тем не менее, администрация края находила возможность оперативно произвести перераспределение квот между пользователями». За весь период работы экспедиции таким образом перераспределили 47 тысяч тонн минтая, в том числе, чтобы обеспечить флот работой, более 30 тысяч тонн решением Приморского рыбохозяйственного совета было передано на освоение компании «Дальморепродукт» от ООО «Дальморепродукт-Троулерс».
Делин-пресс
СЕРЫЕ КИТЫ
Свирепая рыба-дьявол. Духовный брат. Экологический колокол. От ледовых морей России до теплых заливов Калифорнийского полуострова величественные серые киты вызывают благоговение, конфликт и тревожные экологические вопросы.
В холодных водах к северу от Японии, в Охотском море ежегодно нагуливается небольшое (менее 100 голов) стадо серых китов, до недавних пор считавшихся исчезнувшими с лица планеты. Представьте себе волнение ученых, обнаруживших это потерянное племя, и их ужас из-за того, что их исследования оказались связаны с массовыми бурениями дна океана для добычи нефти и газа, которые могут истребить китов раз и навсегда.
На Тихоокеанском побережье в местах размножения многочисленных заливах Калифорнийского полуострова, у побережья Мексики непреложные законы природы отступили, как мы думаем, перед любопытством. Самки крупнейшей, чукотско-калифорнийской популяции серого кита подталкивают своих детенышей к соприкосновению с человеком. Такого межвидового контакта не наблюдается больше нигде в мире. Люди приезжают в отдаленные пустынные соленые ванны, опоясывающие заливы, и, не спеша толкая рыбацкие ялики, просто смотрят глаза в глаза левиафанам и гладят их темное блестящее тело.
Живущие на северной вершине мира эскимосы Чукотки выживают в жестокие арктические зимы только благодаря потреблению мяса и жира восточно-тихоокеанских серых китов. Летняя охота, столь же опасная для жизни, как и зимний холод, недавно вскрыла одну тревожную проблему. У некоторых китов мясо настолько зловонно пахнет (вероятно, заражено какими-то веществами), что даже ездовые собаки отказываются его есть.
Народы, населяющие берега Тихого океана, смотрят на серого кита разными глазами. В Охотском море эти точки зрения сталкиваются в классической борьбе производственников и экологов, в конфликте между нуждами человека и млекопитающего. Коренные общины, населяющие берега вдоль миграционного пути серых китов, вступают в противостояние с активистами охраны природы, причем каждая сторона убеждена, что их знания не только более научны, но и морально лучше. Те же, кого беспокоят не местнические, а глобальные проблемы (сохранение биоты и культурного наследия планеты), стоят перед дилеммой как примирить эти различные видения и точки зрения. Затруднение не просто теоретическое.
Серые киты умирают в необычном количестве, и мы не знаем почему. Уровень рождаемости падает. Те же, кто выживает, недоедают и страдают от истощения.
В 1970 году организаторы первого Дня Земли объявили о крупном событии начале природоохранного движения.
Сегодня, хотя защитники природы и не всегда побеждают, но никто уже не подвергает сомнению их право присутствовать за политическим столом переговоров. Это право гарантировано настойчивыми требованиями общественности и законодательным мандатом, проводится в жизнь судами, воспевается нашими школьниками, волнующимися за судьбу дождевых лесов и исчезающих видов.
Наверное, ни одна экологическая кампания не нашла столь громкого резонанса, как кампания «Спасем китов».
Восстановление чукотско-калифорнийской популяции серых китов единственный случай в истории популяций морских млекопитающих, как говорят те, кто делает такие потрясающие заявления. Известные в XIX веке как рыбы-дьяволы из-за их свирепых атак на китобойные лодки, восточно-тихоокеанские серые киты за последние 150 лет дважды выбивались промышленными китобойными компаниями почти до полного исчезновения. Однако в 1994 году серый кит был исключен из списка видов, находящихся под угрозой исчезновения, один из первых видов, которые смогли восстановить свою численность. Популяция серых китов стала восстанавливаться, когда коммерческий китобойный промысел был запрещен в 1946 году Международной китобойной комиссией, и сегодня, даже принимая во внимание недавний спад численности, общая численность держится около 27 тысяч исторической численности этой популяции. После летнего нагула в арктических водах, отделяющих Россию от Америки, киты плывут вдоль побережья, двигаясь мимо Аляски, Британской Колумбии и США в места размножения, находящиеся в теплых заливах Калифорнийского полуострова, у берега Мексики. Ежегодный миграционный путь серых китов, достигая 12 тысяч миль в ту и другую сторону, является самым длинным миграционным переходом среди млекопитающих планеты.
«San Francisco Weekly»
СОХРАНИТЬ ГОСУПРАВЛЕНИЕ
РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ РОССИИ
Депутаты Александр Беляков, Владимир Гусенков, Валентин Лунцевич, Антонина Романчук, Игорь Чернышенко подготовили проект обращения Государственной Думы к Президенту Российской Федерации «О совершенствовании государственного управления рыбохозяйственным комплексом Российской Федерации», в котором выражается беспокойство возможной реорганизацией Госкомитета по рыболовству.
Как считают депутаты, «передача функций Государственного комитета по рыболовству иным органам исполнительной власти неизбежно приведет к нарушению системы государственного управления в области рационального использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, отрицательно скажется на их состоянии, а также на развитии рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, ее продовольственной безопасности».
По их мнению, реорганизация Госкомрыболовства противоречит ряду международных договоров, заключенных Россией в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, исполнение которых возможно лишь при условии самостоятельного функционирования федерального органа исполнительной власти по рыболовству, отвечающего за все действия в этой области, включая проведение исследований, содержание и эксплуатацию государственного рыболовецкого флота.
В связи с этим депутаты считают целесообразным обращение Государственной Думы к Президенту с просьбой при формировании новой структуры федеральных органов исполнительной власти предусмотреть в ее составе орган исполнительной власти по рыболовству, отвечающий за использование, сохранение, развитие водных биоресурсов в целях защиты интересов России в этой области.
Пресс-служба Госдумы
ФЕСТИВАЛЬ ДЛЯ СВОИХ
Во Владивостоке придуман новый способ неплохо проводить время телекинофестиваль «Человек и море».
В минувший вторник в киноконцертном комплексе «Иллюзион» состоялось закрытие 3-го Международного кинотелефестиваля «Человек и море-2001-Эко». Гран-при взял фильм «Документальная фантазия на заданную тему» наших земляков Василия Солкина и Геннадия Шаликова. Дипломанты и участники получили призы и подарки. Организаторы уже думают о следующем фестивале. Нам тоже придется подвести итоги. Так что же это было?
На конкурс удалось привлечь около 30 работ производства Дальнего Востока, Италии, Латвии, Южной Кореи и Японии. А на должности «главных экологов» пригласили актера и красавца-мужчину Ивара Калнынша, лидера группы «Ва-банкъ» Александра Ф. Скляра, телеведущую Юлиану Шахову, итальянского режиссера Томмасо Моттола и гендиректора Латвийского телевидения Тярве Роландса. Вроде бы неплохо.
Тем не менее, по мнению многих владивостокских наблюдателей и нашему тоже, «Человек и море-Эко» образца 2001 года получился смазанным и сумбурным. По отношению к простому зрителю он остался верен себе в этом году на теплоход «Антонина Нежданова» попасть смогли только местная кинотелеэлита и те, у кого нашлась копеечка на туристическую путевку по маршруту Владивосток Южная Корея Япония. Ведь (удивительно, но факт!) основной целью фестиваля были не зрители, не конкурсанты, не кинематограф и даже не экология, о которой так много говорилось в начальной и заключительной частях. Главными на фестивале были сами организаторы! Им просто в кайф уйти подальше от суетного берега на белом пароходе, чтобы отдохнуть, пообщаться с интересными и знаменитыми людьми со всего света, посмотреть интересные фильмы, о которых потом можно будет на досуге порассуждать со знанием дела. Какое, простите, спасение экологии или, на худой конец, кинематографии?! А как же недоступность, кулуарность, таинственность и чувство глубокой причастности к чему-то большому и важному? Если сделать фестиваль свободным для широкого круга зрителей, то исчезнет, развеется иллюзия богемности и значимости! Организаторы не скрывают, что фестиваль «Человек и море» они делают для себя, а кинематограф и экология просто вывеска для удовлетворения их амбиций. А оплачивают эти скромные житейские удовольствия весьма небогатый морской экологический фонд, краевая администрация и ряд традиционных спонсоров перевозчиков и поставщиков горячительных напитков. В общем, можно только «порадоваться» за людей, изобретших способ без особых затрат красиво проводить время.
КОММЕНТАРИЙ
Тярве РОЛАНДС,
председатель профессионального жюри фестиваля:
И все-таки хочется верить, что этот фестиваль внесет свой вклад в защиту окружающей среды. На нем присутствовали чиновники, которые принимают решения и могут что-то сделать в защиту экологии. Не знаю, как у вас, а у нас однажды не допустили к участию в выборах кандидата, который в свое время отдал приказание срубить в городе 20 деревьев...
Василий СОЛКИН и Геннадий ШАЛИКОВ, обладатели «Золотого краба»:
Наш фильм и победа на телефестивале для окружающей среды всего лишь писк или взвизг, который, хочется верить, задел все-таки зрителя за живое. Сам же фестиваль нужен для сохранения местного кинематографа и только.
Александр ДАЛУДА, исполнительный директор фестиваля:
То, что сделал наш фестиваль в защиту окружающей среды, капля в море. Но я буду заниматься им, потому что мне нравится это делать, нравится встречаться с интересными людьми. Что до кулуарности, то на «Человек и море» мог попасть каждый, особенно на открытие и закрытие. Только на теплоходе всем мест не хватило, но что же делать... Кстати, уже решено, что следующий фестиваль мы проведем под парусами, на борту «Паллады».
«Ежедневные новости»
|