НА ЛИНИИ ОГНЯ
Россия ежегодно теряет от полутора до двух миллиардов долларов от незаконного промысла морепродуктов. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС первый заместитель директора Федеральной пограничной службы России (ФПС) генерал-полковник Николай Резниченко.
По его словам, на Дальнем Востоке продолжается незаконный вылов крабов и лосося. Каждое четвертое судно в регионе ведет добычу морепродуктов с нарушением правил вылова и вывозит биоресурсы за рубеж. За 2000 год было оштрафовано российскими пограничниками 1500 российских судов-нарушителей, 120 иностранных и конфисковано 4000 тонн морепродуктов на общую сумму 250 миллионов рублей.
Главным итогом прошлого года и первых месяцев нынешнего стало увеличение суммы налогов от предприятий рыбной промышленности на 50%. В результате активной деятельности ФПС большинство судов-нарушителей вынуждены сейчас скрываться в ледовом поле и японских портах.
В течение первого квартала этого года правоохранительными и контролирующими органами Приморского края задержано 77 рыбопромысловых судов, допустивших нарушения рыбоохранного законодательства, изъято 685 кг морепродуктов и предотвращен незаконный вывоз за рубеж почти 1000 кг ценных морских биоресурсов. Приморской природоохранной прокуратурой было возбуждено три уголовных дела о преступлениях, связанных с незаконной добычей рыбы, по которым в к уголовной ответственности привлечены 5 человек.
Семь раз с начала года пограничники Дальнего Востока останавливали браконьеров предупредительными выстрелами, дважды открывали огонь на поражение. В шести случаях дела были переданы в суд.
Суда либо вообще не имели лицензий, либо вылавливали больше, чем было предусмотрено их квотами. Капитаны судов-браконьеров рассчитывают, что легко и безнаказанно уйдут от сторожевых кораблей ФПС РФ. Однако, по словам пограничников, сейчас это не так просто. Когда судно не отвечает на запросы и пытается уйти, пограничники открывают предупредительный огонь, а в крайнем случае на поражение.
В 2001 году три самых громких инцидента произошли с затопленным пограничниками «Альбатросом-101», пытавшимся скрыться в Японии «СТМ-17» и задержанной 9 апреля «Карповки».
Несколько часов преследовал в Охотском море пограничный корабль «Антиас» судно-браконьер «Карповка» (порт приписки Охотск, Хабаровского края). И только предупредительный огонь самолета АН-72 морской авиации Северо-Восточного регионального управления (СВРУ) ФПС РФ заставил судно остановиться.
Преследование началось поздно вечером 8 апреля. В запретном для промысла районе Охотского моря у западного побережья Камчатки патрульным судном был обнаружен средний траулер-рефрижератор со скрытыми опознавательными знаками. Судно начало уходить от преследования. Более того, войдя в район сложной ледовой обстановки, капитан «Карповки» заявил в радиоэфире, что пограничники его не смогут догнать.
Всю ночь продолжалась погоня, а утром в воздух был поднят самолет АН-72. После двух предупредительных выстрелов с самолета СТР остановился. На борту было обнаружено 11 тонн выловленного без разрешения минтая.
Шесть южно-корейских рыболовных судов-нарушителей задержаны российскими морскими пограничниками и инспекцией рыбной охраны в водах Северных Курил утром 18 апреля. Об этом РИА «Новости» сообщили в пресс-центре СВРУ ФПС.
Пять из этих судов поначалу отказались подчиниться пограничникам. Капитаны двух судов дали команду «Стоп машина» лишь после того, как по одному из траулеров был открыт прицельный огонь с пограничного самолета.
Все шесть судов в российских экономических водах были обнаружены экипажем патрульного корабля «Антиас». Пока досмотровая группа работала на одном из траулеров, остальные южно-корейские суда попытались на высокой скорости уйти в нейтральные воды.
После непродолжительной погони за ними сторожевого пограничного корабля «Камчатка» и патрульного корабля «Пагелла» три траулера застопорили ход. Однако два траулера «Цитрус» и «Жунг Сунг-3» продолжали на полной скорости держать курс в нейтральные воды.
Когда по траулеру «Цитрус» был открыт огонь с воздуха, судно остановилось. Вскоре подчинился пограничникам и капитан второго траулера-беглеца.
В настоящее время группы инспекторов пограничной государственной морской инспекции и спецморинспекции выясняют причины неадекватного поведения южно-корейских промысловиков, которые скорее всего во время бегства избавлялись от нелегального груза.
20 и 21 апреля пограничниками Тихоокеанского регионального управления (ТОРУ) ФПС РФ зарегистрированы сразу четыре факта нарушения японскими рыболовными судами границы России в Кунаширском проливе. Причем во всех случаях в наши территориальные воды вторгались по нескольку судов.
В первый раз 20 апреля в 5:35 по владивостокскому времени сразу шесть японских рыболовных судов и через 20 минут еще четыре траулера несанкционированно пересекли границу и углубились в территориальные воды России приблизительно на 1,5 мили. Через короткий отрезок времени суда покинули российскую территорию.
Приблизительно то же произошло на следующий день. В 6:43 теперь уже 11 рыболовных судов под японским флагом также в Кунаширском проливе непрошено пожаловали к нам. При этом три судна углубились уже на три мили в наши территориальные воды, а остальные остались на расстоянии 1,5 мили. Как и в первый раз, «незваные гости» покинули территорию России достаточно быстро.
Позже на месте проникновения судов экипажем пограничного сторожевого корабля были обнаружены 12 выставленных сетей и 25 ловушек трубача.
Как сообщили корреспонденту газеты «Владивосток» в пресс-центре ТОРУ, в соответствии с имеющимися договоренностями информация об этих нарушениях направлена в генеральное консульство Японии во Владивостоке и управление безопасности на море Японии. В этом документе руководство ТОРУ выразило надежду, что, как и ранее, японская сторона примет немедленные эффективные меры по недопущению подобных нарушений. Также японская сторона поставлена в известность о том, что в случае подобных нарушений в дальнейшем российские пограничники будут вынуждены применять самые решительные меры.
И в заключение любопытная информация: специалисты СКБ Института космических исследований Российской академии наук разработали систему централизованного дистанционного контроля за технологическими процессами на рыболовецких судах.
Ее основу составляют датчики, устанавливаемые на приводах тралов, в трюмах и других точках судов. Автоматически фиксируется количество выловленной рыбы, температурный режим ее хранения и другие параметры. Эта информация с помощью специальной аппаратуры по спутниковой связи передается за тысячи километров диспетчеру.
Острая необходимость такого контроля вызвана участившимися случаями браконьерского промысла и незаконной продажи выловленной рыбы иностранным компаниям, что особенно часто происходит в последнее время на Дальнем Востоке.
Татьяна ЛИХАЧЕВА
Судовладельцы бросают рыбаков
Поиск брошенных за границей российских моряков начали российские профсоюзы с целью репатриации тружеников океана из зарубежных портов на родину. Как считают в Российском профессиональном союзе моряков, в портах различных стран осели тысячи российских моряков и рыбаков, оказавшихся без работы из-за ареста их судов или по каким-то другим причинам. Они голодают в иностранных портах, собирают милостыню, перебиваются случайными заработками, но не могут вернуться в Россию из-за того, что у них нет денег.
Как сообщил председатель дальневосточной организации Российского профсоюза моряков Николай Суханов, он своими собственными глазами видел в различных зарубежных портах сотни таких российских тружеников океанов. Особенно много их в Республике Корея, Китае, Греции, странах Африки. Как считает Николай Суханов, только Дальний Восток рассеял по всему миру более тысячи моряков и рыбаков, которые не могут вернуться домой.
Российский профсоюз моряков хочет добиться от правительства Российской Федерации государственных расходов на репатриацию моряков и рыбаков на родину из любой зарубежной страны, если это не в состоянии сделать судовладельцы. С этой целью собираются сведения о брошенных за границей российских моряках, чтобы определить суммы, необходимые для их репатриации.
ИТАР-ТАСС
Продолжение темы
И СМЕХ И ГРЕФ
Под таким заголовком наша газета печатала 5 апреля с.г. статью об участии в аукционных торгах, состоявшихся 20 марта в Москве, ООО Фирмы «Жупанова» (генеральный директор В.Н. Новиков), которая, имея единственный на восточном побережье Камчатки крабовый завод, осталась без крабовых квот и без денег, которые перечислила как предоплату за участие в аукционе. Недавно я снова встретился с Владимиром Никитичем и попросил рассказать о дальнейшем развитии событий.
Если читатель помнит, вместе с деньгами фирма направила и письмо в Министерство экономики и развития РФ с просьбой «пойти навстречу единственному крабовому заводу на востоке Камчатки и предоставить льготу в приобретении одного или половины лота на краба бэрди». 30 марта фирма получила ответ за подписью первого заместителя председателя Госкомрыболовства А.П. Моисеева, в котором говорилось: «Государственный комитет РФ по рыболовству рассмотрел Ваше обращение по вопросу о предоставлении градообразующим предприятиям льготных условий на приобретение квот на вылов водных биоресурсов в 2001 году и сообщает.
Правительство РФ распоряжением от 01. 02. 2001 г. № 146-р утвердило на 2001 год субъектам российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, в том числе и Камчатской области, промышленные квоты на вылов водных биоресурсов для распределения на безвозмездной основе между региональными заявителями, осуществляющими поставки рыбного сырья на рыбоперерабатывающие предприятия, расположенные на территории Российской Федерации, или реализацию продукции на территории РФ. Также согласно этому распоряжению, все квоты на вылов крабов на 2001 год распределяются между пользователями на аукционной основе.
На совещании у Председателя Правительства Российской Федерации М. М. Касьянова 5 марта 2001 года с участием руководителей органов федеральной исполнительной власти, заместителей полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, руководителей приморских субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа была отмечена необходимость применения принципа платности за пользование водными биоресурсами как средства сохранения и рационального использования этих ресурсов, и было признано целесообразным дальнейшее использование аукционной формы распределения квот на вылов водных биоресурсов между пользователями.
С учётом статуса градообразующих предприятий, несущих значительные дополнительные затраты на содержание социальной инфраструктуры населённых пунктов, необходимости обновления рыбопромыслового флота и развития береговых рыбоперерабатывающих предприятий, соответствующим органам исполнительной власти даны поручения подготовить предложения о целесообразности представления отдельным градообразующим организациям рыбной промышленности дотаций из федерального бюджета 2002 года, разработать механизм экономического стимулирования списания предприятиями изношенного рыбопромыслового флота и приобретения на его замену высокотехнологических судов, а также меры по развитию береговых рыбоперерабатывающих предприятий.
Для сведения сообщаем, что согласно распоряжению Правительства РФ от 01. 02. 2001 г. № 146-р для рыбохозяйственных предприятий Камчатской области в Петропавловско-Командорской подзоне установлены квоты на вылов в объёме 68, 637 тыс. тонн.»
А деньги в сумме 1740000 рублей обязательный взнос для участия в аукционе после неоднократных запросов смогли вытребовать назад только 17 апреля, вместо 5 дней, как оговаривалось в положении, после аукциона.
Отправляли в Москву факсы с просьбой ускорить перевод денег назад, на наш счет, рассказывал Владимир Никитич, бесполезно. Пока не подключил к этому вопросу свою знакомую в столице, которая дошла до первого заместителя Министра экономического развития и торговли РФ, исполняющего обязанности заместителя председателя комиссии по проведению аукционов по продаже промышленных квот на вылов водных биологических ресурсов И. С. Матерова. Тогда только дело с мёртвой точки сдвинулось. Но крабов нам так и не выделили. Придется в этом году завод законсервировать. Буду возить туда на экскурсию высокопоставленных начальников, если они будут сюда приезжать, показывать своё простаивающее предприятие. Хотя, кого они сейчас интересуют – эти простаивающие предприятия?
На красную рыбу тоже лимиты пока не дали. Проводится паспортизация предприятий по области до мая. Будем стараться на лососе какую-то прибыль сделать, если будут хорошие подходы, как наука обещает. Иначе просто не выживем. Родное Правительство в нищету ввергает. Наша фирма одна из немногих, которая платит налоги с каждого килограмма выпущенной продукции. И когда рыбообрабатывающее оборудование приобретаем тоже 20% налога на добавленную стоимость выплачиваем. Конечно, после его установки федеральный бюджет обязан возвращать нам эти деньги, но государство в этом плане не торопится. Таких денег за прошлый год у нас набежало 1400000 рублей, но мы не можем их получить обратно, хотя в налоговой инспекции право на них нами доказано. А путина не за горами: надо топливо покупать, продукты для рыбаков, спецодежду. Если я сейчас не выбью эти свои деньги, мне не на что будет рыбалкой заниматься.
Никакой поддержки предпринимателям со стороны государства не производится. Иначе, как бандитской, я такую государственную политику и экономику назвать не могу.
Геннадий СТРУНАЧЕВ
|