В ЕВРОПЕ У ДМП — СВОЯ НИША


Четыре года назад холдинговая компания «Дальморепродукт» напрямую «вышла» в Европу. В столице Франции интересы холдинга все это время представляет компания «Садко Франс». Ее президент А.Масаженков приехал в командировку во Владивосток. С ним встретился наш корреспондент.
— Александр Николаевич, вы приехали на этот раз не один, а в сопровождении адвоката. С чем это связано?
— Дело в том, что только по нашим понятиям присутствие адвоката сразу подразумевает какое-то судебное разбирательство. Отнюдь. Мы приехали для обсуждения с руководством холдинга ситуации на европейском рынке, консультировались по поводу взаимоотношений с клиентами, укреплению наших позиций в Европе. За границей принято проводить такие встречи в присутствии адвоката. Мэтр Пончак — доктор юридических наук, преподает право в Лийском университете, имеет обширную клиентуру по всему миру, в том числе и в России. В течение четырех лет он адвокат «Садко Франс». Сейчас мы собираемся зарегистрировать фирменный значок ДМП — краб, чтобы защитить права компании, уже ставшей огромным концерном в Европе. В таком случае никто не сможет воспользоваться нашим знаком и при этом избежать неприятностей. Данная процедура требует участия адвоката.
— Вероятно, ваш приезд связан и с распределением квот на вылов камчатского краба в 1997 году?
— Сокращение добычи краба, несомненно, отразится на состоянии рынка, деятельности «Садко Франс». Понятно, что это элитная продукция, которая тянет за собой остальной ассортимент. «Чатка» — лицо «Дальморепродукта» в Европе. На мировой выставке продуктов питания в Сеале к нам подходили испанские, голландские, французские покупатели и говорили, что наш краб лучший. Но его запасы не бесконечны. Ученые давно уже предупреждены о необходимости сократить добычу. Мы понимаем это и сейчас с руководством «Дальморепродукта» изучаем возможность производства консервов из крабовой палочки (фарша сурими). Пока основными поставщиками на этом огромном рынке остаются Тайланд и Южная Корея. Они завоевывают рынок каждый день, а наш краб европейский покупатель берет 3-4 раза в год на праздник. Консервы из фарша сурими — очень дешевы, на них заработаешь копейки. Но продавать нужно все, что продается.
— Но «Садко Франс» продает в Европе не только краб...
— Наши лососевые консервы несколько десятилетий подряд пользовались огромным спросом. А сегодня американцы, тайландцы поставляют гораздо более дешевую продукцию и выталкивают нас с рынка. Этот процесс продолжается два года: в 1994-м мы продавали 180 тыс. ящиков лососевых консервов, сейчас — не больше 30 тыс. Что же касается сайры, то высокие таможенные тарифы делают ее продажу невыгодной.
— Я знаю, что вы с г-ном Пончаком побывали на рыбном рынке во Владивостоке.
— Да, и увидели консервы с этикеткой своей фирмы! Хотя и сделана точная фотокопия, любой специалист мгновенно узнает подделку. В Европе такие вещи караются очень строго. Если вы увидели, что продают продукцию под вашей маркой, она будет тут же арестована, а владелец оштрафован. Но у нас, в России, пока допустимо все.
В Европе, в частности, во Франции действуют очень жесткие санитарные нормы. Прежде чем продукция ляжет на прилавок супермаркета, санитарные власти должны осмотреть завод-производитель и подтвердить, что его состояние отвечает принятым в Европе нормам. Стоит отметить, что «Дальморепродукт» был первой компанией на Дальнем Востоке, которая получила разрешение на поставки продукции в Европу.
В прошлом году произошел такой случай. Два контейнера крабовых консервов, которые пришли неизвестно откуда, были арестованы на границе Франции таможенной полицией. А она наделена огромными правами. Представители таможни приехали в «Садко Франс» и тщательно проверяли документы, пока не убедились, что мы не имеем к этой афере никакого отношения. Конечно, черный рынок крабовых консервов существует. Но пробиться ему в цивилизованных странах практически невозможно. Ведь не случайно ДМП пожелал зарегистрировать свой торговый значок, он разнозначен знаку качества. Сегодня продукция холдинга можно сказать самая дорогая в Европе. Это хорошо и плохо одновременно. Еще в бытность СССР дважды покупатели блокировали русские консервы. Конечно, вопрос ценообразования очень тонкий. Там не принято изменять цены каждый день. В старой, размеренной Европе, где давно все расписано и поделено, очень непросто занять свою нишу. «Дальморепродукту» это удалось. Не без помощи дочернего предприятия «Садко Франс».

Беседовала А. САМОЙЛОВА.
«Рыбак Приморья» N° 48 1996

Назад