Реформа рыбной промышленности Китая

П. Федулов

СПРАВКА:
В 80-х годах продукция рыбного хозяйства (вылов и выращивание, без водорослей) составляла в Китае не более 4-5 млн. тонн в год. Уже в начале 90-х го дов — свыше 12 млн. тонн, а по итогам 1996 года — 30,8 млн. тонн, из них морские объекты — 18,3, в т. ч. марикультура — 6,3, пресноводные — 12,6 млн. тонн, в т.ч.аквакультура — 11,0. Ежегодный прирост до 5,6%.
Итак, о реформах рыбной промышиенностя Китая.
Важнейшими факторами, стимулировавшими развитие рыбной промышленности Китая, явились:
   — государственная поддержка развития рыбной промышленности;
   — реформа системы управления этой отраслью в рамках новой экономической политики. Фактически с 1979 г. правительство КНР выделило рыбную отрасль в приоритетное направление китайской экономики. Впервые правительство определило главные направления развития отрасли: аквакультура, рациональное использование ресурсов, повышение качества продукции. До этого предпочтение отдавалось морскому рыболовству, которое развивалось в целом стихийно и бесконтрольно, что привело к переэксплуатации морских прибрежных ресурсов.
С началом либерализации китайской экономики правительство не только не ослабило внимания к рыбной промышленности, но и усилило государственную поддержку этой отрасли. В рамках государственной политики в отношении рыболовства стимулами для его развития были инвестиции, налоговые льготы, кредитная политика.
Правительство Китая за 1979 — 1989 гг. инвестировало в рыбную промышленность около 3 млрд. юаней (360 млн. долларов США). Оно сумело также обеспечить благоприятные условия для притока иностранных инвестиций, создав для этого стабильную и привлекательную для инвесторов законодательную базу. За первые 10 лет реформ (1978 — 1988 гг), из внешних источников было инвестировано 500 млн. долларов США. Начиная с 1985 г. по настоящее время в КНР уже реализовано проектов в области рыболовства и аквакультуры на 227,7 млн. долларов США и находится в стадии выполнения еще на 640,3 млн. долларов США. Причем, между иностранными инвесторами идет конкурентная борьба за право участвовать в китайском рыбном бизнесе. Это привело к созданию в стране в короткие сроки более 2 тыс. совместных предприятий.
Основные доноры Китая — Всемирный Банк, Азиатский Банк развития, Международный фонд развития сельского хозяйства, Европейский Союз, ЮНИДЕП, Япония и др. Большую помощь в развитии рыбохозяйственной отрасли оказывает ФАО: с 1985 г. выполнено проектов на 2,3 млн. долларов США. Однако, для КНР более важно то, что ФАО как признанный в мире эксперт по вопросам рыболовства оказывает помощь в составлении технико — экономических обоснований и дает заключения по прединвестиционным исследованиям по многим проектам, получающим затем финансирование от других доноров. В 1985 г. в экономических планах КНР были предусмотрены дальнейшее ускоренное развитие пресноводной и морской аква-культуры, развитие дальнего экспедиционного промысла, разработка мер сохранения прибрежных ресурсов, улучшение качества технологической обработки и хранения рыбопродукции и ее экспортная ориентация.
В 1985 г. правительство КНР объявило об отказе контроля за ценами на рыбную продукцию. Это было первое большое событие в области реформы цен.
Отказ от регулирования цен сделал торговлю высокоприбыльной деятельностью, не требующей существенных начальных инвести-ций. Уже в 1985 г. все государственные предприятия в области поставок и маркетинга стали прибыльными.
В рыбной промышленности Китая существуют предприятия различных форм собственности: государственной, коллективной и частной.
На государственных предприятиях реформы начались с децентрализации прав на принятие решений в сфере управления производством. Эти права были переданы рыбакам. В Китае не проводилось ускоренной и принудительной приватизации. Большая часть относительно крупного рыболовного флота (около 10 тыс. рыболовных судов) все еще находится в собственности государства. Но хотя государство владеет средствами производства, оно не участвует в управлении этими предприятиями. Государственные компании осуществляют свою деятельность по управлению, опираясь на современные рыночные принципы, неся полную ответственность за свои доходы и убытки. (Главным было — не разрушать имеющийся потенциал. Сначало было решено изменить форму собственности в отношении не основных фондов производства, а конечного производственного продукта — он стал принадлежать тому, кто его производил и мог реализовывать по свободным рыночным ценам).
Очень активно действуют коллективные предприятия. В. 1993 г. более 3700 рыболовных деревень с общим населением в 5 млн. человек и 2,3 млн., занятых в производстве, полностью зависили от морского рыбного промысла. (Стремительное развитие получил семейный подряд, — в аренду на 3-5- 10 лет было отдано все: пруды, озера, каналы, балки, овраги, в расчете 1 га на 1 человека).
В настоящее время в рыболовстве быстро внедряется акционерная система. Эффективность акционерных обществ при операциях большого масштаба сделала эту форму хозяйствования очень популярной. Частные предприятия существуют в китайской рыбной промышленности с начала экономических реформ, и их число быстро растет, особенно в сфере торговли. В конечном итоге, реформы полностью перестроили всю систему управления отраслью.
Управление осуществляется через систему контрактов, рентных договоров, товариществ, акций, объединяя различные формы собственности.
В связи с быстрым развитием рынка рыбных товаров, ростом обрабатывающих и торговых предприятий Китай стал испытывать острую необходимость в создании соответствующих центров сбора, обработки и распространения маркентинговой информации и оказания консультационных услуг по рыболовству.
Такой центр-ИНФО, с помощью ФАО был создан и стал частью всемирной маркентинговой сети. Реформы предусматривают также стимулирование рыбопромысловой науки и образования. К 1988 г. было открыто 120 НИИ в области рыбного хозяйства, сейчас их более 200.
Огромное внимание уделяется разработке и внедрению нового рыболовного законодательства. Госсовет КНР в 1979 г. принял «Правила по разведению и охране рыбных ресурсов&Raquo;. В частности, для сдерживания неконтролируемого роста рыболовства в прибрежных районах одобрена политика контроля количества рыболовных судов, ывведены квоты на моторизованные рыболовные суда.
В 1986 г. принимается первый «Закон о рыболовстве КНР», а в 1987 г.  — «Правила и порядок выполнения «Закона о рыболовстве». После этого более 200 распоряжений, инструкций и др. документов были разработаны и изданы Госсоветом КНР, администрациями провинций, префектур и округов по всей стране.
В Китае создана разветвленная, но достаточно централизованная система управления рыбной отраслью. Она замыкается на Бюро по рыболовству министерства сельского хозяйства КНР. Ему прямо подчиняются рыболовные администрации, созданные для каждого из трёх морей: Желтого, Восточно — Китайского и Южно - Китайского, а также рыболовные администрации 30 провинций, автономных регионов, муниципалитетов и кругов. В управлении рыболовством занято всего около 20 тысяч служащих (это при населении страны более 1 млрд. 200 млн. человек!).
Правительство большое внимание уделяет распространению информации в области рыболовства, в том числе рыболовного законодательства, стремится повышать знания всех, занятых в рыболовстве, особенно рыбаков.
Совместные предприятия имеют большие льготы в налогообло жении, что стимулировало приток иностранного капитала в рыбную промышленность, Но многие провинции установили верхний предел для инвестиций, чтобы не нарушать национальный баланс. (от 1 до 5 млн. долларов США, а проекты более 5 млн. долларов должны получать разрешение Госплана КНР).
В соответствии с принятыми правительством КНР правилами Китайский Банк не дает гарантий ни под совместные предприятия, ни под кредиты и займы любых иностранных или многосторонних  китайских организаций. В рамках проектов разрешается закладывать свои собственные средства или можно обратиться за гарантиями непосредственно к правительственным или государственным учреждениям.
Не разрешается создавать совместные предприятия, ориентированные на промысел ресурсов прибрежных районов,. ввиду переэксплуатации этих ресурсов, а также в областях, где используются секретные технологии.
Громадные темпы роста вылова в Китае были достигнуты благодаря наращиванию промысловых мощностей и интенсивному развитию марикультуры. Морское рыболовство в стране полностью эксплуатирует все основные коммерческие виды в традиционных промысловых районах, а большинство из них переэксплуатируется. Количество рыболовных судов для прибрежного промысла приближается к максимуму. В то же время дальний экспедиционный флот может-увеличить свой вылов, особенно в случае подписания Китаем новых рыболовных соглашении с другими странами. Такую политику сейчас проводит китайская рыболовная администрация. В обозримом будущем строительство судов для дальнего экспедиционного промысла будет продолжаться и китайский вылов в водах иностранных государств в открытом океане будет возрастать.
Новая китайская правительственная стратегия поддержки и развития рыболовства на ближайшее десятилетие отводит главную роль науке и образованию.
Усилия будут сосредоточены на управлении ресурсами и защите окружающей среды. Максимальная экономическая выгода как цель рыболовства в прошлые годы заменяется ком плексной целью получения от рыболовства одновременно со циальных, экономических и экологических выгод.
СПРАВКА:
Рыболовный флот КНР за последние 15 лет вырос более чем в 7 раз, при этом фпот отличается массовостью и малотоннажностью. Так, в прибрежном промысле занято свыше 400 тысяч мелких судов. В пределах экономической зоны работает до 12 тысяч среднетоннажных судов. И пока только около 100 единиц крупного флота работают в удаленных океанических районах.

П.Федулов
Из сбоника аналитической и реферативной информации ВНИЭРХа
"Биопромысловые и экономические вопросы Мирового рыболовства"
№12 за 1997 г. и № 5 за 1998 г.
(статья дается в сокращении)

Назад