РЫБАЦКИЙ «ГИГАНТ» ДЕНЕГ НЕ БЕРЕТБольшое Дело требует и большого терпения. В течение нескольких лет редакция
«РП» внимательно следила за ходом строительства в пригородной зоне Владивостока
и под Находкой крупнейшего в регионе торгово-промышленного комплекса. Эта
программа, задуманная еще в советские времена тогдашним ГПО «Дальрыба»
и крайрыболовпотребсоюзом и получившая условное Название «Гигант», главной
своей задачей ставила улучшение торгового обслуживания рыбаков в море и
на берегу. Идея казалась утопичной — это ж сколько нужно денег, чтобы довести
ее До ума. Но деньги наймись. Нашлись и зарубежные инвесторы, которые не
побоялись «тряхнуть мошой» под благое намерение. Не прошло и трех лет,
как на пустыре в районе 28 километра выросли корпуса первого владивостокского
супермаркета, от фундамента до крыши построенного руками Приморцев. Ими
же была смонтирована и вся внутренняя начинка, сплошь состоящая из современного
импортного оборудования. До пуска оставались считанные месяцы, когда вдруг
американцы стали «отрабатывать задний ход». Проще говоря, отказались выделить
еще несколько миллионов долларов под заключительный цикл строительства
и закуп товаров, объяснив это «бесперспективностью «Гиганта». Однако, похоже,
они просчитались: скоро год, как «Гигант» работает, организовав оптовую
торговлю и пустив перерабатывающие цеха. Л уже в феврале нынешнего он откроется
«по полной программ». Об этом сообщил в интервью нашему корреспонденту
председатель крайрыболовпотребсоюза Юрий КАРЕТИН.
— Что значит «по полной»? В общей сложности мы вложили в этот проект
121 миллиард рублей — больше; 20 миллионов американских долларов. Реальная
доля иностранцев здесь мизерная, в основном это деньги наших, российских,
учредителей. Да, специалисты из США дали нам немало полезных советов и
консультаций, подучили спасских фермеров — будущих наших поставщиков сельхозпродукции,
причем скрупулезно считая каждый потраченный цент. Туг мы им от души благодарны.
Но то, что они в самый ответственный момент вот так с нами обошлись, не
укладывается в представления о порядочности. Я расцениваю это как невыполнение
своих обязательств по комплексу, что на целый год задержало его открытие.
Представьте, 2000 квадратных метров, отведенных под розничную торговлю
площадей, уже оснащенных всем оборудованием, до сих пор простаивали без
пользы! Согласно имеющимся договоренностям, американцы должны были открыть
нам «кредитную линию» на 5 миллионов долларов, а дали лишь три миллиона,
да и то условных, как долгосрочный кредит, «забыв» их даже как следует
проконвертировать. Логика, наверно, была такая: в России в менеджменте
никто не смыслит, понадобится наша помощь — сами придут с поклоном, на любых
условиях. А пока — пусть крутятся, мы посмотрим, на что они способны.
Было очевидно, что американцы просто набивают себе цену. Ведь без розницы
— она задействована лишь на 10 процентов — комплекс не может считаться
полноценным. И все же в этом году мы должны достичь товарооборота в 300
миллиардов рублей. Для сравнения отмечу, что это поистине гигантский объем,
составляющий семь процентов от всего торгового оборота в Приморском крае.
— Как же вам, Юрий Иванович, удалось выпутаться из столь неприятной
ситуации?
— Спасибо нашим рыбакам. И в первую очередь — холдинговой компании
«Дальморепродукт», которая поддержала в трудную минуту. Мы обратились за
помощью к ее президенту Юрию Григоровичу Диденко, предложив стать нашим
учредителем. В одиночку, конечно же, мы ничего бы не добились. А тут сама
жизнь заставила объединиться. Сегодня же почти ни у кого нет налички, чтобы
нормально жить и работать, без задержек платить людям зарплату. И рыбаки
тут не исключение. Борьба правительства «не на жизнь, а на смерть» с инфляцией
привела к тому, что безденежье стало повсеместным. Резко снизилась платежеспособность
населения. И вот вам другой конец этой палки — рыбопродукция залеживается
на складах и в торговле, ее не берут. У «Дальморепродукта» огромные холодильные
мощности, забитые рыбой, компания не знает, куда ее девать. Вот эту ЕЕ
головную боль мы и предложили взять на себя. Выгода двойная: мы реализуем
продукцию холдинга, обмениваем ее на другие товары, а ДМП получает возможность
рассчитаться с рыбаками за их труд и еще — получить свои проценты.
— То есть «Дальморепродукт» и вы надеетесь таким образом создать как
бы противовес тем социальным и финансовым трудностям, что завели и тупик
всю страну. И каким же будет механизм вашего партнерства«
— Что представляет собой наш комплекс? Нет, это не просто два супермагазина
в Находке и Владивостоке. Это еще кондитерская фабрика, цех по производству
меховых изделий, крупнейший в регионе колбасный цех — всего пять объектов.
Но в них сосредоточилась вся система крайрыболовпотребсоюза, который за
60 лет наработал колоссальный опыт. Все склады, вся розница, вся сеть наших
магазинов вдоль приморского побережья сегодня плавно интегрировали в систему
«Гигант». И все они должны работать, получать товар, торговать по единой
схеме. Если, положим, рыбаки Преображения обязуются поставлять нам рыбу,
мы со своей стороны берем на себя обязательства по доставке туда товаров.
Мы хотим забрать у «Дальрыбы» ее разрозненные магазины, которые несут одни
убытки, возможно, взять под свое крыло комплекс «Экватор», чтобы они тоже
работали по единому принципу, по единым устойчивым ценам, имели бы единую
оптовую базу. Каждый должен заниматься своим делом: рыбаки — ловить рыбу,
а торговля — ее реализовывать, обеспечивая тружеников моря всем необходимым.
Мы не собираемся наживаться на чьих-то финансовых трудностях. Посмотрите,
какие сегодня наценки везде — от 20 до 100 и более процентов от стоимости,
заявленной производителем. А качество товара? Чего только не везут коммерсанты
и «челноки» из-за рубежа — порой заведомый брак, нередко опасный для здоровья.
А спросишь сертификат — разводят руками и виновато улыбаются. Может, именно
потому еще теряет покупатель интерес к «комкам» и частным магазинчикам,
что их владельцы не могут по-иному работать, кроме как повышать цены. Результат
сами видите: киоски нынче стоят пустые, под замком — не дают они ожидаемой
прибыли. У нас же люди найдут совершенно иной сервис, другое к себе отношение.
Основными поставщиками товаров для «Гиганта» будут отечественные, российские
производители. Мы хотим реанимировать под флагом оптового рынка всю лежащую
на боку пищевую и перерабатывающую промышленность, для чего создаем соответствующие
условия. Все, что есть во Владивостоке — а это 1000-1200 наименований товаров
— есть и у нас. Вся продукция (кстати, доля российской у нас будет составлять
78-80 процентов) сертифицирована. Ну и, пожалуй, главное для потребителя
— наши наценки будут значительно ниже городских, порядка 1-2 процента.
Чувствуете разницу?
Что же касается оптовой торговли, то уже сейчас у нас действует четкая
система заказов, которая позволяет быстро отпускать заявленный товар, решить
проблемы обеспечения продовольствием всех, кто в том нуждается. И рыбаков,
и моряков — кого угодно. И на промысле, и в порту. В «Гиганте» работают
профессионалы, прекрасно обученный персонал, прошедший стажировку за рубежом.
— Вероятно, покупателю будет интересно узнать, как же он, не имея денег в кармане (где их взять, если, как вы сказали, туго с наличкой), сможет воспользоваться вашими услугами? — Когда-то нам по карточкам отпускали колбасу и масло. Сущий мизер — по полкилограмма, по 200 граммов на человека в месяц. Купил — и живи как хочешь. А сейчас везде выбор широчайший: бери, что душе угодно и сколько пожелаешь. Да весь парадокс, повторяю, в том, что покупать не на что - ни у кого нет денег. Но представьте себе, что государство вновь включило свой печатаный станок — да завтра же от этого изобилия не останется и следа. Так где же выход? А вот мы его как раз и предлагаем. В «Гиганте» все расчеты с покупателем будут вестись на компьютерах. Имея на руках пластиковую магнитную карточку (а она будет выдаваться всем, кто работает в холдинге), можно будет прийти или приехать к нам, взять любой товар. Это наиболее удобный и цивилизованный способ расчета, который применяется во многих странах мира. Для нас же он хорош тем, что даже отсутствие наличных денег позволит человеку чувствовать себя социально защищенным. Ведь карточка — это та же зарплата, сумма которой в ней закодирована. Взял, скажем, Иванов, Петров товаров на 200 тысяч — тут же все это высвечивается на компьютере: сколько заплачено, какой остаток. Карточка в какой-то мере — это и ваш кошелек, и ваша сберкнижка. — Но ведь кому-то это может и не понравиться. Мол, мы хотим получать
живые деньги и покупать там, где желаем, а нам навязывают свою волю.
— А я и не говорил, что это дело обязательное. И потом — ведь не вся
зарплата, а только часть ее будет переводиться На вашу индивидуальную карточку.
Как пожелаете. Но учтите, что финансовая ситуация в стране все более накаляется,
и даже забастовки, охватившие всю Россию, не приносят никаких перемен.
Люди по полгода, по восемь, месяцев сидят без денег, не получают пенсии
— как им жить? А тут — такое подспорье. Понимаю, что и наша «карточная
система» не панацея от всех бед, но разумно ли пренебрегать ею? Сегодня
даже такая солидная, экономически стабильная компания как «Дальморепродукт»
после выплат всех налогов, пошлин, тарифов не имеет возможности полностью
расплатиться со своими работниками. Сидеть впроголодь, месяцами ждать,
когда эти деньги поступят? Это ваше право, но какой смысл это делать, зная,
что с карточкой ты в любой момент можешь обратиться к нам и купить все,
что тебе надо.
У нас нет сомнений, что «Гигант» и без поддержки зарубежных благодетелей
сможет стать на ноги. Сейчас в «Центросоюзе» решается вопрос об открытии
для нас «кредитной линии», с которой так подвели американцы. Помогает в
этом деле и краевая администрация, с ней мы договариваемся о предоставлении
нам определенных льгот. Они и краю в целом помогут получить, на этом хорошие
дивиденды, снизить социальную напряженность, увеличить значительно торговый
оборот. А главное все же — мы не ошиблись, обратившись за помощью к своим.
Товары уже начинают поступать в «Гигант», и не только продовольственные,
но и промышленные. По ценам, ниже которых нигде не найти. Чем плохо для
семейного бюджета?
Ну а теперь о наших удобствах для покупателей. Не спорю, было бы гораздо
лучше, если бы «Гигант» находился поближе. Но что есть, то есть — мы строили
там, где предложили. Однако не надо отчаиваться: мы сейчас договариваемся
с городскими властями об открытии специального автобусного маршрута. Есть
у нас и свой транспорт: привезем и отвезем. Будем возить людей организованно
по 30-40 человек в удобное для них время. Возможно, для коллектива «Дальморепродукта»
откроем еще свои филиалы прямо в городе. В «Экваторе» или в другом месте.
Во всяком случае, мы постараемся «приблизить» комплекс к покупателю. А
уж дальше он пусть сам решает, иметь с нами дело или не иметь.
Беседу записала В. ЧАРСКАЯ.
|