Флот рыбной промышленности 

Рассматривая современное состояние флота, необходимо отметить сохранение негативных тенденций, сложившихся в последние годы. Пополнение флота не обеспечивает его необходимого обновления.   Рыбопромысловый  флот отличается, с одной стороны, большой  численностью специализированных судов, с другой - их неблагоприятным  возрастным составом и низким техническим  уровнем многих типов судов. В настоящее время доля судов, отработавших свой срок, составляет около 50 процентов. При  этом в составе добывающего флота суда, находящиеся в эксплуатации более 10 лет, составляют свыше 68 процентов, свыше 15 лет - около 50 процентов; обрабатывающих судов свыше 10 лет - 85 процентов, свыше 15 лет - 82 процента.   Значительная часть этих судов имеет сроки службы, превышающие  нормативные. На долю флота приходится 75 процентов стоимости производственных фондов. Он обеспечивает около 90 процентов объема вылова рыбы и нерыбных объектов. На судах вырабатывается около 90 процентов всей товарной продукции, свыше половины рыбных консервов и почти вся рыбная мука.   Из-за нехватки собственных средств предприятий и отсутствия государственной поддержки пополнение флота в последние  годы носит в основном эпизодический характер. Много судов приобретено по лизинговым контрактам, которые заключались в прежних условиях рыболовства, на них предусматривалась компенсация затрат за счет экспорта приблизительно половины рыбной продукции, с поставкой второй половины на внутренний рынок.  Планировалась высокая экономическая эффективность эксплуатации этих судов. Однако изменения в рыболовстве за последние годы и конъюнктура цен на мировом рынке на рыботовары, а также причины, связанные с освоением судов, не привели к ожидаемым результатам.   В настоящее время проблемами воссоздания флота занимаются Роскомрыболовство России и коммерческие структуры. Определить наиболее эффективную техническую политику развития современного флота в условиях предприятия практически невозможно, а региональные программы развития не учитывают многих факторов и часто разработаны без достаточного научного обоснования.   Проектом целевой программы развития рыбного хозяйства РФ  до 2000 года «Рыба» предусмотрены конкретные меры по развитию флота с целью стабилизации добычи рыбы.   По состоянию на 1 января 1997 года флот рыбной промышленности Сахалина насчитывает 464 промысловых судна, без учета малых рыболовных ботов, неподнадзорных Регистру РФ. С учетом транспортных, буксирных и вспомогательных судов общее количество флота составляет свыше 600 судов, поднадзорных Регистру РФ.   Основу советской рыбной промышленности составлял флот. Быстрый рост рыбной промышленности Сахалина обеспечивался главным образом за счет интенсивного пополнения промыслового флота современными, технически хорошо оснащенными и поэтому высокоэффективными  судами, более половины которых поставляло для рыбаков Сахалина отечественное судостроение.   После 1976 года начался процесс установления многими прибрежными странами широких  рыболовных зон (до 200 миль). В результате чего к 1978 году оказались перекрытыми все наиболее продуктивные районы рыболовства, расположенные над шельфами материков и островов.   Вследствие этого произошло снижение достигнутых выловов рыбы  и добычи морепродуктов. Перед нашими рыбаками  и судостроителями встали новые важные  задачи: уменьшить ущерб, нанесенный рыболовству СССР установлением зон, переориентировать флот с наименьшими дополнительными затратами для работы за пределами 200-мильных зон, освоить новые объекты лова в срединных, открытых для свободного рыболовства районах Мирового океана, повысить эффективность работы судов и обеспечить рациональное использование сырьевых ресурсов в собственных прибрежных районах и внутренних морях, обеспечить наиболее полную (без отходов) переработку уловов на судах. Эти задачи не были для наших рыбаков и судостроителей неожиданными.
  К концу 60-х годов были спроектированы основные типы промысловых судов, массовое строительство которых началось в начале 70-х годов; были построены и испытаны головные суда типа БМРТ.   Для эффективной эксплуатации в прибрежных водах были спроектированы сейнеры-траулеры МРС-225  и МРС-150.  В 1971-1975 гг. была налажена серийная поставка рыболовных судов типа МРТ.   В связи с новыми задачами, в частности - значительно увеличить добычу рыбы и морепродуктов за пределами 200-мильных зон, потребовалось усилить промысловое устройство больших траулеров, оснастить их более канатоемкими промысловыми лебедками и поисковой техникой с целью освоения глубоководного лова рыбы. Был пересмотрен состав оборудования этих судов для переработки глубоководных рыб. Ряд судов был приспособлен для добычи и переработки антарктического криля - одного из новых объектов массового лова, из которого были получены ценные пищевые продукты.   Наименьшей  модернизации подверглись среднетоннажные суда, работающие с кошельковыми неводами. На них были установлены более мощные и экономичные энергетические установки.   Необходимо особо подчеркнуть высокий технический уровень отечественных промысловых судов последних лет постройки. Значительно повысилась их энерговооруженность, улучшились эксплуатационно-бытовые характеристики. По скоростным и тяговым характеристикам, безопасности плавания промысловые суда находятся на уровне мировых стандартов.   Практически все суда новых типов строятся на знак автоматизации их энергетической установки А2 Регистра СССР, что означает ее приспособленность безвахтенной работы в течение всего светлого времени суток, а малый транспортный рефрижератор типа «Радужный» имеет знак автоматизации А1, означающий  возможность полного безвахтенного обслуживания его энергетической установки в течение суток.   На промысловых судах отечественной постройки предусматриваются автоматизированные вспомогательные котельные установки и рефрижераторная установка, поддерживающие температурный режим в грузовых трюмах. На подавляющем большинстве  судов применяются авторулевые. Все современные промысловые суда оборудованы устройством и системами, предупреждающими   загрязнение моря с них. Автоматизирован и ряд процессов переработки рыбы.
  По достигнутым  выходным  параметрам  на современном уровне находится поисковая техника, которой оснащены отечественные рыбодобывающие суда.   Потребность страны в пищевых продуктах, богатая сырьевая база дальневосточных морей и возможность ее освоения вызвали необходимость пополнения промыслового флота более производительными специализированными судами прибрежного и морского рыболовства. В 50-е годы на флот стали поступать малые рыболовные сейнеры разных проектов с мощностью главных двигателей 80 л. с. (РБ-80). К строительству судов этого типа приступили сахалинские судостроительные предприятия Холмска, Невельска, Александровска-Сахалинского. За короткий срок все предприятия рыбной промышленности Сахалина были обеспечены судами этого типа.   Стали поступать рыболовные сейнеры с мощностью главных двигателей 300 л. с (PC-300) хабаровской постройки и средние рыболовные траулеры с мощностью главных двигателей 300-400 л. с. (СРТ-300-400), предназначенные для добычи рыбы кошельковыми  неводами, снюрреводами, ярусами и тралами. На этих судах были впервые открыты и освоены новые промысловые районы добычи  рыбы в Охотском море, у берегов Камчатки, в Беринговом море и на Курильских островах.   С целью повышения  экономической эффективности судов первичную обработку сырья начали производить непосредственно в море. Флот стал пополняться производственными рефрижераторами зарубежной (ПР № 4, ПР «Первомайск») и отечественной постройки (ПР типа «Севастополь» и «Таврия»), а также рыбообрабатывающими  плавбазами зарубежной постройки (ПБ типа «Ламут» и «Северодвинск»).   Производственные рефрижераторы осуществляли прием свежей рыбы, ее заморозку, упаковку в тару и доставку на берег, а плавбазы производили посол сырья и выработку соленой продукции в бочках.   Для повышения производительности обрабатывающих судов, исключая непроизводительные переходы, вывоз с промысла вырабатываемой ими продукции, флот начал пополняться транспортными рефрижераторами. В начале 50-х годов эти функции выполняли суда зарубежной постройки типа «Ангара», «Куста-най», «Яна» грузоподъемностью от 460 до 2050 тонн и скоростью от 11 до 14,5 узла.   Во второй половине 50-х годов флот стал пополняться транспортными рефрижераторами   игечеигввнной постройки типа «Амур», «Актюбинск». В связи с освоением отдаленных районов промысла грузоподъемность и скорость новых транспортных рефрижераторов постоянно повышалась, достигнув на ТР типа «Актюбинск» 3150 тонн и 16,6 узла.  Дальнейшее  расширение районов рыболовства, повышение качества и ассортимента вырабатываемой продукции, появление новых технических средств вызвали необходимость создания новых типов судов.  С начала 60-х годов промысловый флот стал пополняться малыми рыболовными сейнерами МРС-225, средними рыболовными траулерами-морозильщиками, а затем и рефрижераторными разных модификаций типа СРТМ  «Маяк», «Слава Керчи», «Ольга», СРТР «Саргассы» и др. Эти суда предназначались для лова рыбы бортовыми тралами, дрифтерными сетями, ярусами, кошельковыми неводами, бортовыми ловушками. На судах стала вырабатываться малосоленая (пресервы), охлажденная и замороженная продукция.  60-е годы характерны появлением на флоте принципиально новых больших морозильных  траулеров кормового траления. Они отличались возможностью ведения промысла при повышенном волнении моря, увеличением производительности труда и эффективности промысла. Некоторые модификации  судов этого типа (БМРТ «Маяковский») обеспечили высокую эффективность океанического рыболовства с выпуском расширенного ассортимента рыбной продукции - замороженной рыбы и филе, консервов из печени и икры минтая, рыбной муки.  Поставки на бассейн специализированных консервных плавбаз типа «Андрей Захаров» и «Кораблестроитель Клопотов» отечественной постройки обеспечили увеличение производства консервов из краба и рыбы, расширение ассортимента вырабатываемой продукции.  Увеличение  спроса на малосоленую продукцию (пресервы) потребовало создания новых специализированных плавбаз. Поэтому наряду с пополнением флота производственными рефрижераторами типа «Братск» и «Скрыплев» на бассейн поступили плавбазы типа «Спасск» (японской постройки), осуществлявшие разделку и заморозку улова, выпуск пресервов, муки, технического жира и полуфабриката медицинского жира.  В эти же годы на флот стали поступать транспортные рефрижераторы типа «Сибирь» отечественной постройки, типа «Камчатские горы»» и «Остров Русский» зарубежной постройки грузоподъемностью 5700-6680 тонн и скоростью 17,4-18,3 узла, обеспечивающие промысловые суда всеми видами снабжения и вывоз рыбопродукции как с ближних, так и с отдаленных районов рыболовства.   В 70-х годах продолжалось пополнение флота всеми типами новых судов промыслового флота. В начале этого периода на флот стали поступать получившие в дальнейшем широкое распространение траулеры типа «Пулковский меридиан», а также зверобойно-рыболовные суда типа «Зверобой» польской постройки. Этот же период характеризуется появлением в составе обрабатывающего флота специализированных рыбоперерабатывающих  плавбаз типа «Пятидесятилетие СССР» отечественной постройки, предназначенных для приема рыбы от добывающих судов в удаленных районах промысла, выработки рыбной муки, мороженой продукции, консервов, технического и полуфабриката медицинского жира.   С целью доставки рыбной продукции из наиболее удаленных районов промысла непосредственно в порты европейской части (без использования железнодорожного транспорта) были созданы и вошли в состав флота самые крупные и скоростные транспортные рефрижераторы типа «Охотское море» (грузоподъемность 10850 тонн, скорость 17,9 узла).   Необходимость одномоментного вывоза соленой и мороженой рыбопродукции из малоемких холодильников многочисленных береговых рыбообрабатывающих предприятий Дальнего Востока перед закрытием навигации и завоза на них малых партий рефрижераторных (скоропортящихся) продовольственных грузов потребовала строительства малотоннажных транспортных рефрижераторов. По предложению начальника службы  коммерческой эксплуатации Сахалинрыбпрома Хоружика Е. Л. на базе корпуса СРТМ началось строительство таких рефрижераторов на Хабаровской судоверфи. В конце 70-х - начале 80-х годов они стали пополнять транспортный флот Дальнего Востока.   Вторая половина 70-х годов также характерна пополнением флота новыми типами судов. Для промысла рыбы в прибрежных водах поступили малые добывающие суда проектов 1338К и 1338П. Среднетоннажные добывающие суда пополнились средними морозильными  траулерами типа «Василий Яковенко» с частичной разделкой рыбы и ее последующей заморозкой, а также сейнерами-траулерами типа «Надежный». В состав крупнотоннажного добывающего флота вошли большие морозильные траулеры типа «Прометей». Обрабатывающий и транспортный флот пополнился универсальными плавбазами типа «Конституция СССР» и транспортом типа «Тарханск» и «Татарстан».   С начала 90-х годов наряду с продолжавшимся поступлением судов старых проектов отечественной постройки (БМРТ проекта 1288, СРТМ проекта 502 ЭМ, СРТР проекта 503, МРТР проекта 1328) промысловый флот пополнился новыми высокопромысловыми  судами зарубежной постройки - большими морозильными траулерами типа «Сотрудничество» постройки Испании, среднетоннажными  морозильными траулерами типа «Стеркодер» постройки Норвегии и «Мыс Корсаков» постройки Германии, выпускающими высококачественную продукцию повышенного спроса, средними морозильными ярусниками типа «Антиас» постройки Германии, большими тунцеловными сейнерами типа «Каури» постройки Испании. Кроме того, поступили единичные суда различных проектов зарубежной постройки, прошедшие переоборудование для нужд конкретных судовладельцев.
ПОСТУПЛЕНИЕ ФЛОТА ДЛЯ САХАЛИНСКИХ  РЫБАКОВ
  Первые 5 океанских сейнеров рыбаки Сахалина получили в 1952 году, а в следующем, 1953 году судов такого типа было уже 15и18  средних рыболовных траулеров.   За десять лет (1946-1956 годы):   1. Капиталовложения в рыбную промышленность Сахалина составили: 1946 год - 31986 тыс. рублей; 1951год - 64903 тыс. рублей; 1956 год - 88354 тыс. рублей.   II. Добыто рыбы промысловым  флотом в тыс. центнеров: 1946 год - 105,0; 1951 год - 520,0; 1956 год - 960,0.   III. Рост мощности промыслового флота составил в тыс. лошадиных  сил: 1946 год - 6,8; 1951 год - 14,9; 1956 год - 45,2.   IV. Тоннаж транспортно-холодильного самоходного флота (брутто тонн): 1946 год - 0; 1954 год - 270; 1955 год - 670; 1956 год -1590.   С этого времени начался переход от прибрежного промысла рыбы к морскому и океаническому. За 1956-1960 годы рыбопромысловый  флот обновился почти полностью. Число новых судов возросло в два раза, а общая мощность добывающего флота увеличилась в пять раз. Расширение районов промысла позволило увеличить добычу таких видов рыб, как треска, камбала, морской окунь. В 1960 году началось освоение промысла сайры.
  Переход судов из района промысла к береговым приемным базам отнимал много времени. Вот почему флот стал пополняться плавучими базами, способными производить прием и обработку рыбы прямо в местах промысла. Первым таким судном явилась плавбаза «Кавказ», переоборудованная в 1950 году для этих целей из грузового транспортного судна. В последующие годы состав обрабатывающих судов пополнился новыми плавбазами.
 Качественно новый этап в развитии рыбной промышленности открыли большие  морозильные рыболовные траулеры -БМРТ. Это океанские суда-плавучие рыбозаводы. В отличие от плавбаз БМРТ сами добывают и сами перерабатывают рыбу в готовую продукцию. Здесь все процессы добычи и обработки механизированы. Только один БМРТ, экипаж которого составляет около 100 человек, вылавливает и обрабатывает почти 100 тыс. центнеров рыбы в год.  Только за 1966-1970 годы рыбопромысловый флот пополнился 81 судном, в том числе 14 БМРТ и 32 средними морозильными рыболовными траулерами. В 1970 году Сахалинрыбпром получил и начал эксплуатировать 9 средних рыболовных траулеров-морозилыциков - СРТМ. У сахалинских рыбаков судов этого типа насчитывалось уже 47. Суда СРТМ имеют хорошие морские качества, обладают неограниченным районом плавания, они позволили внедрить в технику промысла кошельковые неводы размером 1200х200 м. Были получены плавбазы «Новая Ладога», «Советское Заполярье», "Юлиан Мархлевский", плавучий консервный завод «Кронид Коренов» и другие суда. Эти суда обеспечены новейшим  навигационным, технологическим и промысловым  оборудованием, позволяющим вести успешный лов и обработку рыбы в любое время года и в различных условиях погоды.  В 1970 году рыбная промышленность  области имела около 600 судов. В 1971 году поступили плавбаза «Маршал Мерец-ков», БМРТ «Контайка», «Туркуль», «Каренга». В 1972 году поступили БМРТ «Мыс Егорова», «Мыс Сенявина», «Мыс Крылова», производственные рефрижераторы « Михаил Янко», «Иско-на», «Ишим», «Виталий Бонивур», «Горнозаводск», «Самарканд». В 1973 году поступили плавбаза «Пограничник Леонов», БМРТ «Мыс Лазарева», ПР «Красногорск», ТР «Печерск» и ЗРС «Зверобой». За 1975-1977 годы поступило пять плавбаз, восемь БМРТ, восемь ЗРС, восемь СРТМ-800, четыре СТР и тринадцать PC-300.  На  1 января 1986 года флот рыбной промышленности Сахалина и рыболовецких колхозов имел в своем составе 1821 судно, из них 702 судна находились под техническим надзором Регистра СССР. Остальные 1119 составляли суда маломерного флота - МРБ-40, МРБ-20 и рыболовные кунгасы, неподнадзорные Регистру СССР.  За 1985 год из состава флота предприятий Сахалина и рыболовецких колхозов было списано 39 судов. Пополнился флот 34 судами из новостроя.  Списаны  суда: БМРТ - 8, средние рыболовные траулеры мощностью свыше 500 л. с.-2, средние траулеры - 8, PC-300 - 15, производственные рефрижераторы - 2, транспортные рефрижераторы - 2, транспортные сухогрузные суда - 2, буксиры мощностью менее 800 л. с.-1, буксирные катера 150 л. с.-3.  Поступили  суда: большие траулеры - 2, средние траулеры 800 л. с.-8, малые траулеры (МРС) -10, транспортные рефрижераторы - 1, буксиры мощностью свыше 800 л. с.-1, буксирные катера 150 л. с. - 2, плавучие плавсредства - 10.  К 1976 году были списаны все промысловые суда постройки ГДР типа СРТ-300, СРТ-400, РС-300, СО-300, и СРТ-300 отечественной постройки и зверобойные шхуны. К 1983 году были списаны суда типа СРТМ-540 и СРТР-400.  Состав флота по типам судов с 1971 по 1985 год приведен в таблице №  1.  Мощность  главных  судовых двигателей с 1971 по 1978 год приведена в таблице № 2.
 Таблица №  I
Состав флота рыбной промышленности Сахалина с 1971 по 1985 год
№ п/п Основные типы судов Годы
  1971 1972 1973 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1985
1. Траулеры-заводы - - - - - - 3 8 14 14 14 14 14
2. Плавзаводы 4 4 4 4 4 2 2 6 6 6 6 6 6
3. Плавбазы 8 8 9 12 10 13 12 10 10 10 9 9 9
4. БМРТ 21 24 25 28 32 34 36 36 36 36 36 35 35
5. Сейнер-траулер - - 2 7 7 7 7 7 11 14 20 22 23
6. СРТМ-800 47 47 47 54 56 57 59 60 65 66 68 70 100
7. СРТМ-540 7 7 7 8 8 8 8 5 1 1 - - -
8. СРТР-400 (отечеств.) 18 46 47 47 46 45 44 27 15 11 7 - -
9. PC-300 72 82 89 104 104 93 98 97 88 89 87 86 87
10. МРС, РБ-80 113 125 126 120 123 124 123 134 133 133 139 140 263
11. Рефрижератор-трансп. 2 7 9 9 9 9 9 9 6 6 6 6 4
12. Рефрижератор (пр. 583) 11 11 12 11 11 11 11 11 10 9 9 6 6
13. ТХС 16 16 16 16 14 14 14 10 8 8 6 6 4
14. Зверобойные шхуны 14 12 13 5 1 - - - - - - - -
15. ЗРС - - - 12 13 15 15 15 14 13 14 14 13
16. Пароходы, теплоходы 3 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7
17. Теплоходы (пр. 229) 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
18. Танкеры . 4 4 4 4 3 3 3 3 3 3 3 3 3
19. Буксиры типа Ж, КЖ, ДД 75 77 81 75 67 72 68 68 67 67 66 67 66
20. Буксиры 1200 л. с. 7 7 7 8 8 9 9 9 9 8 8 9 9
21. Земснаряды 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
22. Плавдоки, полудоки 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6
23. МРБ 153 110 87 110 100 104 99 110 112 108 112 102 126
24. Кунгасы и пр. 1096 1065 799 780 805 801 803 748 787 795 776 870 990
 Всего судов 1721 1724 1449 1462 150» 1492 1443 1423 1398 1363 1362 1366 1821

 
 
Таблица №  2
Мощности главных двигателей судов рыбной промышлеввости Сахалина                        с 1971 по 1978 год
№ п/п Годы К-во судов по району На балансе СРП  Мощность гл. двигате- На балансе Мощность гл. двигате-
    лей в л, с* СОРКС лей в л. с,
 1 1971 625 448 231115 137 2979
2 1972 659 442 263000 216 32451
3 1973 650 438 281800 212 35595
4 1974 682 433 293600 249 38100
5 1975 703 445 344900 258 39400
6 1976 693 426 320000 265 40000
7 1977 691 425 320700 261 39600
8 1978 673 418 360000 255 36800
   Учитывая то, что за последние годы флот пополнялся крупными рыболовными судами, соответственно увеличивалась его мощность.
          ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СУДОВ ФЛОТА РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ   САХАЛИНА
МАЛЫЙ  РЫБОЛОВНЫЙ  БОТ (МРБ-20) КРАБОЛОВНЫЙ              ТИПА «КАВАСАКИ»
   Завод-строитель - верфи Дальнего Востока, 1950 г. Длина -13,5 м. Регистровая вместимость - 7,5 р. т. Скорость - 6,4 узла. Двигатель-2 чсп  10,5/13 - 20 л. с. Грузоподъемность - 5 т. Экипаж  - 7 чел. Корпус - дерево. Радиооборудование - р/с «Урожай». Район  плавания - удаление до 5 миль от базы.
МАЛЫЙ  РЫБОЛОВНЫЙ  БОТ (МРБ-20)         ТИПА «ФЕЛЮГА»
 
  Год постройки — 1952, Азовская верфь. Длина -  9,1 м. Грузоподъемность - 4 т. Экипаж - 5 чел. Район плавания - прибрежный, до 6-8 миль от базы. Корпус - дерево. Двигатель-2 чсп 10,5/12 -20 л. с. Скорость - 7 узлов.
МАЛЫЙ  РЫБОЛОВНЫЙ  БОТ ДЕРЕВЯННЫЙ  (МРБ-20)                ТИПА «ДОРИ»
  Год постройки - 1952, Архангельская судоверфь. Длина - 8,8 м. Двигатель-2 чсп 10,5/12 -20 л. с. Экипаж - 6 чел. Скорость -6,1 узла. Район плавания - с удалением до 5 миль от базы. Корпус - дерево. Грузоподъемность - 3 т.
МАЛЫЙ  РЫБОЛОВНЫЙ СЕЙНЕР ТИПА РБД
 
  Место постройки - Никола-евск-на-Амуре, 1953 г. Длина - 17,8 м. Район плавания - 20 миль  от базы. Грузоподъемность -7,5 т. Экипаж - 8 чел. Скорость - 6,6 узла. Двигатель S4DV-224 -80  л. с. Радио -«Урожай-1». Корпус - дерево.
 

 
МАЛЫЙ  РЫБОЛОВНЫЙ   СЕЙНЕР ТИПА РБ-80
  Место постройки - верфи Дальнего Востока, 1954-1958 гг. Длина - 17,5 м. Район плавания - 20 миль от базы убежища. Грузоподъемность - 7 т. Экипаж  - 8 чел. Двигатель S4DV-224 -80 л. с. Корпус -стальной. Эхолот поисковый -
 
НЭЛ-5Р. Рация -«Урожай».
МАЛЫЙ   РЫБОЛОВНЫЙ   СЕЙНЕР'ТИПА   МРС-80
 
  Завод постройки — отечественный, 1956 г. Длина - 18,7 м. Район плавания - 20 миль от базы убежища. Грузоподъемность -10  т. Экипаж - 8 чел. Двигатель S4DV-224 - 80 л. с. Рация - У-2.
РЫБОЛОВНЫЙ   СЕЙНЕР ТИПА СО-ЗОО         ПОСТРОЙКИ  ГДР
  Место постройки - г. Магде-бург, 1951 г. Длина - 28,8 м. Регистровая вместимость  -122 р. т. Район плавания - с удалением от базы 100 миль. Грузоподъемность- 32 т. Экипаж - 14 чел. Скорость - 10 узлов. Корпус стальной. Двигатель R8DV-136 - 300 л. с. Радиопеленгатор - 1. Эхолот - НЭЛ-4. Радиостанция - ПАРКС-0,08.
 
РЫБОЛОВНЫЙ   СЕЙНЕР ТИПА PC-300         ПОСТРОЙКИ  ГДР
 
                              Место постройки - г. Бранден-                            бург, 1954 г. Длина - 29,3 м.                             Регистровая  вместимость -                            118 р. т. Район плавания -                            неограниченный.  Грузоподъемность - 40 т. Экипаж - 14 чел. Скорость - 10 узлов. Корпус - стальной. Двигатель R8DV-136 - 300 л. с. Радиопеленгатор -1. Эхолот - EGA-10. Эхолот поисковый - моноскоп «Атлас». Радиостанция -1.
РЫБОЛОВНЫЙ  СЕЙНЕР ТИПА PC-300    ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОСТРОЙКИ
 
 Место постройки - г. Хабаровск, 1955 г. Длина -33,4м. Регистровая вместимость  -148 р. т. Район плавания -неограниченный. Грузоподъемность - 50 т. Экипаж - 15 чел. Скорость - 9 узлов. Корпус - стальной. Двигатель R8DV-136 - 300 л. с. Радиолокатор - створ. Радиопеленгатор - СРП-5. Эхолот - НЭЛ-5Р. Рация -ПАРКС-0,08.
СРЕДНИЙ РЫБОЛОВНЫЙ   ТРАУЛЕР ТИПА СРТ-ЗОО          ПОСТРОЙКИ ГДР (БЕЗ ЮТА)  .
 
                             Место постройки - ГДР, 1950                             г. Длина - 38,5 м. Грузоподъ                            емность - 110 т. Экипаж - 26                             чел. Район плавания - неогра                            ниченный. Скорость - 10 уз                            лов. Двигатель R8DV-136  -300 л. с. Радиопеленгатор - GND-517. Эхолот - НЭЛ-4. Корпус - сталь, клепаный.

СРЕДНИЙ РЫБОЛОВНЫЙ  ТРАУЛЕР ТИПА СРТ-ЗОО         ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОСТРОЙКИ
                              Место постройки - г. Киев,                              «Ленинская кузница». Длина                              - 39,1 м. Грузоподъемность -                             118 т.Экипаж - 25 чел. Реги                             стровая вместимость -  264                              р. т. Район плавания - неограниченный. Скорость - 9,6 узла. Двигатель R8DV-136 - 300 л. с. Корпус - стальной, сварной.
 
СРЕДНИЙ РЫБОЛОВНЫЙ  ТРАУЛЕР-РЕФРИЖЕРАТОР         ТИПА «ОКЕАН» ПОСТРОЙКИ ГДР
  Место  постройки    -  г. Штральзунд, 1957 г. Длина -50,8 м. Грузоподъемность -150 т. Экипаж - 26 чел. Район плавания -  неограниченный. Скорость - 9 узлов. Двигатель R8DV-148 - 540 л. с. Электронавигационное и гидроакустическое оборудование: локатор — 1, рыболокатор - 1, радиопеленгатор - 1, гирокомпас - 1, эхолот - 1, электролаг - 1. Корпус — стальной, сварной.
 
ПРИЕМОТРАНСПОРТНОЕ  СУДНО        ТИПА ПТС-150
                              Место постройки - г. Нико-                             лаевск-на-Амуре, 1946 г. Дли                             на - 26,4 м. Регистровая вмес                             тимость - 83,5 р. т. Грузоподъ                             емность - 30 т. Экипаж - 8 чел.                              Район плавания - с удалени                             ем от базы на 100 миль. Двигатель ЗДбс - 150 л. с. Рация - ПАРКС-0,08. Корпус - дерево.
 
РЕФРИЖЕРАТОР  ТРАНСПОРТНЫЙ  ТИПА ТХС-ЗОО
 
  Место постройки - ГДР, 1956 г. Длина - 38,5 м. Регистровая вместимость - 258 р. т. Грузоподъемность -91,5 т. Экипаж -20 чел. Район плавания - неограниченный. Скорость - 9 узлов. Корпус -стальной, частично клепаный. Двигатель R8DV-136 -300 л. с. Радиопеленгатор - PE-31J. Эхолот - ELA-10.
СРЕДНИЙ РЫБОЛОВНЫЙ  ТРАУЛЕР-РЕФРИЖЕРАТОР               ТИПА «БОЛОГОЕ»
 
  Место постройки - г. Киев, «Ленинская кузница», 1957 г. Длина -43,6м.  Грузоподъемность - 130 т. Экипаж - 26 чел. Регистровая вместимость - 350 р. т. Район плавания - неограниченный. Скорость - 10,4 узла. Двигатель 6ДР ^°/ - 400 л. с. Корпус - стальной, сварной. Радиолокатор - створ. Радиопеленгатор - СРП-5. Гирокомпас - «Амур». Эхолот - НЭЛ-5Р. Лаг - АЗМ. Радиостанция - ПАРКС-0,08, АСП-З-0,06, ПРВ, ПР-4п, ПАС-4м.
БУКСИР МОРСКОЙ ТИПА «Ж» С ДВИГАТЕЛЕМ ЗД6 150 л. с.
 
                              Год постройки - 1940, Вла                            дивостокская судоверфь. Дли                            на - 17,3 м. Регистровая вме                            стимость - 28,0. Мощность —                             150 л. с. Экипаж - 6-8 чел.                             Скорость - 9 узлов. Корпус —                             стальной, сварной. Район плавания - удаление от базы убежища до 20 миль.
БУКСИР МОРСКОЙ 300 л. с. ПОСТРОЙКИ ГДР
                             Место постройки - г. Магде-                            бург, 1954 г. Длина - 28,8 м.                             Регистровая  вместимость  -                            130,0. Мощность -  300 л. с.                             Двигатель R8DV-136. Экипаж -                            14 чел. Скорость - 10 узлов.                             Корпус стальной. Шлюпка   -1х12 чел. Район плавания - удаление от базы до 100 миль. Радиопеленгатор - 1. Эхолот — 1. Радиолокатор - створ.
 
БУКСИР МОРСКОЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ  1700 л. с.          ФИНСКОЙ ПОСТРОЙКИ
  Место постройки - г. Турку, 1957 г. Длина - 61,0 м. Мощность - 1700 л. с. Экипаж - 37 чел. Скорость - 13,4 узла. Корпус - стальной, сварной. Шлюпки - 2х43 чел. Район плавания - неограниченный. Радиолокатор - створ. Радиопеленгатор - СРП-5. Гирокомпас - «Амур». Эхолот - НЭЛ-5. Электролаг - ЛГ-25.
 
РЕФРИЖЕРАТОР ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ   ТИПА № 1 ДАТСКОЙ ПОСТРОЙКИ
 
  Место постройки - г. Копенгаген, 1933 г. Длина - 69,7 м. Грузоподъемность - 348 т. Экипаж - 93 чел. Регистровая вместимость - 1427 р. т. Район плавания - неограниченный. Скорость - 9,8 узла. Двигатель 640MTF-75 - 610 л. с. Локатор -
створ. Радиопеленгатор - СРП-5. Эхолот - НЭЛ-З. Электролаг -- ЛЗМ
   РЕФРИЖЕРАТОР ТРАНСПОРТНЫЙ ТИПА «АНГАРА» ШВЕДСКОЙ ПОСТРОЙКИ
                              Место постройки - г. Сток                             гольм, 1954 г. Длина -61,5м.                              Грузоподъемность  - 735 т.                              Экипаж - 33 чел. Регистровая                              вместимость - 946 р. т. Район плавания - неограниченный. Скорость - II узлов. Двигатель -дизель «Нохаб-Поляр» - 850 л. с. Локатор - створ. Радиопеленгатор SR-40c. Эхолот - 1. Электролаг - ЛМЗ-4.
 
    РЕФРИЖЕРАТОР  ТРАНСПОРТНЫЙ ТИПА «АМУР» ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОСТРОЙКИ
  Место постройки - г. Хабаровск, 1958 г. Длина - 51,8 м. Грузоподъемность - 250 т. Экипаж - 20 чел. Регистровая вместимость - 382 р. т. Скорость -9,2 узла. Район плавания - неограниченный. Двигатель 4ДР-30/50 - 400 л. с. Локатор - створ. Радиопеленгатор - АРП-50. Гирокомпас - «Амур». Эхолот - НЭЛ-5. Электролаг - ЛГ-25 и ЛЗМ.
 
КИТОБОЙНОЕ СУДНО ТИПА «МИРНЫЙ»     ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОСТРОЙКИ
 
                              Место постройки - г. Нико                             лаев, завод им. Носенко, 1956                              г. Длина - 63,5 м. Экипаж -                             29 чел. Регистровая вмести                             мость - 810 р. т. Район плавания - неограниченный. Скорость - 16,5 узла. Двигатель 5Д50 - 4х900 л. с. Корпус - стальной, сварной. Радиолокатор - створ. Радиопеленгатор - СРП-5. Эхолот - НЭЛ-5у. Электролаг - Гам-4. Радиостанция - ЕРШ, АСП-З-0,06, ПРВ, ПАС-1м.
ЗВЕРОБОЙНАЯ ШХУНА  ФИНСКОЙ ПОСТРОЙКИ
                               Место постройки - г. Турку,                               1954 г. Длина - 40,5 м. Грузо                              подъемность - 200 тонн. Эки                              паж - 24 чел. Регистровая вме                              стимость - 338 р. т. Район пла                              вания - неограниченный. Ско                              рость - 9 узлов. Материал корпуса - дерево. Двигатель «Юне-Мунктель» - 320 л. с. Радиопеленгатор -1.
ЗВЕРОБОЙНО-РЫБОЛОВНОЕ СУДНО ТИПА «ЗВЕРОБОЙ»             ПОЛЬСКОЙ ПОСТРОЙКИ
 
  Место постройки - Польша, 1971 г. Длина - 65 м. Мощность главного двигателя -1100 л. с. Скорость - 13 узлов. Экипаж -  71 чел. Грузоподъемность - 547 тонн. Температура в трюмах - минус 25° С. Орудия лова: трал (донный и пелагический), фангсботы - на промысле зверя. Вырабатываемая продукция: разделанная и неразделанная мороженая рыба, рыбная мука, технический жир, ветеринарный жир, шкуры морского зверя.
КРАБОКОНСЕРВНЫЙ  ЗАВОД «ВТОРОЙ КРАБОЛОВ»
 

 
  Крабоконсервный завод «Второй краболов» построен в 1901 г. в Англии. Мощность - 1800 л. с. Скорость - 8 узлов. Экипаж - 483 чел. Грузоподъемность -3120 т. Стрелы - 4х1,5 т, 8х3 т. Длина -118,8 м.
КРАБОКОНСЕРВНЫЙ ЗАВОД «МЕНЖИНСКИЙ»
                              Крабоконсервный завод «Мен-                            жинский»  построен в 1919 г.                             в Голландии. Мощность - 1800                             л. с. Скорость - 8 узлов. Грузоподъемность - 3240 т. Экипаж - 509 чел. Стрелы - 10х3 т. Длина - 113,5 м. Принимал участие в высадке десанта в 1945 году при освобождении Курильских островов.
ПАРОХОД «ПИЩЕВАЯ  ИНДУСТРИЯ»
  В 1936 году во Владивосток прибыл закупленный в Англии                             пароход «Пищевая индустрия».                             Это морозильное судно водоиз                            мещением  17150 тонн. Долгие                             годы  «Пищевая  индустрия»                             оставался флагманом нашего                             Дальневосточного флота рыб                            ной  промышленности.  Он  в 1946-1950 годах обеспечивал вывозку готовой продукции со всех рыбокомбинатов Сахалина. На рыбокомбинаты доставлял соль. Доставлял на Сахалин продукты питания, требующие охлаждения и заморозки, - масло, мясо, другие мясные продукты. Это было самое большое судно того времени.
 
ПЛАВБАЗА «КАВКАЗ»
 
 Она была переоборудована из транспортного грузового судна в 50-х годах и предназначалась для приемки сельди от промысловых судов непосредственно в море и ее переработки в соленую продукцию. Под жилые помещения матросов-обработчиков был переоборудован в кубрики один твиндек грузового трюма, один твиндек использовался как цех обработки рыбы. Судно имело паровую машину, работало на твердом топливе - угле. Экипаж состоял из 50 человек плюс 60 матросов-обработчиков и мастеров по обработке рыбы. Обработка рыбы велась вручную, производительность была низкой, труд был очень тяжелый.
   ПЛАВБАЗА   «КИЖУЧ»   была переоборудована из транспортного грузового судна в 50-х годах. Твиндек второго трюма был переоборудован под жилье матросов-обработчиков и мастеров (на 50 человек). Был оборудован лазарет. Один из твиндеков грузовых трюмов являлся цехом обработки рыбы. Принимаемую  рыбу от промысловых судов солили в бочках. Трюмы не охлаждались Экипаж  - 50 человек, паровая машина в 600 л. с. работала на твердом топливе, скорость - 7-8 узлов (зависела от качества угля). Бункер воды - 500 тонн, бункер угля - 500 тонн, которого хватало на 20 ходовых суток при расходе угля в сутки 25 тонн.
  ПЛАВБАЗЫ   «СКАЛА»  И «ФЕЛИКС  ДЗЕРЖИНСКИЙ»    также были переоборудованы в 50-х годах из транспортных грузовых судов с паровыми машинами. Вели прием и обработку рыбы от промысловых судов в экспедициях. Эти плавбазы служили до тех пор, пока их не сменили новые, современные.
СЕЛЬДЯНАЯ ПЛАВУЧАЯ  БАЗА «АНАДЫРЬ»
 
  Место постройки - г. Гданьск, Польша, 1952 г. Длина - 108,2 м. Грузоподъемность - 2752 т. Валовая регистровая вместимость - 3858 р. т. Район плавания - неограниченный. Скорость -11,5 узла. Двигатель - паровая машина и турбина «Хри-стиансен Мейер» и «Бауэр Ваха», 1480 + 620 л. с. Корпус -стальной, клепка и сварка. Стрелы - 8х5 т, 1х20 т. Экипаж -132чел.
РЫБООБРАБАТЫВАЮЩАЯ   ПЛАВБАЗА       « ЮЖНО-САХАЛИНСК »
 
  Место постройки - Польша, 1969 г. Длина - 149 м. Двигатель - 6500 л. с. Район плавания - неограниченный. Грузоподъемность - 4670 т. Количество коечных мест — 254. Температура в трюмах - минус 25° и минус 8° С. Вырабатываемая продукция: мороженая и соленая рыба, пресервы, рыбная мука, технический жир.
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПЛАВБАЗА «КОНСТИТУЦИЯ СССР»
 
   Место постройки - Польша, 1978 г. Длина - 164,9 м. Мощность главного двигателя - 8100 л. с. Количество коечных мест - 392, 440. Грузоподъемность - 8080 т. Температура в трюмах -+-8; -30. Вырабатываемая продукция - разделанная и неразделанная мороженая рыба, консервы, пресервы, икра, рыбная мука, витамин А в жире, технический жир.
 БОЛЬШОЙ МОРОЗИЛЬНЫЙ  ТРАУЛЕР      ТИПА «МАЯКОВСКИЙ»
 
  Место постройки - г. Николаев, завод им. Носенко, 1958 г. Длина - 84,7 м. Экипаж - 102 чел. Грузоподъемность - 900 т. Район плавания - неограниченный. Регистровая вместимость - 2450 р. т. Скорость - 13 узлов. Двигатель 8ДР 43/61 - 2000 л. с. Корпус - стальной, сварной. Радиолокатор - створ. Радиопеленгатор - СРП-5. Гирокомпас - «Курс-4». Эхолот - НЭЛ-5у, фишлупа. Электролаг - ЛГ-25 и ЛМЗ.
РЕФРИЖЕРАТОР ТРАНСПОРТНЫЙ      ТИПА «АКТЮБИНСК»
  Построен в 1956 г. на Балтийском заводе, г. Ленинград. Мощность - 4х1800 л. с. Скорость - 16,6 узла. Экипаж - 56 чел. Грузоподъемность - 4867 т. Стрелы 1х1 т, 10х5 т, 1х40 т, 1х60 т. Длина -130,9 м.
   ПРИЕМНО-ТРАНСПОРТНЫЙ   РЕФРИЖЕРАТОР ТИПА «РАДУЖНЫЙ»   (пр. 1350) В КОРПУСЕ СРТМ-800
 
  Длина -  51 м. Мощность главного двигателя - 800 л. с. Скорость - 11,3 узла. Грузоподъемность - 310 т. Температура в трюмах -25; -5; -2. Район  плавания - неограниченный. Количество коечных мест - 23.
ПЛАВУЧИЙ ЗАВОД «КРОНИД КОРЕНОВ»
 
 Вырабатываемая продукция - консервы из краба и рыбы, икра, рыбная мука, технический жир. Длина — 150 м. Двигатель — 2000 л. с. Количество коечных мест - 640. Грузоподъемность -1353 т.
РЫБОЛОВНЫЙ  ТРАУЛЕР МОРОЗИЛЬНЫЙ -    СУПЕРТРАУЛЕР «ИЛЬЯ ИЛЬИН»
 
Построен в 1979 году в ГДР, г. Штральзунд.
БОЛЬШОЙ  АВТОНОМНЫЙ  ТРАУЛЕР МОРОЗИЛЬНЫЙ   «НИКОН КОРПЕНКО»                       (проект БМРТ-1288)

 
  Построен в г. Николаеве в 1986 г. Главный двигатель - 2 дизеля по 3500 л. с. Водоизмещение - 5600 т. Грузоподъемность: рыбы - 1250 т, муки - 160 т, консервов - 25 т. Спальных мест - 90.
СЕЙНЕР-ТРАУЛЕР РЕФРИЖЕРАТОРНЫЙ    ТИПА «НАДЕЖНЫЙ»   (пр. 420)
 
     Длина - 38 м. Мощность главного двигателя - 800 л. с. Скорость -11,4 узла. Экипаж - 22   чел. Грузоподъемность - 100 т. Температура в трюмах - 0+-5. Орудия лова: тралы (донный,  пелагический), кошельковый невод, снюрревод.
 

Назад