В Гербовом зале Государственной Думы состоялось расширенное заседа-ние
Президиума Координационного Совета отечественных товаропроизво-ди-телей
под председательством Николая Рыжкова. В нем приняли участие руко-водители
основных рыбохозяйственных регионов страны, Всероссийской ассоциации рыбохозяйстввнных
предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), председатели профильных
комитетов Госдумы, представители Госкомитета по рыболовству, ЦК профсоюза
работников рыбного хозяйства России и должностные лица заинтересованных
федеральных органов власти.
Рассматривался вопрос о состоянии рыбной отрасли России и мерах по
выводу ее из кризиса.
Цифры свидетельствуют...
Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, сказал президент
ВАРПЭ В.Каменцев, объединяет предприятия рыбной промышленности всех видов
соб-ственности, производящих и экспортирующих 90 процентов рыбной продукции,
во всех регионах России — от Тихого океана до Баренцева и Белого морей,
Балтики, Каспия и Черноморского побережья.
Сегодня рыбная отрасль насчитывает более трех тысяч добывающих, обрабаты-вающих
и транспортных судов, порядка двух тысяч хозяйствующих субъектов, 160 рыбо-ловецких
колхозов. В отрасли работает около полумиллиона человек.
Рыбная отрасль, эксплуатирующая самовоспроизводящиеся ресурсы и дающая
несопоставимую по сравнению с другими отраслями кратковременность окупаемости
вложенных средств, в наше время особенно актуальна. В 1990 году, не самом
лучшем для рыбной отрасли, было произведено 4 млн. тонн продукции, экспорт
составлял 12 процентов от общего объема, импорт только 1 процент. В 1998
году было выпущено 2,6 млн. тонн пищевой продукции, то есть 65 процентов
90-го года. Производство консервов сократилось в 5 раз. Импорт составил
порядка полмиллиона тонн, на внешний рынок бы-ло поставлено более 60 процентов
пищевой продукции. Цифры свидетельствуют о бес-прецедентных темпах развала
отрасли, с 1996 года ставшей убыточной.
Практика показывает, что государственный интерес в сфере рыбного хозяйства
реализуется по двум основным направлениям: решение проблем, связанных с
сохране-нием и рациональным использованием биоресурсов, и создание условий,
обеспечи-вающих достаточные гарантии экономической безопасности страны
и устойчивого разви-тия отрасли. Если в 1990 году баланс обязательств рыбного
хозяйства перед государ-ственным бюджетом и бюджета перед отраслью — госфинансирование
капитальных вложений и т.д., — был в пользу отрасли, то начиная с 1995
года рыбное хозяйство из дотируемого превратилось в донора бюджета. Эта
тенденция продолжается и сейчас.
Изменение финансового потока с плюса на минус означает прекращение
воспро-извод-ственных процессов, абсолютное сокращение и деградацию производственного
потенциала. Этот неутешительный вывод можно подкрепить цифрами. Физический
износ производственных фондов уже сегодня превышает 50 процентов. Более
50 процентов судов эксплуатируются около 20 лет. К 2000-му году нормативному
списанию будет подле-жать 80 процентов промыслового флота отрасли. Большая
часть производственных мощностей сегодня загружена на 20-30 процентов,
и хронический дефицит оборотных средств не уменьшается.
Сравнивая активы и пассивы баланса отрасли, приходишь к выводу, что
отрасль — банкрот.
Каковы причины и последствия столь плачевных результатов?
По мнению Главного контрольного управления Президента РФ, проводившего
проверку эффективности государственного управления рыбной отраслью, частые
реор-ганизации отрасли, начиная с 1991 года, негативным образом отразились
на состоянии дел из-за отсутствия единой отраслевой политики и скоординированных
действий.
Следующий удар по отрасли нанесла непродуманная, поспешная приватизация.
В результате на месте действующих 560 предприятий и организаций образовалось
более двух тысяч хозяйствующих субъектов, что привело, с одной стороны,
к нарушению устоявшихся производственных связей, а с другой — лишило орган
государственного управ-ления точной и достоверной информации о результатах
хозяйствования. Кроме того, че-тырехкратное увеличение предприятий объективно
предопределило низкое качество вы-полнения управленческих функций. В результате
акционирования только 4,5 процента добывающего флота осталось в госсобственности.
Все это чревато потерей мощности флота и значительными затратами на восстановление
его в будущем. Выводы Контроль-ного управления неутешительны: если списываемый
флот не заменить, то к 2010-му году все суда будут иметь срок службы, превышающий
нормативный. Россия потеряет воз-можность выбирать ресурсы в своей исключительной
экономической зоне и в районах Мирового океана и будет вынуждена уступить
их другим странам, кроме того, допустить иностранные государства выбирать
ресурсы и в своей исключительной экономической зоне.
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ РЫБАЛКИ
В 1995 году Правительство России утвердило федеральную программу «Рыба»,
направленную на сохранение и дальнейшее развитие отрасли. Однако все осталось
на бумаге. А в силу того, что стоимость материально-технического обеспечения,
топлива, металла и тарифов растет быстрее, чем цены на рыбу и рыбопродукцию,
добывать и производить рыбу и рыбопродукцию становится невыгодно.
Есть еще один момент. Уже несколько лет, как уровень цен на рыбопродукцию
внутреннего рынка выше уровня цен внешнего. Тем не менее вполне объективные
при-чины и прежде всего задолженность потребителей федерального производственного
фонда ориентируют отечественных производителей поставлять свой товар на
внешний рынок по демпинговым ценам. Сегодня экспорт рыбы и рыботоваров
превратился в круп-нейшее направление деятельности рыбохозяйственного комплекса
России. Но законода-тельные и нормативные акты, регламентирующие внешнеэкономическую
деятельность предприятий и организаций отрасли, не учитывают ряд особенностей,
связанных с рабо-той флота за пределами 12-мильной экономической зоны РФ,
которой ограничивается таможенная территория.
Если нефть, газ, золото, металл, машины и все, что производится в России,
пере-секает таможенную зону, то с рыбой все не так. Практически 80 процентов
вылавли-ваемой рыбы и морепродуктов приходится на промысловые районы за
пределами 12-мильной таможенной зоны и поэтому не подпадают под понятие
экспорта, определенного в законе о государственном регулировании внешнеторговой
деятельности. Это влечет за собой ряд негативных явлений и требует внести
соответствующие поправки в законода-тельные акты, регламентирующие внешнеторговую
деятельность.
МОЖНО ЛИ ИЗБАВИТЬ РОССИЙСКИХ РЫБАКОВ ОТ ЗАГРАНИЧНЫХ КАТАЛАЖЕК?
А пока социальные условия жизни рыбаков катастрофически ухудшаются,
конста-тировал зам. председателя ЦК профсоюза работников
рыбного хозяйства России Ю.Шалонин, растет задолженность по заработной
плате, прекратилось жилищное и коммунальное строительство. Это приводит
к тяжелым последствиям в целом ряде при-морских городов, где вся инфраструктура
полностью зависит от рыбной промышлен-ности.
Сейчас как никогда необходимо активизировать законотворческую деятельность
Госкомитета по рыболовству и Государственной Думы. Рыбакам необходимы законы
о рыболовстве, рыболовном судне и экипаже, о флаге и многие другие. Нужны
федераль-ные системы распределения квот, законодательные решения вопросов
взаимоотношений с таможенными органами и пограничными службами, устранение
нарушений приватиза-ции, результатами которой стала потеря флота, портов,
судоремонтных предприятий. Рыбная отрасль в буквальном смысле растаскивается
на части, разворовывается, корабли передаются за границу, десятки судов
зарегистрированы в оффшорных зонах, пере-даны в доверительное управление
иностранным компаниям, работающим в ресурсах российской зоны. Необходим
трудовой кодекс рыбаков, где должны быть расписаны га-рантии на работу,
продолжительность времени плаваний, оплаты труда, безопасности и так далее,
то есть, гарантия социальной защиты членов экипажей рыбопромыслового флота.
А сейчас рыбаки порой по году не получают никакой зарплаты, поскольку нет
за-конов, которые обязали бы судовладельцев платить заработную плату рыбакам.
Особенно актуальными становятся разработка и принятие конвенции по
найму и трудоустройству рыбаков, конвенции о репатриации рыбаков и ряд
других. В последнее время участились случаи, когда российские рыбаки по
несколько месяцев, а то и лет си-дят в портах по всему миру без средств
к существованию, голодают, воруют, болеют, умирают. Ни в международном
праве, ни в нашем законодательстве нет ни одной строч-ки о репатриации
наших рыбаков. Кто должен вывозить этих людей домой? Почему участились
конфликты экипажей с судовладельцами, аресты наших судов в иностранных
портах?
Потому, что у нас нет правового поля разрешения трудовых конфликтов.
Необхо-димо обязательное заключение на всех судах рыбопромыслового флота,
и прежде всего работающих под удобным флагом, коллективных и индивидуальных
трудовых договоров, соглашений с судовладельцами, что предусмотрено Конвенцией
МОД № 179.
АБСУРД, АБСУРД И ЕЩЕ РАЗ АБСУРД...
Теперь о налогах, продолжил разговор генеральный директор АО «Дальрыба»
Ю.Москальцов (Дальний Восток). В отрасли платят 24 налога, в большинстве
случаев, справедливые. Однако как можно платить дорожный налог тем, кто
ловит рыбу в море? За дизельное топливо, на котором ходят суда, начисляют
25 процентов налога. Еще один странный налог — на продукты и воду, которые
экипаж, возвращаясь из загранрейса, не успел съесть или выпить. И этот
список абсурдов можно продолжать и продолжать.
Необходимо разработать государственную программу замены устаревшего
промыслового фло-та, в которой предусмотреть привлечение инвестиций и организацию
специального госу-дарственного лизингового фонда с широким привлечением
наших судостроительных за-водов, считает представитель «Росрыбколхозсоюза»
Б.Блошко.
Тревожит сырьевая база. Охотское море — богатейшая житница Дальнего
Востока — находится в тяжелом состоянии. Ни в одной стране в экономической
зоне не творятся такие «чудеса», как в Охотском море: у своих берегов приоритет
вылова рыбы отдается крупному промысловому флоту, в том числе иностранному,
и в больших объемах. А за-пасы минтая катастрофически падают. Только за
4 года биомасса минтая сократилась почти в 10 раз. Поэтому необходимо немедленно
разработать особые условия режима промысловой деятельности в Охотском море
и утвердить их на правительственном уров-не. Такое же тревожное положение
и с запасами осетровых и других видов рыб в Каспий-ском бассейне.
В недалеком прошлом, вспомнил президент АО «Казрыба» Б.Сорокин, Каспийское
море с его уникальными осетровыми рыбами было золотым дном для российской
эконо-мики. Однако за последние 10 лет уловы осетров резко сократились.
Ученые уже ставят вопрос о прекращении промышленного лова осетровых. Дело
дошло до того, что в дале-кой Зимбабве собрались люди и начали диктовать
нам политику в отношении осетровых. Чиновник в Швейцарии, в одном из офисов
МИТЭ, определяет объемы вылова и торгов-ли икрой и рыбной продукцией из
осетровых. Позор, да и только.
Закон сохранения и рационального использования осетровых, разрабатываемый
в Думе, необходим, опять включился в разговор Б.Блошко. А вот ряд законов,
например, «О банкротстве», «Об исключительной экономической зоне» положительных
результатов не приносят, а некоторые их положения не только не способствуют
укреплению рыбного хозяйства, а, наоборот, разоряют и душат, по сути, вводят
«смертную экономическую казнь» хозяйств без определения степени вины. Например,
если отбирается лицензия, флот останавливается, попадает в чужие руки.
По логике, сельхозникам, имеющим за-долженность, тоже нужно запретить пахать,
сеять. Нефтяникам и газовикам — добывать нефть и газ. Металлургам — варить
сталь. Абсурд? Абсурд, но в законе он есть. Обидно: организовать нормальное
финансирование деятельности хозяйств правительство не мо-жет, а вот создать
гнетущую налоговую систему и до абсурда довести механизмы ее применения
— мы мастера.
Несколько слов о плате за ресурсы. В документах ООН по морскому праву
обозна-чена особая юридическая ситуация территорий, источники существования
и экономиче-ское развитие которых полностью зависят от рыболовного промысла.
Во многих странах это применяется. Думается, настало время и в России вспомнить
о мировой практике и применять в нашем рыбопромышленном комплексе.
Что нужно государству от рыбака, а рыбаку от государства?
Первому, считает вице-президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина
Е.Филоненко, — стабильные налоги и поставки рыбопродукции по приемлемым
ценам, а второму — стабильные квоты на промысел и предсказуемая налоговая
и таможенная политика. Вот и получается, что и рыбаку, и государству нужно
одно: устраивающие всех правила игры. То есть, необходимо ввести и закрепить
законодательно, то есть в Госу-дарственной Думе, условия взаимоотношений
государства и рыбных хозяйств страны. Принять всем необходимый закон «О
рыболовстве». Не дождавшись, сахалинцы вынуж-дены были разработать и применять
свой, доморощенный закон о рыболовстве. Он юри-дически закрепляет порядок
распределения квот, описывает схему управления рыбохозяйственным комплексом
островной области, закладывает льготы для крупнейшей в стране действующей
на островах системы искусственного разведения рыбы ценнейших лососевых
пород, включает положения о приоритетном развитии прибрежного рыбо-ловства
и о помощи отраслевой науке, а также ряд других ключевых моментов. В основе
закона лежит концепция равного и взаимовыгодного партнерства власти и ведущей
от-расли экономики. Это в интересах отечественного товаропроизводителя,
который, в свою очередь, развивает производство, стабильно платит налоги
государству, наращивает рабочие места, укрепляет социально-политическую
обстановку, то есть, саму основу по-настоящему крепкой, эффективно функционирующей
власти. Островной закон уже рабо-тает и дает результат.
А ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ?
Отраслевой коммерческий банк рыбного хозяйства, созданный рыболовными
и рыбоводческими предприятиями, работает уже девять лет, сказала президент
Рыбхозбанка Н.Яковлева. Основная доля уставного капитала банка — 91 процент
— принадле-жит организациям и предприятиям рыбной отрасли. Кризисы, сотрясавшие
последние пять лет банковскую систему страны, Рыбхозбанк пережил и сумел
защитить своих кли-ентов. Дело в том, что банк строил финансовую политику
не на спекулятивных операци-ях, а содействуя росту рыбохозяйственного производства.
То есть, приоритетным на-правлением деятельности банка является работа
в реальном секторе экономики, на-правленная на развитие отечественных товаропроизводителей,
и осторожная кредитная политика.
Однако роль банка в развитии рыбной отрасли могла бы быть гораздо значитель-ней,
если объединить усилия Госкомрыболовства России и банка. Это могло бы усилить
государственное управление водными и биологическими ресурсами, увеличить
добычу рыбы и морепродуктов, поставку на внутренний рынок России.
На базе Рыбхозбанка необходимо создать единый расчетно-финансовый центр
рыбной отрасли. Тогда появится возможность организации внутриотраслевого
вексельного обращения для комплексной нормализации платежной дисциплины
и погашению взаимной задолженности между хозяйствами и предприятиями отрасли.
И опыт такой у банка уже есть. Если бы основные предприятия обслуживались
в Рыбхозбанке, — а один из источников кредитования — остатки средств на
счетах клиен-тов, — можно было бы иметь до 500 миллионов рублей внутренних
кредитных ресурсов в год.
По состоянию на 1 января 1999 года Рыбхозбанк со своим активом вошел
в пер-вые 50 банков России и занимает 41-е место.
Жизнь показала устойчивость небольшого Рыбхозбанка, и поэтому трудно
понять негласные мотивы предпочтения этого банка другим — сейчас рассматривается
вопрос обслуживания средств целевого федерального бюджетного фонда управления,
изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов другими
банками. Поче-му? Зачем?
Остается надеяться, что Минфин откликнется на просьбу Рыбхозбанка и
не по-зволит разрушить отработанный за долгие годы механизм финансирования
отрасли и отраслевой науки, органов рыбоохраны, рыборазведения, аварийно-спасательного
фло-та, прибрежных регионов и рыболовецких колхозов.
ПЕНИ, ДОЛГИ И ПРОЧЕЕ...
Многие российские рыбообрабатывающие, тарные, судоремонтные предприятия
практически стоят на коленях под тяжестью всяческих долгов, сетует президент
АО «Казрыба» Б.М.Сорокин. Если положение в отрасли не изменится, поднять
их будет не-возможно, поскольку долги порой зашкаливают за стоимость основных
фондов пред-приятий. В данной ситуации государство должно реструктурировать
долги. Никаких пени, никаких долгов — предприятия не смогут их выплатить
ни через год, ни через пять лет. Начинать надо с чистого листа.
Но прежде необходимо выяснить, а что же делает себестоимость продукции
такой дорогой? Электроэнергия. Топливо. Транспорт. Связь. Монополисты диктуют
свои усло-вия, поэтому русскому предпринимателю ни вздохнуть, ни выдохнуть.
Налоги заплатил, кое с кем рассчитался — и зарплаты не видать. Кредиты
в банке брать — под 120, 90, 70 процентов? Кто же их выплатит? За границей
проценты свыше 10 не поднимаются. С такой ставкой предприятие могло бы
пополнить оборотные средства.
Да, статистика не радует, уточнила заместитель Председателя Госдумы
С.Горячева. С одной стороны, в России сокращается добыча рыбы, производство
рыбо-продуктов. С другой, увеличивается экспорт. Фактически, речь сегодня
уже идет о продо-вольственной безопасности страны. 40 процентов продуктов
питания на столах россиян — зарубежные. Хотя обладаем всем, чтобы решать
продовольственные проблемы с по-мощью своих производителей.
Проверка Счетной палаты показала, что у нас есть внутренние резервы
для под-держки рыбной отрасли. Но они не всегда используются. Например,
Госкомрыболовство недоиспользовало правительственные квоты, выделенные
в 1996 году, на 11 процентов. В 1997 году — уже на 23 процента. В 1998
году — на 28 процентов. Если проценты пере-вести в миллиарды, получим:
в 1996 году — недополучено 100 миллиардов неденоминированных рублей, в
1997 году— 120. Проблема есть, и ее надо решать.
Государственная Дума приняла бюджет развития, в котором 20,7 миллиарда
руб-лей предусмотрены для вложения в отечественное производство, в том
числе и в рыбодобывающую отрасль. Снизили налоги на НДС для наших предприятий
до 15 процентов, а налог на прибыль до 30. Надеемся, что это в какой-то
мере поможет оживить отрасль и пополнить доходную часть бюджета.
«Думская панорама» специально для «НКП»